Свадебные обряды на Руси

Свадебные обряды на Руси

Обряды, связанные с бракосочетанием и свадьбой

Свадьбу обычно празднуют после венчания и бракосочетания. Чтобы свадьба запомнилась новобрачным и гостям, современные обычаи желательно сочетать с народными традициями.

Перед отправлением к венцу обычно происходили своды — символическое соединение жениха и невесты, совершавшееся под соответствующие песни посреди избы или во дворе. Дружка или сват подводил их друг к другу и соединял или связывал им руки полотенцем (платком). Распространенный вариант — троекратно водят жениха и невесту по кругу, иногда вокруг стола, дежи (кадки для теста). Стол и дежа — символы дома, поэтому обвождение вокруг них подобно обвождению в церкви вокруг аналоя (тоже трехкратному).

* * *

Магическое значение соединения имели и обряды с хлебом. Например, дружка, отрезав по краюшке от каравая невесты и привезенного с собой хлеба жениха, складывал их, связывал красной лентой и передавал крестной матери, которая относила их на стол. Иногда хлебы разламывались над головами сидящих вместе молодых. Женихова половина передавалась отцу девушки, а невестина — дружке жениха; оставшиеся связывали лентой и ставили на стол.

Эти действия, столь распространенные в прошлом, символизировавшие соединение молодых и магическим путем укреплявшие брачные узы, почти исчезли. Но и сейчас можно встретить аналогичные по значению (но лишенные столь явно выраженного магического характера) действия, заимствованные в основном из различных современных свадебных сценариев.

* * *

Встречается обычай, когда на свадебный стол ставят две бутылки шампанского, перевязанные лентой, на каждую надевают по бублику.

* * *

Во время застолья жениху и невесте наливают одновременно из обеих бутылок. Пустые бутылки молодые хранят целый год.

* * *

При отправлении поезда от дома невесты, которому предшествовали благословения, совершались те же обряды, что и при отъезде от дома жениха. Один из главных и распространенных — осыпание хмелем и овсом отъезжающих, прежде всего жениха с невестой, и лошадей. «Обсевание» происходило несколько раз в разные моменты действа. Это наиболее распространенное, хотя и не единственное, употребление зерна на свадьбах.

* * *

В одних областях для предохранения молодых от порчи при выходе из дома невесты их переводили через зажженную на пороге лучину, в других — горящие пучки соломы клали на пути от венца к дому жениха: на дороге, в воротах и на пороге. Дружка обходил поезд с иконой и кропил его святой водой.

* * *

Иногда дружка в качестве предохранительной меры от злых духов щелкал кнутом или стрелял в воздух из ружья.

* * *

В некоторых российских областях перед отправлением к венцу жених и невеста одновременно вставали одной ногой в лукошко с овсом. Осыпание очень распространено и на современных свадьбах. Но теперь вместо зерна чаще используются конфеты, иногда добавляют металлические деньги. То есть обряд постепенно теряет прежнее значение, символизирующее плодородие.

* * *

Когда молодые покидают загс после регистрации брака или церковь после венчания, им на головы обрушивается рисовый «дождь» — это чтобы у них родились хорошие, здоровые дети.

* * *

К свадьбе пекут «рощу» — свадебный пирог, украшенный фигурками из теста на палочках. Фигурки символизируют жениха и невесту, палочки — рощу, в которой все деревья вместе, а не поодиночке. Тесто — символ плодородия, благополучия.

* * *

Выйдя из церкви после венчания, жених и невеста как можно дольше хранят молчание. Считается, что тот, кто дольше промолчит, будет главным в семье. Во-первых, следует с максимальным почтением отнестись к такому событию, как венчание. Во- вторых, слово — серебро, а молчание — золото. И часто так бывает, что один потратит свою энергию на то, чтобы выговориться, и слово второго оказывается последним и решающим.

* * *

Когда невеста выходит из церкви, кто-либо из домашних разбивает сырое яйцо. Это действие ассоциируется с пожеланиями легких родов и множества детей.

* * *

После регистрации брака родители встречают молодоженов на пороге дома или у входа в кафе, ресторан, где празднуется свадьба, хлебом-солью, вход молодых в дом сопровождается музыкой. Невеста идет справа от жениха, он ведет ее под руку. На длинном красивом полотенце выносят круглую буханку черного хлеба с хорошо укрепленной в середине солонкой. Приветственную речь произносит теща или свекровь:

«Дорогие дети! Поздравляем со вступлением в законный брак, желаем счастья, здоровья, долгих лет супружеской жизни. Милости просим в наш дом — ваш дом. Отведайте наш хлеб-соль, а мы посмотрим, кто в доме хозяином будет».

Молодые отщипывают или откусывают хлеб, макают его в соль и едят. Считают: кто больше откусил — тот и хозяин. Еще раз их поздравляют и целуют. Этот обряд символизирует истинное и чистосердечное согласие и является знаком того, что молодые будут с тех пор как бы крохами одного хлеба.

* * *

Когда молодожены после бракосочетания впервые переступают порог своего дома, муж должен непременно взять жену на руки — чтобы уберечь ее от дурной напасти.

* * *

Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье.

* * *

На следующий день после свадьбы теща зятя блинами кормит. Изживший себя обычай сообщать присутствующим о целомудренности невесты. Если жених выедал середину блина и откладывал его в сторону тарелки, это значило, что невеста не сберегла девственности.

* * *

Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью — будет всегда достаток.

Рекомендуем посмотреть:

История возникновения свадебных традиций и обрядов

Свадебные приметы и суеверия для невесты и жениха

Традиции русской свадьбы в старину

Девичник на Руси. Традиции

Сватовство в старину

Нет комментариев. Ваш будет первым!