Классный час «Правила поведения в общественных местах», 3 класс
Ситуативный практикум для младших классов «Соблюдение этикета — долг людей на всей планете!»
Цели и задачи классного часа:
• развитие этических норм поведения в обществе;
• воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.
Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.
Описание классного часа
Культура поведения в общественных местах
Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.
Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.
А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.
Выходит группа учеников, которые читают отрывки стихотворения А. Барто «Снегирь».
1-й ученик:
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне...
2-й ученик:
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится —
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен
Позабыть о снегире.
3-й ученик:
Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим —
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я «спасибо» говорил,
Всех за все благодарил <...>
4-й ученик:
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
— Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной —
Ты не дрался в выходной!
5-й ученик:
И ответил я с тоской:
— Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
— Чудеса, — сказала мама
И купила снегиря...
Я кричал на всю квартиру:
— У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?
Учитель выслушивает рассуждения ребят.
Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.
Обсуждение «Правил, обязательных для всех»
Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.
Выходят несколько учеников и читают стихи.
1-й ученик:
А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных —
И не двадцать,
И не тридцать, —
Ровно сорок сыновей!
2-й ученик:
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок, — Это просто ерунда!
3-й ученик:
А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы,
Не как звери,
Не как рыбы, —
Точно ястребы летать!
4-й ученик:
Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, —
Это просто ерунда!
(Из стихотворения Д. Хармса «Врун»)
Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».
Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.
Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.
И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.
Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.
Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах
Ситуация первая: Вот ученики четвертых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?
Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.
Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.
Как бы вы поступили в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)
Ситуация вторая: Четвертый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идут много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить подножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли падают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.
В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.
Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты, решения проблемы.)
Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.
Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее. Два ученика читают поочередно:
• Не спеши первым сесть за стол.
• Не разговаривай во время еды.
• Не забывай закрыть рот, когда жуешь.
• Не чавкай.
• Не рвись первым выскакивать в двери.
• Не перебивай говорящего.
• Не кричи при разговоре и не повышай голос.
• Не размахивай руками.
• Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
• Не передразнивай говорящего.
• Не садись раньше старшего без его разрешения.
• Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой за руку.
• Не забудь снять головной убор, входя в дом.
• Не повторяй слишком часто «я».
• Не делай вида в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.
• Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости — произнеси слово «Простите».
• Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
• Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.
• Не держи руки в карманах.
• Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.
• Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.
• Не используй в своей речи сленг или «слова-паразиты».
• Не сквернословь!
• Не считай себя «самым умным и всезнающим», будь скромен.
• Мальчики — будьте вежливыми с девочками, а девочки — будьте учтивы с мальчиками.
• Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под влияние вредных привычек.
Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней. Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.
Я буду называть первую часть «правил хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например: «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д.
• При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).
• При приветствии старшего...
• При разговоре с другом...
• При входе в общественный транспорт...
• В людных местах и на улице...
• Входя в школу...
Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.
В завершении классного часа учитель просит ребят объяснить, чему они научились на классном часе. Какие из четырех правил вежливости они запомнили? В ходе диалога с ребятами учитель подводит их к мысли о необходимости всегда и везде соблюдать правила вежливости.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект беседы для младших школьников на тему: Этикет
Классный час «Я принимаю гостей», 1 класс
Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!