Про Петра I для детей 3 - 4 класса. Окружающий мир
Пётр I Алексеевич (Великий). Рассказ для младших школьников
После смерти 27 апреля 1682 года царя Федора Алексеевича десятилетний царевич Петр по предложению патриарха Иоакима и по настоянию Нарышкиных был провозглашен царем в обход его старшего брата, царевича Иоанна, но 23 мая 1682 года, по требованию бояр Милославских, он был утвержден Земским собором «вторым царем», а Иоанн - «первым». 25 июня 1682 года цари Иоанн V и Петр I венчались на царство. «По малолетству» царей правительницей при них стала их старшая сестра царевна Софья.С 1689 года Петр с матерью, Натальей Кирилловной Нарышкиной, жил в подмосковном селе Преображенском, приезжая в Москву только на время официальных церемоний. В Преображенском царевич занимался воинскими играми со специально для этого сформированными «потешными войсками», ставшими впоследствии ядром русской регулярной армии. В январе 1689 года по настоянию матери Петр I женился на дочери именитого боярина Лопухина, Евдокии Федоровне Лопухиной.
В 1689 году, после подавления инициированного стремящейся к единовластию царевной Софьей стрелецкого бунта, она была отстранена от власти и заключена в Новодевичий монастырь. До 1694 года от имени Петра I правила его мать, Наталья Кирилловна. В 1696 году, после смерти Иоанна V, Петр стал единодержавным царем.
Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, шир0 та взглядов, целеустремленность, любознательность, невероятная работоспособность. Петр, не получив в юности систематического образования, учился всю жизнь. Вместе с тем Петр был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях. Царь не считался с интересами и жизнью отдельной личности. Он не остановился перед вынесением смертного приговора даже собственному сыну Алексею, заподозренному в измене.
В 1697 году царь снарядил «Великое посольство» в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. В Пруссии царь обучался артиллерийскому делу и получил аттестат огнестрельного мастера. Изучать кораблестроение Петр направился в Голландию и в Амстердаме поступил работником на Ост-Индскую верфь. Во время пребывания в Европе Петр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции в университетах. В 1698 году, получив известие о новом заговоре Софьи и восстании стрельцов, царь спешно вернулся в Россию.
За время своего царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отставания России от передовых стран Запада. В результате реформы государственного аппарата место Боярской думы занял Сенат, учрежденный в 1711 году для управления всеми делами в случае отъезда государя. Сенату были подчинены коллегии, ведавшие хозяйственной жизнью России и организованные по шведскому образцу вместо сложного и неповоротливого аппарата приказов. Коллегии принимали решения простым голосованием.
В 1721 году Петр утвердил Духовный регламент, полностью подчинивший церковь государству. Патриаршество было упразднено, а для управления церковью учрежден Святейший правительствующий Синод.
Большое значение имела административная реформа, разделившая всю Россию на 8 (а затем на 10) губерний во главе с губернаторами, «чтобы лучше присматриваться о денежных сборах и всяких делах».
16 мая 1703 года на одном из островов в устье Невы по распоряжению Петра I начали строительство Петропавловской крепости. Крепость положила начало новому городу, названному Петром I в честь Святого Петра, своего покровителя, Санкт-Петербургом. В 1712 году Санкт-Петербург стал официальной столицей Российского государства.
Преобразования Петра I коснулись всех сфер общественной жизни: Указ о единонаследии закрепил дворянскую собственность на землю, в Табели о рангах был установлен порядок чинопроизводства военных и гражданских служащих не по знатности, а по личным способностям и заслугам.
Для ведения активной внешней и внутренней политики необходимы были бюджетные средства. С этой целью была проведена коренная реформа налоговой системы: в стране ввели подушную подать, которая усилила крепостную зависимость крестьян от помещиков. Подушной податью облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Крестьяне ожесточенно сопротивлялись ухудшению своего положения: участились побеги крепостных, вооруженные выступления. Некоторые выступления переросли в крупные восстания (Астраханское восстание 1705-1706 годов и восстание под предводительством Булавина 1707-1709 годов), которые, однако, были жестоко подавлены правительственными войсками.
Петр I создал регулярную русскую армию и флот. Они базировались на рекрутской повинности, введенной в 1705 году, и обязательной военной службе дворян, получавших офицерский чин после окончания военной школы или службы рядовыми. Организацию, вооружение, тактику, права и обязанности всех чинов определяли Воинский устав (1716 год), Морской устав (1720 год) и Морской регламент (1722 год), в разработке которых участвовал сам Петр. Одновременно с формированием армии на Азовском и Балтийском морях строился военно-морской флот. После начала Северной войны строительство флота на Азове было приостановлено, а в результате неудачного Прутского похода Россия потеряла крепость Азов и азовское побережье. Постройка кораблей продолжалась на Балтийском море В 1708 году был спущен на воду первый корабль, а уже через 20 лет российский флот на Балтийском море был самым мощным в Европе: 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 85 галер и множество мелких судов.
Кардинальные реформы были проведены Петром I в области культуры и просвещения: появилась светская литература, были открыты медико-хирургическая, инженерные и артиллерийские школы, Морская академия. Для учебы и практического освоения наук молодых россиян посылали за границу. Издавались буквари, учебные карты и пособия. Открылся первый русский музей - Кунсткамера - с публичной библиотекой и первый русский общедоступный театр. В 1700 году в России был введен новый календарь: началом года стали считать 1 января, а не 1 сентября, как раньше. Летосчисление стали вести от Рождества Христова, а не от «сотворения мира». Стала выходить первая русская печатная газета - «Ведомости». В 1724 году была основана Петербургская Академия наук с гимназией и университетом при ней. По распоряжению Петра I были проведены экспедиции: А. Бековича-Черкасского - в Среднюю Азию, И. Евреинова и Ф. Лукина - на Дальний Восток, Д. Мессершмидта - в Сибирь, подготовлена экспедиция В. Беринга, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.
Необходимость выхода к Черному и Балтийскому морям определила внешнюю политику Петра I. В конце XVII века были предприняты два похода на турецкую крепость Азов, в результате которых было заключено Константинопольское перемирие с Турцией, и Россия получила выход к Азовскому морю. Однако главной внешнеполитической проблемой оставался выход к Балтийскому морю.
Петр обратился к Швеции с просьбой продать некогда принадлежавшие России земли по берегам Финского залива, однако получил отказ. Началась Северная война, продолжавшаяся более 20 лет. В 1712-1714 годах Россия завоевала Финляндию, утвердившись на берегах Балтийского моря, она стала великой морской державой.
В 1721 году Россия была провозглашена империей, а Петру I присвоен титул Императора Всероссийского и звание «Отца Отечества» и «Великого».
Однако годы тяжелого труда и вредные привычки подорвали здоровье императора. 28 января 1725 года после тяжелой болезни Петр I скончался. Он был похоронен в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.
Эпоха Петра Великого
Великим преобразователем России стал сын Алексея Михайловича Пётр I (правил с 1689 по 1725 год), задумавший поставить Россию в один ряд с передовыми европейскими державами. Россия нуждалась в мощной армии и флоте, развитом образовании и науке. Для обучения русских людей наукам и ремёслам в 1697 году в Западную Европу было отправлено «Великое посольство». Мало кто знал, что в его составе поехал и сам царь под именем Петра Михайлова.В Европе Пётр обучился плотницкому, столярному и корабельному ремёслам, изучил военные науки.
Вернувшись из Европы, царь стал внедрять в русскую жизнь европейские порядки и обычаи. Он потребовал, чтобы придворные одевались по европейской моде, и лично стриг боярам бороды.
Своими приближёнными Пётр делал людей умных и способных, независимо от их происхождения и богатства. Например, главным помощником царя стал Александр Меньшиков, сын конюха.
Российская армия сильно отставала от армий передовых европейских государств. Благодаря реформам Петра I менее чем за 10 лет в России появилась хорошо обученная армия и военно-морской флот. Проверкой для них была война со Швецией (1700-1721), названная Северной войной. Решающим сражением Северной войны стала Полтавская битва, в которой шведская армия потерпела сокрушительное поражение. Вслед за этим в морских сражениях русские моряки разгромили шведский военный флот. Россия получила долгожданный выход к Балтийскому морю.
В 1703 году Пётр I заложил на берегах Невы новый город - Санкт-Петербург, который вскоре стал одним из самых красивых городов мира. В 1712 году Санкт-Петербург был провозглашён столицей Российского государства.
Особой заботой Петра I было развитие образования. По всей стране создавались школы и училища, где обучались не только дворянские, но и солдатские дети. Большое внимание уделялось наукам и искусствам. Пётр I организовал географические экспедиции для изучения отдалённых районов страны - Сибири и Дальнего Востока. В Петербурге был основан первый русский музей - Кунсткамера.
Петр лично пересмотрел русский алфавит и ввёл новый шрифт - более доступный, чем старославянский. В Москве стала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости».
Но не всем по душе были реформы Петра I. Не поддерживал отца и сбежавший за границу царевич Алексей; подозревали, что он готовит заговор. Царевича обманом вернули в Россию и заточили в тюрьму, где он и умер.
Пётр получил в народе прозвание Великий - за необычайно высокий рост и грандиозные свершения. Ему удалось осуществить главную мечту своей жизни - Россия встала на путь просвещения и прогресса. В 1721 году Пётр I принял новый титул Императора Всероссийского. Российское царство превратилось в Российскую империю, простиравшуюся от берегов Балтики до Тихого океана.
Рекомендуем посмотреть:
Кроссворд по теме «Степь» с ответами, 4 класс. Окружающий мир Тест по теме «Степь» с ответами, 4 класс. Окружающий мир Кроссворд по теме «Пустыни» с ответами, 4 класс. Окружающий мир Кроссворд по теме «Горы» с ответами, 4 класс. Окружающий мирПохожие статьи:
Загадки о явлениях природы для детей с ответами
Интеллектуальная игра по окружающему миру, 4 класс
Автор: Светлана
Опубликовано: 36 дней назад (30 сентября 2024)
Просмотров: 220
Блог: Педагогическая кладовая
Рубрика: Интересное для школьников
|
Нет комментариев. Ваш будет первым!