О празднике Рождество Христово. Интересные факты для школьников

О празднике Рождество Христово. Интересные факты для школьников

Познавательная информация для детей школьного возраста «Рождество Христово»

Празднуется 7 января (25 декабря по старому стилю).

И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали

все пришедшее после.

Все мысли веков,

все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей,

все дела чародеев,

Все елки на свете, все сны детворы.

Пусть эти строки из «Рождественской звезды» Бориса Пастернака откроют данный материал, посвященный празднику Рождества, святкам, народным обычаям.

С Рождеством связано множество красочных народных обычаев.

Рождество Христово — это великий христианский праздник в честь рождения Христа в Вифлееме. Христиане верят, что Бог послал в этот мир своего сына Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. Со дня его рождения на Земле наступило новое время — наше современное летосчисление начинается с рождения Иисуса Христа. Рождество Христово — один из главных христианских праздников.

По преданию, согрешившим в раю и изгнанным из него людям Бог обещал послать Спасителя. И через пять тысяч лет Спаситель родился. Матерью Спасителя избрана была достойнейшая из дев, святая Дева Мария из еврейского народа. Святая Дева Мария, чтобы беспрепятственнее служить Богу, дала обет не выходить замуж. Так как у евреев не было в обычае не выходить замуж, то она была обручена со старцем Иосифом, чтобы он назывался только ее мужем, а на самом деле она оставалась девою.

Согласно ветхозаветным пророчествам, мессианский царь должен был родиться на земле Иудеи (Южная Палестина), в Вифлееме, легендарном городе Давида. Между тем Мария и Иосиф жили в Назарете (Северная Палестина). Но когда Мария была уже беременна, ей и Иосифу пришлось отправиться в далекий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей земле. Каждому надо было пойти в свой город, в город своих предков. Родной город Иосифа был Вифлеем, в который он отправился вместе с Марией. Дорога была дальняя и трудная — им нужно было пройти через горные местности. Когда они пришли в Вифлеем, для них не оказалось мест в гостинице, а Марии пришло время рожать. Иосиф с Марией остановились на ночь в пещере, в которую на зиму сгоняли скот, — вертепе. «И родила Сына своего первенца, и спеленала его, и положила его в ясли», — написано в Евангелии. Первой кроватью Младенца были ясли для скота, постелью— сено, а первым жилищем — пещера, куда пастухи в непогоду загоняли коз.

В то время вокруг городка Вифлеема находились пастбища. Была ночь, но некоторые пастухи не спали: «Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим». И сказал им ангел: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Услышав это, пастухи оставили свое стадо и поспешили в Вифлеем, как об этом написано в Евангелии: «Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». И, поспешивши, пришли и нашли Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было». Первыми поклонились новорожденному смиренные пастухи.

Светало. Означились кедров стволы.

— А кто вы такие? — спросила Мария.

— Мы племя пастушье и неба послы,

Пришли вознести вам обоим хвалы...

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Б. Пастернак

В это время в Иерусалим пришли волхвы с востока и спросили: «Где родившийся царь иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Услышав это, царь Ирод встревожился, призвал к себе волхвов и послал их в Вифлеем: «Пойдите, тщательно разведайте о младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться ему». Волхвы направились в Вифлеем, и звезда, которую они видели на востоке, двигалась перед ними, пока не остановилась над местом, где находились Мария с Младенцем. Золото, ладан и смирну принесли волхвы, нашедшие пещеру по путеводной Вифлеемской звезде.

Волхвы, получив во сне указание не возвращаться к Ироду, иным путем направились обратно в свою страну. Большинство же жителей городка не знали о великом событии и спокойно спали.

Бог-Отец, отдавая людям единородного Сына, возвестил о необходимости любви, кротости, самоотверженности как основополагающих и единственно верных целей человечества. Церковь учит: «Бог вложил в человека душу, дух ангельский... Мы должны помнить, что мы не отдельно существуем, что мы связаны с миром, как его венец; мир, лежащий во зле, мы должны очищать, а не загрязнять вновь и вновь своим грехом».

Вифлеемская звезда

Звезда — предмет ритуала славления Христа, проводившегося в первый или второй день Рождества детьми и подростками.

Деревенские ребята объединялись в группы по пять- шесть человек и ходили из дома в дом, поздравляя всех с Рождеством, один из них нес в руках звезду. Входя в избу, они сначала исполняли рождественскую молитву: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащий звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе». Затем посыпали избу и людей зерном. Обход дворов со звездой символизировал приход волхвов, которых привела чудесная звезда, взошедшая над Вифлеемом в момент рождения младенца Иисуса Христа. Обсыпание зерном — пожелание богатства дому в наступающем новом году.

О январе

Январь году начало, зиме середина. Хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Январь — весне дедушка.

1 января (Новый год). Новый год — к весне поворот.

6 января (Рождественский сочельник).

Коль небо звездчато — богатый приплод скота и много ягод. Иней — к обильным хлебам. Метель — пчелы хорошо будут роиться.

7 января (Рождество). Темные святки — молочные коровы; светлые — ноские куры. Путь хорош — к урожаю гречи. О Рождестве пригревина будет — к зеленому году.

14 января (Васильев день). Вьюга в Васильев день предвещает богатый урожай орехов.

18 января (Крещенский вечер). Яркие звезды — будут белы ярки (т.е. овцы).

19 января (Крещение). Снег пойдет хлопьями — ожидается плодородный год.

25 января (Татьяна Крещенская). Солнышко — к раннему прилету птиц. А снег на Татьяну — лето дождливое.

30 января (Антон-предзимник). Хитер Антон со всех сторон. Обнадежит, обтеплит — и обманет: все морозом станет.

31 января (Афанасий-ломонос). Пришел Афанасий - ломонос — береги щеки и нос. В полдень на Афанасия солнце — весна ранняя.

Декабрь и январь — студеное и бодрое время русской зимы, изобилует приметами не только метеорологическими, но и «заговорными». На Юрьев день в декабре наслушивали воду в колодце, через несколько ночей — в реке подо льдом.

У Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» парни и девушки поют колядки. Эти праздничные песни о счастливом Рождестве, крепком доме, добром хлебе пели на святочной неделе по всей Руси. Но еще летописец Нестор упоминал Коляду среди богов Владимировых, а Карамзин считал, что Коляда — бог пиршеств и мира. Языческое начало привносит в новогодние, рождественские праздники простодушное народное веселье, щедрую выдумку.

Давайте вспомним трогательные, а то и озорные обряды не такого уж далекого прошлого, соединявшие язычество и христианство и мирно уживавшиеся в русской деревне. Ведь они исчезли из повседневного обихода, в сущности, одновременно, в 20 — 30-е годы, сменившись «речевками» синеблузников и другими подобными «мероприятиями». Народное творчество, тесно соединенное с трудом, опытом, религиозными верованиями, многое может дать современному человеку, уставшему от политики, неразберихи, скудности и серости существования — и эстетическое наслаждение красотой, таинством древнего обряда, и просто практический навык, «руководство к действию»: как, подражая предкам, сделать нашу жизнь богаче, ярче, разнообразнее — хотя бы в столь любимые всеми новогодние, рождественские праздники.

Хождение со звездой. Коляды

Как же на Рождество молодежь «славила»? «Нас собиралось человек восемь, — вспоминал в конце прошлого века житель одного из сел Тобольской губернии,— устраивали мы большую разноцветную звезду, ходили после заутрени до обедни чуть ли не по всему селу и славили Христа, причем вращали звезду вокруг ея оси. После пения один из нас «сказывал рацею»; рацей было несколько; помню самую краткую, которую говорили мы в детстве: «Аз, маленький хлопчик, скочил на стольчик, в дудочку играл, Христа проздравлял; здравствуй, хозяин с хозяюшкой на многие лета!».

Другой сибиряк, из Енисейского округа, оставил подробнейшее — хоть сейчас делай! — описание звезды, которую носили во время праздника по улицам. «Первая личинка, из тонкой бумаги, пропитанной постным маслом, бывает в пол-аршина в поперечнике. Она укреплена к рогам, склеенным из бумаги с двумя стенками, между которых положены поперечные палочки с двумя свечками. Кругом ободки из осины. Рога укреплены к личинкам и бахромам, сделанным из розовой сахарной бумаги. На внутренней бахроме, около каждого рога, есть из красной бумаги род звездочек. Наружная личинка обведена бахромой. На этой личинке изображено: корабль, нос которого вроде змеи, на корме Полкан-богатырь, на палубе Добрыня, Илья Муромец и Алеша Попович; потом три церкви, солнце, месяц и звезда; турецкий город; море, где турки на катерах; на корме флаги. Такая звезда укреплена на длинном шесте, с помощью которого звезду поднимают высоко».

Остается добавить, что все «сооружение» целиком имело в поперечнике аршина полтора (аршин — 71 см), то есть метр с небольшим. А «личинка» вырезалась из бумаги в форме звезды, домика, овала.

Носили и вертеп — ящик со своего рода кукольным театром, сценами, относящимися к Рождеству Христову. Ходили с вертепом, «славили» и колядовали обычно как дети «обоего пола не свыше 12 лет, так и взрослые парни и девчата». Но и тем, и другим петь полагалось тоненько и трогательно, самыми высокими голосами.

Сумеете сделать настоящую рождественскую звезду — прекрасно, а нет — сгодится и фонарик с наклеенными звездочками из фольги или красной бумаги (его тоже укрепляли на шест). Главное, свято соблюдать обычай колядовщиков: с порога пропеть здравицу хозяевам, пожелать благополучия и процветания в новом году. Кстати, это отличный предлог познакомиться, наконец, с соседями по дому — в наших многоквартирных домах мы ведь не знаемся десятилетиями, дети так и вырастают, не помня лиц тех, кто живет рядом. А для хозяев приход неожиданных посетителей — экзамен на гостеприимство, ведь не принять «христославов» наши предки считали большим грехом. За рождественские песни, шутки-прибаутки, веселые поздравления и хорошие пожелания одаривают пряниками, печеньем, булочками, специально для такого случая сделанными в виде домашних животных — коровок, свиней, ягнят и овечек, а также кутьей и взваром. Не откажутся гости, особенно дети, и от красиво завернутых конфет, грецкого ореха в серебряной фольге или румяного яблочка

Ряженые. Баловство

Да, гоголевская «Ночь перед Рождеством» — настоящая энциклопедия святочных обычаев. Здесь и колядки, и гадание, и ряженые, и баловство. Помните, как весело и дерзко озорничали парубки? Василий Белов в своих очерках о народной эстетике в книге «Лад» отмечает полное сходство происходящего на юге, в украинском селе, со святочным баловством в северной деревне:

«Баловство в святки словно бы давало выход накопленным за год отрицательным эмоциям. Оно играло роль своеобразной «прививки», предупреждающей настоящую «болезнь». Изведав свойства и действия малого зла (святочное баловство), человек терял интерес к большому злу, у него вырабатывался нравственный иммунитет, невосприимчивость к серьезной заразе. Не зря баловство являлось обычно уделом малой ребятни, подростков и тех взрослых мужского пола, которые по каким-то причинам не достигли нравственной зрелости в свое время, то есть в детстве.

Орава озорников ходила в полночь по деревням; что плохо лежало, что оставлено без присмотра, на том и задерживался ее взгляд. Так, оставленные на улице дровни обязательно ставились на самой дороге на дыбы, и утром хозяину их никто не сочувствовал. Половики, вымерзающие на жерди, служили материалом для затыкания труб; ведром, оставленным у колодца, носили воду и примораживали ворота».

Что ж, даже в таких забавах был свой резон: наказывались неаккуратные, а рачительным, справным хозяевам бояться озорников было нечего. Но вот озорники другого рода — ряженые — могли наделать переполоха и у тех, и у других: веселой оравой обходили они дома односельчан, а ввалившись в избу, тотчас начинали плясать и фиглярничать — представляться.

Познакомьтесь со свидетельством очевидца, М.Ф. Кривошапкина, автора труда «Енисейский округ и его жизнь»: «Вваливают с шумом до десятка масок. Полюбуйтесь: вот бука, у него лицо обмазано сажею, на голове рога, на ушах лохмотья; во рту папироса огнем внутрь рта; вот и настоящий черт — с рогами, с хвостом, весь обтянутый черным коленкором; вот шаман в тунгусском платье, с бубном в руках, весь обвешанный колокольцами, ширкунцами, формами гагары и других птиц и рыб; вот и смерть, высокая, вся в белом, с куском свеклы вместо носу, с клыками, вырезанными из репы и редьки; вот кто-то обшил себя медвежиной и ходит себе на четвереньках, приседая для отдыха на задние лапы; вот арлекин, но с маскою до того отвратительною и страшною, что смотреть невозможно. И остальные также наряжены. Их пляс идет под удары бубна и своеобразные свистки, писки, трески...»

Костюмы, как видим, нехитрые, но с их помощью разыгрывались целые представления. Вывернутая наизнанку шуба, самодельные космы, сажа да свекольный сок превращали ряженого в жуткую образину. Девицы непременно наряжались в мужское, парни — в женское. Остаться неузнанным помогала личина — древнейшая и обязательнейшая святочная принадлежность. Делались личины из мешковины, рогожи, бересты. Протыкали, например, на куске березовой коры отверстия для глаз, носа и рта, приделывали из пакли или кудели бороду, брови и волосы, раскрашивали, пришивали берестяной нос. Самые выразительные личины хранили до следующих святок.

Известный русский этнограф С.В. Максимов, подробнейшим образом описывая святочные крестьянские посиделки в Костромской губернии, рассказывает о наиболее популярных представлениях, разыгрываемых ряжеными: три фигуры в вывороченных наизнанку шубах — медведь, коза и вожатый; «высокий чучело в длинном сером армяке, в кудельном парике» и одетая в изодранный сарафан «Офимья» (непременно с бородкой под женским платком)— комическая супружеская пара; фигляры в изрядно потрепанных городских, господских костюмах — лакей «Афонька Новый» и «Барин Голый». Рифмованные диалоги смешили публику до слез: «Уморили со смеху, балясники!.. Колика взяла!..» Давались нередко и отрывки из народных драм: «Лодка», «Царь Максимилиан».

Что особенно привлекало в хождении ряжеными? То, что рядиться и представлять мог любой. Самый застенчивый, как пишет В. Белов, смело топал ногами, самый бесталанный мог сплясать. Начиналось с малышни: едва приходил первый святочный день, на улице появлялись маленькие выряжонки, под вечер наряжались подростки, а вечером на игрищах и посиделках — взрослые. Человек как бы отдыхал от своего «я», превратившись хотя бы на короткое время в собственную противоположность. Страшной личиной, разухабистой манерой поведения еще и «заговаривали» нечисть, освобождались от нее. Играя черта, отмежевывались от всего дурного в себе.

Неплохо бы и нам, потомкам, перенять эту способность — в игре, забаве давать себе разрядку, скидывать «злые чары» недоброжелательности, зависти, раздражительности. «Цивилизованный» маскарад, конечно, — прелестное отвлечение от однообразия буден. Но даст ли щегольская маска такое же полное, радостное освобождение от рутины жизни и самого себя, какое дает примитивная, дедовская святочная личина? И всего-то надо — щепоть сажи, зубы из репки да вывернутый старый тулуп. Попробуйте! Нагряньте к знакомым (а то и незнакомым) — вовлеките в скоморошное действо, развеселите неулыбчивых!

Ряженым доступно и дозволяется все! Не можете без политики? Изобразите действительное лицо, всем известное какой-нибудь яркой особенностью — народная традиция подобное пересмешничанье только поощряет. Боитесь женщин? Покажите им их кокетливые ужимки, преувеличенный макияж — робость как рукой снимет. Суеверны? Нарядитесь ведьмой! Не булгаковской Маргаритой, а просто — народной ведьмой без затей, с растрепанными седыми космами и носом-крючком. Или другой «нечистой силой» — кикиморой, обожающей проказничать именно в святки, особенно в ночь под Рождество. Так вы закалитесь для ворожбы. Иначе вам просто не выдержать страхов и волнений самого захватывающего, самого таинственного из обрядов — святочного гадания..

Рекомендуем посмотреть:

Святки в школе. Сценарий

О православных праздниках детям

Сценарий праздника Рождество Христово для воскресной школы

Сценарий тематического вечера «Святки» для школьников

Сценарий мероприятия на Рождество для детей в начальной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!