Как совместить работу по дому с общением с ребенком

Как совместить работу по дому с общением с ребенком

Выходные с ребенком. Как провести?

Наступили выходные дни. Утомленные родители в течение всей рабочей недели лелеют надежду отоспаться, переделать кучу домашних дел, насладиться отдыхом. Да не тут-то было! По необъяснимым причинам именно в выходные многие дети любят подниматься пораньше. Некоторые наивные взрослые полагают, что пока они нежатся в постели, проснувшиеся милые крошки будут спокойно и чинно играть или смотреть мультики, но, как правило, все заканчивается вторжением на родительскую кровать, прыжками по головам и нытьем. И в конце концов хмурые родители, ворча, вынуждены сдаться и по возможности бодро начать предстоящий день.

Как это трудно, практически невозможно, управиться с домашними делами и сходить за покупками, когда на руках малыш, утверждают многие мамы, но я с этим не согласна! Можно все успеть, и при этом с пользой пообщаться с ребенком, которому мы так мало уделяем внимания во время рабочей недели. Подумайте об этом, ведь совсем скоро ваш малыш превратится в критически настроенного подростка, будет закрываться в своей комнате, слушая странную музыку, говорить с кем-то часами по телефону, а потом и вообще пропадать где-то вечерами. Вы будете волноваться, поджидая его у окна, и с тоской вспоминать то время, когда он постоянно вертелся под ногами, когда было так важно оправдать его доверие и не отмахнуться. В конце концов, все мы когда-то были маленькими и также отчаянно нуждались в чьей-то заботе и любви.

Как совместить работу по дому с общением с ребенком

Как известно, с детьми необходимо заниматься для того, чтобы помочь малышам развить те или иные их способности. Но «заниматься» — не значит сидеть за столом и чему-то учить ребенка, да и усидчивых детей очень мало. Большинство из них сами не позволят вам устроить настоящий урок. Дети учатся чему-то, играя, а играть можно в любом удобном для вас месте: и на кухне, и в гостиной, и даже в ванной.

Возьмем, например, кухню. Маме необходимо приготовить обед, а ребенок постоянно требует к себе внимания, просит поиграть с ним.

Во что же можно поиграть на кухне?

Возьмите корзину и положите в нее картошину, луковицу, огурец, свеклу и, к примеру, сосиску. Спросите, что тут лишнее. Объясните, что овощи растут, а сосиски изготовляют люди.

Можно усложнить задачу: возьмите корзину и положите в нее несколько фруктов и один овощ. Попросите малыша внимательно посмотреть на содержимое корзины и подумать, какой предмет попал в нее случайно, а какой является лишним. Например, можно взять банан, грушу, яблоко и свеклу. Лишней, конечно же, должна оказаться свекла. Предварительно расскажите ребенку, чем отличаются фрукты от овощей, объяснение должно быть понятным. Например, он вряд ли догадается, где растет тот или иной предложенный ему овощ. Зато он, наверняка, знает, едят ли банан сырым или его необходимо предварительно сварить.

Для закрепления понимания ребенком разницы между фруктами и овощами подобное занятие рекомендуется проводить несколько раз с желательной сменой содержимого корзины.

Надо учитывать и то, что дети с первых недель своей жизни пытаются попробовать каждый увиденный ими предмет на вкус, им также очень нравится участвовать в играх, предполагающих узнавание предмета по запаху. Особенно это относится к тем предметам, которые легко обнаружить на кухне. Так, например, можно попробовать совместить десерт после ужина с увлекательной игрой. Выложите на стол набор из разных фруктов (то же можно проделать и с овощами). Сначала повторите с ним, как эти фрукты называются, затем завяжите малышу глаза, положите ему в рот маленький кусочек одного из фруктов. Когда он проглотит кусочек, развяжите повязку и попросите ребенка показать, кусочек от какого фрукта он только что съел, а также назвать этот фрукт. Малышу будет интереснее, если игра приобретет соревновательный характер, т. е. если вы будете выступать не только в роли учителя, но и в роли участника игры. Пусть ваш малыш (если он уже умеет это делать) завяжет вам глаза повязкой, положит вам в рот кусочек фрукта (фрукты желательно заранее нарезать на кусочки), а вы сделаете все то, что просили сделать малыша. У вас наверняка получится познавательная и веселая игра.

Готовим обед вместе с ребенком

Если пришло время обеда, а он все еще не готов и ребенок не желает вас отпускать, просит поиграть с ним еще и еще, спросите, не желает ли он поиграть на кухне. Наверняка малышу понравится эта идея. Но сначала, прежде чем приступать к игре с самыми настоящими овощами и фруктами, повторите, в чем же заключается различие между ними. Скажите, что, например, из овощей можно сварить суп, а из фруктов сделать очень вкусный салат. Фрукты можно есть просто так, без приготовления. Было бы неплохо найти картинку, на которой были бы изображены и фрукты, и овощи. Спросите у ребенка, что из увиденного на картинке он положил бы в суп, а что в салат. Когда ребенок даст абсолютно правильный ответ, можно переходить на кухню.

Выложите на стол овощи и фрукты, надеюсь, не нужно напоминать, что предварительно их необходимо хорошенько вымыть и просушить, и попросите вашего малыша уложить в одну корзинку (или блюдо) все необходимое для приготовления супа, а в другую — то, что понадобится для фруктового салата. Когда все будет готово, можно сказать, что суп нельзя сварить из целой морковки или картошки, овощи надо обязательно нарезать так же, как и фрукты для салата. Но нарежете вы все сами, а чтобы ребенок не скучал, можно предложить ему поиграть с зубочистками.

Оказывается, зубочистки могут стать очень полезной игрушкой для малыша, ведь из них можно складывать самые разные фигурки, буквы алфавита и все что придет в голову. Можно научить ребенка считать с помощью зубочисток. Начинать такую игру лучше с простых моментов. Пусть малыш сначала посчитает зубочистки (отсчитает столько, сколько сможет), а затем попробует сделать из них квадратик, треугольник, прямоугольник. Конечно, это возможно только если он уже знаком с такими понятиями, если нет, то сначала вы покажите ему пример, объясните, что такое треугольник, квадрат и прямоугольник.

Если это уже не первое подобное занятие, задачу можно усложнить. Пусть ребенок подключит фантазию и попробует сделать из зубочисток звезду, кораблик, флажок, елочку или маленький домик. А если вы уже начали знакомить вашего малыша с алфавитом, он может попробовать выложить на кухонном столе все знакомые ему буквы. Вы увидите, насколько увлекательными могут стать подобные занятия для вашего ребенка. Кроме развлекательного момента в таких занятиях есть и образовательный аспект. Например, когда ребенок уже освоит все буквы алфавита, он сможет составлять целые слова все из тех же зубочисток.

Увлекательным для малыша будет переливание жидкости из одной емкости в другую. Для игры можно использовать одноразовые стаканчики, пластмассовые мисочки и чашки. При этом стоит рассказать малышу, что вы делаете: «Мы набираем водичку в один стаканчик и переливаем в другой. Здесь воды не осталось — пусто, а здесь она появилась».

Вариантов, чем занять ребенка на кухне, — великое множество, но многое зависит от самого ребенка.

Предложите ребенку украсить стол. Дайте ему белые листы и фломастеры, пусть он сделает бумажные салфетки, именные карточки и украшения для комнаты. Если у вас найдутся время и силы, можно приготовить что-нибудь особенное.

Некоторые дети охотно чистят картошку в мундире, что развивает пальчики, а мы знаем, как это полезно, перебирают крупу, а потом из отобранных сорных зернышек делают аппликации, а некоторые просто любят сидеть рядом с мамой и слушать, как она рассказывает сказку.

Помните, что беря ребенка с собой на кухню, а не усаживая смотреть мультики, чтобы он вам не мешал, вы не только имеете возможность общаться с ним, но и прививаете любовь к труду.

Как навести порядок вместе с малышом

Квартира — не музей. Не нужно перегибать палку, стараясь содержать дом в идеальной чистоте. Это ведь обитаемое место. Ровные доброжелательные отношения с домочадцами важнее, чем идеально чистый подоконник или блестящий хрусталь в серванте. Тем более, когда малыши подрастут, они вряд ли вспомнят, как сверкали начищенные кастрюли. А вот про то, что вы из-за этого отложили поход в цирк или музей, точно не забудут. И все-таки порядок есть порядок, но наводить его можно и нужно вместе с малышом.

Используйте удобный момент — интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Дайте малышу эту возможность. Много он, конечно, не наработает, но кое-какие навыки получит.

Мощное средство воспитания — игра. За игрой ребенка проще всего приобщить к труду. Например, мальчику, который обожает мультфильмы про фантастику, говорите, что дом — это космический корабль и корабль нужно вычистить перед отлетом. Вы увидите, как ребенок будет стараться, помогать вам с уборкой. Вам остается только потешить его воображение «взлетом корабля». Девочке можно сказать, что она сказочная принцесса и ожидает приезда не менее сказочного принца и к приезду высокого гостя «дворец» должен сиять чистотой.

Дети любят чувствовать себя полезными, их можно занять действительно нужными делами. Пусть ребенок разложит свои носки или расставит в кладовке консервные банки, вытрет пыль с книг, польет цветы. Кроме того, это подходящий случай, чтобы привести в порядок игрушки и найти пропавшие части.

Всякое удовольствие нужно заслужить! Попробуйте объяснить ребенку это важное жизненное правило. Если человек любит удовольствия и все время хочет их получать, то у такого человека ничего в жизни не получится. Кстати, здесь можно заодно поговорить и о совести: «Если хочешь со спокойной совестью (с чувством выполненного долга) посмотреть мультик, позаботься о порядке». Да и вообще приятно смотреть мультики в красивой гостиной.

Правило «золотой середины». Помните о чувстве меры. Не нависайте над малышом дамокловым мечом, дабы ребенок не оглядывался на вас в страхе, не ходите за ребенком и не контролируйте каждый его шаг, не утомляйте, не подавляйте его ежеминутными замечаниями и нудными (хотя и правильными) нравоучениями. Таким жестким контролем вы скорее запугаете ребенка, чем воспитаете в нем трудолюбие и опрятность.

Труд должен быть поощрен похвалой, каким-либо недорогим подарком. Обязательно обратите внимание на ту работу, которую сделал ваш малыш! Но не стоит ругаться, если что-то в результате детской уборки сломалось, разбилось, пролилось: ведь ребенок хотел помочь! Труд и результаты труда должны сопровождаться положительными эмоциями.

Трудимся с энтузиазмом! Ребенок будет трудиться с энтузиазмом, если и вы трудитесь так же. Он ведь постоянно следит за вашей реакцией на внешние раздражители. Если ребенок увидит, что труд — это невероятно тягостное бремя, то так и будет к нему относиться. Если же малыш поймет, что и от труда можно получать удовольствие, так и будет.

Одушевляйте предметы! Маленькие дети склонны относиться к окружающему миру с позиции антропоморфизма, т. е. они легко очеловечивают даже неодушевленные предметы, быть может, вы сами замечали, что ваш малыш вполне серьезно, как с живым человеком, разговаривает с игрушечным роботом, куклой и даже с неожиданными в этом смысле предметами — с пустой чашкой, телефонным аппаратом, мячом и т. д. Это качество ребенка можно очень эффективно использовать. Например, вы обнаружили, что в детской комнате беспорядок, скажите ребенку, что опрокинутой табуретке больно лежать на полу, а книжке не очень приятно валяться под столом и пребывать в таком неряшливом, растрепанном виде, или вы зашли в ванную комнату и увидели, что мыло киснет в мыльнице после умывания ребенка, расскажите ребенку, что мыло пожаловалось вам, как неуютно ему мокнуть в мыльнице, и пусть ребенок сам выльет из мыльницы воду.

Бережливое отношение. Расскажите за столом, что нельзя выкидывать хлеб... Хлеб пекут из теста, тесто делают из муки, муку делают из зерна, зерна растут в поле. Для чего же эти зерна растут? Чтобы быть выброшенными? «А тебе, малыш, не было бы обидно оказаться выброшенным?» Как правило, эта логика понятна ребенку и он быстро вносит коррективы в свое отношение к хлебу. Бережливое отношение необходимо воспитывать ко всем окружающим ребенка предметам — к мебели, одежде, игрушкам, карандашам и фломастерам... Бывает, детям доставляет удовольствие мять, рвать, резать ножницами бумагу, которая предназначена для более важных целей (тетради, альбомы для рисования, нотные тетради и книги). Да, ребенку необходимо освоить многие практические навыки, в том числе научиться обращаться с ножницами, однако для этих целей можно взять кипу старых газет и журналов, и пусть он делает с ними, что хочет (только не забывает убрать за собой).

Уборка — любимая привычка ребенка! Помощь по дому должна войти в привычку. Тогда уборка будет по расписанию, как завтрак, обед, ужин, мультики, прогулка. Главное, что уборка перестанет восприниматься ребенком как что-то незапланированное и неприятное.

Чем занять ребенка в очереди или транспорте?

Дети — не взрослые, они на нас не похожи. И то, что для нас вполне терпимо, для них — тяжело.

Как-то я стояла в очереди. Передо мной — симпатичная мама и ребенок, девочка лет 5. Девочка, постояв 2 — 3 минуты, начинает вертеться.

— Стой смирно! — говорит ей мама.

Девочка встала смирно, но ясно, что ножки ее на месте стоять не хотят.

Мама:

— Угомонись!

Ножки угомонились, теперь заработали ручки: потянулись к «молнии» и расстегнули курточку.

— Ты что делаешь, сломаешь! — снова останавливает мама.

Девочка зацокала языком:

— Мам, посмотри, я белочка!

Мама молчит. Девочка подергала маму за юбку.

Мама:

— Ты можешь смирно стоять?!

Нет, представьте себе, не может. Дети не могут стоять просто так и ничего не делать! И пошло-поехало дальше:

— Я кому сказала!.. Не крутись!.. Я в последний раз говорю!

Какое счастье, что дети умеют пропускать наши слова мимо ушей! Столько вредных слов, когда можно было сказать лишь два: «Давай поиграем».

«Давай поиграем» — просто волшебные слова.

Отчего девчушка вертелась? От скуки. Дети вообще не умеют скучать. Они с трудом переносят всяческие ожидания, когда делать нечего, когда ничего интересного и никакой информации, да еще и попрыгать-подвигаться нельзя.

У взрослых есть хорошая палочка-выручалочка как средство спасения. Когда делать нечего, мы легко погружаемся в свой внутренний мир. Мысли плывут, мы раздумываем, с кем-то внутри себя разговариваем. У детей внутренний мир только начинает выстраиваться, и они его не уловили, так что погрузиться они могут только во внешний и здесь искать способ, как спасти себя от скуки.

Займите ребенка, когда ему нечего делать! А если мешает вам — подскажите, чем можно заняться и как.

Это не так трудно, это полезно: вы заняты общим делом, а общее дело объединяет. Заняты и занимаетесь с ребенком, и вам на него даже не требуется выкраивать лишнего времени: вы используете то, что есть. Родители часто говорят, что не хватает времени заняться с ребенком. Но ведь найти его так просто! Просто использовать полноценно то, когда вы находитесь рядом. Зачем убивать свое «лишнее» время? Из любой ситуации, даже из такой нудной, как стояние в очереди, можно извлечь пользу и удовольствие.

Есть масса игр, в которые можно поиграть в очереди и транспорте, не привлекая внимания людей, никому не мешая.

Автор: Bыскрeбeнцeвa Еленa Bиктoрoвнa

Рекомендуем посмотреть:

Как правильно дарить подарки. Этикет

Хочу стать настоящей хозяйкой! Секреты эффективной уборки

Нет комментариев. Ваш будет первым!