Внеклассное занятие «Спешите делать добро» для 1 класса

Сценарий внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Спешите делать добро»

Цели деятельности педагога: способствовать формированию чувства доброты и милосердия, нравственной отзывчивости, развитию творческой активности; содействовать воспитанию чуткости и уважения к окружающим, стремления совершать добрые поступки, откликаться на прекрасное, доброе; создать условия для выявления правильных и ошибочных представлений о доброте и добрых делах, раскрытия понятия «благотворительность».

Воспитательные результаты:

- результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о доброте, благотворительности; овладение приемами взаимодействия, понимания партнера;

- результаты второго уровня: формирование ценностного отношения к доброте и добрым делам, благотворительности; получение опыта переживания.

Оборудование: запись песни «Если добрый ты...» (муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта) из мультфильма «День рождения Кота Леопольда»; пословицы и поговорки о доброте; клубок ниток; фрагмент сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»; «Цветок доброты»; запись песни «Дорога добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина); схема «Добро».

Форма: беседа-диалог с игровыми ситуациями.

Эпиграф: Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Л. Н. Толстой)

Сценарий занятия

I. Сообщение темы занятия.

Звучит песня «Если добрый ты...» из мультфильма «День рождения Кота Леопольда».

- Начать классный час я хочу со слов Л. Татьяничевой: «Делать людям хорошо - хорошеть самому». Как вы понимаете слова «хорошеть самому»? Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?

- Человек должен жить в атмосфере добра, которая в значительной степени создается им самим. Она создастся из добрых дел, чувств, воздействия на окружающую среду, памяти на добро. Добро - все положительное, хорошее, полезное. Сегодня мы еще раз поговорим о таком человеческом качестве, как доброта.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звездной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

А. Чепуров

II. Беседа о милосердии и доброте.

- Помните, что доброта, милосердие развивались в течение столетий, для того чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Так должен жить каждый из нас.

- Ребята, как вы думаете, что такое доброта?

- Многие из вас верно понимают и чувствуют, что такое доброта. А более точное объяснение этого слова посмотрите в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова. («Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям».)

- Верите ли вы в добро? Почему?

- Как и у рек, у доброты есть свои истоки. Когда закладывается в человеке этот исток доброты? Конечно, в детстве, в родительском доме. Отчий дом - это начало больших добрых дел. Значит, здесь большое значение имеет воспитание, которое вы получаете в семье, школе, в окружающей среде. Важное значение имеет то, что вы сами хотите в себе воспитать, во что вы верите, за какие истины стоите.

- А что значит, по-вашему, «добрый человек»? Откройте толковый словарь и прочитайте. («Добрый человек - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый».)

- Вспомните словосочетания, в которых есть слово «добро». (Делать добро, желать добра, помнить добро, поминать добром.)

- Каким русским словам дает начало слово «добро»? Удивительное изобилие, ни в одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспомним.

На доске по ответам детей составляется схема.

- Встречали ли вы в своей жизни доброжелательных, добролюбивых, добросердечных, добропорядочных, добросовестных людей? Почему вы считаете, что названные люди обладают этими качествами?

- Если в нашем классе, нашей школе, нашем городе, нашей великой стране и в целом в мире будет как можно больше таких людей, то, несомненно, это положительно скажется на нашем обществе и отношениях людей в нем. Доброта, милосердие, радость и переживание за других составляют основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил уже в I веке н. э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».

- Вспомним слова Л. Н. Толстого: «В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для других». Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?

• Ничто не обходится нам так дешево и не ценится гак дорого, как вежливость и доброта. (М. Сервантес.)

• Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Ж.-Ж. Руссо.)

• Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе. (В. Шекспир.)

• Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях. (Б. Паскаль.)

• Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Л. Толстой.)

• Знания должны увеличиваться с добротой. (Ф. Искандер.)

• Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям. (М. Пришвин.)

• Доброта лучше красоты. (Г. Гейне.)

• Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. (В. Гюго.)

- «Спешите делать добро» - эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Ф. П. Гаазу. Он многое сделал по облегчению условий жизни заключенных. Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.

- Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец несчастлив. И. С. Тургенев писал: «Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево». Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один перед лицом тяжелых жизненных испытаний.

- Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Человек, добрый в душе, приятно выглядит; на его лице выражение радости и покоя, на губах - милая улыбка.)

- Какой человек может быть добрым? (Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)

- Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым? (Любить людей - знакомых и незнакомых; призывать окружающих хорошо относиться друг к другу, делать добро для близких, друзей.)

- Что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?

Подготовленные ученики читают стихотворения и отрывки из стихотворений о доброте.

* * *

Как бы жизнь не летела - дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело - тем живем на земле.

А. Лесных

* * *

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

 

И если когда-то кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

 

Когда но склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты

И радость помоги найти кому-то.

И. Романов

* * *

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

 

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем за столиком шатким,

Иль попросту добрым лицом.

 

Как праздник, как счастье, как чудо,

Идет доброта по земле.

И я про нее не забуду,

Как я забываю о зле.

Ю. Друнина

* * *

Ах, как добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались сами.

А может, не слова - дела важны?

Дела - делами, а слова - словами.

 

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

М. Лисянский

- Давайте вспомним эти слова.

- Медики советуют ежедневно 1-3 минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в чей адрес было сказано. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.

Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова.

III. Народная мудрость - о доброте.

- В словаре этикета можно выделить следующие тематические группы: слова благодарности, поздравления, просьбы, обращения, извинения, прощания. Вежливое слово - лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит».

- А какие пословицы о добре вы знаете?

• Злой не верит, что есть добрый.

• Добрая слава лежит, а худая бежит.

• Доброго чтут, а злого жалуют.

• Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от того болит душа у негодяя.

• Спеши делать добро.

• Без добрых дел нет доброго имени.

• Жизнь дана на добрые дела.

• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

• От добра добра не ищут.

• Доброе слово - половина счастья.

• Худо тому, кто добра не делает никому.

• Красоту уносят годы, доброту не унесут.

• Доброта без разума пуста.

• Добрые дела красят человека.

• Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

• Делай другим добро - будешь сам без беды.

• Доброе дело питает и душу, и тело.

• Добрый человек в добре живет век.

• Худо тому, кто добра не творит никому.

• Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

• За доброго человека сто рук.

• Доброта нигде не теряет своего достоинства.

• Добрые умирают, да дела их живут.

Игра «Найди нужную часть пословицы или поговорки».

Доброе слово лечит,

- будешь сам без беды.

Добрая слава лежит,

злое - калечит.

Доброта нигде не теряет

своего достоинства.

Кто любит добрые дела,

а худая бежит.

Добрые вести

тому и жизнь мила.

Делай другим добро

прибавят чести.

Горе на двоих - полгоря,

тот дважды помог.

Кто скорей помог,

радость на двоих - две радости.

Помоги, раздели беду -

никогда не сотворит зла.

Помнящий добро

и твоя не так давить будет.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Не только слова должны быть добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, учителям, ни вашим родителям, ни друзьям.

IV. Работа с литературными произведениями.

- Ребята, послушайте притчу великого русского педагога В. А. Сухомлинского «Обыкновенный человек».

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в пей живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

- Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

- Что это за человек? - спросил внук деда.

- И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

- А это что за человек? - спросил внук.

- Обыкновенный человек, - ответил дед.

Обсуждение.

- Можно ли сказать, что дед с внуком - добрые люди? Почему?

- Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек». Почему?

- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать?

- Прочтите выказывания о добре и доброте. Какое высказывание подходит к рассказу?

- Чему учит эта притча?

V. Просмотр фрагмента сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

По окончании просмотра детям предлагается вопрос: «Куда бы я потратил свой последний лепесток?»

Составляется «Цветок доброты» (дети подбирают слова, буквы которых образуют слово «добро»).

- Каких литературных и сказочных героев вы можете назвать добрыми? Каждой группе необходимо назвать по два примера и обосновать свой выбор.

VI. Составление памятки «Золотые правила доброго человека».

- Человек, совершая добрые дела, не должен брать что-то взамен, то есть совершать добрые дела нужно просто так. Посмотрите сценку и ответьте на вопрос: «Ради чего совершал добрые дела Незнайка?»

Незнайка. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я тебе потолку лекарство.

Пилюлькин. Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

Подходят Сиропчик и Попчик.

Пончик. Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот потеха будет, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик. Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка (замахивается и начинает драться). Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин. Стой! Стой!

Незнайка. Ах ты, Сироп противный! Я тебе еще покажу, какое доброе дело пропало даром!

Автор. Незнайка и Кнопочка стали думать, почему так все вышло.

Кнопочка. А может, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка. Как это не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопочка.А для чего же ты их собирал?

Незнайка. Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопочка. Вот видишь - а говоришь, бескорыстно.

Незнайка. А для чего же я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопочка. Ты должен совершать их просто так, из добрых побуждений.

- Какое правило доброты вы услышали сейчас?

- Давайте попробуем вместе составить свод правил «Спеши делать добро».

- Не зря говорят: про доброе дело говори смело. Я очень рада за вас, рада, что у вас доброе сердце. Но чтобы быть до конца уверенными в этом, мы с вами составим Золотые правила доброго человека.

Учащиеся по группам составляют правила, затем называют их; учитель записывает:

• Идя по улице с мамой, помогите ей нести тяжелую сумку.

• Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.

• Защищайте девочек, маленьких детей.

• Не допускайте грубости.

• Старайтесь во всем помочь ближним.

• Будьте добрым человеком!

• Поступать по законам доброты - это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.

• Старайтесь видеть в людях прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее.

• Учитесь добру у добрых!

• Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается. Помогайте в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

- К следующему классному часу я составлю единые правила, и эту памятку мы повесим у себя в классе.

VII. Игровые задания.

- Скажите, чего на земле больше - добра или зла? (Добра.)

Игра «Старинные весы добра».

- Давайте это проверим при помощи старинных весов. На одну чашу весов будем класть «зло», то есть те злые поступки, которые вы совершили в своей жизни (оно будет в виде безликих фигур), а на другую - ваши добрые дела, которые будут выглядеть как улыбающиеся человечки.

Учащиеся рассказывают о своих поступках и кладут фигурки на соответствующую чашу весов.

- Какой вывод мы можем сделать?

Игра «Дерево доброты».

- В нашем классе появилось дерево доброты. Но оно без листочков. Каждый из вас постарается сделать доброе дело, приклеив листочек. Одно из главных условий заключается в том, что на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.

- Как вы думаете, с чем можно сравнить доброту?

- В русском языке есть сладкое слово «конфета», быстрое слово «ракета», теплое слово «доброта». С чем оно ассоциируется у вас? (С солнцем, ласковыми прикосновениями маминых рук.)

- В природе тоже есть солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Попробуем сейчас представить, что внутри нас рождается солнце. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличивается. Направляем лучик с добром - звездочка стала еще больше. Направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце, которое несет тепло всем-всем.

Игра «Паутинка добра».

Дети становятся по кругу и передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела друг друга. Например: «Спасибо тебе, Алеша, что ты мне вчера помог донести портфель до квартиры»; «Спасибо тебе, Саша, ты позанималась со мной по математике, и я получил пятерку»; «Спасибо тебе, Кристина, ты помогала мне убирать класс».

VIII. Итог занятия.

- Ребята, я надеюсь, что вы вырастете добрыми, вежливыми, гуманными людьми. И эти качества будут такими же крепкими, как эта паутинка. Ведь вечные нравственные понятия - человечность, доброта, порядочность - всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте - нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Звучит песня «Дорога добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина), которая является гимном класса.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект классного часа для 1 класса. Волшебные сказки

Здравствуй, книга, 1 класс. Сценарий

Классный час в 1 классе. Праздники на Руси

Театрализованное представление для детей «Прощание с азбукой», 1 класс

День именинника в начальной школе, 1 класс. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!