Классный час ко Дню смеха в начальной школе

Классный час ко Дню смеха в начальной школе

Беседа для младших школьников, посвященная Николаю Носову «О пользе смеха»

По-моему, дар юмориста у меня от природы.

Н. Носов

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Создание эмоционального настроя. Вступительное слово ведущего.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие любители и ценители книги, художественного слова. Очень приятно видеть вас здесь таких юных, любознательных и озорных. Смотрю на вас и хочу назвать фантазерами... Уж очень похожи вы на героев рассказа Евгения Носова. А вы знаете, кого мы называем фантазерами? (Ответы детей.)

Ведущий. Помните мальчишек из рассказа Носова? Как Мишутка и Стасик сидели на скамеечке и рассказывали друг другу небылицы, словно соревновались, кто кого переврет? Давайте послушаем их.

Разыгрывается сценка.

Мишутка. Сколько тебе лет?

Стасик. Девяносто пять. А тебе?

Мишутка. Мне сто сорок. Знаешь, раньше я был большой- большой и всю реку мог переплыть.

Стасик. У! А я море мог переплыть!

Мишутка. Подумаешь - море! Я океан переплывал!

Стасик. А я раньше летать умел!

Мишутка. А ну, полети!

Стасик. Сейчас не могу: разучился.

Мишутка. А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

Стасик. Врёшь!

Мишутка. Нет, правда!

Стасик. Почему же ты не умер?

Мишутка. А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

Стасик. Как же ты шёл без головы?

Мишутка. Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!

Стасик. Почему же ты теперь с головой?

Мишутка. Другая выросла.

Стасик. Ну, это что! Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел!

Мишутка. Вот так соврал!

Стасик. Вовсе нет.

Мишутка. Почему же ты теперь живой?

Стасик. Так он же меня потом выплюнул.

Тут пришел Игорь и сел рядом. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

- Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза: я съел полбанки варенья, а чтобы мне не попало, сестре Ирке губы вареньем намазал.

Вопросы для обсуждения:

• Чьи враки вам по душе и почему?

(Ответы детей:

- Мишутка и Стасик никого не обманывали, они сочиняли.

- Из-за Игоря наказали невиновную девочку.)

• Рассказ веселый? Почему?

• Рассказ полезный? В чем же его польза? Чему он учит?

(Безусловно. Плохим быть не просто плохо, но и невыгодно:

с тобой и дружить никто не будет.)

Ведущий. У писателя Николая Николаевича Носова (ННН) - именно о его книгах мы поговорим на сегодняшнем занятии - все рассказы и сказки задорные, смешные, но ещё и поучительные: они весело учат честно и с пользой жить на свете.

III. Рассказ о жизни и творчестве Н. Н. Носова.

Ведущий. Конечно, веселым писателем, юмористом, Николай Носов стал не сразу.

(Ведущий может спросить детей, что значит «писатель- юморист».)

Сначала он, как и все, родился - в 1908 году в Киеве...

Вот что рассказал о себе сам Николай Носов: «Сначала я рос очень медленно, потому что не любил есть суп и манную кашу. Моим родителям стоило больших трудов усадить меня за стол и заставить поесть как следует. Вскоре я заметил, что отстаю в росте от своих сверстников. Это меня встревожило. Теперь, чтобы поскорей вырасти, я ел всё, что мне давали, без разбора: и колбасу, и суп, и манную кашу, даже пшенную кашу, и пил молоко. В результате я стал человеком среднего роста. Учился я тоже сначала неважно: мне казалось, что гораздо полезнее бегать на свежем воздухе, играть в разные игры и читать интересные книжки. Потом я понял, для чего дети учатся, засел за учебники и просиживал за ними дни и ночи. В итоге из меня получился человек не глупее других».

В жизни Николай Носов сменил немало профессий. В юности он работал на бетонном и кирпичном заводах. Мечтал стать выдающимся музыкантом. Увлекся химией и готовился поступить в политехнический институт, а поступил в киевский художественный. В 1929 году перевелся в киноинститут в Москве и, окончив его, стал работать в кино.

Послушаем Николая Носова: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чем порассказать детям.

Почему я стал юмористом? Насколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так и родился с даром юмориста, то есть это у меня от природы, и моей лично заслуги в этом нет.

А вот сатириком меня сделала жизнь. Писателя читают, пока он говорит людям правду. Но не всякую правду приятно слушать, поэтому я смягчаю ее шуткой - получается и смешно, и приятно, и полезно. Это и есть сатира».

За свою жизнь Николай Носов написал для детей младшего школьного возраста 31 рассказ, четыре повести, три маленькие сказочки и три сказочные повести про Незнайку и его друзей.

IV. Парад книг Н. Н. Носова.

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам обменяться мнениями о прочитанных книгах Николая Носова и принять участие в викторинах, посвященных его книгам.

Начинаем парад книг Николая Носова!

МИШКИНА КАША

Ведущий. Вот Мишка - один из главных героев носовских рассказов. Он любит командовать, за все берется - и ничего у него не выходит. Из самого простого дела он умудряется устроить целое приключение. На этот раз он всю ночь кашу варил, да так и не сварил.

- Кашу варить - проще простого, - сказал Мишка и начал варить.

Задание.

- Ребята, следите за действиями Мишки, а потом скажете, какие ошибки он допустил.

Мишка насыпал полную кастрюлю крупы и воды налил доверху. Поставил кастрюлю на горячую плиту, сидит да на кастрюлю смотрит.

После множества случившихся в ходе варки событий:

1) появилась лишняя каша, которую пришлось раскладывать по тарелкам;

2) из кастрюли пропала вода и пришлось доливать ее в кастрюлю без счета;

3) в колодце были утоплены ведро и чайник.

Каша закипела, сделалась густой и стала пыхтеть.

- Хорошая каша получилась, знатная! - сказал Мишка.

- Тьфу! Что это за каша! Горькая, несоленая и воняет гарью, - сказал его дружок Коля, от лица которого ведется повествование.

Ошибки:

1. Мишка не отмерил нужное количество крупы и воды.

2. Не промыл крупу.

3. Не положил нужное количество соли, сахара и масла.

4. Во время варки не помешивал кашу.

5. Самое главное — чтобы кашу сварить, нужно уметь это делать.

НА ГОРКЕ

Ведущий. Целый день ребята трудились - строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.

- Вот пообедаем, - говорили они, - а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Подъехал к горке.

- О, - говорит, - хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.

Вопросы:

• Удалось ли Котьке скатиться с горки? Как испортил и как починил горку Котька Чижов? Какое самое правильное наказание придумали ребята Котьке? (Отремонтировать горку.)

• Какое наказание придумали бы вы, ребята, Котьке Чижову?

ЗАМАЗКА

Ведущий. Костя и Шурик раздобыли замазку, которой окна замазывают, купили два мятных пряника и отправились смотреть кино. И столько во время сеанса с ними случилось из- за этой замазки!

Сначала на замазку сел незнакомый гражданин - пришлось замазку счищать со стула.

А фильм, между прочим, идет, и сзади зрители ворчат.

Потом Костя и Шурик начали есть пряники, но в темноте Костя вместо пряника стал есть замазку.

А фильм идет.

Потом мальчики долго искали замазку на полу под стульями, пугая людей, которые думали, что это собака.

А тут и фильм кончился.

- Что это за кино мы смотрели? Какая-то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины! - решили ребята.

Вопрос. А разве дело было в фильме? (Ответы детей.)

ОГУРЦЫ

Ведущий. Когда Николай Носов писал, он какие-то события придумывал, а еще он использовал случаи, свидетелем или участником которых был сам.

Послушаем писателя: «Вот, к примеру, рассказ «Огурцы». Что здесь из жизни? Однажды мой племянник (ему тогда и пяти лет не было) гулял во дворе. Когда ему это наскучило, он выбежал за ворота и позади овощной палатки увидел стоявший у двери открытый бочонок с солеными огурцами. Запустив в бочонок одну руку, потом другую, он вытащил из рассола парочку огурцов покрупнее и понес их домой. Он знал, что мать иногда покупает соленые огурцы к обеду, и воображал, что делает нужное дело. Наверно, думал, что придет домой, а мама скажет: «Вот молодец! Мамин помощничек! Огурцов принес!» - и был страшно удивлен, когда мать отчитала его и заставила отнести огурцы обратно».

Вопросы:

• Что изменил писатель? (Он перенес действие в колхозный огород, соленые огурцы заменил на свежие и проследил за каждым шагом своего героя.)

Никому из вас не захочется, наверное, оказаться в той страшной ситуации, в которой оказался Котька:

- мама сказала ему: «Или неси огурцы, или уходи из дому, ты мне не сын!»;

- на улице темно;

- у сторожа ружье;

- и нести ворованные огурцы надо, потому что дедушке попадет из-за него, Котьки.

• Как вы думаете, ребята, сделает Котька нечто подобное еще раз? Почему? (Нет, потому что Котька понял, что если будет честным человеком, ему не придется снова испытать тот страх, ужас, который испытал он.)

Физкультминутка

Викторина «Назови произведение».

1. Определите, из каких рассказов эти предметы.

Шляпа. - «Живая шляпа».

Огурцы. - «Огурцы».

Замазка. - «Замазка».

Иголка, нитка, заплатка. - «Заплатка».

Пистолет. - «Саша».

Крупа. - «Мишкина каша».

Свисток. - «Карасик».

Телефон. - «Телефон».

Радиоприемник. - «Федина задача».

Автомобиль. - «Автомобиль», «Фантазеры».

Кот. - «Живая шляпа» (Васька), «Карасик» (Мурзик).

2. Узнайте героев. (Одни дети показывают пантомимы, другие угадывают героев.)

а) Мальчик пытается пришить заплатку на брюки, не сняв их. (Это Бобка из рассказа «Заплатка».)

б) На полу лежит шляпа. Два мальчика стучат палками по полу, но близко к шляпе подходить боятся. (Это Вовка и Вадик из рассказа «Живая шляпа».)

в) Проходит старушка в платочке. Мальчик подпустил ее поближе и выстрелил из пистолета. Старушка вздрогнула и остановилась. (Это Саша из рассказа «Саша».)

г) Перед мальчиком кастрюля. Он высыпает в кастрюлю крупу, наливает воду и садится ждать, когда сварится каша. (Это Мишка из рассказа «Мишкина каша».)

д) Радостный мальчик бежит к маме, в каждой руке у него - но свежему огурцу.

Мама стыдит сына и приказывает отнести огурцы в колхозный огород, где взял.

Мальчик, понурив голову, медленно идет возвращать огурцы колхозному сторожу. (Это Котька из рассказа «Огурцы».)

Ведущий. Парад произведений Н. Н. Носова продолжается. И сейчас в центре нашего внимания повесть «Весёлая семейка».

ВЕСЕЛАЯ СЕМЕЙКА

В повести «Веселая семейка» вы опять встретитесь с деятельным и изобретательным Мишкой и его другом Колей.

На этот раз Мишка выполнил серьезное занятие - он сделал маленький инкубатор, в котором вывелись цыплята без курицы.

Читая повесть, вы (как и Мишка с Колей) узнаете массу полезных вещей:

- как устроен инкубатор;

- какая температура должна быть в инкубаторе (39 °С);

- на какой день выводятся цыплята (через 21 день);

- оказывается, яйца в инкубаторе надо постоянно переворачивать, как это делает курица-наседка.

А еще вы узнаете о том, как дружба и взаимовыручка одноклассников и поддержка взрослых могут помочь довести до конца задуманное дело - из яиц, привезенных из деревни, на глазах ребят вылупились цыплята:

«Это было счастье. Мы сидели у инкубатора и упивались счастьем.

- Мы с тобой такие счастливые, - говорил Мишка, - не каждому выпадает такое счастье».

Вопрос:

• Когда вылупились все цыплята, был отпразднован день рождения цыплят. На торжество все пришли с подарками.

Я буду называть подарки - если подарок полезен для цыплят, говорите «да», если бесполезен - говорите «нет».

- Сеня Бобров явился с букетом цветов.

- Сережа и Вадик принесли по букету подснежников.

- Ваня Ложкин принес полкило крупы овсянки.

-Учительница Марья Петровна принесла бутылку простокваши.

- Прибежал Леша Курочкин с детской погремушкой в руках.

- Костя вытащил из кармана два пирога с кашей.

- Майка принесла красную ленточку.

ВИТЯ МАЛЕЕВ В ШКОЛЕ И ДОМА

Ведущий. Это повесть о проделках двух друзей, Вити и Кости. Они перешли в 4 класс.

Витя и Костя любят играть в футбол, хоккей, баскетбол, с удовольствием дрессируют Лобзика. Но, отдаваясь любимым занятиям, друзья забывают одну простую истину: есть трудности, которые нельзя обойти. Их надо преодолеть. Вите надо научиться решать математические задачи, а Косте без ошибок писать диктанты.

О том, как ребята воспитали в себе сильную волю и превратились из отстающих учеников в хороших, вы узнаете из повести «Витя Малеев в школе и дома».

ПРИКЛЮЧЕНИЯ НЕЗНАЙКИ И ЕГО ДРУЗЕЙ

Ведущий. Хотите знать, как Николай Носов придумал Незнайку?

Когда-то давным-давно вышла детская книжка о приключениях маленьких лесных человечков. Были среди них Знайка, Незнайка, доктор Мазь-Перемазь и даже Мурзилка. Они всё время путешествовали и преодолевали опасности: боролись с огромными обезьянами, змеями, попадали в плен к туземцам... Маленький Коля Носов эту книжку очень любил. А когда он вырос и стал детским писателем, то решил: дай-ка я эту книжку перескажу по-своему, и напридумывал много такого, чего в старой книжке не было.

Сказочная повесть в пересказе Николая Носова получилась просто замечательная. И название у нее было подходящее - «Приключения Незнайки и его друзей».

В этой книге рассказывается о сказочной стране, в которой жили малыши и малышки, или коротышки. В ней повествуется о том, как Незнайка и его друзья совершили путешествие на воздушном шаре, побывали в Зелёном городе и городе Змеевке и многому научились. Вернувшись из путешествия, коротышки под руководством Знайки построили мост через реку Огурцовую, Тростниковый водопровод и фонтаны.

После чего они принялись проводить на улицах города электрическое освещение, устроили телефон, чтобы можно было разговаривать друг с другом, не выходя из дома, а Винтик и Шпунтик сконструировали телевизор.

Незнайка после путешествия стал защитником малышек и значительно поумнел, он начал учиться читать, писать и решать задачки, но как раз тут ему почему-то расхотелось учиться. Он целыми днями читал сказки и вместе с малышкой Кнопочкой мечтал о разных чудесах: о шапках-невидимках, коврах-самолётах, сапогах-скороходах, серебряных блюдечках и наливных яблочках, волшебных палочках.

Но, получив волшебную палочку, Незнайка творит массу безответственных поступков, и палочка утрачивает свою магическую силу. Но это уже совсем другая история - во второй книге про Незнайку, которая называется «Незнайка в Солнечном городе».

Викторина.

1. Решите математическую задачу.

Сколько всего коротышек жило в домике? «В одном домике на улице Колокольчиков жило... малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружье, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка». (16 коротышек.)

2. Познакомимся поближе с героями повести. Я буду называть имя героя, а вы должны назвать его любимое занятие.

Знайка. - Все знает, инженер-изобретатель.

Пилюлькин. - Доктор.

Тюбик. - Художник.

Гусля. - Музыкант.

Пулька. - Охотник.

Незнайка. - Ничего не умеет, за все берется, врун и хвастун.

Винтик. - Механик, мастерит различные механизмы.

Сиропчик. - Любит газированную воду с сиропом.

Стекляшкин. - Астроном.

Пончик. - Любитель поесть, толстенький.

Молчун. - Неразговорчивый.

Ворчун. - Вечно чем-то недоволен.

V. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча с героями произведений Н. Н. Носова. Закончился парад книг. Участницы парада отправились на книжные полки, чтобы вскоре оказаться в бережных руках какого-нибудь любознательного и веселого фантазера - одного из вас. Если это случится, значит, у нас с вами обязательно произойдет новая встреча, совершится еще одно познавательное путешествие.

Подведение итогов. Награждение победителей и наиболее активных участников.

Литература

1. Дядя Коля и коротышки [Текст] // Жили-были : сказоч. газ. - 1996. - Январь. - С. 2-3.

2. Жизнь и творчество Николая Носова [Текст]. - М. : Детская литература, 1985.

3. Корф, О. Б. Носов Н. Н. (1908-1976) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от А до Н : книга для учителей, воспитателей, родителей. - М. : Стрелец, 2006. - С. 54—55.

4. Н. Н. Носов [Текст] // Начальная школа. - 2006. - №. 1. - С. 73-74. - (Литературные викторины).

5. Носов Н. Н. [Текст] // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. Ч. 1. -М., 1999. - С. 189-193.

6. Носов, Н. Н. Собрание сочинений [Текст] : в 4 т. / Н. Н. Носов. - М. : Детская литература, 1979.

7. Сафонова, И. В. Повести «Витя Малеев в школе и дома» - 55 лет [Текст] / И. В. Сафонова // Начальная школа. - 2006. - №3,-С. 73-77.

8. Сивоконь, С. Смех для всех [Текст] / С. И. Сивоконь // Веселые ваши друзья : очерки о юморе в советской литературе для детей. - М. : Детская литература, 1980. - С. 101-135.

9. Сухин, И. «В Цветочном городе»: кроссворд-тест по сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» [Текст] / И. Сухин // Мурзилка. - 2004. - № 10.

10. Сухин, И. «Незнайка и его друзья»: кроссворд по сказочной повести Н. Носова «Приключения незнайки и его друзей» [Текст] / И. Сухин // Мурзилка. - 2006. - № 7.

Рекомендуем посмотреть:

Смешные конкурсы на День смеха для 6-7 класса

Сценарий 1 апреля День смеха для школьников

Сценарий ко Дню смеха 1 апреля для 10-11 классов

1 апреля. Сценарий праздника для начальной школы

Внеклассное мероприятие ко Дню смеха в школе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!