Игры на развитие внимания у дошкольников 4-5 лет дома
Развивающие игры для детей средней группы
Внимательность характеризуется некоторыми свойствами: устойчивостью, объемом, концентрацией, избирательностью, возможностью переключения и распределения, произвольностью. Нарушение внимания приводит к отклонениям в поведении и развитии ребенка.
Небольшой объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в памяти.
При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание и не отвлекаться.
При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
Неспособность ребенка быстро переключать внимание с одного объекта на другой значительно усложняет процесс его обучения.
Недостаточная произвольность внимания влечет затруднения в концентрации внимания по требованию.
В данном материале приводятся игры и упражнения, способствующие тренировке упомянутых свойств внимания, являющихся основными.
Что изменилось?
Необходимый инвентарь: мелкие предметы (игрушки, ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п.) в количестве 10- 15 штук.
❀ Разложите предметы на столе и накройте их газетой.
❀ Ребенок в течение 30 секунд (считают до 30) знакомится с расположением предметов, затем поворачивается спиной к столу.
❀ В это время переложите три или четыре предмета на другие места.
❀ Ребенку снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего он должен ответить, что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?
❀ He думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается одно очко, за каждую ошибку одно очко снимается. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.
❀ Можно провести эту игру как состязание. Для этого разбейте детей на команды. Условия игры для всех должны быть одинаковыми: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.
❀ Показавшие лучший результат — четыре выигранных очка — становятся победителями.
Вы поедете на бал
Игра способствует быстроте реакции, выработке умения задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а также разбитию внимания у отвечающего на вопросы
❀ Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере ознакомления детей с правилами, роль ведущего может играть любой ребенок.
❀ Играть можно как с одним - двумя детьми, так и с группой.
❀ По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова «да», «нет», «черное», «белое». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача игрока —- ответить правильно, соблюдая условия игры.
❀ Ведущий, обращаясь к игрокам, произносит:
— Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала: «Не смеяться, не улыбаться, губки “бантиком” не делать, “да” и “нет” не говорить, черный с белым не носить, “р” не выговаривать». Что изволите купить?
❀ Или:
— Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег, велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить. Вы поедете на бал?
❀ Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается провоцировать их на неправильные ответы.
❀ Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?
Следи за своей речью
Игра аналогична предыдущей
❀ Договоритесь, какие слова (или части речи) произносить нельзя, и после этого задавайте самые разные вопросы. Вопросов должно быть много.
❀ Например: «Ты сегодня завтракал?», «Мама варила кашу?», «Ты вовремя пришла в садик?», «Ты любишь мультфильм про Винни-пуха? Почему?», «Тебе нравится красный цвет? А зеленый?» и т. д.
Запрещенная буква
❀ Перед началом игры объявляется запрещенная буква. Затем выбирают водящего, который, поочередно обращаясь к игрокам, задает каждому какой-нибудь несложный вопрос. Например: «Сколько тебе лет?», «Как зовут твою собаку?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п.
❀ Игрок, к которому обращен вопрос, должен тотчас же дать ответ, но не употребляя в своей фразе запрещенной буквы. Предположим, что это буква «В».
❀ Задача водящего — подыскать такие вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы «В» было бы затруднительно. Например: «Как тебя зовут?», — спросит он ребенка, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени — ему придется отделаться шуткой.
«Не помню!», — ответит он, обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий обращается с вопросом к другому участнику игры.
❀ Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Тот, кто замешкался или, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становится на место водящего. Победителями считаются те, кто ни разу не ошибся и давал быстрые, находчивые ответы.
❀ Другим вариантом игры может быть введение условия, при котором запрещенную букву надо замещать на любую другую букву.
Кто где живет?
Игра развивает зрительное внимание и память
❀ Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии, соединяющие животных с их домиками, должны переплетаться.
❀ Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.
Хлопни в ладоши
Игра на разбитие устойчивости и переключения внимания
❀ Договоритесь с ребенком о том, что вы будете называть ему разные слова, а он будет внимательно их слушать. Если он услышит слово, обозначающее, например, животное, то обязательно хлопнет в ладоши.
❀ В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растение.
❀ Такие упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми — соревновательность и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
Вычеркни все «К»
Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания
Необходимый инвентарь: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.
❀ Попросите ребенка внимательно просмотреть все буквы в предложенном тексте.
❀ Пусть он вычеркнет в нем все буквы «к».
❀ Фиксируйте время и количество ошибок. Каждый раз, возвращаясь к этой игре, радуйтесь вместе с малышом его успехам.
❀ Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у». Это упражнение — отличная тренировка распределения и переключения внимания.
❀ Не забудьте похвалить ребенка.
Меняем внешность
Игра на развитие наблюдательности
❀ В эту игру лучше всего играть с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты.
❀ После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, взъерошить волосы, зачесать челку и т. д.
❀ Повернувшись к игрокам (или вернувшись в комнату), водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.
Найди отличия
Необходимый инвентарь: картинки «Найди отличия», которые публикуются во всех детских журналах.
❀ Ребенок должен найти отличия в двух картинках.
Раскрась вторую половинку
Игра на развитие концентрации внимания
Необходимый инвентарь: картинки для раскрашивания или специальные альбомы-раскраски, в которых на одной из сторон есть картинки-образцы; краски или фломастеры.
❀ Ребенок должен раскрасить половину картинки точно по образцу.
❀ Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.
❀ Рисунки должны быть простыми: бабочка, стрекоза, домик, елка, снеговик и т. д.
Цифры по порядку
Необходимый инвентарь: карточки с цифрами.
❀ Разложите перед ребенком в произвольном порядке карточки с цифрами от 1 до 10 (или от 1 до 25, если ребенок знаком с порядком счета до 25).
❀ Попросите его как можно быстрее сложить цифры по порядку.
Животное не животное
❀ Взрослый читает стихотворения. Задача ребенка — внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не животное, подать сигнал — топнуть или хлопнуть. Обязательно попросите ребенка объяснить свое действие. Уточните: «А муравей — это кто?».
❀ Например:
К нам пришел медведь,
Слон и муравей...
Прискакал зайчонок,
Волк и поросенок...
Забежала кошка,
Прыгнула в лукошко.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы...
А гиппопотам
Бабочку поймал...
Белая акула
Под водой нырнула.
Тетушка сова
Спать домой ушла.
Маленький мышонок
Сгрыз зеленый провод.
Юркие ужи
В норки уползли.
❀ Такие незамысловатые стишки вы можете придумать сами.
Летела корова
Игроков должно быть не меньше трех.
❀ Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей.
❀ Произнося по одному слову из стиха, игроки по очереди в такт слову хлопают по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
❀ Тот, кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например «стол». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «с», следующий — вторую «т» и так до конца слова, до последнего «л».
❀ Задача последнего игрока — успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
Верно - неверно
Игра на развитие внимания, памяти
❀ Взрослый произносит разные фразы — правильные и неправильные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет — топают.
Например:
♦ Зимой всегда цветут ромашки.
♦ Лед — это замерзшая вода.
♦ Зайцы рыжего цвета.
♦ Руки пред едой мыть не нужно.
♦ Зимой всегда идет снег.
Маленький жук
На развитие внимания, пространственного мышления
Необходимый инвентарь: расчерченное на 16 клеток игровое поле и пуговица.
❀ Взрослый просит ребенка помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив о том, что «жук» ползает только зигзагами.
❀ Взрослый называет короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно послушать, запомнить и проделать этот путь с «жуком» по игровому полю.
❀ Когда ребенок научится запоминать все ходы движения «жука», перейдите к более сложному заданию, попросив его проделать ходы мысленно и поставить «жука» на нужную клетку.
❀ Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.
❀ Задания для «жука» можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток; усложняйте задания ходами: две клетки наискосок вправо вниз, три клетки влево и т. д.
Юлий Цезарь
Игра на развитие навыка выполнения нескольких дел одновременно, формирование навыка помехоустойчивости
❀ Прочитайте вслух небольшое предложение, сопровождая чтение негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.
❀ Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал и запомнил смысл прочтенного предложения, тот и выиграл.
❀ Выигравшие получают, например, красный кружок. Игра проводится несколько раз. В конце занятия подсчитывают кружки каждого и награждают победителя.
❀ В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Два дела одновременно
Упражнение на распределение Внимания, формирование навыка помехоустойчивости
❀ Ребенок рисует в тетради кружки и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 минута.
❀ Затем подсчитывается количество нарисованных ребенком кружков и проверяется сосчитанное им количество хлопков. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.
❀ Подобного типа занятия родители могут придумывать сами. Это может быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание фрагмента стихотворения и т. д.
Абракадабра
Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания
Необходимый инвентарь: ручка, листок бумаги.
❀ Попросите ребенка без ошибок переписать несложные буквенные сочетания:
АММАДАМА АССАМАСА
ПАБАДЕД КЛАТИМОР
РЕБЕРГЕ ОСТИМАРЕ
Выполни по образцу
Игра на тренировку концентрации внимания
❀ На листе в клетку нарисуйте в одну строку несложный повторяющийся узор из квадратиков, кружочков, треугольников, точек и т. д.
❀ Это упражнение требует от ребенка выполнения нескольких последовательных действий:
♦ анализирование каждого элемента узора;
♦ правильное воспроизведение каждого элемента;
♦ удержание последовательности в течение продолжительного времени.
❀ При выполнении подобного рода заданий важно не только то, насколько точно ребенок воспроизводит образец (демонстрируя концентрацию внимания), но и то, как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 минут.
❀ После того как будут освоены «клеточные» узоры, переходите к более сложным на чистом листе.
❀ Можно попросить ребенка самостоятельно проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.
Корректоры
Игра на разбитие умения анализировать слова, видеть в них буквы
Необходимый инвентарь: написанный крупный шрифтом текст.
❀ В течение пяти минут ребенку предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «у». Если при выполнении задания им будет пропущено больше четырех букв, ребенок проиграл; четыре и меньше пропусков означают, что он выиграл.
❀ В качестве выигрыша ребенок получает, например, синий кружок. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше проводить раз в неделю.
❀ При максимальном количестве выигрышей за неделю победителя награждают, например, походом в книжный магазин за новой книгой.
❀ Затем игру можно усложнить. Например, попросите ребенка вычеркнуть в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой, или одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «и» — вычеркивать, а «с» — подчеркивать.
❀ Другой вариант: «Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде “Внимание!” работа идет наоборот — первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем».
Рекомендуем посмотреть:
Словесные игры для детей средней группы детского сада
Игры на развитие внимания у детей дошкольников 4-5 лет
Игры на развитие мышления и речи у дошкольников 4-5-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!