Классный час на тему: Осень 2 класс
Классный час на осеннюю тематику для начальной школы, 2-3 класс
Конспект внеурочного занятия для 2-3 класса «Осенний калейдоскоп»
Цель: познакомить со значениями слова «калейдоскоп»; расширить представления детей о признаках осени, познакомить с различиями между стрижом и ласточкой; развивать внимание, быстроту реакции, мышление, воображение, артистические способности.
Оборудование: у учителя — распечатки криптограммы для каждой пары учащихся, распечатки задания по поиску «спрятавшихся» названий птиц для каждого ученика, распечатки с изображением птицы на клетчатой бумаге — по одной на парту, рисунки ласточки и стрижа; у учащихся — тетрадь в клетку, цветные карандаши.
Учитель. Ребята, попробуйте прочесть тему занятия. (Запись на доске.)
Ответ. Осенний калейдоскоп.
Что означает слово «калейдоскоп»? Наверняка некоторым из вас знакома игрушка под таким названием. Она представляет собой трубку, внутри которой вставлены зеркала и помещены разноцветные стеклышки или камешки. При поворачивании калейдоскопа они отражаются в зеркалах и образуют необыкновенно красивые меняющиеся цветные узоры. Но у слова «калейдоскоп» есть еще и второе значение: быстрая смена чего-либо.
Тема сегодняшнего занятия — «Осенний калейдоскоп» — как раз и подразумевает быструю смену различных заданий, связанных с признаками осени.
Разминка. Сейчас я буду произносить фразы. Если вы считаете, что то, о чем в них говорится, можно отнести к признакам осени, — похлопайте в ладоши, если нет — потопайте ногами по полу. Сосредоточьтесь: игра будут проходить в быстром темпе!
• Бушует листопад. (Хлопаем)
• Улетают на юг птицы. (Хлопаем)
• Льют дожди. (Хлопаем)
• Разливаются реки. (Топаем)
• По утрам бывают туманы. (Хлопаем)
• Приходит бабье лето. (Хлопаем)
• Исчезают насекомые. (Хлопаем)
• У деревьев начинается сокодвижение. (Топаем)
• Набухают почки на деревьях. (Топаем)
• Понижается температура воздуха. (Хлопаем)
• Идет уборка урожая в садах и огородах. (Хлопаем)
• По утрам бывает изморозь на траве. (Хлопаем)
• Наступает пора сбора клюквы. (Хлопаем)
• День становится короче, а ночь длиннее. (Хлопаем)
• Выпадает первый снег. (Хлопаем)
• На реках начинается ледоход. (Топаем)
Осенью можно любоваться золотом листопада, синевой чистого неба, но можно и страдать от проливных дождей, слякоти... Причем, иногда эти 40
явления, точно как в калейдоскопе, очень быстро сменяют друг друга. Об этом говорится и в пословице, которая зашифрована в виде криптограммы. Попробуйте ее расшифровать.
Дети получают распечатки криптограммы. Работа в парах.
Ключевые слова.
1 |
2 |
3 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
«Вот ..., тучи нагоняя...» (СЕВЕР. А. Пушкин)
5 |
6 |
7 |
2 |
4 |
|
|
|
|
|
«Шел трамвай десятый ... по бульварному кольцу...» (НОМЕР. С. Михалков)
8 |
2 |
5 |
9 |
|
|
|
|
«Какой хороший день, какой хороший ..., какой хороший я и песенка моя...» (ПЕНЬ)
Ответ. ОСЕНЬ — ПЕРЕМЕН ВОСЕМЬ.
Осень воспевали в своих стихах многие замечательные поэты. Предлагаю вам вспомнить фрагменты известных стихотворений. Только вот беда: строчки перепутались местами. Попробуйте их поставить на исходную позицию! (Запись на доске.)
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С. Есенин
Унылая пора! очей очарованье!
Люблю я пышное природы увяданье,
Приятна мне твоя прощальная краса —
В багрец и золото одетые леса,
А. С. Пушкин
Голые кусты.
Высохли цветы,
И глядят уныло —
Осень наступила...
А. Плещеев
Лес, точно терем расписной,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной —
Лиловый, золотой, багряный,
И. Бунин
Давайте немного поиграем, а заодно и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, из-за парт и с помощью жестов и мимики изобразите следующие действия, характерные для осени.
• Вы подметаете дорожку от листьев.
• Вы собираете грибы.
• Вы перекапываете грядку в огороде.
• Вы нарезаете капусту для засолки.
• Вы стоите под зонтиком и дрожите от холода.
Одним из грустных признаков осени является отлет птиц в теплые края. Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей.
Найдите названия некоторых из них среди других букв.
Каждый ребенок получает распечатку.
Самостоятельная работа.
Чтобы лучше представить себе предмет нашего разговора, то есть улетающих на юг птиц, давайте изобразим их на клетчатой бумаге.
Дети получают распечатку-образец и самостоятельно выполняют задание в тетрадях в клетку. Проверка.
Раскрасьте рисунок, добавьте необходимые детали.
Если бы вы умели говорить на птичьем языке, что бы вы пожелали отправляющимся в дальний путь пернатым?
Отклики детей.
Одними из первых улетают ласточки и стрижи.
Демонстрируются рисунки ласточки и стрижа.
А умеете ли вы отличать ласточку от стрижа? На самом деле сделать это не так легко, потому что в полете они очень похожи друг на друга. И те, и другие выписывают в воздухе, как настоящие спортсмены на водных лыжах, великолепные круги, эллипсы и прочие выкрутасы. Но стриж летун еще более высокого класса, чем ласточка, поскольку он кружит в воздухе буквально целый день, обычно ни на минуту не присаживаясь ни на землю, ни на ветки, ни на провода. В скорости же он не имеет себе равных среди пернатых, так как может пролететь 150 км в час! Теперь понятно, почему летчиков иногда называют стрижами?
Чем же еще отличаются ласточки от стрижей?
Те птички, которые осенью перед отлетом сплошь покрывают телеграфные провода, — исключительно ласточки. Дело в том, что у ласточек лапки обыкновенные, как у курицы, с тремя торчащими вперед пальцами и одним — назад, а вот у стрижей весьма необычные лапки: все четыре пальца направлены вперед, поэтому они похожи на веерообразные грабли, что помогает птичкам зацепиться за малейший выступ, за любую шероховатость, но вот обхватить такой лапкой ветку или телеграфный провод сложнее. Именно поэтому стрижей часто можно видеть висящими, зацепившимися лапами за какую-нибудь щель на вертикальной поверхности.
Интересно, что стрижа вы вряд ли встретите на земле. Он на нее, как правило, не садится, потому что ему там нечего делать: он ловит насекомых в воздухе.
Стриж, в отличие от ласточки, не строит гнезда. Каждая дыра, дупло, щель годятся ему, чтобы отложить яйца и высиживать птенцов. Требуется только подстилка, а материал для нее в виде ниток, перышек, пуха или волосков можно всегда собрать в воздухе при сильном порыве ветра.
На этом занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал...»
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие «Осень золотая», 1 класс
Праздник Осени в 1 классе. Сценарий
Сценарий осеннего праздника для младших школьников 1-2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!