Беседы на тему «Лето» в старшей группе

Беседы с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет на тему: «Лето красное»

Беседа «Здравствуй, Лето красное!»

За весною приходит лето. Его ждали и люди, и растения, и животные. Летом солнце днем стоит высоко в небе, светит ярко и греет — становится жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи короткие, светлые. Все цветет, улыбается, радуется теплу. Теперь можно ходить в легкой одежде и обуви и подолгу гулять. Нагревается вода в пруду, реке, озере, поэтому летом люди с удовольствием купаются и загорают на солнышке. Летом бываю грозы и теплые ливни. Птенцы начинают покидать гнезда, учатся летать. Кружат над водой стрекозы, над цветами — бабочки и пчелы. Наливаются в садах плоды, тучнеют нивы, поспевают сочные ягоды. На лугах — пышный ковер из трав и цветов. Много людям работы в поле, на лугу и на дачных участках.

Почему же за зимой идет весна, а за весной — лето, а за летом — осень, а за осенью — зима? Это происходит потому, что наша планета вращается вокруг солнца: пройдет круг — окончится год. Но Земля в своем ежегодном полете по-разному подставляет солнечным лучам свои круглые бока. Зимой Солнце скользит лучами по Земле, не согревая ее. А летом солнечные лучи попадают прямо на поверхность Земли, поэтому в летние месяцы много тепла и света. Объясните поговорки: «Летом заря с зарей встречаются». (Большой световой день.) «В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко». Почему говорят: «Летом каждый кустик ночевать пустит?» (Потому что летом очень теплые ночи.)

Предложите детям подумать, о чем можно сказать «летний»? (Дождь, день, сенокос, луг, огород, сад, лес.) «Летняя»? (Погода, туча, гроза.) «Летнее»? (Облако, настроение, солнце, небо, утро.) Предложите сравнить лето с зимой. Лето жаркое, а зима — ...морозная. Лето дождливое, а зима — ...снежная. Летом небо высокое, а зимой — ...низкое. Попросите придумать определения к слову «лето». Какое оно? (Цветущее, солнечное, зеленое, засушливое, грозовое, дождливое, звездное, чудесное, урожайное, щедрое, ласковое...) Попросите детей задуматься, почему об этом времени года говорят: «лето красное»? «Красным» в Древней Руси называлось все самое красивое. Чем же красиво лето? А красиво оно золотыми солнечными лучами и жемчужными облаками, серебряными дождями и алмазными росами, изумрудными травами и семицветными радугами. И еще бесчисленными множествами цветов, распускающихся в это время года. Цветы — символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному.
Все поля, луга в цветах,
Словно в пестреньких платках.
Очень любим мы за это
Наше солнечное... (лето).

Летняя ночь
Лето в подол собирает
Теплые яблоки звезд,
В лужице неба тает
Яркой кометы хвост.
За шиворот горизонта
Катится мяч луны,
И шелестят по газонам
Легкие летние сны.

Беседа на тему «Дождик-дождик, кап-кап...»

Понаблюдайте с детьми за первым летним дождем. Послушайте, как барабанит дождь по окнам, посмотрите, как стекает по стеклу струйками вода. Обсудите, какая погода (ненастная, дождливая). Расскажите, что теплый летний дождь поливает все растения. После дождя покажите детям, как умылись деревья, все травинки и листики стали мокрыми, дождевые капли дождя сверкают и переливаются на солнце. Обратите внимание, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые; дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Прочитайте с детьми отрывки из замечательного эссе Константина Паустовского «Язык и природа»: «...С дождями связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя...
Чем же отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.
При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
Лесной перегной и мох впитывают не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.
Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.
О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!
Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков - от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона по водосточной трубе до сплошного напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной».
Дайте послушать детям звуки разных инструментов, предложите выбрать инструмент, издающий звук, похожий на голоса дождинок (барабан, металлофон, колокольчик). Понаблюдайте за пузырями, которые появляются на лужах во время дождя. Что они напоминают? Спросите детей, ходили ли они когда-нибудь босиком по лужам. Предложите описать и нарисовать свои ощущения.
Мокрая песенка
Стало небо ниже,
Синий дождик льет,
Капельками брызжет,
Песенку поет:
На ладошки — кап-кап,
На окошки — ляп-ляп,
На порожки — тяп-тяп,
По дорожкам — топ-топ,
По сапожкам — шлеп-шлеп,
Пузыри по лужам — лоп-стоп,
Песенку дослушали — хлоп-хлоп!

На ладошки — кап-кап,
На окошки — ляп-ляп,
По дорожкам — топ-топ,
По сапожкам — шлеп-шлеп. (Дождик)

Беседа на тему «Утренние росы»

Обратите внимание детей на утреннюю росу. Дождя нет, а трава и листья растущих у самой земли растений — мокрые. Пусть дети проведут рукой по траве: ладошки станут влажными. В теплые летние дни солнце хорошо прогревает землю, но ночью воздух охлаждается. Находящийся в воздухе водяной пар оседает на растения и превращается в мелкие водяные капельки — росу. Утром, когда солнце вновь прогревает землю, роса испаряется и исчезает. Роса не образуется на земле или тропинках, так как они долго сохраняют солнечное тепло. А на траве или растениях, которые остыли, роса образуется. В некоторых районах земного шара росы выпадает столько, что ее собирают в специальные резервуары для водопоя скота! Особенно сильно осаждается роса в ясные ночи, при легком ветре. «Роса мочит по зорям», — подмечает примета. Почему так говорят: «Роса да туман живут по утрам»? А почему так приговаривают: «Не тягаться росе с солнцем»? Люди давно заметили, что если утром сильная роса и туман, то это к хорошей погоде. Предложите каждому ребенку найти «свою» капельку росы и понаблюдать за ней. Как красивы капельки под лучами солнца!
Они переливаются всеми цветами радуги!

Расскажите детям о праздниках народного календаря, связанных с росой. 6 июля — Аграфена Купальница. Канун праздника Ивана Купалы (7 июля). Эти два дня составляют единый обрядовый праздник. День Аграфены Купальницы иногда называли праздником росы. В этот день крестьянские девушки бегали по росистой траве на лугу — «окроплялись росой». В некоторых местах России был такой обычай: накануне дня Ивана Купалы, вечером, девушки собирались у одной из своих подруг, толкли в ступе ячмень, пели песни; на другой день поутру из этого ячменя варили кашу, называемую кутьею, которую вечером того же дня, заправив маслом, съедали. После того, взяв от телеги передние колеса, возили на оси некоторых подруг по селению и по полям с песнями, схватясь руками за оглобли. Такие поездки совершались до утренней росы. Причем девушки умывались этой росою, чтобы быть красивее и здоровее.
В народном календаре есть еще день, посвященный воде. Это 25 июля — Прокл — великие росы. Про этот день говорили: «На Прокла поле от росы промокло». Считалось, что утром этого дня роса обладает целебной силой. Старушки лекарки собирали эту росу для врачевания. Вот какие ласковые слова произносили о росе: «Утренняя роса — добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается».
У цветка на донышке —
Хрустальные зернышки,
А как солнышко взойдет,
Так зерно и украдет. (Роса)

Беседа на тему «Деревья и кустарники»

Летом растения поглощают самое большое количество солнечного света. Это помогает образованию новых почек, которые раскроются в следующем году.
В парках, скверах и лесах трава, кусты и деревья стоят зеленые. Рассмотрите с детьми, какие деревья растут поблизости, как они изменились с приходом лета. Сверкают зелеными кронами и белыми стволами березки. Попросите детей подумать, почему иву называют плакучей, а березку называют белоствольной. Сравните ее с сосной. Сосна выше березы. Хвоя у сосен длинная, темно-зеленая. В борах воздух пахнет смолой. Разогретые стволы слезками точат терпкую живицу, отливая янтарные кулончики. На кончиках темных лап елей появляются светло-зеленые пучки мягоньких иголок — так растут ели. Дуб-великан оброс вырезными листьями, расправил во все стороны могучие ветви и греется под солнышком. Скоро на нем созреют желуди, и к корням дуба станет осторожно наведываться кабан, прилетать сойка, чтобы отведать вкусного угощения.

Расскажите о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья. Покажите цветущие кусты жасмина и сирени. Заметьте, что у кустарников нет ярко выраженного ствола, как у дерева.

Подчеркните необходимость бережного отношения к деревьям и кустарникам. Каждое дерево чем-нибудь полезно, каждое дерево красиво — одно листвой или хвоей, другое цветами, третье ростом и осанкой, четвертое цветом коры. Деревья и кусты очищают воздух. Из березовой древесины делают красивую мебель, лыжи. Березовые почки любят лесные птицы. Не только птицам, но и людям они полезны. Из почек изготавливают лекарство, а из листьев — желтую и зеленую краски. Из бересты делают замечательные корзинки, шкатулки, разные картинки. Из сосновой древесины сосны делают музыкальные инструменты: гитары, скрипки. Из сосновых бревен строят дома, а из хвои и почек - лекарства. Предложите детям рассмотреть осинки. Это стройные деревья с зеленовато-оливковой гладкой корой. Листья — гладкие, круглые, матово-зеленые, сероватые летом и ярко-красные осенью. Когда Пушкин воскликнул: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса», виновницей слова «багрец» явилась осина. Точно каждый лист накалили на огне до яркой красноты, и вот теперь все горит и светится. Осина боится мороза, очень светолюбива. Из ее древесины делают разные вещи. Наименее всех других деревьев она поддается червоточине. И еще осина обладает свойством очень долго не гнить в воде. Поэтому из нее делают срубы для колодцев и для погребов, ушаты, бочки и корыта. А горькой-прегорькой осиновой корой с удовольствием лакомятся зимой лоси и зайцы, козы и мыши, все, кто способен обглодать кору, потому что она содержит полезные и даже целебные вещества.

Предложите детям сравнить окраску, величину, форму листьев с одного дерева, с разных деревьев. Предложите найти самый большой и самый маленький лист с одного дерева или куста, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Соберите с ребенком плоды и семена некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен, сосна). Уточните, как одним словом это все называется.
Упражнение «Скажи наоборот»
У сосны иглы длинные, а у ели — ...
У клена листья большие, а у березы — ...
У березы ствол светлый, а у клена — ...
У дуба ствол толстый, а у березы — ...

Беседа на тему: «Летнее разноцветье»

Волшебница Флора что ни день, рассыпает все новые и новые цветы, одни краше других. На выгонах цветут подорожник и кашка, вдоль полей — колокольчики. В садах и скверах ветви калины пенятся-сверкают — листьев не видно, одни цветы. Рядом зарозовели, забелели кусты шиповника — срок подошел. За ясноткой, лютиками, подмаренниками расцветает иван-да-марья, кипрей, или иван-чай. Цветы приманивают тяжеловесных шмелей и проворных пчелок. Воздух напоен светом, дыханием сочных трав и легким испарением земли.

Уже в четыре-пять лет многие дети знают названия нескольких цветов: ромашка, колокольчик, одуванчик, василек... Из признаков этих растений ребята обычно называют только цвет: белый, лиловый, жёлтый, синий. Обратите внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» — желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже белые. Рассмотрите травянистые растения, спросите, какого они цвета, формы, что у них есть кроме цветков. Отличать одно растение от другого ребенок может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета. Учите детей беречь цветы, не мять их. Объясните, что нельзя рвать много цветов. Попросите подумать — почему растения нужно пропалывать?
Познакомьте детей с растениями, растущими вдоль дороги. Многие из них лекарственные: крапива, пижма, медуница, подорожник. Почему подорожник так называется? Познакомьте с растением иван-чай. Цветы у него яркие, малиновые, щедро осыпающие весь куст. Иван-чай очень полезен. Он дает обильный нектар. Его мед совсем прозрачный, как вода. Из его листьев делают салат, а цветки сушат и заваривают, как чай. Иван-да-марья — лесной цветок. Что это значит? Этот цветок растет в лесу. Цветки ивана-да-марьи обильно выделяют нектар и вполне заслуженно считаются хорошим медоносом. Прислушайтесь к этому слову — «медонос», о чем оно говорит? Мед несет. Очень интересно приспособился цветок иван-да-марья к распространению семян — помогают ему в этом муравьи. Дело в том, что семена, похожие на пшеничные зерна, имеют мешочек с ароматными маслами. Для муравьев эти масла — лакомство, поэтому и перетаскивают они семена. А цветку только этого и нужно.

В солнечный день постарайтесь с детьми «подсмотреть», как работают «цветочные часы». В шесть часов утра просыпаются одуванчики, через час — полевой осот, в восемь — вьюнок, в девять — полевая гвоздика. «Засыпает» осот в десять утра, а гвоздика — в час пополудни. В это же время одуванчики сжимают желтенькие пушистые цветы в зеленые «кулачки». Еще пройдет час — закрываются маки, около пяти часов вечера — незабудки. На глади заводей и прудов распускается одолень-трава — белая кувшинка. Ее брали в путь- дорогу путешественники от разных бед и напастей. Интересно, что эта водяная красавица тоже «знает» время: цветки раскрываются в семь часов утра, закрываются около шести часов вечера. В пасмурную погоду, когда солнышко прячется за тучками, ход «цветочных часов» нарушается, а в дождливую погоду они совсем останавливаются. Поразмышляйте вместе с ребенком о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, шмелей, ос и пчел.
Кто-то, наверное, в поле разлил
Капли лиловых и синих чернил...
Что за цветочки — дайте ответ —
Все с язычками, а звона нет? (Колокольчики)

Желтый помпончик,
белый беретик —
Самый загадочный
цветик на свете!
Если беретик чуть-чуть пощипать —
Много чудесного можно узнать... (Ромашка)

Весь в резных густых ресничках
Смотрит синенький глазок —
В хлебных золотых косичках
Вырос яркий... (василек)

Беседа на тему «Ягодка за ягодкой»

Привольное лето разгорается все краше и ярче. Наливаются в садах плоды, тучнеют нивы, поспевают сочные, душистые ягоды. По вырубкам и полянам рдеет земляника. «Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет — всяк поклон подает», — говорится об этой ягоде в загадке. Попозже лесной земляники нальется дикая клубника, она и ягодой покрупней да и кустиком повыше. Почти вровень с ней подошла черника, а там и костянике, малине, черемухе срок подходит.

В низинных угодьях теперь запах таволг и дягилей перебивает спелая черемуха. Мякоть черных плодов набралась сахару, налилась с избытком вяжущего сока. Наливаются соком вишня, смородина, крыжовник. В конце лета созревают ягоды ежевики, брусники, клюквы. В конце августа поспевает шиповник. Созреванием плодов шиповник дает нам знать о приближении осени.

Охотники говорят, что тем, кто идет в лес по землянику, нельзя брать с собой собаку. Почему?
(На земле у многих птиц устроены гнезда. В то время, когда поспевает земляника, в них выводятся маленькие птенчики, и собака будет их ловить. Маленькие зайчата и лисята тоже напугаются. Обратите внимание детей на то, что ягоды могут созревать на кустах - малина, смородина, на кустиках - черника, голубика, брусника, а могут быть травянистыми растениями. Уточните, что нужно помнить при сборе ягод? Как их собирать? (Аккуратно, не повредив листочки). Где растут ягоды? (В лесу, в огороде, в саду). Какого цвета бывают ягоды? Догадайтесь по названию: черника, малина, голубика. А где растет клюква? Растет она на болоте, во мху, целыми колониями, семейками, переливаясь темно-красным цветом. Клюква полезна, в ней много витаминов и тем, кто заболеет, помогает при простуде. Особенно полезен клюквенный морс. Черника — это тоже очень полезная и вкусная ягода. Она улучшает зрение, из нее варят вкусное варенье. Полезны и листья черники, из них готовят отвар. Малина — ягодка вкусная, ароматная, ее больше всего любит косолапый мишка. Это очень полезная ягода при простуде, из малиновых листьев заваривают чай.

Но в лесу надо быть осторожными. Там растет растение, похожее на чернику — называется оно вороний глаз. Ягода тоже черная, но крупнее черники и растет по одной — похожа на вороний глаз. Если съесть эту ягоду, то можно сильно отравиться и даже умереть. Надо быть осторожными с растениями: не пробовать все подряд.

Беседа на тему: «На грибной полянке»

Много радости приносят ребятам походы за грибами. Первый урожай бывает уже в июне: разноцветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики... Существует примета, что первая волна грибов высыпает в то время, когда начинает колоситься рожь. Отсюда и название — колосовики. На лесной прогулке обратите внимание детей на причудливые формы грибов, на их цвет. Только сразу договоримся — берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и «поганки» по-своему красивы, главное — никому не мешают. Покажите съедобные грибы, подчеркните их особенности. Обязательно покажите ядовитый гриб — мухомор. Объясните, что этот гриб несъедобный, но что он нужен как лекарство многим лесным зверям. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами.

С детьми рассмотрите цветные сыроежки, объясните, что хотя они так и называются, но сырыми их есть нельзя. Лисички видны издалека: они как цветы ярко-морковного цвета в изумрудной траве или в пушистом мху. Ножка у них расширяется кверху и напоминает граммофонную трубу. Лисички всегда чистые, крепкие, в них не заводятся червяки. Интересно, что определенные виды грибов как бы приписаны к определенным видам деревьев. Гриб-боровик нередко можно разыскать в бору, то есть в зрелом сосновом лесу. Рыжики растут среди молодых сосен и елочек, маслята — тоже. Некоторые грибы даже называются по «месту прописки» — подосиновики (осиновики), подберезовики, поддубовики (поддубники), сосновики, ореховики. У деревьев с грибами большая дружба. Ученые утверждают, что, если бы не было грибов, не росли бы на земле и такие пышные леса, не встречалось бы в лесах деревьев-великанов.
Рассмотрите с детьми, из каких частей состоит гриб.

Покажите шляпку, на нижней стороне шляпки образуются споры, которые высыпаются из созревшего гриба и разносятся ветром. Прорастая, они образуют грибницу, из нее вырастают грибы. Из одной грибницы может вырасти много грибов, но для этого их нужно осторожно срезать, а не вытаскивать из земли, чтобы не повредить грибницу. Грибы любят тенистые, сырые места на поляне, опушке, возле заброшенных дорог, по краям вырубок.

Беседа на тему «Наблюдаем за насекомыми»

Летом можно увидеть много насекомых: бабочек, божьих коровок, мух, комаров, пчел, шмелей. Понаблюдайте за ними с детьми. Отметьте их размеры, окраску, отличительные особенности. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие — шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить осу от пчелы? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти летним днем на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Рассмотрите, как ползают жуки, иногда они летают. Обратите внимание на длинные усы жуков- усачей. Покажите божью коровку, как она ползает по руке, расправляет крылья, улетает искать себе пищу. Рассмотрите бабочку, как она порхает, как складывает крылышки, садится на цветок, ползает по нему. Предложите понаблюдать за блестящей на солнце паутинкой. Кто же здесь живет? Чуть тронешь паутинку стебельком — сразу же выбегает паучок. Это он сделал паутинку-сеть, ловит в нее мух, комаров, мошек. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет плести еще паутинку.

Собираясь на лесную прогулку, захватите с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда потянется живой ручеек. Ребенку радость, муравьям — вкусное лакомство. Рассмотрите муравейник. Из чего он состоит? Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрываются «окна» и «двери» муравейника? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут мураши? Что несут? Веточки, кора, комочки почвы — все это притащили маленькие труженики — муравьи. Маленькие дырочки — это ходы. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Один тащит соломинку, другой — крошку. Муравьи — дружные ребята. Они никогда не ссорятся, заботятся друг о друге. Помогают друг другу, своей работой приносят пользу растениям, землю рыхлят (она становится мягче), удобряют ее. Нельзя их обижать, про таких говорят: «мал да удал». Муравьи никого не обижают. За это их все уважают — и в лесу, и в поле. Никто их не трогает. И мы не будем им мешать — пусть трудятся. Понаблюдайте, как пчелы обследуют цветок, забираются глубоко внутрь за нектаром. Расскажите о пользе, приносимой пчелами: в течение лета они опыляют огромное количество цветов.

В летний полдень, в тягостную жару появляется громадное количество слепней, оводов и всякого гнуса, от которого скот сильно страдает. Жалящие кровопийцы так донимают быков и коров, что они зикуют — бегают, как шальные, высоко задрав хвосты, отмахиваясь ими от осаждающих их надоедливых и кровожадных насекомых. Скот тощает, сбавляет удои. От мошкары сильно страдает лось. Когда становится совсем невмоготу, он по ноздри забирается в воду и так простаивает часами. Спросите, чем питаются насекомые, кто питается ими. Какая польза от них и вред? Что необходимо насекомым для жизнедеятельности?
Мужичок с ноготок
Тащит бревнышко-сучок —
Дом без окон и дверей
Ловко строит... (Муравей).

Беседа на тему: «В царстве птиц и животных»

Угомонились, примолкли птахи, хлопоты не дают распевать. Подошла пора птенцов выхаживать, на крыло ставить. «Трудовой день» птиц — от зари до зари, с рассвета до заката. В начале лета еще можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Рябчики, глухари, тетерева защищают своих птенцов, кормят их и водят за собой до тех пор, пока они не станут самостоятельными. Утята, гусята, цыплята сразу же после появления на свет могут плавать, бегать и питаться сами.
Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы. Обратите внимание детей на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Покажите гнездо ласточек, отметьте, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Расскажите о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Июнь называют еще месяцем тишины. В это время дикие животные выводят детенышей. Но называют так этот сезон не потому, что тишина стоит в лесу, в поле или в долине реки. А потому, что человеку необходимо соблюдать тишину: не беспокоить животных, не мешать им заботиться о своих малышах.
В овсах, по кустарникам подрастают зайчата первого приплода. А к концу месяца в лесном понизовье зайчиха принесет еще около дюжины крошечных белячков. Всего полторы недели нуждаются новорожденные в помощи, затем сами добывают пропитание. Летняя их одежда не так пышна и красива, как зимняя, зато в ней легче спрятаться. Лисичка-сестричка тоже наряжается летом поскромнее, чем зимой, в этом наряде в догонялки бегать не так жарко. У лисы подрастают лисята, играют возле норы и понемногу учатся охотиться.

Тем же заняты все чаще покидающие свое логово волчата. Ушел от своей коряги, где была зимой берлога, медведь, бродит в лесной чаще. Медвежий мех день ото дня становится все более блестящим и красивым, да и сам мишка, весной такой худой после зимней спячки, постепенно нагуливает жирок. У каждого в лесу своя жизнь, свои дела.

Беседа на тему: «Труд людей летом»

Летом люди ухаживают за посевами на полях и в огородах. В это время года надо бороться с сорняками, насекомыми- вредителями, проводить поливку и подкормку растений, рыхлить почву. Для того чтобы растения не выгорали от засухи, в степных районах строятся каналы, на полях устанавливаются дождевальные машины. Это дает возможность выращивать кукурузу, дыни, арбузы, различные овощи.

Летом люди заняты заготовкой кормов для домашних животных. Одним из таких кормов является силос. Это скошенная трава, заложенная в специальные ямы. Ямы закрывают так, чтобы в них не проникал воздух.

У крестьян появляется еще больше новой нелегкой работы. Недаром говорят, что август — это горька каторга, да после будет сладка маковка. Уборочная, подъем зяби и сев озимых. В теплой земле спеют крахмалистые клубни картофеля и сладкие корни свеклы. В полях широко волнуется нива, спелый ржаной колос отяжелел, в молотилку просится. В садах наливаются яблоки, неотошла еще малина и поздняя земляника. В огородах уже завиваются кочаны капусты, сочно разрастается морковь, зреют бокастые помидоры. «Август — густарь, густоед, разносол: всего вдоволь».

Щедроты августа несметны. На весь год запасают хлеб, добывают корма, заготавливают разносолы: «У зимы — рот велик».
Август варит, сентябрь к столу подает.
Август — венец лета.
Август и у рыб сытная пора.
Батюшка август работой- заботой мужика крушит, да после теплит.
В августе баба хребет в поле гнет; да житье-то ей мед: дни короче, дольше ночи, ломота в спине, да разносол на столе.
Коли в августе грибовно, то и хлебовно.
На зимний стол август готовит разносол.
Что соберет мужик в августе, тем и зиму зимскую сыт будет.
Что в апреле зародится, то в мае взрастет, в июне-июле расцветет, созреет, в августе в закрома и амбары схоронится.

Рекомендуем посмотреть:

Летняя прогулка с детьми 5-6 лет. Конспект Летняя прогулка с детьми подготовительной группы. Цветы на клумбе. Конспект Конспект занятия на летнюю тему в подготовительной группе. Ромашки Занятие про радугу для старших дошкольников

Похожие статьи:

Раскраски на тему Лето для детей

Летнее развлечение в детском саду на улице. Сценарий

Беседа с детьми на тему «Лето». Средняя группа

Консультация для родителей в детском саду на тему: Лето

Сказки на летнюю тему для детей 4-6 лет

Гороскоп цветов по дате рождения цветок | Натуральные камни, их свойства и значение для человека
Автор: Светлана
Опубликовано: 10 дней назад (28 февраля 2025)
Просмотров: 98

Нет комментариев. Ваш будет первым!