Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Грибы»
Информационно-познавательное занятие с элементами театрализации «Грибы». Старший дошкольный возраст
Цели: вызвать интерес к растительному миру; развивать умение различать съедобные и несъедобные грибы.
Оборудование: таблицы; муляжи; плакаты.
Действующие лица
Учитель.
Ученики.
Грибник.
Врач.
Персонажи инсценировки.
Ход занятия
Учитель. Сегодня познакомимся с некоторыми грибами. Но, как и всегда, вначале загадки.
• Под землею он сидел,
Вдруг наружу захотел.
Землю шапкой просверлил
И народ развеселил. (Гриб.)
• На толстой ножке
Он стоит,
Шапкой коричневой
Накрыт. (Белый гриб.)
• Под землей лежит девица,
Называется грибница.
Где протянется она,
Там шапочка видна. (Грибы.)
• Я лесная хулиганка,
Несъедобная обманка.
Расту прямо на виду,
Яд смертельный подарю. (Бледная поганка.)
Дети отгадывают загадки, доказывая правильность ответа. Учитель ставит макет лесной поляны у опушки. Расставляет муляжи грибов и предлагает одному ученику «пойти по грибы». Дает маленькую корзиночку. Предлагает собирать только те грибы, которые можно употреблять в пищу. Ученик собирает грибы, правильность выбора которых оценят его товарищи. Если он взял только съедобные грибы, значит, он усвоил материал.
Учитель. А теперь перед вами, как грибочки из-под земли, встал ряд вопросов.
- Какое еще одно название имеет белый гриб?
- Почему белый гриб редко растет в одиночку?
- Как может протянуться грибница у боровика?
- Где можно собирать белые грибы?
Учитель дополняет ответы учащихся.
Учитель. Вашему вниманию опытный грибник предлагает свой рассказ (в роли грибника может быть один из родителей).
Грибник. Мысленно шествуйте за мной в лес. Идите по тропинке к вырубке. В лесной глухомани боровики не растут. Нет их в молодой поросли, не встретишь под осинами, среди редкой травы.
Белый гриб любит расти под березами, соснами, дубами.
Мальчик. Мы знали, что на этом занятии речь пойдет о грибах, поэтому ходили к юннатам. Они с нами провели беседу и подготовили инсценировку.
Юннат. Посмотрите инсценировку сказки.
Инсценировка сказки "По грибы-грибочки"
Действующие лица
Грибник.
Боровик.
Съедобные грибы.
Бледная поганка.
Хоровод.
Грибник. Ага! Вот Боровик! Полезай в кузовок. Пойду дальше. (Неожиданно останавливается.) Стоп! Еще в траве несколько штук виднеются.
Боровик. Эй, дружок! Помни, что мы редко растем в одиночку. А почему? Да потому, что наша большая часть находится под землей. Это - грибница. Она тянется от гриба к грибу на несколько метров. Значит, недалеко от первого гриба можно найти еще грибы.
Грибник (удивленно). Откуда ты такой взялся? Всё-то ты знаешь.
Боровик. Кто я?! Да я повелитель грибов - царь грибной. Очень меня уважают съедобные грибы. Ты знаешь, что наша грибница может жить сотни лет? Но только надо соблюдать определенные правила. Если нет ножа, не вырывай гриб из земли, а осторожно выкручивай, засыпай ямку землей, чтобы грибница не высохла. Пока грибница жива, и на будущий год ты найдешь здесь грибы.
Грибник. Уважаемый царь грибов, я внимательно слушал тебя, все понял. Буду выполнять все твои советы. А какие же грибы находятся под твоим началом?
Боровик. О! Их много! Сейчас я их позову. (Влезает на пенек и кричит.) Эй, вы, слуги мои! Подите сюда!
Выбегают дети, одетые в костюмы съедобных грибов, - Подберезовики, Подосиновики, Сыроежки, Лисички, Маслята, Рыжики, Моховики.
Грибы (кланяются царю, говорят хором). О, повелитель! Мы прибыли по твоему приказанию. Что исполнить? Рассказать вам сказку? Ведь вы очень любите сказки.
Боровик. Расскажите уважаемому грибнику немного о себе.
Грибы. Мы готовы!
Подберезовик и Подосиновик (вместе). Мы с отменным вкусом. Очень питательны.
Боровик. Но соперничать со мной не могут. При сушке чернеют, а я нет!
Грибы. Ищи нас в светлых лиственных лесах.
Лисички. А мы сестрички, желтые лисички. Нас всегда много на полянке. Стоим хороводом.
Маслята. Мы - веселые ребята. Личинки мух и комаров нас никогда не портят, поэтому мы всегда свежие, крепкие.
Грибник. Сегодня я шел по лесу. Вдруг увидел в траве много белых шариков. Что это такое?
Боровик. А это дождевики. Вчера прошел дождь, вот они и полезли из земли, как бусы-шарики. Гриб вырастает, сморщивается, и споры летят во все стороны. Там, где они упали, вырастут новые грибы.
Дождевик. А еще у меня нет ножки, только голова.
Рыжики. В нашем лесу есть грибы-бандиты. Можно сказать - убийцы. Вон там зеленеет бледная поганка.
Съедобные грибы (топают ногами, грозят кулаками).
Уходи-ка, бледная поганка,
Ты для всех убийца, хулиганка.
Берегитесь, вы забудьте самозванку,
Обходите стороной поганку.
Бледная по ганка.
Шарфик на шее имею,
Шляпкой в траве зеленею.
От людей не прячусь никогда,
Подходите все сюда.
Боровик (топает ногами и грозит ей кулаком).
Уходи-ка прочь,
Пока цела.
Ядовитая, вонючая беда.
И зачем в наш лес ты забрела?
Грибы (хором). Вон из леса! Прочь! Прочь!
Поганка. А я ведь не одна. Есть у меня ядовитая страна. А в этой стране я - царица. Служат мне ложноопенки, мухомор красный и мухомор вонючий зеленый, очень похож на меня. И еще ряд нахалов, злых ядовитых болванов. Не очень-то кричите. Ишь, разорались. Получше людей просвещайте, чтоб были осторожны, а то плохо всем будет.
Поганка удаляется под зловещие звуки аудиозаписи.
Грибы (становятся хороводом, в центре круга Боровик).
Ах, ты, славный Боровик,
Наш правитель и отец,
Важный мудрый удалец.
Дарим мы тебе венец.
Лисички надевают на шляпку Боровика венок из лесных цветов.
Боровик (поет, а хор ходит вокруг него).
Вы мои съедобные грибочки –
Дочки и сыночки.
Будем честно мы служить,
Честью леса дорожить.
(Последнюю строчку подхватывает хоровод, грибы подпевают Боровику.)
Хорошо в лесу нам жить,
Будем крепко мы дружить,
Зверям, людям служить,
Честью леса дорожить.
Грибник. Благодарю тебя, Боровик, и твоих подданных за веселые и познавательные минуты. Пойду к ребятам. Они уже меня заждались.
Грибник уходит под русскую мелодию, пританцовывая.
Дети хлопают в ладоши, подпевают.
Учитель. Что мы узнали, посмотрев инсценировку?
Дети. Брать грибы можно только съедобные. Бери тот гриб, который ты знаешь и в котором уверен.
Входит врач. Раздаются звуки сирены «скорой помощи».
Врач. Слышите сигнал? Кого-то увезли в больницу. Съел неизвестные грибы.
Запомните, что детям до 14 лет не рекомендуется в пищу употреблять даже съедобные грибы. Детский организм может их не воспринимать.
Нельзя употреблять те съедобные грибы, которые растут близко у аэродромов, у шоссейных дорог. Грибы впитывают в себя из атмосферы все химические ядовитые элементы. В некоторых странах перестали употреблять в пищу грибы вообще, например в Германии.
Учитель. Последние научные исследования доказали, что грибы не растения и не животные. Это вид особых существ, которые сейчас исследуются наукой.
На сцену выходят дети с широкими бумажными лентами. Поочередно разворачивают их. Раздается голос ведущего в аудиозаписи, и дети читают написанные на лентах призывы:
• Любите природу!
• Берегите флору! Берегите свое здоровье!
• Избегайте ядовитых грибов!
• Берегитесь бледной поганки!
• Помните, что съеденный кусочек бледной поганки сильнее укуса змеи. Он смертелен!
Грибник. А вот и я вернулся. Интересно в лесу! Но только надо знать его законы. Уважайте природу!
Боровик.
Эй, грибочки, выходите!
До свиданья всем скажите!
На ребяток посмотрите,
Спойте и для них спляшите.
Грибы идут хороводом, прощаясь со зрителями.
Учитель. А вам задание: принесите, что посчитаете нужным, на урок труда, мы будем готовить макет «Лесная опушка с поляной».
Автор: Юлия Aлeксaндрoвнa Вaкулeнкo
Рекомендуем посмотреть:
Загадки про грибы для детей 6-7 лет с ответами
Ядовитые грибы. Фото и название
Рассказ про мухомор для 2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!