Конспект летней экскурсии в средней группе

Летняя экскурсия в природу в детском саду на тему «Что за птицы живут у нас на участке?»

Экскурсия проводится в середине лета.

Цель: формирование общих представлений о птицах.

Задачи:

— изучать строение тела птиц;

— учить находить сходство и различие между птицами;

— продолжать формировать такие умения, как сравнение, анализ, сопоставление, обобщение;

— развивать речь.

Место в образовательном процессе. По замыслу воспитателя: познавательное занятие, занятие по формированию естественно-научных представлений или прогулка.

Материалы и оборудование: птицы, живущие на участке; несколько видов корма (зерна, белый хлеб, кусочек несоленого свиного или говяжьего сала); несколько бумажных коробочек, изготовленных самостоятельно на занятии по труду; белый хлеб, привязанный за прочную корку к длинной толстой нити или тонкой бечевке.

Интеграция направлений развития детей: социально-коммуникативное, познавательно-исследовательское, речевое, художественно-эстетическое, физическое.

Организация детей. На участке дети располагаются на достаточно большом расстоянии от птиц, чтобы не пугать их. Некоторые наблюдения можно проводить и в том случае, если птицы сидят на подоконнике снаружи окна, а дети располагаются в групповой комнате.

Методические рекомендации

Занятие на улице лучше проводить летом, когда закончилось выведение птенцов. Тогда и птиц слетится много, и кормление проходит активно. Однако можно проводить занятия и раньше. Осуществление наблюдений через окно от сезона года не зависит, но тогда трудно организовать экспериментальные исследования.

Чтобы занятие прошло успешно, дети должны вести себя спокойно. В последние годы городские птицы привыкли к человеку и близко подпускают его к себе. Размер птиц и их биологический вид существенного значения не имеют.

Поскольку одной из программных задач является развитие речи, воспитатель старается говорить как можно меньше и своими вопросами побуждает детей к рассказу. Ответы на вопросы они находят в ходе наблюдений и экспериментов.

Экскурсия состоит из восьми блоков. Каждый последующий блок дополняет и развивает представления детей, полученные в предыдущих.

Ход экскурсии

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим эту птицу. Она вам малознакома (незнакома), но несмотря на это вы можете многое рассказать о ней сами.

Блок 1

Изучается строение тела птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Из каких частей состоит тело птицы? (Из головы, туловища, хвоста.)

• Что есть на голове? (Ответы детей.)

• Есть ли уши? (Есть, только они не видны из-за перьев. Снаружи ушей нет.)

• Клюв птицы — это рот или нос? (Проводится небольшая дискуссия. Дети высказывают свою точку зрения.)

• Какие конечности есть у птицы? (Крылья и ноги.)

• Опишите крылья. (Ответы детей.)

• Рассмотрите и опишите ноги. (Ответы детей: «Ноги у птицы тонкие, в верхней части покрыты перьями. В нижней части покрыты чешуйками. На ногах 4 длинных и тонких пальца. На пальцах длинные, острые, загнутые когти. При ходьбе они широко расставлены в стороны, поэтому птица стоит устойчиво».)

• Посчитайте, сколько пальцев? Куда они направлены? (Ответы детей.)

• Рассмотрите и опишите хвост. (Ответы детей.)

Блок 2

Изучаются перья птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Чем покрыто тело птицы? (Ответы детей.)

• Как они окрашены? (Ответы детей.)

• Как такая окраска помогает птице выжить? (Ответы детей.)

Воспитатель. У воробьев окраска покровительственная, она помогает им маскироваться на фоне почвы и веток деревьев. Вороны, грачи и сороки почти не имеют врагов, поэтому их окраска для них не так важна. А окраска голубей определяется селекционной работой человека.

• Везде ли эти перья одинаковы по размеру? (Самые короткие на голове, потом они становятся длиннее и длиннее, и самые длинные на крыльях и на хвосте.)

• В какую сторону они направлены? (Спереди назад.)

• Как они расположены? (Налегают друг на друга.)

• Почему перья расположены именно таким образом? Как это помогает птице? (При полете перья не топорщатся и не мешают движению. Кроме того, при полете не выдувается из-под перьев тепло.)

Блок 3

Изучается питание птиц.

Воспитатель. Давайте посмотрим, как птицы клюют. Костя, брось немного семечек. Дети наблюдают и описывают свои впечатления.)

Теперь проверим, какой корм они любят больше всего. Ребята, насыпьте каждый вид корма в отдельные коробочки и осторожно поставьте их на землю. (Дети выполняют задание.)

Так что же они съели в первую очередь? (Ответы детей.)

Блок 4

Изучаются органы чувств птиц.

Воспитатель. Вы видели, как птицы ели корм. Как вы думаете, видят ли птицы? (Ответы детей.)

Заодно уточните: различают ли птицы вкус пищи? (Ответы детей.)

А они слышат? Олег, посвисти в свисток (подуй в дудочку). (Ответы детей.)

На голове по бокам у птиц есть уши, только они закрыты перьями. Они слышат очень хорошо. Теперь вы поняли, почему я постоянно напоминаю, что около птиц надо вести себя тихо? Птица не понимает, что мы ей говорим, поэтому пугается каждого резкого звука. Вася, осторожно подойди к птице сзади. Сделай большой круг, чтобы она тебя не заметила. А мы понаблюдаем, увидит ли птица Васю. (Наблюдения и ответы детей.)

Почему птица увидела Васю? (Ответы детей: «У нее глаза расположены по бокам головы, а не так, как у нас — спереди, поэтому она видит не только впереди, но и сзади».)

Блок 5

Изучаются способы передвижения птиц.

Блок реализуется в любом месте занятия — в то время, когда птицы ходят или летают.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Как птица ходит? (Ответы детей.)

• Как она летает? (Ответы детей.)

• Что птица делает, когда собирается сесть на землю (на ветку дерева или на жердочку)? (Ответы детей: «При полете ноги птицы прижаты к туловищу. При посадке на землю птица делает небольшой круг и выставляет ноги вперед, а хвост в это время раздвигает веером. Такой расширившийся хвост, во-первых, служит тормозом, гасит скорость а, во-вторых, помогает спланировать и сделать посадку мягкой, иначе при потере скорости птица упала бы на землю очень резко».)

• Почему птица не падает, когда сидит на ветке? (Ответы детей.)

• А мы так сможем? После занятия проверим. (Ответы детей.)

Блок 6

Исследуется участие крыльев, хвоста и конечностей в движении птиц.

Воспитатель. А в следующем опыте внимательно следите за птицами. Обратите внимание, как двигаются крылья, хвост и ноги птицы, когда она немного взлетает.

(Воспитатель ши ребенок бросают на далекое расстояние кусок белого хлеба, привязанный за корочку к длинной тонкой веревке. Конец веревки взрослый держит в руке. Когда птицы замечают хлеб и начинают его клевать, воспитатель осторожно тянет его за веревку. Так повторяет несколько раз. Вскоре конец веревки можно передать кому-нибудь из детей. Мальчики прекрасно справятся с этой работой.

Стараясь «догнать» хлеб, птицы подпрыгивают и подлетывают за ним. В это время дети могут хорошо рассмотреть движения не только крыльев, но и хвоста. Если расстояние для подлета небольшое, ноги птиц остаются прямыми. Когда расстояние увеличивается, и требуется небольшой перелет, ноги на короткое время прижимаются к туловищу, а затем опять выставляются вперед.)

Блок 7

Сравниваются разные птицы.

Блок проводится в том случае, если дети имеют возможность наблюдать одновременно птиц двух и более видов.

Воспитатель. Скажите, пожалуйста, чем птицы отличаются друг от друга? Например, воробей и голубь? (Воспитатель называет тех птиц, которых дети в настоящее время видят перед собой. Дошкольники произносят все замеченные ими признаки: размер, окраску, форму тех или иных органов, особенности движения и пр.)

А чем они похожи между собой? (Дети называют все признаки, которые запомнили.)

Блок 8

Воспитатель. Наконец я задам вам самый трудный вопрос. Каких животных называют птицами?

Рекомендации

1. Если дети называют второстепенные признаки, воспитатель, превращая диалог в шутку, им противоречит. Например, дошкольники говорят, что птицы откладывают яйца. Воспитатель им возражает: кроме птиц, яйца откладывают черепахи, змеи, насекомые и многие другие животные. Примеры других таких противоречий приведены ниже.

Если дети сразу называют ключевой признак — наличие перьев — воспитатель избирает иную тактику. Он задает серию вопросов, рассчитанных на то, чтобы вовлечь детей в спор. Ответ на вопросы должны придумать сами воспитанники.

• Можно ли назвать птицами животных, которые ходят на двух ногах? (Нет. На двух ногах ходит и человек, а раньше ходили динозавры.)

• Можно ли назвать птицами животных, которые питаются зернами? (Нет, зернами питаются многие животные, например, грызуны.)

• Можно ли назвать птицами животных, которые летают (у которых есть крылья?) (Нет. Кроме птиц, летают бабочки, жуки, комары, летучие мыши.)

• Можно ли назвать птицами животных, которые откладывают яйца? (Нет. Кроме птиц, откладывают яйца все насекомые, черви, черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы.)

• Можно ли назвать птицами животных, у которых есть клюв? (Нет, клюв есть и у некоторых зверей, например, у утконоса. Этот вопрос можно и не задавать, если занятие вышло нагруженным.)

• Так что же такое имеют птицы, чего нет ни у каких других животных? (Ответы детей.)

После некоторого раздумья дети самостоятельно приходят к выводу, что ни у кого, кроме птиц, нет перьев.

Воспитатель. Правильно, ведь у птиц есть и второе название «пернатые». Только у птиц есть перья.

Рекомендуем посмотреть:

Летний фольклорный праздник на улице для детей средней группы в детском саду. Сценарий

Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного возраста

Праздник «Ивана Купалы» в детском саду. Сценарий

Летнее развлечение в детском саду на улице. Сценарий

Праздник лета в детском саду в помещении. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!