Сценарий туристического слета для школьников

Конкурс туризма среди школьников и их родителей

Цель мероприятия: в ненавязчивой игровой форме еще раз напомнить ребятам, а так же их родителям, об осторожности и бдительности во время летнего семейного отдыха.

Конкурс поэтапно озвучивается ведущим. Он начинает стихотворную строку, участники конкурса должны ее закончить подходящим по смыслу рифмованным словом. Сценарный план проведения данного мероприятия разработан для учащихся средних классов. В конкурсе могут принять участие от двух и более семейных команд. Оценивает выступление конкурсантов компетентное жюри.

Оборудование: столы и стулья, листы чистой бумаги и ручки для жюри; столы, бумага, фломастеры для конкурсантов; аптечки туристов; удочки, муляжи рыб с петлей — для «рыбалки», небольшие ведро для «улова»; «дрова» для импровизированного костра - бутафорские (из картона); треножники и котелки; походная посуда и складные стол и стулья.

Ход мероприятия

Итак, первый этап конкурса. Конкурсанты представляют свои эмблемы, девизы, названия команд и обращения-пожелания команде соперников. Например, одна из команд может называться «Неутомимые». На их эмблеме изображен рюкзак, на котором лежит бейсболка. Девиз: «Только вперед и только вместе шагаем в ногу дружно с песней!..» Они обращаются к соперникам с таким оптимистическим пожеланием: «Шагай смелей! Смотри веселей!» и т. д.

Этап второй «В лес по грибы, по ягоды пойдем, лукошко полное домой мы принесем».

Ведущий говорит о том, что лето - лучшая пора для семейного отдыха: походы в лес, на рыбалку, в горы и т. п. Не один день обсуждался и разрабатывался маршрут предполагаемого похода, готовилось снаряжение и экипировка и будет очень обидно, если долгожданный отдых вдруг обернется в большую проблему и даже угрозу для жизни. Чтобы избежать различного рода неприятностей, подстерегающих туристов буквально на каждом шагу, нелишне еще раз вспомнить о мерах предосторожности во время отдыха на природе.

Когда идешь по лесу возникает естественное желание все потрогать и понюхать и даже попробовать на вкус. Этого делать ни в коем случае нельзя. Некоторые ядовитые растения опасно не только пробовать на вкус, но даже нюхать.

Задание для участников. Вспомнить и назвать такие растения, которые опасны для здоровья человека.

Предполагаемый ответ: Растение дурман выделяет летучие, резко пахнущие вещества, вдыхая которые можно отравиться. У такого растения (дурмана, белладоны, белены черной) ядовиты все части - листья, семена, корни. Особенно ядовиты семена белены черной, напоминающие маковые зерна. Ягоды белладоны па вкус сладкие, поэтому не могут отпугнуть горьким вкусом. Многие ядовитые ягоды по вкусу очень напоминают съедобные, имеют броскую и яркую окраску. Например, у волчьего лыка ярко-красные ягоды; вороний глаз имеет крупную ягоду, которая располагается на длинной плодоножке, она очень похожа на чернику; плоды ландыша ярко-оранжевого цвета и так далее.

Нельзя ни в коем случае употреблять грибы, если в них не разбираешься. Бывают случаи, когда и вполне съедобные грибы могут вызвать сильнейшее отравление, что связано с загрязнением окружающей среды. Опасны отравления бледной поганкой, мухоморами, ложными опятами и даже сыроежками. Некоторые думают, раз гриб зовется «сыроежкой», значит, его можно есть сырым. Это утверждение ошибочное!

Задание родителям. Назвать основные симптомы при отравлении ядовитыми растениями и грибами; способы оказания первой необходимой помощи.

Предполагаемый ответ. Сильная боль в животе, рвота, нарушение дыхания, расстройство сердечной деятельности, возможны судороги. Необходимо: как можно быстрее вывести яд из организма, то есть вызвать рвоту, надавив пальцем на корень языка; промыть желудок; дать выпить теплой воды; уложить пострадавшего в постель. Срочно обратиться к врачу.

Семейное задание: разработать и изобразить на бумаге знак, предупреждающий об отравлении ядовитыми растениями (например, поганка, перечеркнутая крест накрест и т. п.)

Этап третий. «Нос покусан у Антошки, пострадал Антон от ... (мошки). Ох, расстроился Антошка: нос раздулся как ... (картошка)».

Гуляя в поле, в лесу, трудно избежать укусов таких насекомых, как мошка, комар, шершень или пчела. В связи с этим неприятным и зачастую неизбежным происшествием возникает такой вопрос, в первую очередь, к детям: ваши действия при укусе насекомого? Выберете из трех названных ответов правильный:

а) следует хорошенечко почесать укушенное место;

б) попрыгать и все сразу пройдет;

в) срочно обратиться за помощью к взрослым.

Вопрос к родителям. Как можно визуально определить место укуса насекомым? Ваши действия в данной ситуации? (Перед конкурсантами на столике выставляются различные средства медицинского назначения, из которых надо выбрать необходимые.)

Предполагаемый ответ. Обычно место укуса припухает, краснеет, появляется зуд. Не следует расчесывать место укуса. Надо положить примочку из раствора календулы (один из родителей сопровождает ответ практическими действиями, используя в роли «укушенного» своего ребенка) или питьевой соды - одну чайную ложку растворить в стакане воды.

Укусы ос, шершней, пчел очень болезненны. Поэтому необходимо удалить жало. Положить на больное место компресс из разбавленного спирта.

Пока жюри совещается, ведущий загадывает юным конкурсантам загадки о насекомых:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

 

В лесу котелок кипит,

А накипи нет. (Муравейник.)

 

Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)

 

В темной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут рукавицы (улей, соты, пчелы).

 

Кто на свете всех сильнее? (Муравьи.)

 

Жужжит, жужжит,

Хоботком вперед к цветку летит. (Шмель.)

Не зверь, не птица,

А нос, как спица. (Комар.)

 

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт:

Летит - воет,

Падет - землю роет. (Жук.)

Четвертый этап. «Будь осторожен у воды, старайся избежать... (беды)!».

Ведущий еще раз напоминает о бдительности взрослых на берегу реки. За игрой дети часто забывают об осторожности и самоконтроле, что может обернуться бедой. Во избежание этого необходимо помнить и выполнять несколько простых правил. Их должен назвать ребенок. Если он затрудняется с ответом, к нему на помощь может прийти один из родителей. Но воспользоваться его помощью можно только один раз.

Предполагаемый ответ: 1. Нельзя переходить реку в незнакомом месте вброд по мелководью, которое может закончиться ямой; 2. Опасно толкать в воду и затаскивать на глубину, топить, хватать под водой за ноги неумеющего плавать; 3. Нельзя нырять в незнакомом месте - на дне могут быть коряги, железный лом и т. п.; 4. Опасно заплывать далеко от берега; 5. Не стоит находиться в реке во время дождя и грозы; 6. Неуверенно себя чувствующий ребенок в воде должен находиться в спасательном жилете и т. д.

Следующий конкурс проводится для пап. Условно на полу обозначается река (веревкой или мелком обозначаются два противоположных «берега»). По команде ведущего папы должны «вброд через реку» с одного берега на другой перенести все свое туристическое снаряжение; затем на руках перенести маму; потом ребенка. Выигрывает та команда, которая быстро и благополучно «перебралась» «на папиных плечах» на противоположный берег.

Пятый этап. «Горит костер на берегу, готовит папа нам... (уху)».

Наконец наступает тот момент, ради которого и затевался весь сыр-бор. Облюбовав место для стоянки, туристы начинают устраивать себе временное жилище. Каждый сам выбирает себе дело по силам и возможностям. Папа, конечно же, первым делом отправляется куда? (Раздаются реплики подсказки присутствующих.) Правильно! На рыбалку. Мама начинает распаковывать... (подсказка) посуду. Дети отправляются ... за дровами для костра.

Задание заключается в следующем: члены команд за определенное время должны: папы - «наловить» как можно больше рыбы для ухи; мамы - накрыть походный раскладной стол, приготовить необходимую посуду, установить треножник, подвесить котелок и т. п.; дети - собрать «дрова» и сложить их для «костра». Побеждает та команда, которая успешно и быстро справится с заданиями.

Во время совещания жюри можно заполнить образовавшуюся паузу анекдотами или стихами на рыболовную тематику.

Шестой этап. Домашнее задание.

Каждая команда демонстрирует свои домашние заготовки: перед импровизированном костром исполняются под гитару любимые песни; декламируются стихи собственного сочинения на туристическую тематику; исполняются танцы и т. п. Жюри оценивает конкурсантов за оригинальность и яркость совместного выступления.

Жюри подводит заключительный итог конкурса и озвучивает его. Команда-победительница награждается памятными призами. В данном конкурсе нет проигравших: остальные участники игры получают поощрительные призы и дипломы.

Рекомендуем посмотреть:

Спортивный праздник в начальной школе. Сценарий

Эстафеты в походе для школьников на природе

Веселые старты для начальных классов. Конкурсы

Олимпийские игры для младших школьников. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!