Какие бывают православные праздники в России

Какие бывают православные праздники в России

Значение православных праздников в воспитании школьников

В связи с тем, что теперь в школьную программу был введен предмет, связанный с православной культурой, то можно проводить в школе различные мероприятия, показывающие народные традиции. Однако, надо быть предельно осторожным по отношению к праздникам, которые 70 лет вычеркивали идеологи из жизни народа, верующих людей, из христианской культуры в целом, борясь с церковью, как институтом - «конкурентом», владевшим большинством умов и душ России.

Практически любая новая политическая сила начинает свой путь с насилия, разрушения старых, до нее утвержденных и принятых ценностей и «экспроприации» чужого. Уничтожив физически духовников, разрушив «до основания» тысячи храмов и церквей, буквально ограбив их, партия приступила к самой глупой и трагической идее XX столетия (как отмечал знаменитый философ М. Мамардашвили) - созданию и воспитанию «нового человека». Средства воспитания были однообразны, примитивны. Праздники в этой «системе» средств отражали искусственность создаваемой системы, ее бесплодность. Отсюда одинаковые, собрания, демонстраций, помпезные скучные концерты, догматическая наглядность. Да к тому же на демонстрации, митинги, вечера ходить надо было строго обязательно. Отсутствие на праздниках наказывалось. Но праздники радовали людей возможностью «веселия желудка» в вечном дефиците продуктов, карточной системе и т. п.

Установка на идеологическое единообразие выкинула из праздников обряды, обычаи, традиции, освещенные веками. Обряд - от обрядить, украсить чем-то значимым. Обычай-то, что обычно, обыденно высоко, принято. Традиции закрепляли успехи, лучший опыт человеческих отношений, ритуальные действия создавали игровую импровизационную атмосферу. Наше культурное, духовное достояние - не только двухтысячелетняя традиция Вселенского христианства, но и предшествующая, в целом пятитысячелетняя традиция ветхозаветной праведности, далее прямо восходящая к Ною, от сына коего Иафета среди прочих ведут свое происхождение народы арийские, а, следовательно, и русский народ.

Православные праздники не гнушались широко использовать, помимо церковных ритуалов, народные языческие обычаи, магические действия. Так, например, гадания должны были помочь в борьбе со сверхъестественным, необъяснимым, удивительным и чаще всего несли культуру игрового веселья. Но в основе отечественных праздников прошлого лежали постоянно обновляемые гуманные правила и нормы поведения людей. С появлением христианства внутренний мир человека стал рассматриваться как хранилище нетленных сокровищ, перед которыми все богатства и царства мира - ничто. Праздник Рождества Христова, к примеру, об этом и во имя этого.

Парадокс, но, отрицая на протяжении многих лет исторический факт рождения Иисуса, даже идеологи коммунизма не в силах были скрыть, что новая эра все-таки началась.

Религиозные праздники всегда занимали огромное место в жизни разных народов, внося в быт, в однообразие труда радость, краски, раскрепощение. Праздники освобождали человека «от гнета обыденности, давали ему соприкоснуться - пусть хотя бы на время - с иным, лучшим миром».

В подавляющем случае основные праздники приурочивали к циклам природы, к началу или к завершению сельскохозяйственных работ, таких, как наступление весны, первая пахота, сбор урожая и т. п.

В Ветхом Завете связь праздников со временами года тоже существовала, но языческий смысл торжеств, связанный с силами природы, ее сменой был заменен благодарностью Богу за все его спасительные деяния в истории. В российском церковном календаре сезонный аспект праздников сохранился. В нашем календаре можно найти отголоски иудейских, языческих праздников, но все же духовная их основа строится на Евангелии и церковной истории.

Праздник важен для нас именно тем, что он несет своим воспитывающим потенциалом. Рассматриваемый мною ниже, в данном случае праздник Рождества важен и Великим Событием, происшедшим 2000 лет назад в Иудее - автономии Древнего Рима, а именно - рождением в семье плотника из Назарета по имени Иосиф и его жены Марии мальчика, названного Иегошуа, которого мы именуем в греческо-русской транскрипции Иисусом. Это событие обязаны знать наши дети. Праздник Рождества Христова, как и другие православные праздники, несет новые духовные установки.

В чем же новизна учения Христа? До него было 10 заповедей, полученных на горе Синай Моисеем, своеобразные гуманистические правила человеческой жизни: не убей, не укради, не сотвори себе кумира... Что же должны усвоить наши дети из этих заповедей? Например, то, что, если бы не сотворяли люди кумиров, то не было бы ни Сталина, ни Ленина, ни Гитлера, ни Грозного. Если бы не лжесвидетельствовали, не было бы в России 37-го года, когда по ложным доносам и оговорам убили миллионы людей. Если бы не убивали, не крали, не было бы нынешнего криминального разгула, беженцев, беспризорников, бомжей, брошенных и продаваемых детей.

Христос не отменял заповеди Ветхого Завета, он просто свел их к единой, самой важной: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга», «Люби ближнего, как самого себя. В этом весь закон и пророки». Отсюда его же: «Если ударят в правую щеку, подставь левую. Если снимут с тебя рубашку, отдай и верхнюю одежду». Учение Христа о приоритете духовного над материей. Христос свидетельствует: «Не копите сокровища на земле, где ржавчина истребляет и моль съедает, а копите сокровища на небесах, где ржавчина не истребляет и моль не ест». Таким образом, у Богосына небеса просто сошли на землю, вселились в каждого отдельного человека. Царство Божие внутри нас. Дети должны понимать, осмысливать такие постулаты, как: «Богу богово - кесарю кесарево», «Царство мое не от мира сего». Учитель же обязан разъяснять детям, что мир Христа - царство внутренней свободы человека, что подвижники благочестия всегда стремились к идеалу.

Хотелось бы обратить внимание на значение всех православных праздников, на огромную важность почитания именно русских святых. Ведь едва ли не больше, чем в половине дней в году поминаются какие-либо русские святые. Но есть особенные дни: день апостола Андрея Первозванного, по апостольскому жребию апостола русской земли; день Кирилла и Мефодия - учителей словенских, а значит, и русских; равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира. Хотя мы затем имели может быть и более великих святых, среди которых преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, думается, что сейчас, во времена лихолетья чрезвычайно важно отмечать дни памяти тех святых, которые создали Россию, Святую Русь.

Жизнь этих людей является примером веры, мужества нам и всем последующим поколениям. Подобных людей, не отступивших от Бога даже перед лицом смерти, многие и многие тысячи. Почти все они покинули этот мир, но живы еще свидетели их жизни, которые могут рассказать о них, об их исповедническом подвиге и мученической кончине. Пройдет еще немного времени и этих свидетелей не останется. Поэтому собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников - важнейшая задача нашего времени и наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не в праве надеяться на будущее. Жития наших новых святых - лучшее средство доброго воспитания детей.

Принятие христианства на Руси повлекло за собою принятие церковного календаря с православными праздниками. Святцы стали основой народных праздников.

Система православных праздников в контексте времени. Рассматривать праздники православного календаря пока можно лишь ретроспективно, ибо опыт восстановления этих праздников еще недостаточен. Известно и значимо то, что дети были полноправными и активными участниками всех православных празднеств. С Рождества до Крещения, на Святках, дети и подростки ходили по улицам со «звездой», славили Христа, колядовали, поздравляли родных, знакомых и незнакомых с праздником, участвовали в народных играх. Дети встречали и провожали Масленицу, зазывали Весну, закликали птиц, обязательно ходили в гости к старшим по возрасту, родным. Дети были значимыми людьми в пространстве всех народных и православных праздников, которые наряду с другими средствами закладывали изначальную духовность юных людей.

Себестоимость такого участия очень велика. Первый самобытный русский церковный праздник учредил в далеком 1115 году Владимир Мономах. Учредил наперекор греческой церкви, учитывая характер русичей, их сложившийся быт. Это день перенесения мощей любимых народом князей Бориса и Глеба - 15 мая по новому стилю. Мудрый правитель сознательно отошел от всех религиозных дат и выбрал для перенесения день древнего народного праздника - торжества только что пробившихся на свет ростков яровых посевов.

Этот первый русский национальный праздник примирял и обручал языческий праздник всходов с христианством, с почитанием злодейски убиенных князей. Государственный смысл праздника состоял в прекращении междоусобиц князей, боярских распрей. Недаром мощи святых везли в новопостроенный. Вышгородский храм на тяжелых возилах запряженные в них князья и бояре. Смиритесь, объединитесь, возрадуйтесь праведной, обновляющейся жизни - вот смысл этого первого праздника.

Сохранившаяся редкая литература, документальные источники свидетельствуют, что наши предки, жившие трудно, сурово, умели отводить душу в празднествах. Праздничные дни были временем необходимого и осмысленного отдыха, часами взрывной радости, встречей с уникальной российской природой, ее незабываемой красотой. В этом плане они жили интереснее и богаче нас.

Каждый месяц текущего года давал людям повод восхищаться космическим смыслом бытия, с уважением вспоминать очень трудное, порою трагедийное, но прекрасное прошлое, его глубинные и давние традиции. Праздники как вехи времен года, неизменное чередование этих времен несли людям стойкую убежденность в стабильности жизни, устанавливали живую связь поколений.

Сами названия месяцев были по-русски красочны, многоцветны, очень поэтичны. Они стимулировали появление новых праздников и обновление старых. Судите сами:

ЯНВАРЬ - первник, генварь, новолетник, стычень, канурий, ено- дар, грудень, ледень, малобожняк, зимец, прозимец, зюзя, проказник, просинец, сечень. Назван в честь бога солнца и ветра Януса, который ведал входами и выходами, началом человеческой жизни, был покровителем договоров. Изображали Януса двуликим: одно лицо смотрит в прошлое, другое - в будущее. Януарис и фебруарис были присоединены к уже существовавшим месяцам года и некоторое время считались последними месяцами. Потом их поставили в начало года. Януарий оказался первым месяцем и стал соответствовать своей двуликости - отсекал прошедший год и начинал новый.

ФЕВРАЛЬ - снежень, бокогрей, вьюговей, лютень, лютый, сечень, перезимок. Назван в честь бога Фебруса. У древних римлян месяц фебруарис введен Тарквинием Гордым. Прежний Ромулов календарь делил год на 10 месяцев. Реформа Тарквиния ввела дополнительно два месяца. При этом февралю оставили 28 дней, и он оказался единственным в году месяцем, имевшим четное число дней. Юлий Цезарь ввел более точный календарь. Год удлинился до 365 дней. И еще день стали прибавлять раз в четыре года. «Лишний» день поныне получает февраль. Февраль в крестьянском календаре назван «лютым»: «Февраль - метель да ветер, кривые дороги». Но весна-то все ближе: «Февраль и медведю в берлоге бок греет».

Кстати, в России бытуют имена - Януарий и Февралина.

МАРТ - водотек, протальник, грачевник, березень, зимобор, капельник, ветреное, сухий (бедный осадками). В прошлом первый месяц года в Древнем Риме посвящен был Марсу - покровителю полей и стадов. Отсюда март.

АПРЕЛЬ - снегогон, капельник, апрелис, цветень, березозол. Апрель - буквально «теплый», «солнечный» (с древнегреческого).

МАЙ - травень, цветень, розацвет, ярец (в честь славянского бога солнца Ярилы). Это пятый месяц года и последний месяц весны. Древние греки называли его в честь бога гор Майи. В Древнем Риме так называли богиню плодородия и земли.

ИЮНЬ - хлеборост, разноцвет, розацвет, румянец года, червень, изок (кузнечик). Первый месяц лета, назван в честь римской богини Юноны. Римляне верили, что Юнона дарует людям дождь, урожай, успех и победы.

ИЮЛЬ - грозник, страдник, липец (цветет липа), серпень, сено- зарник, сладкоежка, макушка (лета). Назван в честь выдающегося полководца, политического деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря.

АВГУСТ - жнивень, густоед, зарев, щедротник, припасник-при- бериха, собериха, густарь, разносол, ленораст, листопад, серпень (от слова «серп», которым жали хлеб). Назван в честь римского императора Октавиана Августа.

СЕНТЯБРЬ - хмурень, рябинник, летопроводец, ревун, осенье, заревник, вересень, рюинь, руен, листопадник. Это седьмой месяц года, его название от «сентем» (седьмой, семь).

ОКТЯБРЬ - листопад, грязник, жел гень, древопилец, листобой, хлебник, грязник, полузимник. От латинского «окто», что означает «восемь».

НОЯБРЬ - листовей, ледень, грудень, труден (земля лежит грудами), листочной, листобел, полузимник (то снег, то грязь). У древних римлян слово «новем» означает девять.

ДЕКАБРЬ - студень, труден, стужайло, декембр, лютен, хмурень, серебрень. Название декабрь образовано от латинского «децем», что означает десять. У римлян декабрь был десятым месяцем.

А какие древние поэтичные названия, значит, и поэтичное содержание у праздников прошлого?! Сретенье, Успенье, Богоявление, Крестовоздвижение, Вербное, Светлое Христово Воскресение, Святки, Сырная, Масленица... Это вам не День железнодорожника, не праздник Юного антифашиста и пр.

Поэтичные православные праздники, повторяясь из века в век, из года в год, вошли в плоть и кровь российского народа, обросли, украсились самобытными национальными песнями, легендами, пословицами, поговорками, приметами, загадками, обычаями, колокольным звоном, ритуалами.

Знаменитый русский философ о. Павел Флоренский называл православные праздники «синтезом искусств», ибо они совмещали в себе торжественную службу в храме, торжественную процессию, крестный ход, церковный хор и участие в нем всех прихожан, народные гуляния, игрища, ярмарки, гадания, праздничные застолия, духовные стихи, колядки и т. д.

В календаре каждого года - двенадцать самых важных православных праздников, которые отмечались и отмечаются с особой возвышенной торжественностью и по своему числу с давних пор носят название «двунадесятых» переходящих и непереходящих. В этих праздниках отражены события из жизни Иисуса Христа и Богоматери.

Двунадесятые непереходящие праздники

Первый праздник осени установлен в IV веке и посвящен «началу нашего спасения», Рождеству Девы Марии, Богоматери, Пресвятой Богородицы (8 - по старому стилю /21 сентября). Само событие это не упоминается в Святом писании, но память о нем хранят предания. Этот день почитается в русской церкви еще и потому, что в день Рождества Пресвятой Богородицы князем Дмитрием Ивановичем с русским воинством была одержана победа на поле Куликовом.

История праздника такова: пастух Иоаким и его жена Анна были бездетными. В отсутствие мужа, который откочевал со стадом в пустыню, Анна обратилась с горячей молитвой к Богу о даровании ей ребенка. Предстал перед нею Ангел Господень: «Родишь, и о потомстве твоем будет говорить весь мир». То же известие получил в пустыне Иоаким. Прошло время, Анна родила дочь. К сожалению, ни в одном религиозном документе не названо имя повивальной бабки, принявшей Марию. На всей Руси день Рождества Божьей Матери - это и чествование той безымянной женщины, которая помогла Анне разрешиться от бремени. Вот почему в этот день крестьянки устраивают «день рождения» и приглашают на него всех повивальных бабок. Потому-то в народе говаривают: «Погоди родить, дай по бабушку сходить».

И все-таки праздник Рождества Богородицы связывает в себе два события: Ее Рождение и день памяти Ее родителей праведных Иоакима и Анны, потому его трактуют как праздник воспитания собственных детей, российских поколений, будущих устроителей жизни России.

Остается только добавить, что до революции день Рождества Пресвятой Богородицы с 862 года официально считался Днем начала Русского государства.

Второй праздник Воздвижения честного Креста Господня посвящен Кресту Христову (14/27 сентября), который возвещает об искупительной жертве Христа. Знак креста - символ Божественного и вечной жизни, знак любви Бога к человеку, вестник грядущего преображения природы.

Это один из великих христианских праздников. Воздвижением он называется потому, что при обретении его Патриарх взошел на возвышенное место и там поднял (воздвиг) Крест Спасителя, чтобы все могли видеть его. По повелению Елены, на Голгофе была построена церковь и установлен этот праздник.

Известно, что императрица Елена, мать императора Константина Великого, в 526 году решила отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос. В Иерусалиме узнала: крест зарыт в том месте, где было капище Венеры. Найдя крест, Елена повелела воздвигнуть его на возвышенном месте. Вот почему в этот день ставят кресты на всех новых церквах...

Части святого древа Креста Господня находятся ныне в Москве, в Успенском соборе Кремля, а также в Киеве, в Софийском соборе.

Торжественно чтит Святая Церковь Крест Христов как орудие страданий Господа; он выносится из алтаря, украшенный цветами, как символ жизни и бессмертия.

С тех пор как Господь умер на кресте за грехи людские, крест, некогда позорное орудие казни, сделался священным предметом почитания, и учение о кресте стало первой и главной проповедью. Вместе с проповедью о кресте сам крест стал предметом поклонения, и изображения его стали обязательными на молитвенных собраниях, на священных сосудах, в домах. Именно тогда-то крестное знамение христиане перенесли на себя: оно служило им внешним отличием и знаком учеников Христовых.

На Руси этот праздник сплетался с хозяйственными заботами и работами. В конце сентября наступали первые заморозки в средней России. Говорили: «Пришло Здвиженье, кафтан с шубой сдвинулись, и шапка надвинулась». Крестьяне в этот день рубили капусту на грядках. А вечерами, после работы девушки и парни, стряхнув усталость, сходились к солдатке, одинокой владелице просторной горницы, на «капустные посиделки». Грызли кочерыжки, угощались первым капустным пирогом. По уголкам миловались. Близился - Покров - время свадеб.

Третий праздник - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Справляется 21 ноября или 4 декабря по новому стилю. Первоначально его связывали с воспоминанием о том, как родители посвятили Деву Марию Богу. Позднее - введение Ее в Святая Святых Храма первосвященником. Младенец, переступивший этот заветный порог, сам уготован стать «одушевленным Храмом». Праздник утверждает: Мария предназначена быть Матерью Богочеловека, который явит миру Лик Вечного.

Четвертый - Рождество Христово. Празднуется 25 декабря, т. е. 7 января по новому стилю. Предваряет его Рождественский пост, который начинается 15/28 ноября.

Пятый праздник - Крещение Господне (Богоявление). Справляется 6/19 января. Напоминает о поворотном моменте в земной жизни Иисуса Христа. Праздник Богоявления предваряется сочельником.

Шестой - Сретенье Господне (40-й день после Рождества 2/15 февраля), с V века стал повсеместным. «Сретенье» от славянского «встреча». В евангельской истории это как бы встреча Ветхого и Нового Заветов. На 40-й день рождения Богочеловека он был внесен в Дом Божий, потому день Сретенья в церковной традиции считается не только праздником в честь Христа, но и «Богородичным». Он напоминает о земном подвиге и муках Богоматери.

Седьмой - Благовещение. Весеннее равноденствие, по старому календарю 25 марта (7 апреля - по новому), отмечалось как начало весны. С IV века в этот день стали праздновать Благовещение. В этот день ангел Гавриил принес весть о Мессии. По русскому обычаю в этот день выпускают из клеток птиц на волю. Но настоящим «птичьим праздником» на Руси считалось 9/22 марта, когда с юга прилетают жаворонки. В этот день Церковь отмечает память сорока мучеников.

Восьмой - Преображение Господне. Из многих событий жизни Христа Церковь выделяет день Преображения. Апостол Павел свидетельствует, что Христос на земле «уничижил Самого Себя». Преображение Иисуса в Мессию видели Петр, Иоанн и Иаков, они же слышали из облака, осенившего вершину, слова: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Девятый - Успение (смерть с надеждою воскресения) Пресвятой Богородицы (Успение Божией Матери) отмечается 15/28 августа. Ему предшествует двухнедельный пост.

Успение - день кончины Богоматери. Смерть ее - лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение.

О земной жизни матери Иисуса известно очень мало. Десять лет Мария жила в Иерусалиме, потом переселилась в Малазийский город Эфес, где проповедовала учение своего сына, Мессии. Умерла она около 40 года в Иерусалиме. На третий день после погребения прибыл апостол Фома и пожелал видеть Ее тело, но в гробе не оказалось Пречистой, а нашли лишь погребальные пелены. Это вознесение Ее (с телом) на небо и называется церковью Успением.

День этот на Руси совпадал с окончанием жатвы. Начиная жатву, крестьяне оставляли на самой тучной ниве несжатую кулижку на один сноп. Его ожинали на Успение, украшали лентами, монистами. У порога дома окропляли святой водой, оставленной с Крещения, - «с Иордана».

Дожиночный сноп ставили в переднем углу избы. В конце зимы этот сноп обмолачивали. Предварительно вытаскивали три колоска. Зерна с них сеяли в ящички. По всходам определяли урожай раннего и позднего сева.

Над этими праздниками возвышается праздник всех праздников, торжество из торжеств - Светлое Христово Воскресение - Пасха.

Кроме двунадесятых праздников. Церковь отмечает дни, посвященные памяти святых, знаменательным событиям, а также прославлению икон.

Можно выделить такие.

Великие праздники: Обрезание Господне и память святителя Василия Великого - 14 января; Рождество Иоанна Предтечи - 7 июля; Святых первоверховных апостолов Петра и Павла - 12 июля; Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября; Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября.

Переходящие праздники

Кроме праздников, отнесенных к определенным числам, существуют и такие, сроки которых ежегодно меняются. Речь идет о «пасхальном цикле», т. е. о праздниках Христова Воскресения, о Пасхе, которая отмечалась в 14 - день месяца нисана (Ветхозаветная Пасха). Согласно Евангелию от Иоанна Господь был распят в день иудейской Пасхи, которая тогда пришлась на пятницу. В первый день недели (сейчас это воскресенье), еще до восхода солнца, гроб Его был пуст. Споры вокруг точной даты ведутся до сих пор. Было признано необходимым принять общим днем праздника, следуя александрийской традиции, первое воскресенье после весеннего равноденствия.

День определения праздничного цикла (круга) отечественная Церковь избрала по египетскому календарю, реформированному Юлием Цезарем (46 год до н.э.), в те годы это был наиболее совершенный календарь. Позднее на Западе заметили его недостатки, и в 1582 году, по инициативе папы Григория XIII, там ввели григорианский календарь, хотя и его ожидают реформы.

Из «переходящих праздников» хочется отметить следующие.

Масленица - языческий праздник проводов зимы. До принятия христианства он сопровождался не только безобидными играми, обрядами и пирами, но и человеческими жертвоприношениями. Древняя масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как «заговенье» - праздничную трапезу накануне Поста.

В праздниках все органично. И когда идеологи пытались менять их названия, например, «Масленицу» на «Проводы русской зимы», менялась суть праздника. Был праздник Весны, Солнца, символом которого являются жаркие блины. Их пекли как образ солнышка тысячи лет перед постом, долгим воздержанием. В православии пост - это не столько отречение от скоромной пищи, сколько душевное очищение от греховных помыслов и дел, раскаяние и сострадание к тем, кто ждет милосердия. В этом празднике многое осталось от языческого культа восточных славян-земледельцев (например, сжигание чучела), но главная праздничная традиция - проститься с зимой и приветствовать приход весны - должна сохраняться.

На Масленицу принято было угольки от костров разносить по дворам и класть в свои печки. Считается, что огонек с праздника Масленицы должен «гореть» до следующего прихода весны. Красивая традиция, но, увы, почти не сохранилась.

Прощеное Воскресенье. Так называют последнее воскресенье перед Великим постом. Православная Церковь называет это воскресенье Прощеным. Отшумит широкая Масленица с ее игрищами, обильными бражными застольями с неизменными русскими блинами, натешившиеся вдоволь поселяне возвращаются к повседневным заботам. Наступает Великий пост - время молитв и раскаяния.

Это день примирения с ближними. Даже священник после литургии просит прихожан простить его, а прихожане просят прощения друг у друга за все, в том числе за «первородный грех» человечества, «грех Адама». «Не думай о победе, если не победил себя», - гласит народная мудрость.

Вечером этого дня по обычаю происходило прощение в русских селах. Шли к старшему в роду и говорили: прости меня, пожалуйста, если я в чем виноват перед тобою. Церемония прощения заканчивалась поцелуем и глубоким поклоном. А в селах, где люди знали друг друга близко, прощения просили у всякого встречного, вместо обычного приветствия.

Вербное Воскресенье (воскресенье за неделю до Пасхи).

Скорбные дни Великого поста венчает тихий и добрый праздник - Вербное воскресенье. Верба, или ветла, еще не давши листьев, цветет и тем самым как бы обещает, что скоро природа вознаградит нас и все живущее на земле. Канун Вербного - Лазарева суббота - издревле служит символом возрождения, вечного обновления жизни. В этот день в России освящают вербу - первый весенний цвет. Этот день зовется с тех пор Вербное Воскресенье (разумеется, в тех местах, где растут вербы). Почему? Как известно, вербы в Иерусалиме не растут. Но на Руси нигде, кроме Черноморского побережья, не растут пальмы. И с давних пор принято отмечать этот день веточками с пушистыми почками, напоминающими крошечных птенцов.

В Лазареву субботу взрослые (кто побогаче) могли угоститься икрой, постными блинами, пирожками и кулебяками. В Вербное воскресенье все ходили в церковь святить вербу и простаивали службу с пушистыми веточками и зажженными свечами в руках, упрямо веря в победу жизни над смертью. Вербе в народе приписывают чудесные свойства.

Накануне и в самый день праздника верующие отправляются в храм с веточками вербы в руках: «Без вербы - не весна!», «С вербой Спаса в Старом Иерусалиме встретили!», «Верба - деревце Спасово», - приговаривали наши предки. И добавляли: «Вербное воскресенье - белое, Пасхальное - красное».

В некоторых деревнях крестьянки пекли к Вербному барашков из теста и, возвратившись с богослужения, кормили этими барашками скотину. Вербу полагалось поставить под иконами и хранить целый год до Георгиева дня.

Известно, что на Егория, как правило, первый раз выгоняли скотину пастись. Крестьяне в этот день брали годовалую вербу, мочили в святой воде, окропляли ею скот во дворе и потом хлестали скотину, приговаривая: «Господь благослови и здоровьем награди». С вербовым прутиком провожали застоявшийся за зиму скот на пастбище. Бытовало еще такое суеверие: если летом выбросить вербные веточки во двор, то от этого прекратится град. В некоторых деревнях освященные ветки считают целебными и кладут в пойло больным коровам и телятам.

Вернувшись из церкви, бабы хлестали прутиками своих ребятишек, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез!». Обычай легонько стегать освященными ветками в Вербное воскресенье труднообъясним, но весел. В таких случаях обычно оправдываются: «Не я бью - верба бьет»; а те, кто слишком долго спал в это утро и не явился в церковь, получали весенними прутьями поосновательнее.

Светлое Христово Воскресение. Христианская Пасха от греческого «пасхейн» - «страдать» проводится в честь страданий Христа перед Его Воскресением. Главный обряд праздника связан с яйцом - знаком возникновения новой жизни. Пасха - самый продолжительный в году праздник.

Вознесение Господне. Празднуется в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Пасхи, посвящен Вознесению Христа с земли на небо, в Вечность.

Пятидесятница (День Святой Троицы) - начало истории Церкви, день явления Духа Божия в Церкви. Бог Отец положил ее основание в Ветхом Завете, Сын Логос создал ее, воплотившись на земле. Дух действует в ней. Поэтому праздник ее рождения именуется Днем Святой Троицы.

Васильев вечер (день), 14 января (по новому стилю). Этот день раньше был кануном Нового года (по старому стилю - 31 декабря). Васильевым вечером, или Щедрым Вечером, его называли в честь святого Василия Великого, память которого церковь празднует на следующий день, 1 января. Христиане торжественно поминают святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. В церковных богослужениях его упоминают наравне с Григорием Богословом и Иоанном Златоустом - вселенскими учителями.

Святитель Василий неустанно проповедовал слово Божие, постоянно заступался за бедных и обиженных, кормил нищих, давал кров странникам. Он не боялся преследования властей, заявляя, что ему нечего терять, все, что он имеет, - ветхая одежда и несколько книг.

Васильевым вечером русский народ повсеместно провожал старый год и старался, как можно веселее встретить и наступление Нового, потому что в этом случае он пройдет счастливо и хорошо.

Крещение (19 января). В этот день в водах Иордана Иоан Креститель крестил Иисуса Христа. Во время крещения Христу на плечо сел голубь и раздался голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный». Считается, что в этот момент впервые было явление троицы - Отца, Сына и Святого Духа в образе голубя. Отсюда главное событие праздника Крещения - водосвятие. В одном из водоемов делалась прорубь - иордань, к которой с молебствием направлялся торжественный крестный ход. Обычно прорубь делается в виде креста, вода в проруби освящается. Несмотря на крепкий морозец, каким славятся эти дни, после молебна многие смельчаки рисковали нагишом сигануть в иордань: больные -в надежде на исцеление, а наряжавшиеся в шутовские наряды под Новый год - очиститься от греха. Люди верили, что вода в проруби и место вокруг нее обладают чудесной силой. В некоторых деревнях после водосвятия в прорубь втыкали палку, чтобы пчелы лучше роились, или кнут, чтобы лошади шли ко двору.

Крещенская вода именуется церковью «великой агиасмой», т. е. великой святыней. Ею окропляют храмы, жилища, она служит поддержкой для тех, кто не имеет сил и возможности причащаться Святых Христовых Тайн.

В крещенский сочельник старухи убирают снег со стогов с полной уверенностью, что только он может выбелить всю холстину, бросают его в колодезь в убеждении, что только от него может быть спорина и подспорье, даже если во все лето не будет ни одной капли дождя. Этим же снегом исцеляют разные немощи - онемение в ногах, головокружения, судороги. Пасечники крещенской водой окропляют ульи, когда пчелы роятся.

Накануне крещения хозяин или хозяйка мелом рисуют кресты на стенах, дверях, притолоках всех строений (дом, хлев, сарай и пр.).

Крещенская глухая пора самое «ведьмино» время. Раньше считалось, что 18 января у нечистых бывает праздник, потому в полночь сыпали на загнетку золу из семи печей, забивали под княжек кол, звали знахаря заговорить трубы - все это с целью не допустить поганую в дом. Но, должно быть, вопреки всем ухищрениям, нечистый дух все же пробирался в избу, искушая всех святочными гаданьями. Второй сочельник - самое гадальное время.

В крестьянских календарях полно «самых верных примет», связанных с этим днем: «Пасмурное небо, идущий снег и большой иней в этот день предвещают плодородный год»; «Если иней на восточной стороне, то хорошо уродится рожь, на западной - овес, на южной - просо, на северной - греча»; «На Богоявление день теплый - хлеб будет темный (т. е. густой)»; «Коли силен мороз на Водокрещи - на хлеба не ропщи»; «Звездистая ночь на Богоявление - урожай на горох и ягоды»; «Если во время крестного хода на Иордань идет снег, то год ожидается хлебородный, а от пчел получится много роев».

Сретение (15 февраля). Срет, по В. Далю, встреча. Что же произошло в тот день, который получил позднее такое название?

По древнеиудейскому обычаю на сороковой день после рождения мальчика-первенца мать должна была принести его в храм для того, чтобы посвятить ребенка Богу и принести в жертву двух горлиц или двух голубков. В Иерусалимском храме Марию с младенцем встретил праведный старец Симеон в сопровождении пророчицы Анны. Симеон произнес: «Ныне отпускаешь раба Твоего, владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение свое, которое ты уготовил перед спасением всех народов...».

Дело в том, что Симеону от Святого Духа было обещано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. И вот встреча (сретение) состоялась. Старец мог спокойно помирать.

Как и иные православные праздники Сретение в народе воспринимали через природу. В деревнях Сретение звали «сустретьев день» именно потому, что зима с весной встречается.

На этот день было немало примет: «Какова погода на Сретение, такова и весна будет». «На Сретеньев день снежок - весною дожжок». «Снег метет через дорогу - будет поздняя весна, а коли не метет, то ранняя». «Если небо белозвездно, то зима заплачет поздно». «Тихий и облачный день на Сретение предвещает хороший урожай хлебов и плодов». «На Сретение капель - урожай на пшеницу». «На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов, снег в полдень - средних, к вечеру - поздних». «Если на Сретение курочка напьется из талой лужицы - весна ожидается ранняя и теплая».

Случалось, что заворачивали в этот день морозы, но чаще в полдень звенела под ярким солнцем капель. Об этом и рассказывали так: «На Сретение зима весну встречает, заморочить красную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотения только потеет». Днем на пригрев ненадолго выгоняли коров. А после обеда, насидевшись за сытным по-праздничному столом, выходили на улицу подурачиться, пошутить с соседями.

Этот древний, языческий обряд назывался заклинанием солнца. Если дневное светило перед закатом выглядывало сквозь облачную наволочь, крестьяне считали, что холодам - конец. А если солнышко пряталось - ожидай морозов (24 февраля).

Благовещение (7 апреля). Проповедник христианства Иоанн Златоуст называл Благовещение корнем всех праздников. В этот день «птица песен не поет, а девица косу не плетет». Все замирает в ожидании чего-то великого и таинственного...

В далекой древности пророки предсказывали, что в потомстве царя Давида от Девы родится Младенец, Который станет Спасителем мира. Но проходили годы, столетия, а на земле все не было Избранницы Божией. Потомки Давида не забывали, однако, пророчеств и не теряли надежды на милость Божию. Те же, кто не имел детей, считали это особенным наказанием и горячо молились о ниспослании им драгоценного чада. Читатели помнят легенду о том, как великие праведники Иоанн и Анна вымолили себе под старость лет утешение - дочку Марию. В благодарность за этот дар святые родители дали обет посвятить свое дитя Богу.

Детство и отрочество она провела в храме. Когда же Марии исполнилось 14 лет, по обычаю того времени Ей надлежало покинуть святую обитель и жить, как все остальные девушки. Но к той поре родители Пресвятой Девы уже скончались. Священники Иерусалимского храма вручили Отроковицу на попечение родственнику, праведному старцу Иосифу, чтобы берег и охранял Ее непорочность. Мария переехала в дом бедного плотника в Назарете, где жизнь ее потекла в трудах и молитвах.

Однажды, как повествует предание, Мария читала книгу пророка Исайи и остановилась на предсказании о рождении от Девы Сына Эммануила (в переводе это имя означает «с нами Бог»). Она замечталась о том, как это сбудется, и Ей захотелось стать хотя бы служанкой этой Девы.

Вдруг перед нею явился ангел и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами».

Мария хорошо знала Священное писание и помнила, что в истории никогда еще не было такого случая, чтобы ангел обращался к девушке или женщине со столь торжественным приветствием. Поэтому она смутилась от похвалы небесного посланника, но он успокоил Ее словами: «Не бойся, Мария. Ты обрела благодать у Бога. И вот Ты родишь Сына и назовешь Его Иисусом. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

Иисус - значит Спаситель. Таким образом архангел Гавриил указал на Его призвание в мире. Тихо, со смирением приняла Мария эту благую весть и ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел.

Так совершилось чудо. При этих словах в Ней зародилась новая жизнь - и душа и тело Спасителя мира, которого Ей в свое время предстояло родить в земном образе ребенка...

Наши дедушки и бабушки, их родители свято верили, что на Благовещение даже солнце при восходе играет - как на Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово и в Петров день. Старики говорили, что у Бога это самый большой праздник. Тяжким грехом считалось заниматься каким-либо делом на Благовещение - даже для неразумной твари. Если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, по поверью, она какое-то время не сможет летать и вынуждена будет ходить по земле.

С Благовещением связано много весенних примет: «Каково Благовещение проведешь, таково и весь год». «Если в день Благовещения ветер, иней и туман - к урожайному году». «На Благовещение дождь - родится рожь».

Сырая погода в этот день предвещала грибное лето, а если случалась ранняя гроза - это сулило теплое лето и урожай орехов.

К этому светлому празднику крестьяне прежде пекли особые, большие просфоры и несли в церковь. Дома освященную благовещенскую просфору клали сначала под божницу, а затем - в закром, где она хранилась до весеннего сева. Выйдя в поле, крестьянин привязывал просфору к севалке или крошил в зерно, чтобы сохранить посев от «полевого гнуса», собрать хороший урожай.

В былые времена каждый христианин старался оставить по себе добрый след. А поскольку на Благовещение работать нельзя, отмечали его радостным и веселым обрядом: отпускали на волю птиц. Соловьев перед этим купали в ведре с водой - чтобы звонче пели, сытно кормили, а потом выносили клетки в сад или в парк и отпускали пичуг с ладони. Лети, счастливая птаха! Неси людям благую весть.

Красная горка (Фомино воскресенье, первый день недели, следующей за пасхальной).

В языческие времена на лесных полянах да «красных (красивых) горах» стояли деревянные идолы славянских богов, возле которых всегда разжигали священные костры в честь Даждьбога. Люди совершали жертвоприношения, молились, а жрецы вершили суд праведный. На тех же красных горках в день браков жрецы благословляли новые молодые пары славян. Так в те далекие времена возник этот народный праздник, который называли «Красная Горка». Праздник сохранился и до наших дней.

Через много лет, когда на Русь пришло христианство, на красных горках стали воздвигать храмы и церкви.

Сложилась традиция в первый день Фоминой недели молодым людям выходить на красные горы как бы на показ, на смотрины. Считалось, что сделанный в этот день выбор - наиболее удачен. Народ говаривал: «Сочтемся весной на бревнах, на Красной веселой Горке, сочтемся-посчитаемся, золотым венцом повенчаемся». Отсюда и такие народные приметы: дождь в день свадьбы означает для молодой семьи долгое богатство.

На Красную Горку парни обливали водой девушек, которые им нравились. Но тогда и сватовство было обязательным.

Филипповки. Филипповки отмечались 27 ноября в день памяти святого апостола Филиппа - ученика Иисуса Христа. С этого дня начинался в Русской православной церкви сорокадневный пост, заканчивающийся на Рождество - 7 января.

В российских городах, селах и деревнях на Филипповки устраивались «заговины» - праздник, «душу перед постом радующий». Был этот праздник семейным. Собирались на него в родительский дом сыновья, дочери, снохи, зятья, внуки, правнуки и вся сопутствующая родня.

В этот день положено было одевать самую лучшую, богатую одежду. Стол накрывали по высшему разряду. К филипповкам готовились заранее, припасы хранили в закромах богатые, словом, не скупились.

Богатый ли обед, бедный ли - в каждом доме радость своя. Недаром ведь говорят: «По одежке протягивай и ножки». Обязательными блюдами в этот день считались суп с гусиными потрохами да пироги с ливером, гусь жареный с капустой и мочеными яблоками или с брусникой, а в конце обеда слоеный яблочный пирог.

Взрослые пели песни за столом, обменивались новостями, а дети зиму открывали, если она ранней была: катались с ледяной горки на санках или на ледышках, а то и на дерюжке какой.

Самой веселой филипповской затеей был ледяной дом (коль снега много, значит, быть ему). Загодя начинали парни строить ледяное чудо. Возводили снежные стены с окнами и арками, поливали их студеной водой из речной проруби. Схватывал стены крепчающий на ветру мороз, а хлопцам только того и надо. Чем крепче мороз, тем знатнее веселье учинится.

После сытного обеда, после лихого катания с гор собирались все деревенские жители на шумное игрище - штурм ледяного дома. С песнями, с шутками-прибаутками шли на штурм веселые парни и разрумяненные девицы-красавицы. А «хозяева» ледяного дома встречали их острыми частушками-нескладушками да снежными комьями. Звонкий смех, песни - все сливалось в клубах поднятого ветром снега.

Так гуляли когда-то наши предки. Филипповки ждали все. Это был обязательный повод встретиться в родимом доме, связи семейные укоренить, родителей порадовать, перед постом попраздничать.

Филипповки, к сожалению, праздник подзабытый. Но и в нем корни наши духовные, история народная.

Рождество Христово. Возвращение праздника. В календарь российских праздников вернулось Рождество Христово. Пожалуй, лишь очень пожилые люди, в основном с крестьянскими корнями, теперь в состоянии припомнить, как на Рождество всей семьей садились за стол. По многовековому неписаному обычаю, который соблюдался гораздо строже писаных законов, на скатерть ставился лишний прибор. Для кого? По христианской традиции - для того, кто заглянет на огонек. На праздничный ужин принято было приглашать одиноких соседей, стариков, тех, кому веселье праздника не в радость, а в тягость.

Впрочем, потребность в восполнении духовного вакуума уже материализуется в рождественских благотворительных обедах и подарках малоимущим от предприятий, кооперативов, частных лиц. Быстро меняются времена и нравы: лет десять назад нужно было иметь настоящее мужество, чтобы открыто назвать себя христианином, теперь же стало «хорошим тоном» ходить в церковь. Но каждый ли приходящий туда является христианином? Ведь чтобы быть им, а не просто считать себя таковым, нужно пережить глубокий внутренний переворот.

Пасха. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Бог, как помните, сотворил мир за шесть дней, с воскресенья по субботу, субботу же он посвятил отдыху. У первых христиан неделя тоже начиналась с воскресенья. И лишь с тех пор, как они стали отмечать Пасху раздельно от иудеев, день этот стал завершающим, выходным, как мы сейчас говорим. В течение года отдыхаем мы по воскресеньям - это наш маленький еженедельный праздник. Но пасхальное воскресенье называется Великим, ибо в этот день «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровал».

Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих, - радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда и российские же забавы.

Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому не противоречит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие Христа, - главного праздника в православии, второго по значимости в католицизме и других направлениях христианства.

К этому дню христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад. На Пасху наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. После семи недель говения дозволяется наконец вкушать все, чего душа пожелает, веселиться и развлекаться: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в он». Церковь свидетельствует: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом, вошел в славу Господню. Как сказал Сам Христос: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин. 17, 22).

Пасхальные дни посвящают церкви и увеселению. Можно сводить детей в лес, в парк, покатать ребят на качелях (традиционное развлечение в старой России).

Есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.

Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Иисуса Христа этот день называют Великодень (Великий день), а еще - Светлое Воскресение, а еще - Христов день. Само слово «Пасха» переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление» (от египетского рабства).

Христианская Пасха от греческого «пасхейн» - «страдать». Это потому, что Христос страдал, прежде чем воскреснуть. Но с V века Пасха превратилась в радостный праздник Воскресения Христова.

Каждый год высчитанная по лунному календарю Пасха попадает на разные числа (теоретически с 4 апреля по 8 мая). В советскую эпоху старушек, у которых была переписана Пасхалия на несколько лет, в городах были единицы. Тем не менее дни главных передвижных праздников знали все. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайной торжественностью. Всю Светлую Пасхальную неделю звонят во все колокола. Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. Новозаветная Пасха - праздник избавления (через Христа) всего человечества от рабства, от всего низкого, дьявольского и дарование вечной жизни и вечного блаженства людям.

Приняв накануне, вечером Великой Пятницы, страшные мучения на Голгофе, Иисус Христос скончался на кресте. После этого знатным членом Совета Иосифом из Аримафеи и другим тайным учеником Христа, Никодимом, по разрешению Пилата Спаситель был снят с креста и погребен в новой могиле, высеченной в скале.

Все это происходило в пятницу, ибо в Великую Субботу отмечают переход от скорби к радостному приближению Воскресения. Во время пения Полуношницы Плащаница уносится в алтарь и размещается на престоле, где и остается до праздника Вознесения Господня в знак дневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Что же такое Плащаница? Плащаница - это большой плат из шелковой ткани с изображением на нем лежащего во гробе Спасителя. Она символизирует как раз то полотно, которым Иосиф Аримафейский вместе с Никодимом обвили тело Христа перед положением во гроб: «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею; и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале...» (Мф. 27, 59-60).

Заканчивается пасхальная литургия ликующим «Христос Воскрес», на который молящиеся в храме радостно хором отвечают: «Воистину Воскрес». Великое Воскресение Христа празднуется как великое Деяние Бога. Великое потому, что Жизнь побеждает смерть, Добро побеждает зло, наконец, Божественное побеждает сатанинское, Бог побеждает дьявола... В этом вечном противоборстве и заключается существо земной и вселенской Жизни. Причем одна очень важная мысль: спасение совершается в одиночестве, спасение - от нелюбви. Спасение совершается в одиночестве, но празднуется вместе. Русские люди связывают Пасху с весной - жизнью природы, с расцветом добрых чувств - единением людей, с надеждой на будущее счастье. С Воскрешением Христа впервые свершилась на Земле победа над смертью, победа Жизни и Бессмертия над злыми силами ада.

Пасха у православных христиан является не только самым большим праздником, но и празднуется дольше всех праздников - целую неделю (седмицу): «Вся та неделя - один день; ибо когда Христос воскрес, тогда солнце стояло, не заходя всю ту неделю», - говорится образно в древнем Писании. Еще в древней Руси была известна Светлая седмица под именем Святой, Великоденской, Радостной.

Описание русской Пасхи есть у многих видных прозаиков и поэтов. Особенно пронзительные слова можно встретить у тех, кто был вынужден уехать в годы революции из России, - А. Куприн, И. Бунин, Н. Шмелев, Саша Черный, 3. Гиппиус и др.

Пасхальные народные приметы

Светлое Воскресение Христово у народа издревле связано и с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновения игры солнца. С игрою солнца связывали и виды на урожай, на погоду.

В первый день Пасхи примечали: на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; на святой дождь - добрая рожь; на святой гром - к урожаю; солнышко с пасхальной горки в лето катится; если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом им можно даже вылечивать болезни. А если освященную крашенку положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще и такое мнение есть: если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание. Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу с речевками, говорилками, песенками.

Рекомендуем посмотреть:

Окрашивание пасхальных яиц

Как встретить Пасху. Традиции встречи Пасхи

Украшение интерьера на Пасху своими руками

Пасхальное меню. Рецепты на Пасху

Пасха. История, поздравления и тосты

Нет комментариев. Ваш будет первым!