Праздник Пасха. История и традиции для детей школьного возраста

Светлое Христово Воскресение. Пасха

Пасха — праздник Светлого Христова Воскресения — центральное событие в духовной жизни христиан, отмечаемое с торжеством и радостью. Уже пять тысяч лет назад иудейские племена праздновали в это весеннее время отел скота, потом — начало жатвы, их древние боги умирали каждую зиму и воскресали весной. Затем праздник связали с исходом евреев из Египта и назвали его «песах», что и означает исход. Пасха связывается также с праздником опресноков — пресных хлебов (маццот), потому что иудеи, бежавшие из Египта, не успели заквасить взятое с собой тесто. Христиане же, вложив в Пасху новый смысл, воскресили древние народные обычаи.

Еврейская Пасха, посвященная избавлению Израиля от египетского рабства, была в глазах христиан прообразом искупления человечества от греха через смерть и воскресение Иисуса Христа. Вместе с христианством на Русь из Византии пришла и традиция отмечать Пасху.
В западном христианском мире в настоящее время придерживаются григорианского календаря. По постановлению Первого Вселенского церковного собора в Никее (325 г.) Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, то есть в промежуток от 22 марта до 25 апреля. Восточная православная церковь пользуется юлианским календарем, плюс существует правило, что Пасха не должна праздноваться раньше еврейского Песаха. Поэтому иногда восточная православная Пасха празднуется в другой день. Специальные таблицы, по которым рассчитывают время празднования Пасхи, называются пасхалиями.

Христианское предание

Пасха — самый торжественный, самый радостный праздник обновления, спасения мира и человека. Этот праздник торжества жизни над смертью, торжества добра и света над злом и тьмой получил название «Царь дней» или «Велик день». Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой или Страстной. Ее самыми значительными днями считаются: Великий четверг — духовное очищение, принятие таинства, Страстная пятница — страдания Иисуса Христа, Великая суббота — день печали, и, наконец, Светлое Воскресение Христово.
Как же произошло Воскресение Христа из мертвых? Одно из свидетельств этого величайшего чуда принадлежит историку Гермидию, официальному историографу Иудеи при Понтии Пилате. В ночь на воскресенье он лично отправился к гробу, дабы убедиться, что умерший не может воскреснуть. В слабом свете зари он увидел стражников у двери гроба. Вдруг стало очень светло, и над землей появился человек, как бы сотканный из света. Раздался удар грома, но не на небе, а на земле. Испуганная стража вскочила и тут же упала на землю. Камень, закрывавший вход в пещеру, отвалился. Вскоре свет над гробом исчез, но когда Гермидий приблизился к гробу, погребенного тела там не оказалось. Личный врач Понтия Пилата сириец Эйшу точно так же описывал события. Врач не верил, что умерший может воскреснуть, но Христос «действительно воскрес, и все мы видели это собственными глазами».
Более того, в момент Воскресения гробы отверзлись, и многие усопшие праведники восстали и явились в Иерусалим в свидетельство всему народу.
Противники Христа — Гермидий и Эйшу, а также римские стражники-язычники засвидетельствовали факт Воскресения. Это были вынуждены подтвердить и служители синедриона, распявшие Христа. Однако, согласно Евангелию от Матфея, первосвященники подкупили стражников, чтобы те говорили, будто ученики Христа украли тело.
Теперь обратимся к евангельским свидетельствам о Воскресении.
По прошествии субботы Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы (миро), чтобы идти к гробу и помазать усопшего. Подойдя к скале, они увидели, что камень от двери гроба отвален, а тела нет. И тут перед потрясенными женщинами- мироносицами предстали два мужа в блистающих одеждах и сказали: «...что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лука 24, 5-7).
Мироносицы вспомнили эти слова и бросились к ученикам Господа, но те не поверили им. Однако Петр пришел к гробу, увидел только погребальные пелены и, удивленный, пошел назад.
Так передает событие Евангелие от Луки. Но, согласно Евангелию от Иоанна, два ангела явились Марии Магдалине только после того, как ушел Петр. С ангелами был и Иисус, которого плачущая Мария сначала не узнала. Тут Христос открылся ей и сказал: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Иоанн 20, 17).
Вечером Христос сквозь закрытые двери прошел в дом, где собрались ученики Его. Апостолы смутились, испугавшись, что видят духа. Иисус же показал им свои руки и ноги, пронзенные гвоздями, а после попросил еды. Ученики возрадовались. Тогда Христос «отверз им ум к уразумению Писаний». Он сказал, что сбылось все, сказанное о Нем пророками. Иисус пообещал ученикам Своим облечь их силой свыше, дабы проповедовать народам Его учение и крестить людей во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Действительно, Воскресение Христа подвело черту под древними пророчествами о пришествии Спасителя. Еще за восемь веков до Рождества Христова пророк Исаия, а позже и другие ветхозаветные пророки точно и подробно предсказали всю земную жизнь Христа — от Рождества до крестных страданий Иисуса и Его Воскресения.

Народные традиции

Народ считал Пасху праздником возрождения жизни. Это связано не только с Воскресением Христовым, но и с языческими представлениями о пробуждении природы после зимнего сна, который подобен смерти. Считалось, что каждый православный должен встретить Пасху обновленным духовно и физически после Великого поста. Помимо наведения порядка на улицах и в домах полагалось приготовить новую одежду для всей семьи, вымыться в бане, отбросить все дурные мысли, забыть обиды. Считалось грехом вступать в супружеские отношения.
В быту основательно готовились к встрече праздника с Великого четверга, дня Страстной седмицы, последней недели поста. Уборка начиналась в Чистый четверг. Считается, если в этот день все прибрать и помыть детей, то весь год в доме не будет грязи. В эти же дни начинали подготовку праздничного пасхального стола. Яйца положено красить тоже в Чистый четверг. А вот в пятницу (Великий пяток) положено делать куличи и пасху. Раньше яйца красили не только на Пасху, но еще и на Троицу их окрашивали в зеленый цвет. А куличи и пасхи в наше время, как и раньше, пекут один раз в год — на Пасху.
Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном богослужении. Служба начинается в ночь с Великой субботы на Светлое воскресенье. Она особенная, отличающаяся от обычных церковных богослужений, очень «легкая» и радостная.
Первая часть службы называется полунощница — в память о ночной молитве Иисуса в Гефсиманском саду. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» — приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!». Пасхальная служба заканчивается около четырех часов утра под благовест колоколов. Народ обычно проявлял большую заботу об украшении храма к предстоящей пасхальной службе. Во дворах церквей ставились смоляные бочки, готовились костры, фонари, чтобы зажечь их в пасхальную ночь. В некоторых местах в полночь палили из пушек и ружей. Сейчас это заменяет иллюминация.
Пасхальное разговленье. На Пасху разговлялись после длительного Великого поста. Как правило, устраивали семейное застолье, без гостей. Все выглядело ярко, торжественно. В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники. Праздничный стол отличался великолепием, был вкусным, обильным, красивым. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашеные яйца, кулич — высокий хлеб из сдобного теста, и пасху — сладкое блюдо из творога с изюмом. Все яства освящались в храме в Страстную субботу. Традиция эта сохранилась и поныне.
Красное яйцо символизирует мир, обагренный кровью Христа. Кулич уподобляется Телу Господню, к которому причащаются христиане. Кроме того, еще с языческих времен яйцо считали знаком плодовитости и возрождения, а хлеб воспринимали как живое существо, в какой-то степени воплощавшее Бога.

Праздничный стол отличался великолепием, был вкусным, обильным, красивым. Куличи и пасхи украшали цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательным занятием. Дети и взрослые создавали цветы из яркой цветной бумаги, ими украшали иконы, дом, стол. Кроме цветов, в ход шли букетики засушенных ягод, всевозможная зелень, хвоя, мох, раскрашенные ракушки и перышки, а также разноцветные ленты. Все должно было выглядеть ярко, красиво, торжественно. В домах зажигали свечи, лампады, люстры, светильники.

Пасха считалась семейным праздником, поэтому вокруг праздничного стола собирались самые близкие люди. С пасхи и крашанок начинали пасхальный завтрак. Перво-наперво вкушали яйцо, разрезанное на кусочки по числу присутствующих за столом. Затем каждый получал по кусочку кулича и по ложке пасхи. Затем подавали остальную праздничную еду.

К праздничному столу готовили много блюд. Запекали барашка, окорок, жарили телятину. Их подавали только в холодном виде, так как одним из главных правил пасхального стола было исключение горячих блюд. Пасхальный стол раньше не обходился без барашка — «агнца», который символизировал жертву Иисуса Христа. Красные крашанки опускали в воду, которой умывались дети и взрослые, чтобы «красными быть» (красивыми и здоровыми). Люди относились с благоговением к остаткам пасхальной трапезы: ее зарывали на пашнях, чтобы предохранить посевы от града, бросали в печь во время грозы во избежание пожара и молнии. Бытовало поверье, что высушенные крошки и горбушка пасхи помогают от болезней человеку и скоту. Одну из пасох держали на столе целую неделю, «чтобы хорошая родила пшеница». На Галичине и в Карпатах «сеяли» крошки по огороду, после чего будто бы вырастали цветы-маруньки (разновидность ромашки), которые имели целебные свойства. А в течение всей Светлой недели в дом приходили друзья и знакомые, которых угощали всевозможными кушаньями.

Красная седмица

Пасха празднуется в течение всей недели после Светлого Воскресения. Согласно преданию, после Воскресения Христа солнце опустилось за горизонт лишь через неделю, в Фомино воскресенье. Не случайно Пасху называют Великим днем: раз солнце не заходило, она равняется семи обыкновенным дням. Эта неделя называется Светлой седмицей, Светлой, Красной неделей. В храмах при открытых царских вратах в продолжение всей пасхальной недели службы совершаются в светлых облачениях, причем чтение псалтири прекращается и слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхи повторяется одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе Его над адом и смертью и нашем избавлении через Него от греха, проклятия и смерти. Всю Светлую неделю хранится в церкви на налое освященный хлеб, называемый артос. В последний день этой недели торжественно благословляется артос и разделяется между присутствующими. В Пасхальную неделю всем мирянам разрешалось подниматься на колокольню и звонить в колокола с утра до пяти часов вечера. По традиции, на Пасху и всю Светлую неделю колокола звонят почти непрерывно.
Вся пасхальная неделя посвящалась развлечениям: ездили друг к другу в гости, водили хороводы, пели, устраивали игры. Пасхальные гулянья были первыми в году гуляньями на открытом воздухе после зимы. Люди, нарядившись в самое «лучшее», гуляли по улицам, демонстрируя себя, своих детей. Для народа устраивались карусели, качели, балаганы с комедиантами и прочие забавы.
Одним из самых популярных развлечений были качели — как в городах, так и в деревнях. В сельской местности их сооружали в складчину на деревенской площади или на опушке леса, где загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, доски. Около качелей толпился народ: бабы с ребятишками, девушки с семечками, мужики и парни с гармошками. Девушки качались на качелях только по приглашению парней. Получив приглашение, девушка завязывала специальным пояском подол платья у колен, при помощи парня садилась или вставала на доску качели. Парни выполняли все просьбы девушек: раскачивать сильнее или остановиться. Позднее же за остановку качели обычно требовали поцелуй. Иногда, посадив девицу на качели, ее били по коленкам веткой, требуя сказать, кого она любит.
Светлая седмица открывала весенние-летние гулянья парней и девушек. Те, кто хотел поскорее выйти замуж, старались в день Пасхи первыми попасть на колокольню и ударить в колокол. Это действо якобы приближало сватовство. Проходили своеобразные смотры невест, они приглашались на площадь перед церковью. Какое-то время девицы- красавицы стояли там напоказ, а затем катались по селу на лошадях. Порой девушки отправлялись на луг жарить яичницу и веселиться без участия парней. В Светлую пятницу тесть с тещей обычно звали зятя с родными на «молодое пиво», которое еще называли «моленым». Во многих селах устраивали смотры молодоженов. Молодые подносили пирог и яйца собравшимся у их дома замужним женщинам, чтобы те приняли их в свой круг. Нередко гости заходили в дом к новобрачным.

Пасхальные традиции, поверья и приметы

Существовало поверье, что в Светлое Христово Воскресение ранним утром играет солнце, как бы разделяя пасхальную радость вместе с людьми. Чтобы увидеть восход, люди забирались на колокольни, крыши, пригорки. Глядя на игру солнца, крестьяне судили о видах на урожай: «На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету». Ясная погода на второй день после Пасхи предвещала дождливое лето, а пасмурная — сухое. Гром на Святой неделе сулил урожай, а дождь — хорошую рожь.
Есть поверье во всей России, что ворон на заре Чистого четверга носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто окунется прежде птенцов, тот в продолжение всего года будет здоров. С языческих времен остался обычай обливаться на Пасху колодезной или речной водой. Проспавших заутреню обливали холодной водой.
Страстные свечи хранили в России и в Малороссии для предохранения дома от непредвидимого бедствия. Лили свечи весьма толстые и длинные: бывали в два аршина длины и около десяти фунтов весу. При чтении Евангелий делали воском отметки на свечах для означения, сколько прочтено Евангелий и сколько продолжалось стояние в церкви. Страстными свечами благословляли молодых. Также, когда есть в доме безнадежный больной, то ставили перед иконою эти же свечи.
На Святой неделе берут огонь из кадильницы и высыпают в печь, думая, что он непременно выгонит всю нечистую силу из покоев, и считают его за некую святость. В Орловской губернии существует обыкновение, что на Святой неделе ставят образ Божией Матери в маленькую кадку, наполненную каким-нибудь хлебом: рожью, овсом или гречихою и кладут на верх зерна три сырых яйца. Дав им полежать несколько времени, рассыпают одну часть зерен по двору, а другую высыпают в жито. Во время пасхальной службы, перевернув свечу пламенем вниз, можно увидеть колдуна с рожками, который будет стоять спиной к алтарю. А если встать у дверей с творожной пасхой, то легко опознать проходящую мимо ведьму, помахивающую хвостиком.

Некоторые еще верят и других уверяют, что в то время, когда Христа распинали, воробьи приносили к кресту те гвозди, которые ласточки уносили «от распинавших». В наказание воробьи носят на ногах оковы, никем не видимые, почему никогда не могут ходить, а все прыгают.
Осину почитают проклятым деревом, будто бы по предании Спасителя удавился на нем Иуда, вот почему листья осины, хотя бы никакого не было ветру, вечно шевелятся и переговариваются между собою. Осина имеет чрезвычайную силу против колдунов и встающих ночью из могилы: вбивают кол осиновый между их плечами, и тогда ни один уже не встанет.
На Пасху охотники не охотились, чтобы не пролить кровь.
Православные верили, что на Пасху можно увидеть чудеса. В это время разрешается просить Бога об исполнении своих желаний. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе удачу на целый год.
Девушки верили, что на Пасху любовные приметы сбываются обязательно. Например, если девушка ушибет локоть, значит, ее вспомнил милый; если бровь чешется, будешь кланяться с милым; а коли губа зачешется — доведется целоваться. Старики в день Пасхи расчесывали волосы, надеясь, что у них будет столько внуков, сколько волос на голове.
После утрени ходили старухи на могилы христосоваться с умершими, особенно с родными. Старухи, стоя у могилы, называя по имени отца, мать и других родных, восклицали, рыдая: «Христос воскресе! Батюшка мой Степан Аникиевич». На это восклицание отвечал замогильный голос батюшки: «Воистину воскресе». В народе есть суеверное предание о силе этих чудесных слов. Поминание усопших на Пасху — очень устойчивый народный обычай, который соблюдается и по сей день, несмотря на противодействие священнослужителей. Считается, что с первого дня Светлого Воскресения Христова райские врата открываются и не закрываются семь дней. Неслучайно старики просят Бога, чтобы им привелось умереть в дни Святой недели. Тех, кто умирает на Пасху, хоронят с красным яйцом в правой руке.

Крашеные яйца

С давних пор христиане одаривали друг друга крашеными яйцами. По преданию, этот обычай связан с именем Марии Магдалины, которая преподнесла римскому императору белое яйцо со словами «Христос воскресе!». Но правитель не поверил, сказав: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю, что распятый мог воскреснуть». И в тот же миг яйцо стало красным.
Многие хранили пасхальное яйцо на божнице целый год — до новой Пасхи, веря, что оно не испортится.

Пасхальному крашеному яйцу приписывались магические свойства: с его помощью можно найти заблудившуюся скотину в лесу, оно обладает способностью выявлять нечистую силу. Скорлупу крашеных яиц смешивали с четверговой солью и сыпали в семенное зерно, надеясь на хороший урожай. В народе верили, что, бросив яйцо через забор во время пожара, можно унять огонь.
Крашеное яйцо использовали в качестве лекарства от болезней. Девушки умывались с крашеного яйца, чтобы быть красивей, румяней. Люди умывались с золота, серебра или красного яичка в надежде разбогатеть, катали яйцо по телу, дабы избавиться от болезней и грехов. Крестьяне оглаживали яйцом скот, особенно лошадей и коров, приговаривая: «Будь гладка, как яичко». Как оберег скота от волков хранили хозяйки первое яйцо от черной курицы, снесенное в пасхальные дни.
Окрашенное яйцо называли в народе «крашенка», расписное, разрисованное узорами — «писанка», деревянные расписные яйца именовались яйчатами.

На Пасху начинались игры с крашеными яйцами и продолжались всю Пасхальную неделю, а иногда вплоть до Вознесения. Веками любимой пасхальной игрой на Руси было катанье яиц. Устраивали эту игру так: устанавливали деревянный или картонный «каток» и вокруг него освобождали ровное место, на котором раскладывали крашеные яйца, игрушечки, незамысловатые сувениры. Играющие дети подходили по очереди к «катку» и катили каждый свое яйцо. Выигрышем становился тот предмет, которого яичко коснулось. Собиравшиеся на Пасху дети очень любили искать яйца в квартире или в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал картонные, бумажные или пластиковые яички с сюрпризами. Чтобы получить сюрприз, надо было отыскать яйцо. Если детей было много, они делились на «команды», и каждая команда старалась выиграть, найдя как можно больше яиц в отведенное для этого время. Дети любили и «чокаться» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом крашеного крутого яйца яйцо соперника. Выигрывал тот, чье яйцо не треснуло. Разбивая яйцо, человек ритуально помогает родиться новому миру, новой весне. Затем победившие, у кого яйцо не разобьется, состязаются между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителю дают приз или качают его на руках. По традиции дети получают в подарок белые яйца, потому что еще вся их жизнь еще впереди, а пожилые люди получают темные яйца со сложными рисунками, так как их жизни уже почти закончены.
В древности катание яиц было одним из магических действий, призванных разбудить землю, обеспечить ее плодородие. Практически все ритуалы, связанные с пасхальными яйцами, сохранились до сих пор.

Писанки — письмена на скорлупе

Писанка (на санскрите «писанга») означает «красивый, яркий». Представляете, из какой глубины веков идет этот обычай? Традиция росписи яиц насчитывает более пяти тысяч лет. В преданиях разных народов сохранился древний миф о сотворении мира, который произошел из яйца. Оно раскололось пополам: одна половина стала небом, другая — землей. Отсюда возникло искусство росписи яйца как символа мира. И глубоко ошибаются те, кто думает, что писанка началась со времен христианской Пасхи. Она менее всего связана с конкретной религией или конфессией. Ее сила — в природе, в космосе, в побеждающей красоте мира. Воскресение всего сущего весной, обновление жизни всегда было для славянских народов выше официальной религии.
В орнаментах писанок, строго подчиненных форме яйца, заключен сакральный смысл. Яйцо в древности было не только едой, но и лекарством, строительным материалом, компонентом красок, календарем, оберегом, духом зерна, моделью Вселенной, символом Творца, создателя мира. Силу, заключенную в яйце, чтили, и поэтому всячески пытались это почтение выказать, облекая яйцо в красочные наряды из красок и символов.

Орнамент — это не просто рисунки, а определенные письмена (потому говорят: «писать писанку»). Это, по сути, письмо, которое несло какое-то пожелание: или выйти замуж, или счастья и достатка... Писанка несет на себе символику всего мироздания. Наши предки верили, что весь мир создался из яйца, снесенного некой водной птицей. И в память об этом на писанке можно увидеть птиц, иногда окруженных точками — семенами жизни. Некоторые символы, которые можно увидеть на писанках, известны со времен неолита и энеолита, в частности, Трипольской культуры. Например, это струи воды, ниспадающие с неба, верхние и нижние воды, границы миров — неба, земли, подземного мира. Через все миры, окаймляя их, тянется «сосонка» — символ мирового древа. Можно увидеть и солнце на обоих «полюсах» — солнце дневное и ночное, солнце верхнего и нижнего миров, знак того, что солнце светит всегда. На теле писанки, в середине, очень часто виден главный символ земледелия — вспаханное и засеянное поле.

Однако есть и более древние символы. Целую группу символов, например, исследователи относят к образу Великой матери — подательницы жизни - ее образ также можно встретить на славянских вышивках. Друга группа относится к священным животным — изображения оленя коня, а также — их различных стилизованных частей. Например, узор «медвежьи лапы» восходит еще к тому времени, когда человек только становился человеком в современном понимании и одним из первых культов бы; культ медведя. Есть также узоры утиные лапы, бараньи рожки (солярный символ), волчьи зубы.
Отдельная группа узоров относится к ходу времени, к бегу солнца. Наконец, есть писанки с чисто христианской символикой — сюда исследователи относят писанки с рыбами, писанки с изображением церкви. Сами писанкарки говорят, что одно из значений рисунка «сорок клинцев» — память о последних сорока днях земной жизни Иисуса Христа.
Сегодня писанка — это не только символ весны и возрождения, но и памятник живого народного искусства, возможность заглянуть в загадочный мир наших далеких предков.

Писанкарки — берегини

В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные яйца молоденьких курочек, снесенные в марте, в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кисточки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок. Непочатую, «немую» воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега. В новой глиняной посуде мастерица разводила природные краски, которые специально приготавливала из цветков, листьев, семян, ягод, щепок, кореньев разных растений. Занятие это было долгое и трудоемкое. Но само это действо превращалось в сакральный ритуал. Красильное зелье раскладывалось по горшочкам, заливалось водой, несколько часов настаивалось, а затем еще на два-три часа помещалось в теплую печь.
Изготовление кисточек было делом самой хозяйки дома. Чаще всего кисточкой служило птичье перо, соломинка, разломанная надвое, петушиная вильчатая кость. Позже это была трубочка, закрепленная с помощью пакли, ниток или тоненькой проволочки на деревянном держачке — березовом или терновом. К предметам, причастным к приготовлению писанок, никто, кроме самой мастерицы, не смел прикасаться. Приготовление писанок начиналось в основном на четвертой крестопоклонной неделе Великого поста, когда отмыкались все подземные родники и колодцы, трескался лед на реке, и просыпалась пчела. Считалось, что вода земная отмыкает воду небесную... В этот день принято было печь специальные хлебные кресты и расписывать писанки для пчелы, узор которых носил названия «Бесконечная», «Кресты», «Цыганская дорога». Далее приготовление писанок продолжалось в Чистый Четверг. В этот же день люди пекли к празднику ритуальные куличи, пасхи, перепечи... В доме пахло свежим хлебом, настоями трав — лугами, лесами, медами, цветущим садом...

Крашение расписанных воском яиц начиналось с первым ударом грома или колокола. Окунув яйцо в желтую краску, «яблоньку», приготовленную из коры дикой молодой яблони, женщина шепотом трижды произносила священный заговор-молитву. Яйца, окрашенные в желтый цвет, она снова расписывала воском, защищая таким образом части орнамента, которые должны быть желтыми, затем продолжала крашение, но уже в красной краске, и покрывала воском на сей раз те части узора, что должны быть красными, после чего погружала яйца в краску черного цвета, приготовленную из кваса, коры ольхи и ржавого железа. Черная краска готовилась две недели, а яйца выдерживались в ней четырнадцать часов. Защищая знаками- оберегами яйцо, писанкарка тем самым защищала свой дом, своих детей, обеспечивала воскресение природы, счастливое замужество дочерей. Мысли и чувства мастерицы проникали в яйцо, она запечатывала их воском, изображениями Берегини, Божей руки...

Значение символов передавалось из поколения в поколение. Отступать от существовавших не одно столетие правил не разрешалось. Если женщина добавляла в рисунок что-то свое, такое изделие считалось не писанкой, а малеванкой. Введение новых элементов было редким явлением. Но все же допустимым, такую писанку долго «тестировали» и проверяли, как она работает, не несет ли в себе помех и мороков, и только после того, как новый орнамент признавался — его можно было копировать и остальным писанкаркам. Подметили также, что писанка, созданная во время болезни или плохого самочувствия, практически всегда лопается в руке на последнем этапе работы, либо тухнет за один день. Получается, яйцо, вобрав в себя весь негатив болезни, самоустраняется, дабы уже никому не причинить вреда. Поэтому во время работы над писанкой, кроме навыков и смекалки, так важны чистые, положительные помыслы и физическое здоровье. Приступать к работе следует только тогда, когда на душе спокойно, умиротворенно, ничто тебя не беспокоит. Не зря в народе есть поверье: «Любовь в мире будет существовать до тех пор, пока расписывают писанки».
После крашения, растопив воск на яйцах, мастерица бережно вытирала готовые писанки новенькой полотняной салфеткой. Восковое письмо переходило на полотно, и салфетка обретала чудодейственную силу оберега.

Зачарованное яйцо

Предназначались писанки для дарения. Неряшливо расписанное яйцо божественной силы не имело. Такое подношение считалось оскорблением. Не разрешалось дарить писанки тем, кто ведет кочевой образ жизни, не дарились писанки и тем, с кем семья не желала иметь родства. Писанками нельзя было поминать мертвых. Для разговения и поминовения усопших, для ритуальных игр в «битка» и «катка» служили крашенки. Крашенка — яйцо вареное, писанка — непременно сырое. Очень боялись люди яиц, оставленных на перекрестках дорог. Их никогда не поднимали, не брали в руки и, уж тем более, не приносили в дом. Считалось, что такое яйцо несет в себе негативную информацию, заговор, и может принести несчастье.
Разбитая писанка грозила засухой. Если писанку случалось разбить, то скорлупку следовало тотчас измельчить и закопать в землю или же бросить в воду, не то девушки будут рябыми, некрасивыми, ведьма замкнет росу, коровы потеряют молоко, парни останутся холостыми. Больше всего люди боялись остаться без пары, потомства и своего угла. После смерти душа обездоленного скиталась голодная и неприкаянная... Женщина, чей сын умер молодым и неженатым, в Светлое Воскресенье оставляла на его могиле писанку, чтобы он на том свете нашел себе пару. Глава семейства по той же причине раздавал писанки за русалок. Но это не было поминовением. Писанка призвана была помочь всякой душе обрести свою половину. Семья представлялась в образе яйца, одной половинкой которого является муж, другой — жена. Верхняя зауженная часть яйца называлась в народе солнцем, а нижняя, широкая — луной. Луночка — воздушная камера, которая есть под скорлупкой и хорошо видна на вареном яйце, в полнолуние глубока и находится напротив «солнца», на самой середине «луны яйца». В первое весеннее новолуние, как считают болгары, она на экваторе яйца и так мала, что едва заметна. Тогда солнце и месяц слиты воедино и яичко полно, кругло и гладко - верх и низ его одинаково закруглены, не найти ни конца, ни начала... Защищая молодую пару, идущую под венец, произносили заклинание: «Обволокусь оболоками, опояшусь утренней зарей, огорожусь месяцем, покроюсь солнцем, обтычусь частыми звездами».
Писанка — яйцо зачарованное: зарей опоясанное, солнцем покрытое, оно становилось олицетворением красоты и гармонии, незыблемого закона мироздания.

Рекомендуем посмотреть:

О празднике День России для детей коротко

Похожие статьи:

Праздник на Пасху в воскресной школе

Красная горка - это что за праздник?

Про Пасху для детей

Сценарий домашнего праздника на Пасху

Про Успение Пресвятой Богородицы рассказ

Название приправ и специй. Список с картинками | Какие цветы лучше держать в квартире
Автор: Светлана
Опубликовано: 22 дня назад (16 февраля 2025)
Просмотров: 172

Нет комментариев. Ваш будет первым!