Игры на развитие внимания у дошкольников 4-5 лет дома

Развивающие игры для детей средней группы

Внимательность характеризуется некоторыми свойствами: устойчивостью, объемом, концентрацией, избирательностью, возможностью переключения и распределения, произвольностью. Нарушение внимания приводит к отклонениям в поведении и развитии ребенка.

Небольшой объем внимания — это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в памяти.

При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание и не отвлекаться.

При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.

Неспособность ребенка быстро переключать внимание с одного объекта на другой значительно усложняет процесс его обучения.

Недостаточная произвольность внимания влечет затруднения в концентрации внимания по требованию.

В данном материале приводятся игры и упражнения, способствующие тренировке упомянутых свойств внимания, являющихся основными.

Что изменилось?

Необходимый инвентарь: мелкие предметы (игрушки, ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п.) в количестве 10- 15 штук.

❀ Разложите предметы на столе и накройте их газетой.

❀ Ребенок в течение 30 секунд (считают до 30) знакомится с расположением предметов, затем поворачивается спиной к столу.

❀ В это время переложите три или четыре предмета на другие места.

❀ Ребенку снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего он должен ответить, что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

❀ He думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается одно очко, за каждую ошибку одно очко снимается. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

❀ Можно провести эту игру как состязание. Для этого разбейте детей на команды. Условия игры для всех должны быть одинаковыми: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же.

❀ Показавшие лучший результат — четыре выигранных очка — становятся победителями.

Вы поедете на бал

Игра способствует быстроте реакции, выработке умения задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а также разбитию внимания у отвечающего на вопросы

❀ Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере ознакомления детей с правилами, роль ведущего может играть любой ребенок.

❀ Играть можно как с одним - двумя детьми, так и с группой.

❀ По правилам, отвечая на вопросы ведущего, нельзя произносить слова «да», «нет», «черное», «белое». Естественно, ведущий старается задать такой вопрос, чтобы игрок был вынужден нарушить правила. Задача игрока —- ответить правильно, соблюдая условия игры.

❀ Ведущий, обращаясь к игрокам, произносит:

— Вам барыня прислала 100 рублей и 100 копеек и сказала: «Не смеяться, не улыбаться, губки “бантиком” не делать, “да” и “нет” не говорить, черный с белым не носить, “р” не выговаривать». Что изволите купить?

❀ Или:

— Вам барыня прислала голик да веник, два мешка денег, велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить. Вы поедете на бал?

❀ Дети, отвечая на вопросы, должны соблюдать все введенные ограничения, а ведущий, напротив, старается провоцировать их на неправильные ответы.

❀ Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить «да» и «нет»?

Следи за своей речью

Игра аналогична предыдущей

❀ Договоритесь, какие слова (или части речи) произносить нельзя, и после этого задавайте самые разные вопросы. Вопросов должно быть много.

❀ Например: «Ты сегодня завтракал?», «Мама варила кашу?», «Ты вовремя пришла в садик?», «Ты любишь мультфильм про Винни-пуха? Почему?», «Тебе нравится красный цвет? А зеленый?» и т. д.

Запрещенная буква

❀ Перед началом игры объявляется запрещенная буква. Затем выбирают водящего, который, поочередно обращаясь к игрокам, задает каждому какой-нибудь несложный вопрос. Например: «Сколько тебе лет?», «Как зовут твою собаку?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п.

❀ Игрок, к которому обращен вопрос, должен тотчас же дать ответ, но не употребляя в своей фразе запрещенной буквы. Предположим, что это буква «В».

❀ Задача водящего — подыскать такие вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы «В» было бы затруднительно. Например: «Как тебя зовут?», — спросит он ребенка, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени — ему придется отделаться шуткой.

«Не помню!», — ответит он, обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий обращается с вопросом к другому участнику игры.

❀ Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Тот, кто замешкался или, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становится на место водящего. Победителями считаются те, кто ни разу не ошибся и давал быстрые, находчивые ответы.

❀ Другим вариантом игры может быть введение условия, при котором запрещенную букву надо замещать на любую другую букву.

Кто где живет?

Игра развивает зрительное внимание и память

❀ Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии, соединяющие животных с их домиками, должны переплетаться.

❀ Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Хлопни в ладоши

Игра на разбитие устойчивости и переключения внимания

❀ Договоритесь с ребенком о том, что вы будете называть ему разные слова, а он будет внимательно их слушать. Если он услышит слово, обозначающее, например, животное, то обязательно хлопнет в ладоши.

❀ В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т. е. ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растение.

❀ Такие упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми — соревновательность и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

Вычеркни все «К»

Игра на развитие устойчивости, распределения и переключения внимания

Необходимый инвентарь: небольшой текст (из газеты или журнала), ручка.

❀ Попросите ребенка внимательно просмотреть все буквы в предложенном тексте.

❀ Пусть он вычеркнет в нем все буквы «к».

❀ Фиксируйте время и количество ошибок. Каждый раз, возвращаясь к этой игре, радуйтесь вместе с малышом его успехам.

❀ Задание можно усложнить, попросив ребенка зачеркнуть все буквы «ж» и подчеркнуть все буквы «у». Это упражнение — отличная тренировка распределения и переключения внимания.

❀ Не забудьте похвалить ребенка.

Меняем внешность

Игра на развитие наблюдательности

❀ В эту игру лучше всего играть с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребенка и предлагает ему запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты.

❀ После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, взъерошить волосы, зачесать челку и т. д.

❀ Повернувшись к игрокам (или вернувшись в комнату), водящий должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.

Найди отличия

Необходимый инвентарь: картинки «Найди отличия», которые публикуются во всех детских журналах.

❀ Ребенок должен найти отличия в двух картинках.

Раскрась вторую половинку

Игра на развитие концентрации внимания

Необходимый инвентарь: картинки для раскрашивания или специальные альбомы-раскраски, в которых на одной из сторон есть картинки-образцы; краски или фломастеры.

❀ Ребенок должен раскрасить половину картинки точно по образцу.

❀ Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить.

❀ Рисунки должны быть простыми: бабочка, стрекоза, домик, елка, снеговик и т. д.

Цифры по порядку

Необходимый инвентарь: карточки с цифрами.

❀ Разложите перед ребенком в произвольном порядке карточки с цифрами от 1 до 10 (или от 1 до 25, если ребенок знаком с порядком счета до 25).

❀ Попросите его как можно быстрее сложить цифры по порядку.

Животное не животное

❀ Взрослый читает стихотворения. Задача ребенка — внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не животное, подать сигнал — топнуть или хлопнуть. Обязательно попросите ребенка объяснить свое действие. Уточните: «А муравей — это кто?».

❀ Например:

К нам пришел медведь,

Слон и муравей...

Прискакал зайчонок,

Волк и поросенок...

Забежала кошка,

Прыгнула в лукошко.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы...

А гиппопотам

 

Бабочку поймал...

Белая акула

Под водой нырнула.

Тетушка сова

Спать домой ушла.

Маленький мышонок

Сгрыз зеленый провод.

Юркие ужи

В норки уползли.

❀ Такие незамысловатые стишки вы можете придумать сами.

Летела корова

Игроков должно быть не меньше трех.

❀ Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую — ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей.

❀ Произнося по одному слову из стиха, игроки по очереди в такт слову хлопают по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

❀ Тот, кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например «стол». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова — «с», следующий — вторую «т» и так до конца слова, до последнего «л».

❀ Задача последнего игрока — успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

Верно - неверно

Игра на развитие внимания, памяти

❀ Взрослый произносит разные фразы — правильные и неправильные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет — топают.

Например:

♦ Зимой всегда цветут ромашки.

♦ Лед — это замерзшая вода.

♦ Зайцы рыжего цвета.

♦ Руки пред едой мыть не нужно.

♦ Зимой всегда идет снег.

Маленький жук

На развитие внимания, пространственного мышления

Необходимый инвентарь: расчерченное на 16 клеток игровое поле и пуговица.

❀ Взрослый просит ребенка помочь «жуку» (пуговице) добраться до другого края поля, при этом предупредив о том, что «жук» ползает только зигзагами.

❀ Взрослый называет короткий отрезок пути «жука»: «Одна клетка вперед, две вправо, одна влево». Ребенок должен внимательно послушать, запомнить и проделать этот путь с «жуком» по игровому полю.

❀ Когда ребенок научится запоминать все ходы движения «жука», перейдите к более сложному заданию, попросив его проделать ходы мысленно и поставить «жука» на нужную клетку.

❀ Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле.

❀ Задания для «жука» можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток; усложняйте задания ходами: две клетки наискосок вправо вниз, три клетки влево и т. д.

Юлий Цезарь

Игра на развитие навыка выполнения нескольких дел одновременно, формирование навыка помехоустойчивости

❀ Прочитайте вслух небольшое предложение, сопровождая чтение негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

❀ Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал и запомнил смысл прочтенного предложения, тот и выиграл.

❀ Выигравшие получают, например, красный кружок. Игра проводится несколько раз. В конце занятия подсчитывают кружки каждого и награждают победителя.

❀ В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Два дела одновременно

Упражнение на распределение Внимания, формирование навыка помехоустойчивости

❀ Ребенок рисует в тетради кружки и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 минута.

❀ Затем подсчитывается количество нарисованных ребенком кружков и проверяется сосчитанное им количество хлопков. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

❀ Подобного типа занятия родители могут придумывать сами. Это может быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание фрагмента стихотворения и т. д.

Абракадабра

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания

Необходимый инвентарь: ручка, листок бумаги.

❀ Попросите ребенка без ошибок переписать несложные буквенные сочетания:

АММАДАМА            АССАМАСА

ПАБАДЕД                КЛАТИМОР

РЕБЕРГЕ                 ОСТИМАРЕ

Выполни по образцу

Игра на тренировку концентрации внимания

❀ На листе в клетку нарисуйте в одну строку несложный повторяющийся узор из квадратиков, кружочков, треугольников, точек и т. д.

❀ Это упражнение требует от ребенка выполнения нескольких последовательных действий:

♦ анализирование каждого элемента узора;

♦ правильное воспроизведение каждого элемента;

♦ удержание последовательности в течение продолжительного времени.

❀ При выполнении подобного рода заданий важно не только то, насколько точно ребенок воспроизводит образец (демонстрируя концентрацию внимания), но и то, как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 минут.

❀ После того как будут освоены «клеточные» узоры, переходите к более сложным на чистом листе.

❀ Можно попросить ребенка самостоятельно проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.

Корректоры

Игра на разбитие умения анализировать слова, видеть в них буквы

Необходимый инвентарь: написанный крупный шрифтом текст.

❀ В течение пяти минут ребенку предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «у». Если при выполнении задания им будет пропущено больше четырех букв, ребенок проиграл; четыре и меньше пропусков означают, что он выиграл.

❀ В качестве выигрыша ребенок получает, например, синий кружок. Так как играть лучше каждый день, то подсчет выигрышей лучше проводить раз в неделю.

❀ При максимальном количестве выигрышей за неделю победителя награждают, например, походом в книжный магазин за новой книгой.

❀ Затем игру можно усложнить. Например, попросите ребенка вычеркнуть в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой, или одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать. Например, «и» — вычеркивать, а «с» — подчеркивать.

❀ Другой вариант: «Сначала одну букву подчеркиваем, а другую вычеркиваем, затем по команде “Внимание!” работа идет наоборот — первую вычеркиваем, а вторую подчеркиваем».

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие внимания у детей дошкольников 4-5 лет

Игры на кухне с детьми 4-5 лет

Игры для детей 4 - 5 лет в детском саду. Картотека

Словесные игры для детей средней группы детского сада

Игры на развитие мышления и речи у дошкольников 4-5-6 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!