Классный час на тему «Здоровый образ жизни», 6 класс
Урок-лекция для подростков по валеологии «Все имеет смысл. Пока мы здоровы»
Цель: дать основы здорового образа жизни, правильного питания, научить учащихся ценить и сохранять собственное здоровье.
Ведущий. На протяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Здоровье, как естественное состояние человека, расценивалось и на Западе и на Востоке одинаково. Врачи и философы древности совершенно справедливо полагали, что человек — неотделимая часть окружающего мира — большой вселенной, микрокосмоса. И сам он — малая Вселенная, микрокосмос — должен постоянно находиться в постоянной связи и гармонии с окружающим миром. Это и считалось здоровьем. Вообще мысль о том, что здоровье — состояние, при котором соблюдается некий баланс, равновесие, была довольно распространенной в разные времена у разных народов.
В России еще государыня Екатерина II, женщина умная и дальновидная, понимала, как важно подрастающему поколению научиться заботиться о своем здоровье. Учредив городские народные училища в России, она ввела учебный предмет, получивший название «О должностях человека и гражданина». Ученикам преподавали, как заботиться о своем здоровье и быть приятным в житейском обхождении. Автор учебника, изданного в 1783 году, писал: «Здравием нашего тела мы называем то состояние, когда наше тело свободно от всех недостатков и болезней». А далее были перечислены причины болезней, кои «происходят частью от других людей, частью от нас самих, частью от непредвиденных несчастных случаев». Болели тогда из-за неумеренности в пище, употребления незрелых овощей и плодов, нездоровых для желудка тяжелых яств, беспечного отношения к жаре и стуже, сидения или стояния на сквозном ветру, а особенно от сырости и духоты в жилищах. Жестокие страсти, гнев, печаль, ревность, обида, от которых рождаются страшные душевные болезни, также не способствовали здоровью. Небрежное употребление всякого оружия и инструментов, неосторожность в лазанье, борьбе, прыганье, поднимании тяжестей, пренебрежительное отношение к лекарствам и, напротив, слепое следование суеверным способам лечения — все это печально отражалось на здоровье. К непредвиденным несчастным случаям относили внезапный страх, нечаянный стыд, неожиданное падение, нечистый воздух. Причем в таковых случаях от пострадавшего требовалось сохранить «бодрость духа».
Ну, а если человек заболевал, автор учебника советовал: «Когда кто болезнь какую в себе примет, то должен избегать всего, что недуг его умножить может, и искать помощи и совета у врача. Бог действует при том, посредством своих тварей (то есть врачей) так, как и в большей части других случаев. Он хочет, чтобы во время болезней наших мы пользовались лекарями и лекарствами. Колдовства и других суеверных средств, как то заговора, нашептывания, опрыскивания, привесок и прочего употреблять не должно; ибо сие Богу противно и заповедью его запрещено. Все лекарства, кои Бог нам через искусство врача посылает, употреблять надо надлежащим образом и держаться точно предписания врача своего, ибо врач разумеет болезнь нашу, что нам вредно и полезно».
Одна из глав учебника, названная «О благопристойности», советовала, как следует ходить, сидеть, вести себя за столом. «Лицо и руки умывать и ногти обрезывать, а не кусать, голову в чистоте держать и волосы причесывать, а простым людям так подстригать, чтобы они на глаза не висели, лучше всего волосы заплетать и завязывать».
В XIX веке были изданы интереснейшие учебники по гигиене, в том числе и переводные, в основном немецкие. В этих книгах содержался гигиенический практикум, в котором среди прочего приводились способы оценки качества продуктов питания. Недобросовестные торговцы подмешивали тогда к топленому маслу известь и другие добавки. В учебниках советовали растопить масло, чтобы сор выпал на дно и стал заметен. Для определения свежести яйца рекомендовалось 120 г поваренной соли растворить в 1 л воды. Свежие яйца тонут, а испорченные всплывают. Кстати, почему? (Внутри испорченных яиц происходит процесс гниения с выделением сероводорода. Следовательно, удельный вес яйца становится меньше и оно всплывает.)
В XIX веке поля были часто заражены спорыньей — плесневым грибком, отравление которым вызывало тяжелые поражения нервной системы. Учащихся предупреждали: если хлеб имеет фиолетовые пятна, горьковатый вкус, его употреблять нельзя — можно отравиться спорыньей.
В рационе должно быть ограниченное количество соли, сахара и животных жиров. Избыток соли приводит к гипертонической болезни, артритам, употребление сахара сверх нормы способствует развитию сахарного диабета. Правильное питание подразумевает меню, богатое овощами, фруктами, съедобными целебными травами. Признаком здоровья считается хороший аппетит. Однако с детского возраста не следует приучаться к обжорству.
На эту тему существует исторический анекдот — однажды, оказавшись в городе Акраганте, жители которого были известны обжорством, Платон увидел добротные дома местных жителей и сказал: «Акраганяне строят свои дома так, будто собираются жить вечно, а едят, словно завтра им предстоит расстаться с жизнью».
Древнегреческий философ Сократ дал человечеству хороший совет: «Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть».
Вспомним, что говорили мудрецы прошлого: завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.
Современные эксперименты показали: 2000 лишних калорий, полученные на завтрак, не увеличивают вес тела, в отличие от пополнивших запас организма вечером. Для укрепления и сохранения здоровья очень важна физическая нагрузка, она усиливает кровоток, который способствует выделению биологически активных веществ, что, в свою очередь, приводит к улучшению состояния крови.
Забота о здоровье — это еще и умение правильно рассчитывать свои силы и возможности. Спать необходимо не менее 6—7 часов в сутки. Наше настроение, считают психологи, в определенной степени зависит от часа пробуждения. Оказывается, хандра, уныние, подавленность, апатия «боятся» как нечистая сила утреннего света. Это объясняется тем, что в организме человека обнаружены гормоны, продукты деятельности которых, попадая в кровь, воздействуют на «центры угнетения» в головном мозге. Причем ночью количество этих гормонов увеличивается, а с первыми лучами солнца уменьшается. Так что ложитесь пораньше, вставайте на рассвете, и хорошее настроение легче будет сохранить до вечера, а оно, как известно, и создает психологическое и душевное благополучие. Если человек остро переживает свое прошлое, боится за будущее, испытывает непроходящее чувство тревоги и страха, он не сможет сохранить здоровье. Знаменитый ученый и врач Авиценна провел удивительный по простоте и точности эксперимент: взял двух овец, поместил их в два одинаковых вольера и начал совершенно одинаково за ними ухаживать. Отличие состояло только в том, что перед одной овечкой он посадил волка, привязав его покрепче, чтобы хищник не смог добраться до животного. Не трудно догадаться, что стало с этой овечкой. Она очень скоро погибла от постоянного стресса.
Сохранение здоровья — это еще и регулярный труд. Сейчас вы молоды и здоровы. К тому же медицина делает сегодня стремительные успехи и скоро многие болезни будут побеждены. Но не стоит обольщаться — о сохранении здоровья своими силами следует помнить всегда.
И в заключение попробуем составить основные положения кодекса здоровья. На одной стороне доски я буду писать, как необходимо вести себя, чтобы оставаться молодым и здоровым, а на другой стороне напишите вы, какие действия могут нанести вред здоровью.
Нужно
Мало есть.
Почаще есть рыбу, овощи, фрукты.
Пить воду, молоко, соки, чай.
Заниматься спортом.
Как можно больше ходить.
Дышать свежим воздухом.
Спать достаточно.
Проявлять доброжелательность.
Чаще улыбаться.
Любить жизнь.
Нельзя
Переедать.
Много есть жирной, сладкой и соленой пиши.
Употреблять алкоголь.
Смотреть часами TV.
Сидеть дома.
Курить.
Поздно ложиться и вставать.
Быть раздражительным.
Терять чувство юмора.
Унывать, сердиться, обижаться.
Постарайтесь следовать этому кодексу здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие на тему: Здоровье для 7 класса
Внеклассное мероприятие по экологии, 9-11 классы
Игра на тему: ЗОЖ для 8 класса
Внеклассное мероприятие на тему «Здоровый образ жизни», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!