Консультация для родителей детского сада. Развитие интеллектуальных способностей
Занятия, направленные на развитие интеллектуальных способностей у детей 3-5 лет в домашних условиях
Для гармоничного развития интеллекта ребенку следует регулярно читать детскую литературу, разучивать с ним стихи, скороговорки, пословицы, прибаутки, разгадывать вместе загадки и т. д. Чтобы организовать такого рода занятия, взрослому необходимо подбирать дидактический материал, соответствующий возрасту малыша, при этом разъясняя все, что ему непонятно.
Большую роль в формировании у малышки способности быстрого реагирования и подвижности мышления играют детские загадки.
Рассмотрим некоторые доступные для детей загадки, которые можно применять во время занятий. Также их можно подбирать самостоятельно в книгах детских авторов — Корнея Чуковского, Самуила Маршака и других.
Загадки в стихотворениях
На чем Емеля во дворец
Ехал к царевне под венец?
Да так стремительно спешил,
Что дворню всю он насмешил? (Печка)
В него смотрим много раз,
Видим там сиянье глаз.
Отражается все в нем,
Как смеемся и поем.
С утра делаем прическу,
Ищем в ящике расческу. (Зеркало)
Небо озарилось
Разными цветами!
Это не приснилось,
Это мы видали!
Разноцветные огни
Небеса пронзают,
Вспыхнув где-то там, вдали,
Праздник освещают. (Салют)
Он бывает грибной и веселый,
Может капать и ночью, и днем.
Он идет в городах и по селам,
Как мы капельки с неба зовем? (Дождик)
Я ушел от бабушки,
Я ушел от дедушки.
Засиделся на носу,
Встретив рыжую лису. (Колобок)
На колесах мчу ребят
И больших, и дошколят,
Так давай быстрей ответ —
Я зовусь... (Велосипед)
Летом в шубку из листьев одето,
Осенью ветер ту шубку снимает.
Зимой в белоснежном убранстве согрето,
Весной оно почки свои распускает. (Дерево)
Кручусь — верчусь,
Верчусь — кручусь
И никогда не утомлюсь!
Отгадай, я как зовусь? (Юла)
Кто и где так шумит?
Дерево не устоит,
Рухнул великан, смотри!
Что же это, назови! (Пила)
Чем фигурки вырезаем?
Чем мы волосы ровняем? (Ножницы)
Под землей он живет,
Белый свет не признает.
Роет свой подземный ход.
Ну конечно — это... (Крот)
Он все зиму летает,
Стекла дивно наряжает.
Шубы дарит всем деревьям
И приносит нам веселье.
Чтобы вдруг не простудиться,
Нужно срочно утеплиться.
Кто раскрасит уши, нос?
Ну, конечно же... (Мороз)
В раздевалке ее служба,
Что-то всем повесить нужно.
Шубы, шарфики, пальтишки,
Шапки, иногда штанишки. (Вешалка)
Он живет под землей,
Где вечно тихо, где покой,
Но кто-то лопатой копнет,
И он на поверхность ползет.
Его так боятся, кричат на него,
Но он не желает пугать никого. (Червяк)
На спине он висит,
Что угодно вместит,
Называется вещь как?
Ну, конечно же... (Рюкзак)
В каждом доме он стоит,
Много там чего лежит.
В холод мы положим фрукты
И различные продукты.
И сметану, и кефир,
Масло и голландский сыр.
Много он чего вмещает
И все свежим оставляет. (Холодильник)
Вдаль по льду стрелою мчат
Школьников и дошколят.
Я на них лечу, как птица,
Можно даже закружиться.
Если сильно закружусь,
На ногах не удержусь. (Коньки)
Как пропеллер зажужжит,
Наш малыш к окну бежит.
Заготовил он варенье
И другое угощенье.
Гость на крыше живет,
Малыша к себе зовет.
Он мужчина хоть куда,
Пролетел туда-сюда. (Карлсон)
Внучка та известна всем,
Без нее был праздник нем.
А когда она вошла,
Закричала детвора.
Дед, тот тоже знаменит,
Столько лет ребят манит
Он веселым юморком
И большим-большим мешком. (Снегурочка и Дед Мороз)
Домик из стекла стоит,
Много он кого вместит.
В него воду наливают,
Потом рыбок заселяют. (Аквариум)
У нее с полоской брюшко,
То опасная подружка.
Все летает и летает,
А когда она кусает,
Чтоб укусы залечить,
Надо жало удалить. (Оса)
Трудится он так упорно,
Тащит веточки проворно.
В лесу дом его найдешь,
Непременно подойдешь.
Называй его скорей,
Это славный... (Муравей)
Всех зверей он лечит смело,
И всегда найдется дело.
Не бывает он забыт,
Чудный доктор... (Айболит)
Майским радостным деньком
Песни весело поет.
Он с цветочками знаком,
И над ними свой полет
Совершает и жужжит,
В танце радостном кружит.
Кто же этот милый друг?
Ну, конечно майский... (Жук)
Загадки в картинках
Загадки в картинках — замечательный способ не только проверить сообразительность ребенка, но и закрепить понятия названий и изображений предметов. При этом можно уделять внимание и тому, к чему относится изображение, — к животному или растительному миру, чем различаются между собой.
Правила игры здесь очень просты, взрослый предлагает ребенку рассмотреть рисунок, на котором изображены ответы на загадки (животные, растения, птицы и т. д.), затем загадывает загадку, а малыш должен отыскать ответ на изображении.
Примеры загадок:
Прыгает, но не зайчик,
Рыжая, но не лисичка,
Маленькая, но не ежик,
Есть дупло, но не дятел. (Белка)
Бегает в лесу,
Воет: у-у-у.
Серый он, сердитый
И всегда не сытый. (Волк)
С курочками рядом,
Но плавать не боится.
С пестреньким нарядом,
Что это за птица? (Утка)
Длинноногий, длиннокрылый,
Летом он летит на юг.
Величавый и красивый,
Людям он желанный друг (Журавль)
Клювом он стучит тук-тук,
Отвалился вдруг сук.
Малый доктор лесной,
Кто же это такой? (Дятел)
Понятия «живой - неживой»
Чтобы организовать это занятие, потребуются плюшевый Мишутка и картинки, на которых изображена живая и неживая природа — животные, насекомые — листья, деревья, речка и т. д.
Взрослый показывает малышу мишку и спрашивает: «В чем отличие нашего Мишутки от мишки в лесу?» (Предполагаемый ответ: «В лесу мишка живой, а у нас игрушечный».)
Затем внимание ребенка обращается на картинки с изображением живой природы.
Малышу предлагается перечислить всех животных и насекомых, изображенных на картинке. Если малыш затрудняется с ответом, взрослый помогает ему наводящими вопросами или сам называет животное. После перечисления названий малышу задается вопрос: «Что общего между этими животными?» (Предполагаемый ответ: «Они все живые».) Если вопрос вызывает затруднение, взрослый поясняет, что животные, как и человек, — живые. Они могут двигаться, бегать, прыгать или летать, у них есть внутренние органы, они едят, пьют, им может быть жарко или холодно. Затем демонстрируются картинки с изображениями неживой природы, при этом взрослый предлагает ребенку перечислить то, что изображено на этой картинке. После чего следует вопрос, что общего между ними. (Предполагаемый ответ: «Они не живые».)
Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый объясняет ему, что эти изображения не живые, потому что не могут сами перемещаться, думать, дышать, чувствовать и т. д.
На заключительном этапе проводится игра на закрепление пройденного материала. Взрослый поочередно показывает изображения представителей живой и неживой природы, а ребенок должен отгадать, что «живое», а что «неживое».
Рекомендуем посмотреть:
Что должен знать ребёнок в 2 года. Памятка для родителей
Консультация для родителей: Зимние забавы
Игрушки для ребёнка от 2 до 3 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!