Дидактические игры по развитию речи в младшей группе детского сада
Дидактические игры для детей 3-4 лет. Развитие речи
Игра «Провожаем и встречаем»
Дидактическая задача. Прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими.
Игровая задача. Помочь Петрушке проводить и встречать бабушку.
Игровые правила. Вовремя сказать бабушке слова благодарности, поздороваться с ней и сказать «до свидания».
Ход игры
К детям приходит Петрушка (кукла бибабо). Он говорит, что идет встречать свою бабушку из магазина. Воспитатель спрашивает у Петрушки, умеет ли он быть вежливым и внимательным с бабушкой. Петрушка рассказывает детям, как нужно быть вежливым и внимательным.
Дети внимательно наблюдают, за инсценировкой (театр картинок).
Петрушка.
Однажды моя бабушка
На улицу пошла.
Сказал я своей бабушке:
— Привет, ну как дела?
Когда же моя бабушка
Домой назад вернулась,
Я «до свиданья» ей сказал, —
Она мне улыбнулась.
Друзья, мне дайте вы совет:
Я все же прав иль нет?
Когда сосед мне подарил мопед,
Ему сказал я: «А другого нет?»
Он головой в ответ мне покачал,
Так что же я неправильно сказал?
Когда ложится бабушка в кровать,
Я утра доброго приду ей пожелать,
А утром я бабулю разбужу:
«Спокойной ночи!» — радостно скажу!
Друзья, скорее дайте мне совет.
Я все же прав иль нет?
Воспитатель спрашивает у детей, в чем не прав Петрушка и что надо говорить на самом деле.
Игра «Прыгали мышки»
Дидактическая задача: активизировать артикуляционный аппарат; научить выразительно (при помощи мимики и интонации) произносить текст.
Игровая задача. Обмануть сторожа.
Игровые правила. Убегать, как только сторож проснется.
Ход игры
Воспитатель приносит кота Ваську и сообщает детям, что кот любит ловить мышей. Васька довольно мурлыкает, он хорошо сторожит дом от мышей. Вот и сейчас он вкусно пообедал: съел плошку сметаны, выпил кувшинчик сливок и уселся на коврик. Здесь он и выжидает мышей. Но мыши решили кота Ваську перехитрить. Они дождались, пока он уснет после сытного обеда. Васька улегся, захрапел, а мыши тут как тут. Педагог побуждает детей выступить в игре в роли мышей.
Дети - «мыши», четко выговаривая слова с нужной динамикой (силой звука), потихоньку крадутся из норки, встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения «Прыгали мышки» Н. Колпаковой: прыгают, пляшут, пружинящим шагом сужают круг — «идут к коврижке» и кричат все вместе: «А-ам!», присаживаясь на пол.
Прыгали мышки около коврижки,
Прыгали, пели... и всю коврижку съели!
Сторож кот просыпается и ловит мышей.
Игра «Птицы, летите!»
Дидактическая задача. Учить детей понимать обобщающие слова.
Игровая задача. Помочь птицам улететь.
Игровые правила. Улететь, когда прозвучит сигнал: «Птицы, летите!»
Ход игры
Воспитатель приносит картинку, на которой изображены птицы и звери, сидящие в клетке. Педагог говорит: «Злой Дуремар поймал синичку, снегиря, волка и лису. Посадил их в клетку и не выпускает. Буратино (показывает игрушку) хочет спасти всех обитателей клетки. Он не знает, как к ним обратиться, чтобы звери и птицы могли покинуть клетку как можно скорее».
Дети должны помочь определить, кто и каким образом покинет клетку, и четко сказать: «бегите!», «летите!» Кому как надо сказать? (Синичку и снегиря назвать общим словом «птицы»; волка и лису — «звери».) Время идет, и пока Дуремар не вернулся, надо выпускать обитателей клетки. Если персонажей назвали обобщенным словом правильно, то обитатели покидают клетку. (Буратино показывает соответствующую картинку.)
В конце дети играют в обитателей клетки. Буратино (ребенок) кричит: «Птицы, летите!» —и птицы улетают из клетки. Затем: «Звери, бегите!» —и звери убегают прочь.
Игра «Чье платье лучше?»
Дидактическая задача. Формировать словарь; учить различать и называть существенные детали и части предметов.
Игровая задача. Помирить кукол.
Игровые правила. Не ошибаться при назывании предметов (если ребенок ошибся, то кукла капризничает).
Ход игры
Воспитатель приносит двух бумажных кукол со снимающейся одеждой — куклу Катю и куклу Веру. Они собрались на праздник и поссорились из-за того, что поспорили, чье платье лучше. Они так ссорились, что раскраснелись. Их глаза распухли от слез, и теперь обе куклы выглядят одинаково некрасиво.
Ревы, ревы, ревушки,
Кудрявые головушки.
Волосы растрепаны.
Личики заплаканы.
Как теперь узнать нам,
Чье красивей платье?
Платьица помялись,
Бантики порвались.
Лучше успокоиться,
Не кричать, не ссориться.
Улыбнуться, не грустить,
Все обиды позабыть.
Воспитатель просит детей помочь куклам умыться и погладить утюгом (воображаемые действия) их красивые платья. Дети снимают с кукол платья и «гладят» их. Платья готовы. Теперь куклы перепутали одежду и не знают, где чье платье. Воспитатель предлагает куклам описать свои платья, а дети должны сказать, какое платье кому принадлежит.
Кукла Вера. Мое платье желтое, шелковое, с короткими рукавами, с большим карманом, с красным воротником.
Кукла Катя. Мое платье шерстяное, зеленого цвета, с белым воротником, с длинными рукавами; у него красивые белые пуговицы, маленькие кармашки с цветочками,
Дети по описанию определяют, какое платье какой кукле принадлежит. Они вслух повторяют вслед за куклами описание деталей и отыскивают их на платьях.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на изучение букв для детей 2-3 лет
Упражнения на формирование правильного произношения у детей 3-5 лет
Игры на развитие мышления для детей 3-4 лет в детском саду
Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду
Консультация для родителей. Игры для развития речи детей 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!