Классный час по эстетическому воспитанию, 5 класс

Конспект классного часа для учащихся 5-6 класса на тему: «Что за прелесть эти лица!». Дети - герои картин великих русских художников

Цели:

- познакомить учащихся с творчеством великих русских художников: Василия Тропинина, Ореста Кипренского, Алексея Венецианова, Василия Сурикова, Валентина Серова;

- показать особенности художественного творчества авторов детских портретов в раскрытии богатого духовного мира ребенка;

- соотнести способность видеть прекрасное в лице маленького человека и возможность найти в себе нечто неповторимое каждым из смотрящих на произведение искусства;

- способствовать воспитанию чувства прекрасного, формировать умение анализировать произведение живописи;

- расширить кругозор учащихся, открыть творческую лабораторию художников-портретистов.

Оборудование и материалы: портреты В. А. Тропинина, О. Кипренского, В. Серова, В. Сурикова, А. Венецианова; репродукции портретов детей этих художников в «Малой Третьяковке» (выпуски 1-4).

Ход классного часа

I. Слово классного руководителя.

Дорогие ребята!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир детства. Правильно, вы и так живёте сейчас в детстве. Лучше и счастливее нет поры в жизни любого человека.

Но это путешествие будет необычным. Оно позволит нам познакомиться с творчеством великих русских художников, которые написали портреты детей: своих собственных, знакомых, родственников и просто детей, привлекших мастеров кисти своими неповторимыми чертами.

За каждым портретом - его творческая история, жизнь героя художественного полотна.

1. Что такое портрет?

В словаре С. И. Ожегова читаем:

Портрет - 1. Изображение человека на картине, фотографии, скульптуре. 2. Перен. Художественное изображение, образ литературного героя.

2. Что обычно изображается на портрете?

Человек. Он может быть изображен в полный рост, по пояс, мы можем видеть на портрете только лицо человека.

3. Портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры.

Слово «портрет» берет начало от латинского глагола, обозначающего «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать».

Создавая портрет, художник-живописец кистью и красками «выявляет» существенные, индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходства - обязательное требование, предъявляемое к этому жанру.

Но, воспроизводя облик человека, художник всегда стремится «обнаружить», раскрыть сущность его характера, проникнуть в бездонные глубины его внутреннего мира. Герой портрета - всегда живой, конкретный, реально существовавший или ныне здравствующий человек.

II. Дети - герои портретов русских художников.

Рассказ учителя.

1. О духовной жизни целого поколения русских людей знакомит нас творчество замечательного портретиста Ореста Кипренского.

Учитель показывает портрет художника и репродукции его портретов из «Малой Третьяковки». Мастером романтического портрета называли его современники и сегодняшние исследователи творчества художника.

Перед вами один из самых выразительных портретов О. Кипренского, изображающий мальчика Челищева. В образе пылкого, порывистого юноши невольно угадываются черты целого поколения людей эпохи Отечественной войны 1812 года.

На портрете изображен воспитанник пажеского корпуса закрытого среднего учебного заведения при императорском дворе А. Челищев (1797-1881). Когда началась волна, он в возрасте 14 лет, как и герой Л. Толстого «Война и мир» Петя Ростов, пошел сражаться с французами. Он благополучно прошел всю войну, будучи «в числе воюющих корнетов», как сказал о нем А. С. Пушкин, который, учась в то время в Царскосельском лицее, страстно завидовал более взрослым соотечественникам, участвовавшим в боях.

Беседа по картине:

- Каким запечатлел художник лицо мальчика? Обратите внимание на его глаза (карие, широко открытые, полные любопытства и ожидания), губы (пухлые, своенравные), пряди волос (темные, разметавшиеся).

- Одним из средств усиления выразительности в живописи является колорит, то есть сочетание цветов. Какие краски преобладают в картине и в какой мере они подчеркивают взволнованность мальчика?

- К. Г. Паустовский писал о художнике О. Кипренском: «На его портретах существуют не только лица, но как бы вся жизнь написанных им людей - их страдания, их порывы, их мужество, любовь. Всё это оставило след на их облике и было перенесено на холст».

- Какие черты личности мальчика Челищева стремился передать в его портрете художник?

(Стремление к подвигу, истинный патриотизм, желание принести пользу Отечеству, уверенность в своих поступках, твёрдое понимание собственной цели, благородство, ум, честь.)

2. Портрет А. Челищева, как и портрет сына В. А. Тропинина, открыл детскую тему в русском искусстве. Романтиков привлекала личность ребёнка, живущего не столько разумом, сколько чувствами, чистота его сердечных порывов.

Первым московским портретистом называли по праву Василия Тропинина. Он был крепостным художником.

Страсть к рисованию проявилась у художника ещё в детстве.

Он учился в Академии художеств на правах вольноприходящего ученика, крепостным запрещалось учиться в Академии. Главным делом жизни Василия Тропинина стало рисование портретов.

Одним из ранних портретов является портрет сына художника.

Этот портрет замечателен своей непосредственностью.

Мальчик кажется застигнутым в момент игры. Его золотистые волосы растрепаны, живые карие глаза скошены в сторону. Искусство XVIII века изображало детей, как маленьких взрослых, с кукольными личиками и деревянными фигурками. Искусство последующего столетия как бы открывает детство, пытается постичь мир ребенка, живущего яркими, сильными, чистыми чувствами. Портрет сына впечатляет. Лицо мальчика написано теплыми, мягкими тонами, краски приглушены, обращаешь внимание сразу на глаза: в них и детское любопытство, и ничем не прикрытое лукавство, и детский азарт и в то же время чуть заметная взрослость.

Художник стремится запечатлеть внешность сына, но в то же время раскрыть его богатый внутренний мир, непосредственный и в чём-то наивный.

3. Продолжим наше путешествие по галерее детских портретов и сделаем, остановку у портрета этой девочки.

Портрет написан известным художником Алексеем Венециановым. Его кисти принадлежат не только портреты, но и другие живописные работы.

Перед вами портрет дочери художника.

Милое детское лицо. И опять в центре внимания художника - глаза девочки. Её взгляд устремлен куда-то вдаль. Создаётся впечатление, что девочку невозможно было уговорить позировать, ей хочется убежать, она ребенок, хочет играть, так лукаво выписаны её глаза. Пухлый нос, яркие губы, розовые щеки. Портрет очень нарядный: девочка одета в легкое зеленое пальто с белой отделкой, на голове у неё детский капор. Портрет занимает почти всю часть полотна.

А вот другой портрет - «Захарка». Этот портрет не похож на все остальные в творчестве А. Венецианова. Он бьёт через край полнотой и энергией жизненных сил. Захарка привлекает своей активностью, жизненной обстоятельностью, мальчишеской твердостью.

4. Творчество В. И. Сурикова не назовёшь портретным. Художник прославился написанием исторических картин, на которых он изображает важные события в жизни России.

Но среди многих картин художника есть и детский портрет.

На нем художник изображает одну из своих двух дочерей - Олю, ставшую в замужестве Кончаловской.

Девочка изображена в полный рост. Она стоит спиной к печке. Как будто проходила мимо с куклой в правой руке, и её остановили, чтобы написать портрет.

Один из самых чистых детских портретов XIX века.

Милое детское лицо, пухлые щеки, черные волосы, красивые глаза, прямой носик, пухлые губки, нарядная одежда. Очень похожа на своего отца - великого художника.

Художник вводит нас в духовный мир своей дочери - мир детства, мир мечты, мир игры.

5. Великим русским портретистом по праву называем мы Валентина Серова. Кисти мастера принадлежат такие известные работы, как: «Девочка с персиками», «Дети», «Мика Морозов» и другие.

«Девочка с персиками».

Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на неё и чувствовали, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь. Но какой будет эта картина, Серов не знал.

В «Девочке с персиками» (1887) изображена дочь С. И. Мамонтова, Вера. Серов писал ее с натуры, в одной из комнат абрамцевского дома. Сеансы шли ежедневно около месяца, но живопись сохраняет свежесть непосредственного впечатления. Недаром сам Серов не раз говорил, что живопись - это большой труд, но писать надо так, чтобы не было видно этого труда. Вся сцена как бы выхвачена из жизни: живая и бойкая кареглазая девочка подсела к столу и взяла в руки персик. Сюжет - простой, но сколько жизненного очарования в этой сцене, в обилии воздуха и света, льющегося из больших окон в комнату, в свежести и светлоте колорита, наполняющего картину тонким ощущением радости жизни! Произведение переросло рамки простого портрета, тем более «этюда» (как скромно было обозначено в каталоге выставки), это картина, картина о детстве, ведущем в многообещающую жизнь. Краски ее чисты к светлы, как само детство этой девочки. Розовая кофточка, белая скатерть, белый простенок с белой же майоликовой тарелкой на нем, солнечная зелень старого сада за окном - все это оттеняется глубокими коричневыми тонами спинок стульев и каштановых волос Веры и ее синим бантом. Молодой художник внимательно прослеживает тонкие изменения цвета предметов на свету и в тени, подмечает живописные детали, помогающие раскрытию образа: например, загорелая кожа лица девочки - такая же матовая и смуглая, как те персики что лежат перед ней.

Вглядитесь в картину. Что сразу же привлекает нас?

Лицо девочки, ее глаза. Они словно притягивают к себе.

Смотришь на картину, и кажется, что и ты находишься в этой светлой комнате. Ты словно можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, серебряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку - солдата-гренадёра, который выглядывает из-за плеча девочки; можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна...

В комнате так много света, простора, воздуха!

Фигурка гренадера, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и легкие тени от персиков на скатерти, и веселая зелень сада за окнами — всё служит тому, чтобы ты почувствовал ласковое, летнее тепло комнаты, в центре которой находится девочка с персиком в руках.

Посмотри, как живо написаны персики: так и хочется откусить!

Летний, солнечный день. Юный человек. Верочка Мамонтова. В тот год ей исполнилось двенадцать лет.

Живопись волшебна. Ты будешь подрастать, взрослеть, а Верочка навсегда останется такой, какой изобразил её художник более ста лет назад.

«Дети».

Есть у Серова картина «Дети». На ней изображены его сыновья - Саша и Юра.

Краски этой картины не отличаются яркостью. Они созвучны деревенским картинам: солнце за облаками, всё словно погружено в серебристо-серый воздух. И всё очень просто в этой картине: угол веранды, песок берега, пустынное море, небо; лишь в левом верхнем углу - приткнувшиеся к отмели лодки.

Краски находятся в гармонии, то есть в согласии, дружбе. Почти одинаковы по цвету, красочному тону настил веранды, небо, море!

Полоса прибрежного песка помогает ощутить пространство, глубину.

В центре - милые, задумчивые мальчишки, широкий берег, море.

«Мика Морозов».

Перед нами ребенок. Полуоткрытые губы, поблескивающие зубы, широко раскрытые глаза. А руки! Мика уже взялся за подлокотники кресла, сейчас сделает усилие, оттолкнется и побежит...

В портрете Микки Морозова - лицо четырехлетнего ребенка. Именно оно ярче всего выражает его порывистый характер.

Мика одет в белую рубашку. Этот белый, или, как скажут художники, холодный цвет подчёркивает, выделяет теплые, румяные краски щёк, виска, шеи.

Всё в этом портрете выразительно и красиво - порывистая фигурка мальчика и разноцветная спинка кресла, широко раскрытые, увлажненные глаза Мики и его пушистые каштановые волосы. Краски портрета светятся мягко и нежно.

Лицо Мики написано с такою же любовью и тщательностью, как и лица детей Серова, и как лицо Верочки Мамонтовой.

III. Заключительное слово классного руководителя.

В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. Одни лица запоминаются, другие исчезают в нашей памяти бесследно, навсегда.

Итак, что запомнили мы с вами сегодня на занятии? Фамилии каких художников были с нами в нашем путешествии? Чьи портреты ими написаны? Что является главным для художников в изображении детей? На что обращают наше внимание живописцы? В какой мир своих героев ведут нас и почему это важно? Что является отличительной особенностью любого портрета?

Нарисуйте дома портрет любого ребенка, которого вы знаете.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о вреде курения, 5-6 класс

Классный час «Права ребенка», 5 класс

Классный час в 6 класс

Игра для школьников 6-7 класса. Традиции праздника Крещения

Классный час на тему: Семейные традиции, 6-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!