Игры на развитие мышления и речи у дошкольников 4-5-6 лет
Развивающие игры с буквами и словами для детей средней – старшей группы
Любознательные смышлята приглашают ребят поиграть с ними любимые ими игры, над которыми приходится задумываться, размышлять и находить правильные ответы.
Разноцветные буквы
Вам потребуются: листы формата А4, на которых зеленым цветом написаны буквы «Б», «Ы», «К»; красным цветом — буквы «Е», «Ж»; синим цветом — буквы «Л», «И», «С», «А».
Последовательность действий:
1. Перемешайте все листы с буквами и попросите ребенка разобрать и разложить их по цвету: зеленые буквы в одну стопку, красные — в другую и т. д.
2. Предложите ребенку из красных букв составить слово. Спросите, что получилось? (Е-Ж) Затем, попробуйте сложить и прочитать слово из зеленых букв. (Б-Ы-К) Наконец, прочитайте слово, которое образовалось из синих букв. (Л-И-С-А)
Кто? Что?
Названия каких предметов отвечают на вопрос «кто?»? Названия каких предметов отвечают на вопрос «что?»?
Слова: КОТ, ДОМ, МАЛЬЧИК, МАШИНКА, ДЕД МОРОЗ, ЕЛКА, ПТИЦА, ГНЕЗДО, КОРОЛЬ, КОРОНА.
Проверьте своего ребенка:
Кто? |
кот, мальчик, Дед Мороз, птица, король |
Что? |
дом, машинка, елка, гнездо, корона |
Ласковое имя
Смышлята очень ласковые и добрые. Они называют друг друга ласковыми именами. Например, Женю они называют Женечка; а Лену — Леночка.
Попробуй и ты произнести все имена ласково. Для каждого имени подбери ласковую форму: Аня — ..., Боря — ..., Витя — ..., Гоша — ..., Даша — ..., Егор — ..., Женя — ..., Зина — ..., Ира — ..., Коля — ..., Люба — ..., Маша — ..., Надя— ..., Оля — ..., Петя — ..., Рома — ..., Саша — ..., Таня — ...
Придумай к своему имени как можно больше ласковых обращений.
Измени слова
Ласково могут звучать сразу два слова. Например, рыжая лиса — рыженькая лисичка. Измени слова так, чтобы каждое словосочетание зазвучало ласково:
♦ вкусная ягода — ...
♦ белый лист — ...
♦ веселый гном — ...
♦ хитрая мышь — ...
♦ желтое солнце — ...
♦ темная туча — ...
♦ мягкая подушка — ...
Волшебный прутик
Смышлята хотят подарить тебе волшебный прутик. Если им дотронуться до большого предмета, этот предмет станет маленьким, а если коснуться прутиком маленького предмета, то он станет, наоборот, большим. Например, если дотронуться волшебным прутиком до слова СТОЛ то оно превратиться в слово СТОЛИК, а если до слова ДОМИК, то оно превратиться в слово ДОМ.
Попробуй сам превратить слова, обозначающие большие предметы, в маленькие, а маленькие — в большие:
МОСТ — ..., НОС — ..., СТАКАНЧИК — ..., ЗАМОЧЕК — ..., ВЕТЕР — ..., ЕЛОЧКА — ..., ЗАЙЧОНОК — ..., КНИГА — ..., КОНФЕТКА — ...
«Вредные» буквы
В этой игре необходимо найти и поймать «вредные» буквы. «Вредной» буквой считается такая, которая прогнала из слова какую-нибудь букву, а сама встала на ее место. Например: мы написали слово МАШИНА. Прибежала «вредная» буква, прогнала из нашего слова букву «Ш», а сама встала на ее место, и получилось слово МАЛИНА. Ты догадался, какая «вредная» буква встала на место буквы «Ш»? (Буква «Л»).
А теперь посмотри на таблицу. Она состоит из шести клеточек. Каждая клеточка имеет свой номер:
Теперь надо найти и поймать (записать в клеточки) все «вредные» буквы. Как только ты заметишь, какая буква изменила одно слово на другое, поймай ее и посади в клеточку. Например, в задании для клеточки 1 слово ДОМ изменилось на слово СОМ. Ты догадался, какая буква прогнала букву «Д» и встала на ее место? Это буква «С». Посади ее в таблицу (в клеточку 1).
Задания для клеточек:
1. ДОМ ⇒ СОМ.
2. МИШКА ⇒ МЫШКА.
3. МАК ⇒ РАК.
4. КАЛИНА ⇒ МАЛИНА.
5. УЖ ⇒ ЕЖ.
6. ЗУБ ⇒ ДУБ.
Проверь себя! Правильно ли ты записал буквы в таблицу:
Ура! Теперь эти буквы не будут вредничать. Но в клеточках их держать тоже не хочется. Давай отпустим их на свободу. Но сначала научим их дружить. Если буквы из 1, 2 и 3 клеточек объединятся и будут дружить, то у них получится свое собственное слово. Соедини первую, вторую и третью букву так, чтобы получилось одно слово: «С» + + «Ы» + «Р» = СЫР. А теперь помоги подружиться буквам, которые сидят в 4, 5 и 6 клеточках: соедини четвертую, пятую и шестую буквы вместе. Какое слово получится из них? «М» + «Е» + «Д» = МЕД. Вот какие съедобные слова у нас получились!
Слово к слову
Вам потребуется: мяч, клубок или любой другой предмет, который можно будет передавать из рук в руки.
Молодец, дружок, помог буквам подружиться. А у тебя есть друзья? Пригласи своих друзей или родных, чтобы поиграть вместе с ними.
Если игроков соберется много, всем нужно сесть по кругу, а если только двое — напротив друг друга. Ведущий берет мяч и произносит слово: ЛЕТАЕТ. Он передает мяч соседу справа, и сосед должен назвать то, что может летать, например: САМОЛЕТ. После этого мяч нужно передать следующему игроку (соседу справа) и т. д. Тот, у кого окажется мяч в руках, должен назвать новое слово, способное летать, например: ПТИЦА. Повторяться нельзя. Из игры выбывает тот, кто не смог дать ответ или кто повторился. Например, летать может: самолет, вертолет, воздушный шар, бабочка, стрекоза, муха, кукушка, ковер-самолет, Змей Горыныч и т. д.
Проведите игру со словами: БЕГАЕТ — ..., ПРЫГАЕТ — ПОЛЗАЕТ — ..., ПЛАВАЕТ — ..., РАБОТАЕТ — ..., РАСТЕТ — ..., СМЕЕТСЯ — ...
Из чего?
Смышлята очень любят игры в слова. Они любят прятать слова, изменять слова, превращать их в новые слова, отгадывать слова. Сейчас они научат тебя образовывать новые слова по образцу:
♦ ложка из дерева — деревянная ложка,
♦ шляпка из соломы — соломенная шляпка,
♦ чашка из фарфора — фарфоровая чашка.
А дальше попробуй сам:
♦ стена из кирпича — ...
♦ ваза из хрусталя — ...
♦ кольцо из золота — ...
♦ платье из шелка — ...
♦ кораблик из бумаги — ...
♦ цепь из железа — ...
♦ шарф из шерсти — ...
♦ мост из камня — ...
♦ сапоги из резины — ...
♦ лампочка из стекла — ...
♦ сок из фруктов — ...
♦ суп из овощей — ...
♦ крепость изо льда — ...
Небылицы
Найди ошибки в стихотворении:
Черепашка быстро скачет,
Зайчик медленно ползет.
Кот котенка в норке прячет —
Вдруг мышонок их найдет?
Лев на пальму влез от страха,
И не хочет он слезать,
Потому что черепаха
Его может покусать.
Ну, а курица, как утка,
Резво по реке плывет.
Это правда или шутка?
Кто ошибки все найдет?
А как бывает на самом деле?
Так не бывает
Послушай предложения. Скажи, так бывает или нет.
Если не бывает, то объясни, почему и как должно быть.
♦ Заяц взмахнул крыльями и полетел в огород за морковкой.
♦ Всю зиму медведь проспал в берлоге.
♦ Разноцветными шариками и фонариками украсили ребята новогоднюю пальму.
♦ Жарким летом дети катались на коньках по замерзшей реке.
♦ Маленькая мышка спряталась от кота в своей норе.
♦ Маленький воздушный шарик поднял высоко над землей большого тяжелого слона.
♦ Дедушке Егору исполнилось пять лет.
♦ Дети помогают маме поливать в саду цветы.
Какое предложение тебе показалось самым смешным?
Почему?
Угадай предмет
А еще у смышлят есть любопытная игра. Один игрок загадывает предмет и описывает его, а другой игрок должен догадаться, о каком предмете идет речь. Попробуем?
♦ Этот предмет сделан из металла. Повар использует его на кухне, когда разливает суп по тарелкам. (Половник.)
♦ Этот предмет сделан из дерева. У него есть грифель. Его можно точить. Им рисуют. (Карандаш.)
♦ Этот предмет сделан из стекла. В нем могут отражаться разные предметы. Если посмотреть в этот предмет, то можно увидеть самого себя. (Зеркало.)
♦ Этот предмет сделан из металла. Когда люди уходят из дома, они закрывают этим предметом замок. (Ключ.)
♦ Его построили из кирпича. В нем можно жить. Он стоит неподвижно. Он большой и неподъемный. (Дом.)
♦ Этот предмет сделан из бревен. На нем переплывают реку. Он без мотора и без якоря. (Плот.)
Загадай предмет
Посмотри вокруг себя, выбери любой предмет. Опиши его: из чего сделан, для чего нужен. Пусть твои друзья или родные отгадают, что ты загадал.
Рассказ по картинкам
Посмотри на картинки, расположенные вряд.
Тебе надо объединить их так, чтобы получился небольшой рассказ. Например, по КАРТИНКЕ 1 смышлята составили вот такой рассказ.
Однажды Машенька взяла корзинку и пошла в лес. Она перешла по мостику через речку и дошла до леса. Стала она собирать в лесу грибы и ягоды. Вдруг ей на встречу идет медведь. Спрашивает он Машеньку: «Что ты делаешь в моем лесу?». Отвечает Машенька: «Решила помочь тебе, Мишенька, сладкие ягоды собрать, а то одному-то весь лес не обойти». Угостила Машенька медведя ягодами. Обрадовался мишка и поблагодарил Машеньку за помощь, да в награду ей мед подарил. Так и подружились они.
А теперь сочини свои рассказы по КАРТИНКАМ 2-4:
Зоопарк
Смышлята очень любят ходить в зоопарк. В зоопарке живут разные животные и птицы. Вот некоторые из них:
Опиши любое животное или птицу, но не произноси его названия. Пусть твои друзья или родные догадаются, о ком идет речь. Например, это большое животное, оно живет в жарких странах, у него на носу есть рог. {Носорог.)
Сходства и различия
Вам потребуются: парные картинки или предметы.
Предложите ребенку сравнить каждую пару предметов, которые чем-то похожи, но в тоже время они отличаются. Попросите его найти сходства и различия.
Это чьё?
Смышлята освоили много разных профессий. А какие профессии тебе известны? Смышлята разных профессий собрались вместе и решили поиграть с тобой в забавную игру. Они будут называть свои профессии, а тебе надо подумать, какие инструменты им необходимы для работы: ПОВАР, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ, ВРАЧ, СОЛДАТ, ПРОДАВЕЦ, ПЛОТНИК, СПОРТСМЕН, ДВОРНИК, ПОЧТА-
У этой игры есть и другие правила. Тебе надо догадаться, смышлятам какой профессии нужны следующие вещи: ПОЛОВНИК, КРАСКИ, СКРИПКА, ШПРИЦ, ГРАДУСНИК, ОРУЖИЕ, ВЕСЫ, РУБАНОК, ФУТБОЛЬНЫЙ МЯЧ, МЕТЛА, ПИСЬМО.
Выбери ответ
Мы — смышлята — знаем ответы на многие вопросы. Сейчас мы хотим проверить тебя. Сможешь ли ты подобрать правильный ответ?
Посмотри на карточки. В пустую клеточку вставь номер правильного ответа
Варианты ответа: 1. ДУПЛО; 2. ГНЕЗДО; 3. БУДКА.
Варианты ответа: 1. НЕБО; 2. ЛЕС; 3. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.
Варианты ответа: 1. ШИШКА; 2. ЛУК; 3. МОРКОВЬ.
Варианты ответа: 1. КОЛЕСО; 2. ДОРОГА; 3. СВЕТОФОР
Варианты ответа: 1. ВОЗДУШНЫЙ ШАР; 2. РАКЕТА; 3. КОВЁР-САМОЛЁТ.
Варианты ответа: 1. КОЗЛЁНОК; 2. БЫК; 3. ТЕЛЁНОК.
Варианты ответа: 1. ЛИМОНЫ; 2. ПОМИДОРЫ; 3. ГРИБЫ
Варианты ответа: 1. ОРЕХИ; 2. КАШТАНЫ; 3. ЖЕЛУДИ
Одним словом
Как одним словом можно назвать эти предметы?
♦ Тарелки, чашки, сковородки, кастрюли. (Посуда.)
♦ Диван, кровать, стул, стол, шкаф. (Мебель)
♦ Молоко, хлеб, мука, сыр, колбаса. (Продукты.)
♦ Валенки, сапоги, ботинки, сандалии, чешки. (Обувь.)
♦ Самолет, поезд, машина, трактор, корабль. (Транспорт.)
♦ Бабочка, стрекоза, гусеница, муха, комар. (Насекомые.)
♦ Береза, дуб, клен, каштан, сосна. (Деревья.)
♦ Стиральная машина, утюг, фен, телевизор, микроволновая печь. (Электроприборы.)
♦ Мука, сметана, хлеб, молоко, сахар. (Продукты.)
♦ Зима, весна, лето, осень. (Времена года.)
Пять к одному
Придумай и назови по 5 слов, которые относятся к словам: ОДЕЖДА, ИГРУШКИ, ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ, СЛАДОСТИ, ПУТЕШЕСТВИЕ.
Загадки
Отгадай наши загадки. За каждый правильный ответ мы подарим тебе букву, с которой начинается отгаданное слово. Собери все буквы и с помощью взрослых составь слово.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж...
Что же это? (Карандаш.)
Не зебра, а полосатый.
Не мяч, а круглый.
Не конфета, а сладкий. (Арбуз.)
В огороде у дорожки
Растет солнышко на ножке!
Птички к солнышку летят
И склевать его хотят. (Подсолнух.)
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собой я хвост тащу. (Иголка.)
Летит орлица по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туна.)
Эта рыба так опасна,
Пасть ее совсем ужасна.
Она плавает и злится:
Где б найти, нем поживиться? (Акула.)
Два кольца, два конца,
А посередине гвоздик. (Ножницы.)
Проверь себя! Сложи все буквы: «К» + «А» + «П» + «И» + «Т» + «А» + «Н». Должно получиться слово КАПИТАН.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду
Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду
Игры на развитие воображения у дошкольников 3-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!