Консультация для родителей будущих первоклассников по подготовке к школе
Игры на подготовку детей к школе
Итак, мы приглашаем вас и ваших детей поиграть в школу, но сначала познакомьте ребенка со школой. Это тоже можно сделать в игровой форме.
Что такое школа?
❀ Вооружитесь наглядным пособием для детей. Потребуются: картинка школы, иллюстрации из книг или журналов, где изображены школьники и школа, учительница и ученики, а также картинка, на которой нарисованы малыши в детском саду или на детской площадке. Рассмотрите эти картинки и сравните их. Поинтересуйтесь, чем детский сад может отличаться от школы, и дайте свою версию ответа. Если ответ вам показался неправильным, то не критикуйте ребенка. Вместо слов «Ты ошибаешься!» или «Это неправильно!» лучше сказать: «А на самом деле...».
❀ Расскажите ребенку, что такое школа и откуда появилось привычное для нас название «школа». А еще раскройте ему секреты названий некоторых слов, имеющих отношение к школе.
✏ Слово «школа» пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало совсем не учебное заведение, а «досуг», «праздность», «отдых» — очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу — как очень приятное и полезное занятие. И, вероятно, они были правы. В школе, действительно, узнаешь много нового и интересного. Школа открывает двери в мир знаний и ведет каждого ученика в царство мудрости. Ребят, которые учатся в школе, называют «школьники» или «ученики». Спросите у ребенка, почему их так называют?
✏ Не менее интересна история некоторых вещей, которыми мы пользуемся в школе. Вот, например, карандаши. Они появились случайно. В конце XVIII века чешский фабрикант Гартмут, изготавливавший химические чашки — тигли, нечаянно уронил одну из них. Осколок чашки, падая, прочертил четкую линию на бумаге, потому что в глину добавляли немного порошка графита. После недолгих опытов Гартмут нашел их наилучшее соотношение, и вскоре его фабрика начала делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке: они легко ломались, да и пачкали пальцы. Тогда французский ученый Конте изобрел для них деревянную «одежду», и вскоре по всей Европе заработали фабрики, «одевая» пишущие палочки в деревянные «рубашки». Слово «карандаш» пришло к нам из тюркского языка. Первая часть «кара» означает «черный», а вторая «даш» — «камень». Оказывается, «черный камень» — это и есть графитный стержень, которым пишут, рисуют, чертят. Раньше карандаши были только черные. Сейчас — любых цветов и оттенков.
✏ И, наконец, школьная парта. Она была изобретена в России, в уральском селе Брусняты. Работая в Бруснятах сельским учителем, Петр Коротков изобрел парту с наклонной верхней плоскостью, за которой можно писать не сутулясь. За что и получил в 1887 году серебряную медаль на Урало- Сибирской промышленной выставке. Конструкция оказалась настолько удачной, что вскоре распространилась повсеместно.
Чему учат в школе
❀ Ответ на вопрос звучит в этой песенке. Разучите ее с ребенком, исполните дуэтом или семейным хором. Сделайте музыкальную или театральную инсценировку, проявите свои творческие способности.
Чему учат в школе?
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Рисовать квадрат и круг,
Знать, где север, а где юг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире,
И про дождик во дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
(М. Пляцковский)
Мир знаний
❀ Пригласите ребенка в сказочный мир знаний. Расскажите ему следующее:
❀ «Сколько всего в мире интересного, занимательного, увлекательного! Школа поможет тебе и твоим друзьям познакомиться с этим миром, узнать что-то новое и важное. Представь себе такую планету, которая называется Школа. В ней много разных королевств — это школьные предметы. Когда отправишься в школу, ты попадешь в эти королевства.
❀ В Математической стране правит Ее Величество МАТЕМАТИКА. Она пригласит тебя в мир цифр и чисел, познакомит со своими жителями — цифрами и математическими знаками, научит тебя и ребят считать и решать всевозможные примеры и задачки.
❀ А королева РУССКОГО ЯЗЫКА раскроет тайны и секреты разных слов, научит тебя и других детей красиво писать и подскажет правила, которые помогут вам стать почетными грамотеями.
❀ Когда ты окажешься в царстве ЧТЕНИЯ, познакомишься с буквами и узнаешь, как они звучат, научишься разбирать слова на буквы и складывать буквы в слова. А кто освоит мастерство чтения, королева этой страны вручит ключи от всех книг на свете. И тот, кому достанутся эти ключи, сможет прочитать любую книгу.
❀ В Стране ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ты и твои друзья познакомитесь с необычными словами и выражениями. Вы вместе с учителем отправитесь в далекое путешествие, в котором встретите новых друзей, научитесь общаться с ними на иностранном языке и понимать языки других народов.
❀ В царстве ПРИРОДОВЕДЕНИЯ фея Природа познакомит тебя и других ребят с окружающим миром, раскроет свои тайны, расскажет о чудесных явлениях природы, временах года, царстве животных и растений, нашем мире и научит заботиться о природе, оберегать и украшать мир.
❀ В Стране ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА царит красота и гармония. Это радужная страна, яркая. Кисти, краски, палитры, карандаши и многие другие подданные этой страны творят чудеса. Ты и ребята обязательно научитесь рисовать, изображать окружающий мир и даже фантазировать и раскрашивать свои мечты в самые красочные цвета.
❀ А в королевство ТРУДА никогда не впустят лентяев и лодырей. Здесь каждый школьник становится мастером, умельцем и творцом. Из цветной бумаги, из пластилина, из множества самых обычных вещей дети смогут смастерить зверюшек, птиц, всевозможные поделки. Так, из белой ваты можно сделать легкие белоснежные облака, а из ниток — прекрасные платки и шелковые скатерти, прищепки «превратятся» в крокодильчиков, а из бисера можно сплести великолепные украшения... Непременно посетите это королевство — вы научитесь не только волшебству, но и мастерству, ведь без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
❀ В МУЗЫКАЛЬНОЙ стране звучит прекрасная музыка. Королева этой страны научит всех детей петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. В Музыкальной стране дети готовятся к встрече праздников (Нового года, Масленицы, Дня защитника Отечества и к другим праздникам). Они готовят танцевальные номера, музыкальные поздравления, песни и театрализованные представления. В этой стране раскроется ваш музыкальный талант.
❀ А в Спортландии — в стране ФИЗКУЛЬТУРЫ — дети становятся ловкими, активными, выносливыми и спортивными. Физкультура помогает добиваться спортивных побед. Она готовит к соревнованиям и Олимпийским играм тех, кто лучше всех занимается спортом, постоянно тренируется, стремится к победе.
В спортивном зале детвора
Кричит: «Физкульт-Ура! Ура!»
Ведь тренировка, спорт, игра
Ведут к победе нас. Ура!
Отвагу, волю воспитать,
И дух, и тело закалять,
Больших добиться нам высот
Поможет наш российский спорт.
❀ Много интересных предметов будет в школе: ИСТОРИЯ, ЛИТЕРАТУРА, ГЕОМЕТРИЯ, АЛГЕБРА, ЗООЛОГИЯ, БИОЛОГИЯ, ХИМИЯ, ФИЗИКА, АСТРОНОМИЯ, ГЕОГРАФИЯ и многие другие. Ты с ними обязательно познакомишься: будешь путешествовать во времени, узнаешь историю родного края, познакомишься с великими учеными, поэтами, писателями, изобретателями, первооткрывателями, художниками, путешественниками, героями. Школа — это мир знаний. И эти знания тебе подарят учителя. Добро пожаловать!»
❀ Вместе с ребенком нарисуйте, раскрасьте и вырежьте королев и королей школьных царств-государств. Подумайте над образами Ее Величества Математики, королевы Русского Языка, короля Чтения или феи Музы из Музыкальной страны.
Что к чему
❀ Разрежьте лист бумаги на широкие полоски. Каждую полоску разделите на четыре части. В первой графе каждой полоски напишите название урока и обозначьте его каким-либо значком или эмблемой (например: «Математика» — пример 2 + 2 = 4; «Русский язык» — прописная буква А; «Чтение» — книга; «Музыка» — нота или скрипичный ключ; «Рисование» или «Изо» — узор; «Физкультура» — мяч и т. д.). Остальные графы на карточке остаются пустыми. Для игры нужно приготовить маленькие карточки, на которых изображены предметы, относящиеся к тому или иному уроку:
Математика |
калькулятор |
линейка |
транспортир |
Русский язык |
пропись |
прописные |
тетрадь в линейку |
Чтение |
буквы |
книга |
кроссворд |
Изо |
кисть |
краски |
мольберт |
Труд |
ножницы |
клей |
цветная |
Физкультура |
гантели |
скакалка |
мяч |
Окружающий мир |
календарь |
природа |
насекомые |
Музыка |
скрипичный |
ноты |
музыкальный |
❀ Раздайте полоски с названиями уроков. Перемешайте маленькие карточки и сложите их в стопку. Теперь по очереди тяните карточки и раскладывайте их в соответствии с тем, к какому уроку относится тот или иной предмет, изображенный на маленькой карточке. Когда в полоске будут заполнены все три пустых графы, урок окончен.
Что за предмет
❀ Чтобы помочь понять, для чего нужны те или иные школьные предметы, можно предложить очень простое задание. Попросите ребенка найти в окружающей его обстановке предметы, которые относятся:
♦ математике — например, часы, календарь, телефон, линейка, пульт от телевизора, весы, монеты и т. д. Обсудите, почему эти предметы относятся к математике;
♦ чтению — книги, журналы, газеты, этикетки на продуктах и т. д.;
♦ русскому языку — буквы, слова, названия книг, письма, журналы и т. д.;
♦ иностранному языку — иностранные буквы, слова, тексты, надписи на приборах и на одежде и т. д.;
♦ рисованию — картины, иллюстрации в книгах, календари, кисти, краски, альбомы и многое другое;
♦ физкультуре — мячи, тренажеры, спортивная обувь, спортивные передачи, игры и т. д.
Путаница
❀ Сможет ли ребенок найти несоответствия?
Прозвенит сейчас звонок
на любимый наш урок.
Торопитесь, дети, в класс —
математика у нас.
Приготовьте кисти, краски —
нарисуем самолет,
А потом мы нарисуем
поезд, яхту, вездеход.
Прозвенит сейчас звонок
на любимый наш урок.
Торопитесь, дети, в класс —
будет музыка у нас.
Из портфелей доставайте
калькулятор и тетрадь,
Мы начнем решать задачки,
будем думать и считать.
Прозвенит сейчас звонок
на любимый наш урок.
Торопитесь, дети, в класс —
будет чтение у нас.
Рассчитайтесь по порядку.
Приготовьтесь все к зарядке.
Бег на месте, раз-два-три.
Стой, ать-два! Теперь замри!
Что собрать в школу?
Прочитайте стихотворение и спросите малыша: «Как ты думаешь, а какие вещи тебе понадобятся в школе?».
Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
To, значит, он (вернее, я),
То, значит, он (вернее, я),
Он в школу собирается!
(А. Барто)
Шпаргалка для родителей
(список школьных принадлежностей, необходимых для первоклассника)
♦ тетради в крупную клетку;
♦ тетради в косую линейку;
♦ обложки для тетрадей;
♦ пенал;
♦ ручки шариковые;
♦ карандаши простые;
♦ карандаши цветные;
♦ краски (акварельные, гуашевые);
♦ альбом или акварельная бумага для рисования;
♦ кисточки для рисования разной толщины;
♦ цветная бумага;
♦ картон белый;
♦ картон цветной;
♦ ножницы с тупыми концами, в футляре;
♦ клеящий карандаш, клей ПВА;
♦ пластилин;
♦ стеки для работы с пластилином;
♦ дощечка для работы с пластилином;
♦ линейки (лучше деревянные или непрозрачные) до 15 см и до 25 см;
♦ касса цифр, счетные палочки;
♦ подставки для книг;
♦ подставка для ручек и карандашей;
♦ точилка для карандашей;
♦ ластик;
♦ школьный ранец, портфель или рюкзак;
♦ сменная обувь;
♦ спортивные форма, обувь.
❀ Расскажите, какие школьные принадлежности понадобятся и для чего.
✏ Тебе обязательно понадобится тетрадь. В тетрадях дети учатся писать, записывают цифры, выполняют разные письменные задания. Тетради бывают в линеечку и в клеточку. Чтобы тетради не пачкались и всегда выглядели опрятно, их надо «одевать» в обложки.
✏ Для ручек, карандашей, ластика, точилки и линейки нужен уютный домик — пенал. Если один из этих предметов потеряется в портфеле, то его сложно будет отыскать. Поэтому школьные принадлежности лучше всего складывать в пенал.
✏ Подставки для книг придуманы неслучайно. Как ты думаешь, для чего они нужны?
✏ Случается так, что карандаши ломаются, что же исправит эту ситуацию? На помощь придет точилка. Она поможет своему другу карандашу снова рисовать и чертить. А если карандаш ошибется, то ластик сотрет его ошибку. Вот сколько у карандаша помощников! А линейка помогает карандашу проводить ровные линии нужной длины.
Собираемся в школу
❀ Предложите ребенку собрать портфель в школу. Для этого разложите на столе всевозможные предметы, среди которых должны быть как школьные принадлежности, так и игрушки, столовые приборы, шампунь и другие вещи. Пусть ребенок сложит в портфель только те предметы, которые ему пригодятся в школе. Можно усложнить игру: распознавать нужные предметы только на ощупь.
Лишний предмет
❀ Соберите портфель так, чтобы в нем оказался один или два лишних предмета. Например, к пеналу, тетрадям и другим школьным принадлежностям добавьте ложку или зубную пасту. Пусть ребенок найдет лишний предмет и оставит его на столе.
Разминка для линейки
❀ Для игры понадобятся линейки разной длины. Предложите прочертить линии от края и до края каждой линейки. А теперь сравните, какая линия самая длинная, а какая — самая короткая. Пусть ребенок постарается объяснить, что общего между этими линиями, а что их отличает друг от друга. (Линии ровные, но разной длины.)
❀ Попросите с помощью линейки нарисовать ель и дом. Пусть малыш определит, где наклонные линии, а где прямые.
Картины из счетных палочек
❀ С помощью счетных палочек можно изобразить разные предметы. Помогите ребенку сложить из счетных палочек дом, лесенку, рельсы, забор, дерево, ель, скамейку, стул, стол, солнышко, колодец. А теперь проанализируйте, много ли палочек потребовалось для домика или забора, где использовалось большее количество счетных палочек, а где меньшее. Пофантазируйте и «постройте» что-нибудь еще.
Волшебный карандаш
❀ Простым карандашом нарисуйте несколько кругов, квадратов, треугольников и овалов. Пусть ребенок дорисует эти геометрические фигуры так, чтобы они превратились во что-нибудь знакомое. Например, круг можно превратить в колесо, а овал — в воздушный шарик.
Карандаш и ластик
❀ Нарисуйте простым карандашом ромашку с шипами или кошку с заячьими ушами, дом, перевернутый крышей вниз, или елку с яблоками. Попросите найти ошибки и с помощью ластика их устранить.
Ластик и тучка
❀ Нарисуйте тучку и прерывистыми линиями дождик. Предложите с помощью карандаша и ластика изменить рисунок так, чтобы перестал идти дождик и выглянуло солнышко. Ластик поможет избавиться от дождика, а карандаш дорисует солнышко.
Моя будущая школа
Очень важно сформировать положительную мотивацию ребенка к обучению в школе, развить инициативу, самостоятельность, заинтересовать в том, что он будет приобретать знания. Школа — это новая ступень познания мира, межличностных отношений, самоутверждения себя в новом коллективе. А это значит, что ребенок должен быть готов и к трудностям, которые могут встать у него на пути. Придется рано вставать, собирать портфель, в школе понадобится умение ориентироваться в малознакомой окружающей обстановке (запомнить местонахождение раздевалки, класса, столовой и т. д.). Конечно же, всему этому будут учить в школе. Но если вы подготовите ребенка к этому заранее, то он избежит ряда трудностей, а значит, будет спокоен и собран.
Мамина школа
❀ Покажите ребенку свой школьный альбом или школьные фотографии. Предложите сыну или дочке найти вас на одной из ваших фотографий. Поинтересуйтесь, изменились ли вы или пусть объяснит, как он(а) вас узнал(а)?
Расскажите, какой у вас был класс, какая школа, как звали вашу любимую учительницу. Вспомните себя в возрасте первоклассницы(ка) и расскажите, какие были правила у вас в школе, какие занятия вам очень нравились, какую форму вы носили. Это непременно заинтересует вашего ребенка. А если у вас сохранились грамоты или награды, то обязательно покажите их малышу. Пусть ему тоже будет приятно за вас.
Дорога к школе
❀ Возьмите лист бумаги. Нарисуйте свой дом. Затем — маршрут от своего дома до предполагаемой (или воображаемой) школы. Дорогу можно разбить на клетки. Возьмите кубик, приготовьте игроков (маленькие игрушки или фишки) и «отправляйтесь» в школу. Количество выпавших на кубике очков дает вам возможность пройти соответствующее количество клеток. Причем, если на вашем пути встретится светофор или переход, то клетку можно обозначить знаком «Стоп». Игрок, попавший на эту клетку, пропустит свой ход, ведь нельзя поспешно перебегать дорогу. Интересно, кто же первым придет в школу?
По пути в школу
❀ Чтобы научить ребенка ориентироваться, надо обращать его внимание на то, что его окружает. Так, например, отправляясь в детский сад, в магазин или на прогулку, определите маршрут, постарайтесь запомнить, что на вашем пути остается неизменным (дом, площадка, светофор, парк, остановка), а что изменилось (у подъезда стояла грузовая машина, на месте которой стоит уже другая; утром по дороге в сад светил прожектор, а днем на обратном пути он уже не светит; на площадке гуляли дети, а теперь там никого нет и т. д.). Попросите ребенка назвать те объекты или предметы, которые он видел по дороге. Вы можете перечислять увиденное по очереди. Игра начинается со слов: «По дороге в сад (школу, поликлинику, парк) я видел(а)...». Кто назовет большее количество наблюдаемых объектов, тот и становится победителем игры.
Лучшая школа
❀ Предложите ребенку представить, нарисовать и раскрасить школу, в которой он будет учиться. Может быть, юный художник украсит ее шарами или гирляндами, а может быть, он нарисует и себя, идущего в эту замечательную школу.
Букет для учителя
❀ Представьте, что ребенок завтра пойдет в школу. Ему надо не только собрать портфель, но и подумать, какой букет он захочет подарить своей первой учительнице. Букет можно нарисовать, сделать в виде аппликации, слепить из пластилина, смастерить из цветной бумаги и т. д. Ваша совместная работа принесет прекрасные плоды.
Лесная школа
❀ Пофантазируйте с ребенком на тему «Лесная школа». Кто учится в лесной школе? Кто самый мудрый и умный учитель в этой школе? Чему учатся звери или птицы в лесной школе? А может быть, там обучаются гномы или лесовики?
Космическая школа
❀ Предложите ребенку представить, что он оказался в космической школе. В этой необычной школе учатся жители разных планет. Какие они? На что похожа их школа? Может быть, на большую звезду или на гигантский космический корабль? Какие оценки получают инопланетные школьники?
Какие бывают школы?
❀ Расскажите, какие бывают школы. Чему учат в музыкальной школе? Чему учат в спортивной школе? Бывает ли шахматная школа? А что такое школа изобразительных искусств?
Мульт-школа
❀ Просмотрите с ребенком мультфильмы или фрагменты из мультфильмов, персонажи которых либо ходят в школу, либо пропускают ее («Приключения Буратино», «Первый урок», «Чебурашка идет в школу», «Впервые на арене», «Незнайка учится», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков», «Пишичитай» и другие). Обсудите поведение главных героев и проследите, чему они научились или к чему приводит безграмотность тех персонажей, которые пропускали занятия в школе и ничему не смогли научиться.
Домашняя школа
❀ Договоритесь с ребенком, что прежде чем пойти в настоящую школу, ему предстоит освоить важные уроки домашней школы. Чему можно научиться дома? Застилать свою постель, самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, помогать взрослым, быть вежливым и воспитанным и многое другое. Приготовьте «экзаменационные билеты» — карточки с заданиями. Пусть ребенок вытянет билет. Прочитайте ему задание. А оценивать «мастерство» малыша могут мягкие игрушки и куклы, которые «покажут» карточки со своими оценками. Но оценки должны быть не обычные: «веселое солнышко» — если задание выполнено отлично, «улыбающееся облачко» — если задание выполнено хорошо, но не отлично, а вот «плаксивая тучка с дождинками» — если задание не удалось выполнить. Можно предложить вытянуть несколько билетов, если ребенку понравится «сдавать экзамен». Предлагайте несложные задания, чтобы у него был стимул и интерес, а также стремление к успеху — это вызовет у него положительные эмоции.
Рекомендуем посмотреть:
Математические игры для детей 4-5 лет в детском саду
Развивающие игры для детей 5-7 лет
Рисование по клеточкам для детей 6-7 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!