История возникновения свадебных традиций и обрядов

История возникновения свадебных традиций и обрядов

История праздника

В основном свадебные традиции зародились в Древнем Риме и прочих культурах античности.

Раньше на свадьбе принимали участие 10 подружек невесты и друзей жениха. Их роль состояла в отпугивании ревнивого злого духа, способного причинить вред молодоженам. Соответственно, подружки облачались в то же самое одеяние, что и невеста, а друзья одеждой походили на жениха. Бытовало поверье, что злой дух не различит среди одинаково одетых людей подлинных жениха и невесту и поэтому не сможет им навредить.

В Древнем Риме по окончании церемонии бракосочетания над головой невесты разламывали пирог, что должно было внести в новую семью изобилие, тогда как крошки доставались гостям в знак удачи.

Белый цвет наряда означает совсем не девственность, как считают некоторые, а радость и процветание. Еще жители Древней Греции и служители католикоса предпочитали на праздники ходить в белых одеждах. Доходило до того, что в день свадьбы они выкрашивали в белый цвет даже свои тела. На протяжении столетий белый цвет являлся лишь одним из праздничных цветов.

С середины XVII в. распространилась мода на белое одеяние для невесты. Это случилось благодаря королеве Англии Виктории, которая на своей свадьбе была в белом. В соответствии с другой версией данную моду ввела несколько ранее Анна Австрийская. Со временем эта традиция из Франции проникла в Англию, Испанию, Португалию.

В Англии в средние века существовал такой обычай: гости приносили с собой пироги и складывали их в центре стола, потом жених с невестой пробовали поцеловаться через эту груду пирогов.

Целомудрие символизировалось не платьем, а фатой, поэтому считается, что в случае повторного брака женщина не может на свадебную церемонию надевать фату.

Бутоньерка — это помещаемый в петлицу пиджака жениха такой же цветок, что и в букете невесты. Этот цветок являлся символом трепетного отношения рыцаря к своей избраннице.

Обычай обмена обручальными кольцами, скорее всего, пришел из Древнего Египта. Символическое значение его велико, ведь круглая форма кольца означает вечность, бесконечные счастье и любовь между мужем и женой.

Существует поверье, что, если гости коснутся жениха и невесты в день свадьбы, это принесет счастье, поскольку в этот день пара благословляется богом.

Сейчас распространен обычай, в соответствии с которым жених переносит на руках молодую супругу через порог дома, в котором они собираются жить. Прежде считалось, что если молодая жена упадет на пороге своего дома, то это будет плохой приметой. Поэтому женихи стали переносить невест через порог дома на руках, чтобы они не могли споткнуться.

До царствования Петра I свадьбы на Руси совершались по воле родителей. Свадебная церемония простолюдинов включала сватовство, сговор и венчание с пиром. Почин мог исходить от обеих сторон, этому способствовали свахи и сваты, являющиеся родственниками жениха. Сват мог устроить смотрины, поговорить с невестой, чтобы установить возможные недостатки. Сговор заключался в том, что родители невесты прибывали к жениху, затем подписывалась «рядная запись», состоящая из брачного договора и описи приданого. Когда это происходило, отказаться от брака было уже нельзя, даже в случае замены невесты, которую жених видел впервые только на венчании.

Женитьба и замужество были ранними, девочки выходили замуж в 11 — 12 лет, мальчики женились в возрасте 12—15 лет, поэтому холостяки встречались довольно редко. В деревенских семьях, где невеста ценилась, прежде всего, как работница, она могла быть и старше жениха.

Невеста наряжалась подругами, а в богатых и знатных семьях ее веселили «плясицы». Пир начинался за день до венчания с последующим продолжением в течение 3 дней в одном или в обоих домах. Венчание происходило вечером, а пировали с утра следующего дня. После 3 блюд молодые отправлялись на постель в «сенник», затем выносили невестину рубаху продемонстрировать гостям, после чего надевали на молодоженов шубы, кормили кашей; на второй день дарили подарки.

Жениха и невесту именовали «князем» и «княгиней». В свадьбе принимали участие тысяцкий, посаженый отец или посаженая мать (у сирот), ясельничий, или конюший, дружки, а цель ритуала заключалась в том, чтобы добиться Божьего благословения.

Преобразования Петра I изменили ситуацию. Регламентация различных сторон жизни, осуществляемая царем, первым делом затронула институт брака. Соответственно, увеличилось количество неравных браков с выходцами из низших сословий. В начале XVIII в. появилась возможность вступать в браки с иностранцами, если только супруг или супруга остаются последователями православной веры. К тому же разрешили вступать в брак с разведенными и даже с расстриженными монахами и священниками.

Чтобы не допустить увиливания от государственной службы дворянских и «подьяческих» сыновей, им было запрещено жениться до окончания школы. Также не разрешалось вступать в браки слабоумным, если они не подвергались годовому «исправлению» на службе. Сохранялось табу на четвертый брак, а отчисления государству за каждый из последующих трех браков увеличивались.

Молодые могли познакомиться в церкви, на разрешенных для женщин прогулках, приемах, ассамблеях, причем даже воспитанницы монастырей имели время для знакомства с потенциальными женихами. Была отменена «сговорная запись», и вместо нее вводилась «роспись приданого». Теперь обязательно нужно было видеть друг друга до венчания. По поручению Петра I были расторгнуты насильственные браки, и «вторую жизнь» обрели насильно постриженные жены. Однако родительская воля в планировании браков собственных детей еще долгое время оставалась определяющей.

Свадебная церемония несколько видоизменилась лишь в Москве и Санкт-Петербурге. На тех обрядах, где вместе веселились мужчины и женщины, необходимо было приготовить щедрые угощения с вином и разнообразной едой. Их посещал сам Петр с Екатериной. Он отменил обычай демонстрировать гостям невестину сорочку, но за пределами столиц данная традиция сохранялась еще долго.

Устанавливалось, что в случае доказанного прелюбодеяния, побега и самовольных отлучек возможен развод супругов. Преобразования Петра I достаточно сильно европеизировали семейную жизнь дворян, хотя внутренняя жизнь абсолютного большинства семей практически не изменилась.

Рекомендуем посмотреть:

Традиции русской свадьбы в старину

Свадебные приметы и суеверия для невесты и жениха

Сватовство в старину

Свадебные обряды на Руси

Девичник на Руси. Традиции

Нет комментариев. Ваш будет первым!