Беседа по ПДД в начальной школе, 3 класс
Беседа с учащимися начальных классов на тему «Правила дорожного движения надо соблюдать»
Мы живем в большом и красивом городе, по улицам которого движется много машин, идут пешеходы. Вы знаете, что автомобиль оказывает неоценимую помощь человеку как в перевозках народнохозяйственных грузов, так и в перевозках пассажиров. Вместе с тем автомобиль может стать и причиной несчастных случаев.
Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя Кюньо. Паровой автомобиль выехал в пробный рейс на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжелой и неуклюжей техники, и она врезалась в каменный забор. Котел паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж», как писал об этом очевидец. Водителя отправили в больницу.
Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающим на бензине, увеличилось и количество дорожно- транспортных происшествий. Подсчитано, что с момента появления первых автомобилей на улицах и дорогах нашей планеты под их колесами погибло более двух с половиной миллионов человек. Сейчас в автомобильных катастрофах во всем мире гибнет ежегодно около 300 тысяч человек. К этому нужно добавить, что миллионы людей получают при дорожно-транспортных происшествиях разного рода физические и психические травмы. Вот почему вопросам безопасности дорожного движения уделяется сейчас серьезное внимание.
Переход улицы в неустановленном месте, переход перед близко идущим транспортом, появление пешеходов из-за стоящего на проезжей части транспорта - это наиболее частые нарушения правил дорожного движения пешеходами. А особенно много их с участием детей.
Чтобы знать правила движения, их надо изучать и строго соблюдать. Ведь недисциплинированные пешеходы создают на улицах и дорогах опасную обстановку, нередко являясь виновниками несчастий.
А какие нервные потрясения и тяжелые ранения получают водители автомобилей, под колеса которых попадают дети! Не раз приходилось наблюдать, что некоторые водители после этого не в состоянии длительное время (а то и всю жизнь) водить автомобиль, лишаясь возможности заниматься любимой профессией. Нередко водители автомобилей, спасая жизнь внезапно появившегося перед машиной пешехода, не по своей воле совершают еще более тяжелые аварии, в которых страдают ни в чем не повинные люди.
Однажды произошел такой случай. Один ученик стал перебегать дорогу. Было это зимой, когда дорога была покрыта тонким слоем льда. Когда водитель заметил перед машиной пешехода, он резко нажал на тормоза. Машина стала вращаться как волчок, ее понесло в сторону и бросило на тротуар. Рядом находился газетный киоск, около которого стояли люди. Автомобиль нанес им тяжелые травмы. Недисциплинированный ученик сам не пострадал, но принес несчастье другим.
Вы знаете, что перекресток - это место, где пересекаются улицы. Имеются перекрестки, где движением управляет светофор. Дети хорошо должны помнить:
• красный свет запрещает движение;
• желтый сигнал означает «Внимание!»;
• зеленый свет разрешает движение.
Иногда ребята не выполняют требований сигналов светофора и становятся участниками дорожных происшествий.
Когда на дорогах большой поток машин, на перекрестки выходят регулировщики. Движением руки и поворотом корпуса регулировщик подает сигналы водителям и пешеходам. В правой руке он держит полосатую черно-белую палочку. Это жезл. (Показать сигналы регулировщика.)
Вне населенных пунктов при отсутствии пешеходной, велосипедной дорожек и обочин или их непригодности пешеходы должны идти по краю проезжей части только в направлении, противоположном транспортному потоку. Если пешеход ведет велосипед руками, он может следовать только по ходу движения транспортных средств, по краю проезжей части - как в черте населенного пункта, так и за его пределами.
Это связано, в частности, с тем, что велосипед имеет фонари и отражатели света, белые - спереди, красные - позади, при движении пешехода с велосипедом по левой стороне красные огни и светоотражатели, обращенные назад, могут нарушить правильную ориентацию едущих сзади водителей транспортных средств.
На пути движения пешехода по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожкам, обочине, краю проезжей части могут находиться выезды из дворов и других территорий, прилегающих к улице или дороге. В этих случаях у пешехода имеется преимущественное право на движение перед выезжающим транспортным средством, и водитель обязан пропустить пешеходов.
Нужно соблюдать осторожность при движении по тротуару мимо стоящего или подъезжающего к краю тротуара транспортного средства: пассажиры, сидящие в этом транспортном средстве, могут внезапно открыть дверь кузова легкового автомобиля или кабины грузового автомобиля и ударить пешехода.
Пешеходы обязаны идти по тротуару спокойно, без суеты, не переходить с правой стороны на левую и наоборот. Нельзя стоять группами на тротуаре, так как это мешает движению пешеходов.
Некоторые школьники, взявшись за руки, любят ходить по тротуарам строем, занимают его почти весь по ширине. Встречные прохожие в этом случае вынуждены обходить их, выходить на проезжую часть, а это очень опасно, особенно на тех улицах, где движение интенсивное.
И, конечно же, нельзя на тротуарах устраивать разные игры: это мешает движению пешеходов и очень опасно для собственной жизни. Однажды произошел такой случай. Четыре подружки затеяли на тротуаре возле своего дома игру со скакалками. Одна девочка, прыгая через скакалку, оказалась на мостовой, рядом с тротуаром. А в это время мимо быстро ехал велосипедист и сбил девочку. Пострадавшую отправили в больницу. Вывод?
Игра - это наиболее яркая, эмоционально окрашенная форма детской деятельности по усвоению правил жизнедеятельности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовыражения. Если игра организуется по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных знаний и умений. К таким знаниям и умениям, без сомнения, относятся и те, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице.
Рассмотрим некоторые из возможных игр. При этом отметим, что поведение на дороге и возле нее требует тех качеств, которые помогут человеку как в обычной жизни, так и в экстремальных условиях.
Примерные варианты игр
Цель игры |
Описание игры |
Место проведения |
1 |
2 |
3 |
Настольные игры |
||
Развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке |
Что изменилось На столе выставляются 3 (5, 7 и более в зависимости от возраста детей) предмета. Играющие должны запомнить предметы и их местоположение. После этого дети отворачиваются или закрывают глаза, а учитель меняет предметы местами. Открыв глаза, ребенок (дети) должен поставить предметы в прежнем порядке |
Помещение |
Развитие внимательности, умения ориентироваться в окружающей обстановке |
Какого предмета не хватает Условия те же. Но при перестановке убирают один (несколько) предмет со стола. Надо назвать недостающий предмет и поставить в прежнем порядке |
Помещение |
Развитие внимательности |
Найди лишний предмет 1-й вариант: к некоторому количеству предметов, которые дети наблюдают на столе, добавляют еще один (и более). Дети в это время отворачиваются. Этот предмет(ы) они затем должны найти. 2-й вариант: даны несколько предметов (можно в виде рисунков), имеющих сходный признак (по цвету, форме, назначению), и один предмет, не подходящий по этому признаку. Детям надо найти лишний предмет |
Помещение |
|
Подвижные игры |
||
Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции |
По команде выполняй Группа детей становится в шеренгу, можно свободно, но лицом к водящему. Последний предлагает детям выполнять различные движения, но только по особой команде с ключевым словом (например: руки, класс, группа). Если в подаваемой команде нет ключевого слова, то ее выполнять нельзя. Тот из играющих, кто выполнит запрещенную команду, выбывает из игры, побеждает последний оставшийся участник. Например, подаются команды: руки вверх, руки вниз, руки в стороны, вниз - последняя команда запрещенная |
Помещение или открытое пространство |
Развитие уме |
Кто лишний Стулья, количество которых на один меньше числа играющих, выставляются кругом. Под музыку или иное сопровождение дети ходят (бегают) вокруг стульев. По команде водящего все должны занять место на стульях. Кому стула не хватило, выбывает из игры. Одновременно убирается один стул. Игра продолжается, пока не останется один играющий |
Помещение, открытое пространство |
Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции |
Светофор Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор - два картонных кружка, одна сторона которых желтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная и зеленая). Руководитель объясняет правила игры: - Когда я покажу зеленый сигнал светофора, все маршируют на месте, начиная с левой ноги; когда желтый - хлопают в ладоши; а когда красный - стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, выбывает из игры. Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, в которой останется больше играющих |
Помещение, открытое пространство |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции |
Журавли и лягушки (болгарская народная игра) Играют 5-10 человек. В грунт вбивают 4 колышка высотой 50-60 см. Между ними протягивают ленту на высоте 30-40 см от уровня площадки (типа ринга). В центр площадки становится водящий - «журавль». Он передвигается по площадке и следит, чтобы на ее территорию не прыгнули через ленту «лягушки» - остальные участники игры. «Лягушки» должны прыгать туда на двух (1-2 классы) или одной (3-4 классы) ноге (об этом заранее договариваются играющие) и выпрыгивать из границы площадки тем же образом. Если «журавль» настигнет «лягушку» в пределах площадки, то они меняются местами. Вариант игры: пойманная «лягушка» выбывает из игры, а «журавлем» становится последняя оставшаяся «лягушка» |
Лужайка |
Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции |
Салки |
Открытое пространство |
Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции |
Салки со снежками Водящий заранее заготавливает побольше снежков и старается попасть в кого-либо из пробегающих детей. Тот, в кого попали, становится помощником водящего и тоже старается «салить» оставшихся играющих. Игра прекращается, когда будет «осалена» большая часть играющих |
Открытое пространство |
Развитие умения подчиняться, выполнять рекомендации старшего, водящего. Развитие внимания, реакции |
Льдинка Участники игры образуют круг и становятся на расстоянии одного-двух шагов друг от друга. В центре круга - водящий. Перед ним лежит кусочек льда (шайба), который он старается выбить за пределы круга ногой. Играющие препятствуют этому и отбивают льдинку назад. Тот, кто пропустит льдинку справа от себя, меняет водящего. Вариант игры: игра может быть организована с клюшками |
Открытое пространство |
Развитие координации движений |
Черепахи 2-3 пары играющих садятся на санки спиной друг к другу. По команде ведущего игроки стараются как можно быстрее добраться до финиша (8-10 м). Каждая пара игроков передвигает свои сани, отталкиваясь от земли четырьмя ногами одновременно. Побеждает та пара, которая первой доберется до финиша |
Открытое пространство |
Развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений |
Кошки-мышки |
Помещение, открытое пространство |
Развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений |
Загорки (польская народная игра) (Игра проводится с одним и тем же составом детей только один раз.) Перед игрой на пол кладут часы и другие бьющиеся предметы. Показывают одному из играющих, как нужно шагать и сколько раз переступать через эти предметы, чтобы не наступить на них. В конце же играющий должен перепрыгнуть через натянутый шнур. Далее ему завязывают глаза, с пола убирают все предметы и предлагают шагать. Потом развязывают глаза и показывают пол, где он так боязливо ступал. Вариант игры: чтобы игру повторять, можно с пола убирать только бьющиеся предметы и оставлять прочные, которые не повредятся, если на них наступить. Веревочку можно иногда убирать, а иногда оставлять, чтобы водящий не знал, есть она или убрана |
Помещение, открытое пространство |
Развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений |
Холодно - горячо Играть можно вдвоем, группой. Водящий прячет какой-либо предмет. Играющий(е) должен его найти. При этом водящий направляет играющего словами: холодно, тепло, горячо. Чем ближе играющий к цели, тем «горячее», чем дальше - «холоднее» |
Помещение, открытое пространство |
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по ПДД для начальной школы, 1 класс
Игровая программа по ПДД для 1 класса
Театрализованное представление по ПДД в начальной школе
Внеклассное занятие по ПДД для учащихся 3-4 класса. Дорожные знаки и светофор
Внеклассное занятие по правилам дорожного движения в 1 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!