Родительское собрание «Впереди экзамены»

Разработка родительского собрания для старшеклассников на тему: «Впереди экзамены. Как преодолеть тревожность»

Цель: оказать помощь родителям в преодолении затруднений при общении с детьми выпускных классов, в период подготовки и сдачи экзаменов.

Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей, в период, связанный с выпускными и вступительными экзаменами, выбором жизненного пути; познакомить с советами, рекомендациями психологов.

Предварительная подготовка к собранию.

• Организация тестирования родителей (Приложения 1, 2).

• Оформление классной комнаты с помощью учащихся.

Ход собрания

I. Выступление классного руководителя.

Тема собрания выбрана не случайно. Экзамен для многих- это не просто проверка знаний, а предъявление их в состоянии стресса. После итоговой аттестации в школе многим предстоят еще вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения. Итоги анкетирования учащихся в начале учебного года наглядно показывают, каким образом решается вопрос профориентации в каждой семье:

• самостоятельно выбрали будущий вуз - 13 старшеклассников,

• вместе на семейном совете - 6,

• решили родители - 3,

• решил случай - 2,

• не определились - 5.

Таким образом, многие старшеклассники совершают самостоятельный, осознанный выбор и предпринимают усилия для осуществления своих планов. Успех или неудача способны оказать серьезное влияние на их дальнейшую жизнь. Какова же роль родителей в этот ответственный и важный момент в жизни ребенка?

Дома я просила вас провести самотестирование: выявить свой уровень тревожности. Определенный уровень тревожности - естественный и непременный спутник активной, в том числе творческой деятельности личности. Это полезная тревожность. Тестируя самих себя, вы, конечно, определили уровень своей тревожности (до 30 баллов - это низкая тревожность, 31 44 балла - умеренная, более 45 баллов - высокая). Понятно, что чрезмерная тревожность вредит и здоровью, и достижению результатов.

А теперь представьте: вам сегодня предстоит экзамен. Выполните тест на определение своей ситуативной тревожности в данной обстановке.

Работа родителей с тестом (Приложение 2).

- Итак, тест показал, что у вас, взрослых людей, которым сдавать экзамен пока не нужно, тревожность резко возросла. А каково нашим детям? Давайте обсудим, как их можно поддержать в этот трудный период? Я предлагаю вам поработать в группах и ответить на вопрос: «Какая помощь родителей нужна детям в период подготовки к экзаменам?»

Групповая работа.

Сравнение мер помощи, предлагаемых родителями, и тех, которые как необходимые им указали при анкетировании дети. Мнение детей, взятое из анкет, записано на одной доске, а мнение родителей записывается на другой. Получается почти полное совпадение.

Классный руководитель. В семьях часто возникают ситуации, из которых бывает нелегко найти выход. Предлагаю вам решить несколько педагогических задач.

II. Групповое решение педагогических задач.

Задача 1.

Из письма старшеклассника:

«Мне 16 лет. Возможно, это время могло бы стать самым прекрасным в моей жизни - ведь молодость неотрывна от романтики, свободы, любви, поиска новых впечатлений.

Я говорю своей маме: «У меня должна быть личная жизнь, неужели тебе никогда не было шестнадцать?» А она отвечает мне: «У тебя сейчас не должно быть никакой личной жизни, кроме учебы...» Я говорю ей: «Я учусь хорошо, мало кто может учиться так, как я». А она: «Этого недостаточно, ты должен целыми днями сидеть за книгами...» А я уже сидеть не могу, потому что больно... И вот сижу я «за решеткой в темнице сырой...», учусь, что есть силы, кляну в душе все эти книги, родителей, всю свою жизнь; бывает, подойду к окошку, гляну на тех, кто «на свободе», так тянет меня выпрыгнуть из этого окошка и полететь... навстречу свободе...».

Беседа по вопросам:

- Как помочь этому старшекласснику?

- Оцените позицию родителей. Правы они или нет?

Задача 2.

Света с цветами и аттестатом о среднем образовании в руках вбежала в дом.

- Бабушка, школа позади, я вступаю в новую жизнь! - радостно закричала она с порога.

- И как же твой аттестат?

- Пять четверок, две тройки, остальные пятерки.

- Не наградил бог дитя умом, так оно и в школе его не приобрело, - нараспев произнесла бабушка.

Света остановилась пораженная и ничего не смогла сказать в ответ. Она очень любила бабушку, но после услышанного этот человек стал для нее как бы другим, почти чужим. Бабушкины слова обидели девушку. С тех пор она больше никогда не делится с нею своими радостями.

Беседа по вопросам:

- Проанализируйте разговор бабушки с внучкой. В чем ошибка бабушки?

- Как надо было построить общение со Светой в этот знаменательный для нее день?

Задача 3.

Обычно родители заинтересованы в том, чтобы их дети приобрели профессию по душе. А в семье С. отец и мать решили: главное, чтобы профессия была престижной, а нравится или нет - это все равно. Сын сопротивляется выбору родителей (идти в экономический вуз), ему нравится психология. Отец заявляет: «Будет так, как мы решили. Мы лучше знаем, что надо для жизни!»

Беседа по вопросам:

- Какую ошибку допускают родители в этой ситуации?

- Что надо учитывать при выборе профессии детьми и каким образом вести с ними беседу?

Перед собранием я попросила ребят ответить на вопрос: «Как складываются ваши отношения с родителями?». И вот какие ответы я получила (на столах родителей лежат специально подготовленные листы с ответами учащихся).

Со знаком «+»:

- отношения в нашей семье отличные, все меня понимают;

- в семье я чувствую понимание абсолютно во всем;

- родители меня понимают, конечно, не во всем, но видно, что они стараются;

- в нашей семье разногласия бывают в основном из-за мелочей между мамой и мной, а мирит нас папа, он у нас миротворец;

- я думаю, что у меня хорошие родители.

Со знаком «-»:

- часто ссоры бывают из-за мелочей (мало ем, не надел шапку, из-за того, что хочется погулять, пообщаться со сверстниками и т. д.);

- у меня в семье «гражданская» война;

- родители абсолютно меня не понимают;

- родители принимают меня за какого-то десятилетнего мальчика;

- мне часто кажется, что мы относимся к разным поколениям, отсюда и абсолютное родительское непонимание меня и моих идеалов;

- инициатор ссор обычно папа, он считает, что я еще маленькая девочка, но иногда он осознает, что мне не 5 лет, и тормозит себя;

- чаше всего родители говорят, что я ни о чем не задумываюсь, что мне ничего не надо, одним им все надо;

- родители меня не понимают, потому что выбрали неправильный путь воспитания, надо с детьми дружить, сейчас они пробуют это делать, но уже поздно.

Классный руководитель. Давайте сегодня попытаемся разобраться, почему же такие разные мнения у ребят. Стоит ли в период подготовки к экзаменам обострять отношения с ними, провоцировать конфликтные ситуации?

Что такое конфликт? Конфликт — это столкновение, серьезное разногласие, спор. Причина конфликта - противоречия, вызванные различными или даже противоположными интересами. В конфликте всегда присутствует объект интереса двух субъектов, а столкновение разворачивается вокруг этого объекта. Формула конфликта: S-O-S.

Итак, причина конфликта - противоречие. Давайте рассмотрим пример.

Родителям предлагается разыграть диалог.

Сын (дочь). Дай мне, пожалуйста, книгу.

Мать. Отстань от меня. Мне не до тебя, голова болит.

Сын (дочь). Почему ты так грубо со мной разговариваешь?

Мать. Ну что я тебе такого сказала?!

- Как вы думаете, это конфликт? (Обсуждение ситуации родителями.)

Классный руководитель. Вы считаете, что эту ситуацию нельзя назвать конфликтом? Здесь нет объекта столкновения, здесь нет противоречия интересов. Верно. Но ведь столкновение налицо. Это так называемый пустой конфликт: столкновение обусловлено плохим самочувствием одного из субъектов. И таких «пустых конфликтов» очень много в нашей жизни. Очень часто бывает, что они перерастают в настоящий конфликт. Конфликт имеет тенденцию к увеличению степени напряженности в отношениях, а это означает, что не разрешенный вовремя конфликт быстро приобретает новую, более острую форму своего проявления. Следовательно, его становится труднее разрешать. Поэтому так важно научиться предвидеть последствия своих слов и действий и предупреждать конфликт.

Перед каждым из вас изображение лестницы, на ступеньках которой расположены способы разрешения конфликта по мере его углубления. Это лестница, по которой не стоит подниматься. Здесь лишь два первых способа разрешения конфликтов безупречны и, безусловно, могут быть рекомендованы.

Примеры способов разрешения конфликтов:

1. Юмор.

2. «Психологическое поглаживание».

3. Компромисс.

4. Анализ ситуации.

5. Третейский суд.

6. Ультиматум.

7. Подавление партнера.

8. Разрыв связи.

1. Юмор - это беззлобно-насмешливое отношение к чему- либо (к кому-либо). В нем не должно быть сарказма, иначе это может обидеть одну из конфликтующих сторон.

2. «Психологическое поглаживание» - проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника» (ты умный, знающий, самый любимый и т. п.).

3. Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок.

4. При выработке компромисса важен совместный анализ ситуации. Для проведения анализа необходимы несколько условий: нейтральная территория, продуманные логичные вопросы, полная доверительность, состояние психологического равновесия.

5. Третейский суд как способ разрешения конфликта хорош гем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, чего они не заметили в «пылу борьбы».

6. Ультиматум, то есть предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкций), в случае отказа (если ты не... то я вынужден буду...). Ультиматум допустим лишь в отношении учащихся старшего школьного возраста.

7. Если затронуты принципы, убеждения, которыми субъект не может поступиться, то используются крайние способы разрешения конфликта - подавление (моральное или физическое) и разрыв связи.

Понять внутренний мир другого можно только при условии уважения к нему, приняв его как некую автономную реальность. Спешка, неумение и нежелание выслушать, взглянуть на проблему глазами дочери или сына, понять то, что происходит в сложном юношеском мире, самодовольная уверенность в универсальности своего жизненного опыта - вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Задача родителей, такой ответственный период жизни ребенка (сдача выпускных и вступительных экзаменов) - постараться избегать конфликтов, понять своего ребенка и оказать ему поддержку.

В заключение я хотела бы зачитать ответы ребят на вопрос: «Что бы вы попросили у золотой рыбки?»

• Я бы попросила побольше понимания в семье и побольше свободного времени, чтобы его можно было провести с семьей.

• Мое желание, чтобы никогда не было ссор, было взаимопонимание и благополучие.

• Я попросила бы счастья, чтобы в каждый момент жизни чувствовать себя счастливым.

• Найти себя в этой жизни.

• Господи, помоги, вразуми моих родителей, сделай так, чтобы родители мои относились ко мне по-человечески, на самом деле любили меня, чтобы поняли, что я не плохой!

• Побольше доверия друг к другу.

• Много хороших и настоящих друзей.

В конце собрания раздаются памятки «Советы родителям», которые применимы в воспитании детей любого возраста (Приложение 2).

Приложения

Приложение 1

Тест для выполнения родителями дома

Личностная тревожность (ЛТ).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните в соответствующей графе справа, в зависимости от того как вы себя чувствуете обычно, определенную цифру. Над вопросом не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Суждения

Ответы

никогда

почти никогда

часто

почти всегда

1

2

3

4

5

1. У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2. Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3. Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5. Я сильно переживаю неприятности и не могу о них забыть

1

2

3

4

6. Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

7. Я спокоен, хладнокровен и бодр

1

2

3

4

8. Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10. Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11. Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13. Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15. У меня бывает хандра

1

2

3

4

16. Я бываю доволен

1

2

3

4

17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18. Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19. Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Шкала оценки личностной тревожности

Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответы

4

1

1

1

1

4

4

1

1

4

1

1

1

I

1

4

1

1

4

1

 

3

2

2

2

2

3

3

2

2

3

3

3

3

3

3

3

2

2

3

2

 

2

3

3

3

3

2

2

3

3

2

3

3

3

3

3

2

3

3

2

3

 

1

4

4

4

4

1

1

4

4

1

4

4

4

4

4

1

4

4

1

4

Сумма оценок ЛТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговый показатель: до 30 баллов - низкая тревожность; 3144 балла - умеренная; 45 и более - высокая.

Приложение 2

Тест для выполнения родителями на собрании

Ситуативная тревожность (СТ).

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже определений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросом долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

Суждения

Ответы

никогда

почти никогда

часто

почти всегда

1

2

3

4

5

1.Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничего не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4. Я внутренне скован

1

2

3

4

5. Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

Окончание табл.

1

2

3

4

5

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12.Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую скованности, напряженности

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден, и мне не по себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4

Шкала оценки ситуативной тревожности

Номер суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

И

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответы

4

4

1

1

4

1

1

4

1

4

4

1

1

1

4

4

1

1

4

4

 

3

3

2

2

3

2

2

3

2

3

3

2

2

2

3

3

2

2

3

3

 

2

2

3

3

2

3

3

2

3

2

2

3

3

3

2

2

3

3

2

2

 

1

1

4

4

1

4

4

1

4

1

1

4

4

4

1

1

4

4

1

1

Сумма оценок ЛТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выведение итогового показателя производится так же, как и в предыдущем случае.

Примечание. Тесты см. в кн.: Чернышева А. С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 186 с.

Приложение 3. Советы родителям

- Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.

- Организуйте свой быт так, чтобы ребенок в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

- Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все проблемы вместе с ним.

- Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

- Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят ему вас.

- Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

- Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни школьников», 11 класс

Родительское собрание «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!