Классный час «Правила поведения в общественных местах», 3 класс

Ситуативный практикум для младших классов «Соблюдение этикета — долг людей  на всей планете!»

Цели и задачи классного часа:

• развитие этических норм поведения в обществе;

• воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Описание классного часа

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, которые читают отрывки стихотворения А. Барто «Снегирь».

1-й ученик:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й ученик:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

3-й ученик:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все благодарил <...>

4-й ученик:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й ученик:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я кричал на всю квартиру:

— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правил, обязательных для всех»

Учитель: А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Выходят несколько учеников и читают стихи.

1-й ученик:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, — Это просто ерунда!

3-й ученик:

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,

Не как звери,

Не как рыбы, —

Точно ястребы летать!

4-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы, —

Это просто ерунда!

(Из стихотворения Д. Хармса «Врун»)

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.

Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

Ситуация первая: Вот ученики четвертых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы вы поступили в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

Ситуация вторая: Четвертый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идут много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить подножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли падают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты, решения проблемы.)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее. Два ученика читают поочередно:

• Не спеши первым сесть за стол.

• Не разговаривай во время еды.

• Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

• Не чавкай.

• Не рвись первым выскакивать в двери.

• Не перебивай говорящего.

• Не кричи при разговоре и не повышай голос.

• Не размахивай руками.

• Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

• Не передразнивай говорящего.

• Не садись раньше старшего без его разрешения.

• Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

• Не забудь снять головной убор, входя в дом.

• Не повторяй слишком часто «я».

• Не делай вида в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

• Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости — произнеси слово «Простите».

• Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

• Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

• Не держи руки в карманах.

• Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

• Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

• Не используй в своей речи сленг или «слова-паразиты».

• Не сквернословь!

• Не считай себя «самым умным и всезнающим», будь скромен.

• Мальчики — будьте вежливыми с девочками, а девочки — будьте учтивы с мальчиками.

• Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под влияние вредных привычек.

Учитель: Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней. Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть «правил хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например: «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д.

• При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

• При приветствии старшего...

• При разговоре с другом...

• При входе в общественный транспорт...

• В людных местах и на улице...

• Входя в школу...

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

В завершении классного часа учитель просит ребят объяснить, чему они научились на классном часе. Какие из четырех правил вежливости они запомнили? В ходе диалога с ребятами учитель подводит их к мысли о необходимости всегда и везде соблюдать правила вежливости.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка классного часа для учащихся начальных классов. Правила этикета: беседа по телефону

Конспект беседы для младших школьников на тему: Этикет

Классный час «Вежливые слова», 1 класс

Классный час «Я принимаю гостей», 1 класс

Классный час: Как вести себя за столом, 1 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!