Родительское собрание «Формирование толерантного поведения в семье»
Разработка родительского собрания для родителей детей 5-8 классов. Тема: развитие толерантности через семейные традиции
Форма проведения - лекция с элементами беседы.
Учитель.
Время - вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день - как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга все же можем мы?
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год - как месяц, день - как час...
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Да, нам зачастую не хватает времени на полноценное общение с детьми. Естественно, что взрослый всегда может оправдаться перед ребенком занятостью, усталостью и т. д. Но время оказывается потерянным и для самого взрослого, и для ребенка.
Мир устроен парадоксально. В моем детстве, пришедшем на конец 60-х, мы ужасно боялись войны. Эта тема постоянно присутствовала в наших разговорах, играх, ночных кошмарах. Нынешние дети боятся войны намного меньше, чем вампиров и привидений. Хотя война уже идет, и даже в Москве рвутся троллейбусы, дома, торговые точки. Не знаю, может это особенность детского восприятия бояться далекого и таинственного. Но, скорее всего, мне думается, мы пожинаем плоды своей безответственности. Залив экран потоками крови, сделав из смерти шоу, перемежающееся рекламой жвачек и сникерсов, мы вынуждаем детей отгораживаться от жизни, обрастать коркой равнодушия и цинизма. Поэтому считаю актуальным поговорить сегодня о воспитании толерантности.
Уже в школьные годы у детей следует выработать твердые жизненные устои. Надо, чтобы ребенок вначале усвоил чисто практические навыки, а потом уже вырабатывать у него абстрактные истины. А то ведь как бывает: человек в 40 лет учится правильно пользоваться вилкой и ножом перед заграничной командировкой. Навыки должны вырабатываться терпеливо, а воспитательные принципы превращаться в твердые навыки жизненного поведения. Проявление доброты, любви, человечности, сострадания, уважения - все это воспитывается на конкретных поступках.
Начинайте развивать толерантность с воспитания уважения к членам семьи. Как воспитать в себе и в других «нравственную оседлость», привязанность к своей семье, своему дому, селу, городу, стране? Привязанность к семье, дому создается той атмосферой, которая царит в ней. Если у родственников есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то это очень много. Семья сильна любовью, уважением, традициями и семейными реликвиями. Одной из них может быть семейный альбом. Ну а если этот альбом рассматривают сообща, всей семьей ухаживают за могилами родных, если в семье рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, - то это еще больше сближает членов семьи. Почти у каждого жителя города кто-то из предков приехал из далекого или близкого села, и село это тоже должно оставаться родным. Хоть изредка, но в него нужно наезжать всей семьей, всем вместе, заботиться о сохранении в нем памяти прошлого и радоваться успехам настоящего. А если и нет родного села или родных сел, то совместные поездки по стране запечатлеваются в памяти гораздо больше, чем индивидуальные. Видеть, слушать, запоминать - и все это с любовью к людям: как это важно. Замечать доброе совсем не так просто. Нельзя ценить людей только за их ум и интеллигентность Можно и нужно ценить их за доброту, за их труд, за то, что они представители своего круга - односельчане или соученики, одногорожане или просто в чем-то «свои», «особенные».
Философы считают, что сознание сделанного добра - это уже награда для человека.
XX век подарил нам совершенно новое явление: почти полное исчезновение семьи из трех поколений. А трехпоколенная семья - это тот феноменальный микросоциум, в котором родился и жил человек на протяжении всей своей жизни. Круг воспитателей в такой семье широк, он так или иначе включал в себя род, но первое место принадлежало, естественно, матери и бабушке, затем - отцу и деду. Деды, отцы, дети, внуки - это оптимальный вариант передачи жизненного опыта, мудрости, знаний, всех духовных и материальных ценностей молодому поколению.
Обращаясь к родителям, сыновьям и дочерям, бабушкам и дедушкам, хочется призвать их быть терпимыми друг к другу. Взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество в воспитании детей, доброта, нежность друг к другу - вот залог гармонии в большой семье. Почти у всех родителей, почти в каждой семье встает вопрос: «Почему мой сын (или дочь) не такие, как надо? Почему от рук отбиваются?» Помню класс, в котором был ученик, у которого все было в порядке, все как надо. Однажды на родительском собрании папе Алеши задали вопрос: «Как с женой воспитываете сына?» Он сказал, что особо они с женой не воспитывают, разве любят их очень. Однако одна из родительниц гневно заявила: «Идеальных детей не бывает. Покажет он еще, этот ваш Алеша». - «Нет, не будет Алешка в жизни гадости делать, и друзей не предаст, и трудности перенесет. Вот Вы, - обратился Сергей Александрович к обаятельной родительнице, - Вы вечерами беседуете с сыном? Когда он маленький был, грели ему одеяло вечером, когда спать укладывали? В морской бой или в другие какие игры играете сейчас? Какие книги вместе читаете?» - «Что Вы такое говорите? При чем тут всякая ерунда: одеяло ему греть, от этого дети хорошими не бывают». - «Нет, - решительно сказал Сергей Александрович, - будут хорошими, если мы, родители, себя не пожалеем, своего труда, души». - «Да мы все себя не жалеем, все, что можем, отдаем, - возразили ему несколько голосов, - и все равно не у всех получается порядок с детьми».
После этих возражений Сергей Александрович быстро-быстро, как бы боясь, что его могут перебить, заговорил о своем отце: «Мне повезло, - сказал Сергей Александрович, - что мой отец, хоть и израненный, и больной пришел с войны. Работал он железнодорожником и образование имел минимальное. Но был человеком душевным, очень любил детей не только своих, но и чужих. По вечерам мы все стремились рассказать отцу о своих делах. А он иногда просил повторить какое-либо правило или стихотворение. И от таких ежедневных бесед хотелось учиться еще лучше. Когда же мы укладывались спать, отец грел всем детям старенькие одеяла, потом укутывал каждого и, подкрутив фитиль керосиновой лампы, раскрывал завернутую в газету книгу. Полчаса, а когда и часок читал нам неторопливо книги классиков: Пушкина, Некрасова и др. Вот так и мы с женой воспитываем, да нет - любим». А потом добавил: «До сих пор помню теплое одеяло в отцовских руках».
«Беседы, чтение книг, нагретое одеяло - это все мелочи, возразила рассерженная мать. - Разве такие мелочи хорошего человека воспитают?»
Ей не дала закончить другая мать: «Да, это мелочи, но добрые мелочи. Вот они-то и создают тот добрый климат семьи, которой сам воспитывает. В каждой семье должны быть обязательно какие-то добрые мелочи, без которых нет родительского дома».
Хрупкий мир детства нуждается в поддержке, защите и понимании. Осознаем ли мы, что в семье, где не играют, не шутят, не поют, жизнь ребенка эмоционально, духовно обеднена? По мнению В.А. Сухомлинского, «семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. Народная педагогика гласит: «Что человек увидит в гнезде, то и будет делать в полете».
Обычаи и традиции народа являются важным элементом культуры, сохраняются и передаются из поколения в поколение через семью. В силу того что семейные обычаи и традиции помогают целенаправленно действовать, используя ценные находки человеческой мысли, они превращаются в нормы поведения, наклонности людей. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределят жизненный путь ребенка. А если это так, значит, главная задача родителей, семьи - сделать так, чтобы это воздействие было благоприятным, чтобы родители, семья осознали, какая сложнейшая задача ложится на их плечи. Эта задача - воспитание достойного молодого человека того общества, в котором мы живем. Народная педагогика мудро подмечает: «Упущенное в воспитании в детстве не наверстать и в старости». Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще. Родители, любя своего ребенка, должны уважать его и понимать, что он - личность, обладающая чувствами, желаниями, потребностями, что он имеет право на понимание и сочувствие.
Вот и ответы на вопрос, который задают родители, когда с их ребенком происходит беда. Одним словом, помогите своим детям сориентироваться в ближайшей социокультурной среде - семье и доме. В пределах семьи и дома есть мир одухотворенный - мир людей - папа, мама, сестра, брат, бабушка, дедушка, а также и мир вещей, служащих человеку, есть место для домашней работы, есть и любимый уголок. Творцами семьи являются родители, а ее основополагающим началом являются любовь и согласие. Закон любви и согласия переходит на всех остальных членов семьи: дети любят родителей, родители - детей и т. д. Этот закон указан в пятой из заповедей Божьих, которая целиком приводится в тексте. Почитание родителей - основание человеческой культуры, залог чистой совести. Неуважение к ним - начало распада человеческого общества. Творцами дома как семейного очага признаются родители, но в его обустройстве участвуют все. У каждого есть свои обязанности перед семьей. К вечеру семья вновь в сборе. В нем уютно и спокойно. Мир вещей в доме должен быть подчинен человеку, но не наоборот. Основополагающим началом становится порядок. У каждого порядка два измерения. Одно - внешнее. (В каждом доме свой порядок, то есть свои правила. Дом любит правила: делу - время, потехе - час.) Другое правило - внутреннее, измеряющее привычную ценность вещей. Более ценными признаются не дорогостоящие вещи, а те, что свидетельствуют о духовных достоинствах семьи. В семье формируется неповторимый, свой образ жизни. В одной семье все чем-то похожи друг на друга. Дом живет своими ритмами. Именно в семье формируются те человеческие качества, которые трудно воспитать вне дома и семьи, - чувство единения, заботы, уюта, общность увлечений, радость домашнего праздника, признательность старшим.
Вопросы для осуждения:
• Какое место занимает совместная деятельность в вашей семье?
• Вспомните случаи, когда общие занятия сблизили вас с вашими детьми.
• Почему эти воспоминания вам особенно дороги?
• Чем можно заниматься вместе с детьми?
Заключение.
Дети - это счастье. Помните это - и ты, юноша, с замиранием сердца ожидающий часы свидания с любимой, и ты, молодой отец, у которого в колыбели уже поет свою вековечную песню дитя, и ты, поседевший, умудренный радостями и тревогами семейной жизни отец детей и дедушка внуков своих. Счастье отцовства и материнства не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем. Оно трудное и выстраданное, это счастье, оно приходит только к тем, кто не боится единообразного, многолетнего труда до самозабвения. Сложность этого труда состоит в том, что он представляет собой слияние разума и чувств, мудрости и любви, умение, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее.
Автор: Е. Н. Перепелицина
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание «Воспитание у школьников ответственного отношения к учёбе», 5 класс
Рекомендации для родителей 5 класса на первом родительском собрании
Родительское собрание «Эстетическое воспитание подростка»
Родительское собрание «Деньги и дети», 5-6 класс
Родительское собрание «Агрессия, её причины и последствия», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!