Игра брейн-ринг по истории для школьников 7-8 класса

Исторический брейн-ринг в 7-8 классах

Подготовительный этап. В вечере (брейн-ринге) может участвовать любое количество команд по 5—8 человек. Командам выдается сигнальная табличка, которая будет сигнализировать готовность команды к ответу.

Ведущему заранее необходимо позаботиться о наблюдателях (обучающиеся, которые по объективным причинам не пожелали участвовать в конкурсной программе), которые будут следить за тем, чтобы право ответа получила та команда, которая первой подняла табличку. Заранее необходимо позаботиться и о членах жюри.

В каждом туре за правильный ответ команда получает разное количество жетонов. Это зависит от сложности и насыщенности вопроса. Если ответ первой команды неправильный, то право ответа переходит ко второй команде. Перед каждым туром ведущий говорит о правилах выдачи жетонов за правильные ответы. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов в итоге брейн-ринга, признается победителем.

После приветственного слова и представления команд и наблюдателей ведущий начинает игру.

Описание брейн-ринга

Ведущий: Ребята, сегодняшняя наша встреча необычная: мы попытаемся определить самую смекалистую группу ребят, собравшихся на наш исторический брейн-ринг, да и к тому же свободно «перемещающихся по страницам мировой истории», а значит, знатоков истории.

Первый тур — «Верите ли вы?»

Итак, первый тур. И назовем мы его «Верите ли вы?». Каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые нужно ответить: «Верим» или «Не верим». За правильный ответ 1 жетон.

1. О фантастическом везении самого известного английского пирата Генри Моргана ходят легенды. Ему невероятно везло — ни в одном бою он не получил даже царапины. История сохранила интересный факт. На судне Моргана собрались все капитаны пиратских судов, а в*это время подвыпивший матрос случайно выстрелил и попал в пороховой погреб — корабль взлетел на воздух, погибли все, кроме Моргана и капитанов. Верите ли вы этому или нет? (Ответ: это правда)

2. Телефон, как известно, изобретен в Америке Александром Беллом. Верите ли вы, что рекорд по протяженности телефонной линии в прошлом веке принадлежал России — воздушная телефонная станция соединяла Москву с Петербургом, общая длина равнялась 660 километрам? (Ответ: это правда)

3. Верите ли вы, что первым животным, которое приручил человек, была корова? (Ответ: Нет, это была собака)

4. Верите ли вы, что одногорбого верблюда с древности называют дромедар — от греческого слова, означающего «быстроходный». (Ответ: это правда, дромедар (верблюд) может пробежать за час более 20 км)

5. Верите ли вы, что слово «фара» пришло к нам с древних времен, и происходит оно от названия одного из чудес света, Фаросского маяка? (Ответ: это действительно так)

6. Верите ли вы, что одно из чудес света «Висячие сады Семирамиды» были построены в Египте для отдыха любимой жены фараона Тутмоса III? (Ответ: неверно. Висячие сады были построены в Месопотамии Навуха- даносором для жены Семирамиды)

7. Верите ли вы, что все названные меры — это старые меры веса: берковец, пуд, фунт, лот, золотник. (Ответ: верно. Это древнерусские меры весов: берковец = = 163,8 кг; пуд - 16,38 кг; фунт = 409,512 г; лот = 12,797 г; золотник = 4,2657 г)

Второй тур — «Исследователи Южного полюса»

Ведущий: Во втором туре речь пойдет о двух знаменитых исследователях Южного полюса — Р. Амундсене и Р. Скотте. Вновь каждой команде по очереди будут задаваться вопросы, на которые нужно ответить: «Р. Амундсен» или «Р. Скотт». За правильный ответ — 1 жетон.

1. Он был отличным лыжником. (Амундсен)

2. Он использовал в экспедиции моторные сани, прообраз снегоходов (Скотт)

2. У него был большой опыт участия в полярных экспедициях. (Оба, т.е. Скотт и Амундсен)

3. У него был путь короче на 163 км, хотя меньше повезло в преодолении самого трудного участка. (Амундсен)

4. Он достиг Южного полюса. (Оба, т.е. Скотт и Амундсен)

5. Ему принадлежат слова: «Не знаю, что сказать насчет его намерений. Если ему суждено достичь полюса, то он должен попасть туда раньше нас, поскольку будет двигаться на собаках и выступит рано. Поэтому я решил поступать так, словно его не существует. Бег с ним наперегонки расстроил бы мой план, к тому же мы пришли вовсе не за тем». (Скотт)

6. Ему принадлежат слова: «Их путешествие было предпринято с чисто научными целями, а полюс являлся как бы приложением, в то время как в моем плане полюс занимал центральное место» (Амундсен)

После проведения двух туров жюри подводит итоги разминки и объявляет предварительные итоги. Во время работы жюри можно организовать музыкальную паузу или предложить командам сделать несколько простых физических упражнений, не выходя из аудитории.

Третий тур — «Знатоки истории США и Великобритании»

Ведущий: Итак, разминка закончилась. Вы хорошо познакомились со своими соперниками и теперь пора перейти к более сложным заданиям.

Прежде чем начать третий тур, я прошу выбрать от каждой команды по два знатока российской истории конца XX в.

(От каждой команды выходят по два участника. Им выдаются карточки с текстом, насыщенным историческими фактами общественно-политической жизни нашей страны в 1985-1991 гг., но содержащих 19 исторических ошибок. Задача каждой пары игроков — найти их и на карточке письменно отметить. Текст карточки будет приведен ниже.)

Пока знатоки от каждой команды разбираются в исторических событиях нашей страны конца XX в., оставшимся игрокам предстоит перевести свое внимание на историю США и Великобритании. Будьте внимательны, в каждой команде в третьем туре игроков сократилось ровно на два человека, а отвечать на вопросы надо быстро. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде в быстром темпе. За каждый правильный ответ команда получает жетон (или балл).

Итак, обращаемся к истории США и Великобритании.

1. Командующий континентальной армией США в середине XVIII в., первый американский президент. (Джордж Вашингтон (1732-1799))

2. «Вашингтон Южной Америки», освободитель Южной Америки в первой декаде XIX в., основатель Республики Боливия. (Симон Боливар (1783-1830))

3. Он возглавил в 1066 г. последнее успешное вторжение в Англию, отвоевал для себя корону Британии и основал королевский род, великий английский король середины XI в. (Вильгельм Завоеватель (ок. 1027-1087))

4. Организатор американской военной стратегии во время второй мировой войны, позже получившей его же имя, известный американский генерал середины XX в. (Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959))

5. Английский полководец середины XVII в., командующий армией парламента во время гражданской войны в Англии, основатель демократической формы правления в Англии и в то же время лорд-протектор, сосредоточивший почти всю королевскую и диктаторскую власть в своих руках. (Оливер Кромвель (1599—1658))

6. Известный американский полководец периода второй мировой войны, главнокомандующий силами союзников в Европе; возглавлял НАТО, был президентом США в середине 50-х гг. XX в. (Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (1890-1969))

7. Известный выдающийся британский адмирал конца XVIII в., автор теорий морских сражений, в 47 лет не проигравший ни одного из более 50 крупных морских сражений, при этом часто страдавший «морской болезнью». (Горацио Нельсон (1758-1805))

8. Английский король второй половины XII в., за необычайную смелость и мужество получивший «звериное» прозвище, величайший полководец средневековой Европы, возглавивший третий крестовый поход. (Ричард I Львиное сердце (1157-1199))

9. Известный революционер, создатель и неизменный руководитель первого коммунистического государства в Западном полушарии. (Фидель Кастро (род. в 1927 г.))

10. Создатель Микки Мауса и первого сказочного города для детей близ Лос-Анджелеса. (Уолт Дисней)

11. Одно из «чудес света» в Лондоне, здание для всемирной выставки, построенное в 1851 г. королевой Викторией. (Хрустальный дворец)

12. «Величайшая женщина в мире», стоящая на входе в Нью-Иорскую гавань. (Статуя Свободы)

13. Тридцать пятый президент США, в 1941-1945 гг. — офицер флота, автор программы ограничения социальных реформ, любимец американцев начала 60-х гг. XX в., убит 22 ноября 1963 г. в Далласе. (Джон Фицджеральд Кеннеди)

14. Герцог, фаворит и министр английских королей начала XVII в., чьим именем названа резиденция английских королей. (Джордж-Виллерс Букингем)

15. С 1809 г. — член палаты лордов, известный английский поэт-романтик, его заслуга — в приближении поэзии к разговорному языку. (Джордж Ноэль Гордон Байрон)

16. Знаменитый английский актер и кинорежиссер, с начала XX в. основатель мировой комедии «маленького человека с тросточкой и котелком». (Чарлз Спенсер Чаплин)

17. Американский певец и гитарист, «король рок-н-ролла» 50-х гг., создатель индивидуального вокального стиля. Пластинки с записями его песен и сейчас расходятся миллионными экземплярами. (Элвис (Эйрон) Пресли)

18. Американский писатель, нобелевский лауреат 1954 г., автор повести-притчи «Старик и море» и романа «По ком звонит колокол». (Эрнест Миллер Хэмингуэй)

Ведущий: Что ж, задание было сложное. Жюри постарается объективно оценить ответы каждой команды.

Четвертый тур — «От Ивана Грозного до Петра Первого»

Ведущий: А теперь можно обратиться к волнам истории России времен Ивана Грозного и Петра Первого.

В этом туре командам по очереди надо быстро ответить на экспресс-вопросы по истории Отечества:

1. Порядковый номер Иоанна Грозного? (4)

2. Кто утонул в Иртыше от царского подарка? (Ермак. «Тяжелый панцирь — дар царя — стал гибели его виною»)

3. Сколько было по разным версиям жен у Ивана Грозного? (До 9)

4. Каков вес Царь-пушки? (40 тонн)

5. Первый книгопечатник Руси? (Иван Федоров)

6. Сколько раз стреляла Царь-пушка? (Один раз, прахом Лжедмитрия)

7. Название первой печатной книги на Руси? (Апостол)

8. Как перевести знаменитые в XVI в. на Руси Четьи Минеи? (Сборники-книги, церковно-литературная энциклопедия)

9. Размер иконы-картины «Церковь воинствующая»? (4 м)

10. Назовите четыре ханства, которые присоединил к России Иван IV? (Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское)

11. Как назывался центральный собор Московского Кремля при Иване Грозном? (Успенский)

12. Рост Петра I составлял? (2 м 4 см)

13. Имя его сестры-регентши? (Софья)

14. Часть света, в которую Петр «прорубил окно»? (Европа)

15. Сколько лет длилась Северная война? (21 год)

16. Город-парадиз? (Санкт-Петербург)

17. Призывник в регулярную армию Петра? (Рекрут)

18. Сколькими ремеслами владел Петр I? (14)

19. Что запретил необразованным дворянам Петр? (Жениться)

20. Первая русская газета называлась? («Ведомости»)

21. Когда на Руси отмечали Новый год до Петра I? (1 сентября)

22. Праздники с иллюминацией, фейерверками, маскарадами, введенные на Руси Петром I? (Ассамблеи)

23. Как назывался первый русский музей? (Кунсткамера, помещение для редкостей)

24. Каким образом связан с именем Петра город Воронеж? (Воронежская земля — родина — колыбель Российского флота)

25. Откуда эти строки: «Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою, но полотенцем...» (Из книги «Юности честное зерцало», появившейся при Петре)

26. Какое событие произошло раньше: взятие Нарвы или основание Санкт-Петербурга? (Основание города Петра — 1703 г., взятие крепости — 1708 г.)

Пятый тур — «Угадай историческую личность»

Ведущий: Итак, последний тур нашего брейн-ринга мы решили назвать «Угадай историческую личность».

В тех заданиях, которые я вам зачитаю, скрыты очень известные личности, нужно только как можно быстрее сопоставить услышанные факты и поднять свою табличку, только тогда команда получит право дать ответ. За правильный ответ 5 баллов:

1. — Из любимых его занятий среди прочих были рубка дров и расчистка снега;

— он женился на женщине, которую звали Алиса-Вик- тория-Елена-Луиза-Беатриса;

— его родственник объявил ему войну;

— все, что он имел, он хотел передать не своему сыну, а брату;

— он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить его намерение;

— во время всеобщей переписи населения он заполнял анкету, в графе «Профессия» написал: «Хозяин земли русской»;

— со своей семьей был зверски расстрелян новыми властями. (Ответ: Николай II)

2. — Он был в родстве с поэтом М.Ю. Лермонтовым, с канцлером A.M. Горчаковым;

— он родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал в Петербурге, скончался в Киеве;

— его отец был комендантом Московского Кремля, а вся семья — дружна с писателем Л.Н. Толстым;

— его правая рука почти не действовала, тем не менее он ухитрялся исписывать ею горы бумаг;

— своим оппонентам он однажды твердо ответил: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;

— В.И. Ленин сказал о нем, что он пытался «влить новое вино в старые мехи»;

— на жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;

— он завещал похоронить себя в том городе, где его застигнет смерть. (Ответ: П.А. Столыпин)

3. — Он окончил институт при Академии художеств и философский факультет МГУ;

— добровольцем ушел на фронт, получил звание капитана;

— врачи поставили ему смертельный диагноз, даже отправили в морг, но он выжил и успешно работает;

— он выиграл конкурс на лучшие иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, опередив знаменитого Сальвадора Дали;

— однокурсники называли его нескромным человеком за то, что, выполняя домашнее задание, он приносил не одну заданную работу, а 10 ее вариантов;

— он создал памятник человеку, который был главным виновником его травли. Получив за свою работу большой гонорар, он выбрасывал его из окна своего автомобиля, пока ехал домой;

— над своим монументальным творением «Древо жизни» он работал с 1956 по 2000 гг. (Ответ: Эрнст Неизвестный).

4. — В эпоху «развитого социализма» его сослали в ссылку;

— он настолько не переносил ничего холодного, что даже селедку ему подавали подогретой;

— из группы своих коллег он был единственным, кто, получив часть задания, догадался о проекте в целом и разработал его;

— когда он работал, то оставлял дверь своей квартиры открытой, чтобы не подниматься и не отрываться от работы, если кто-то придет;

— он был единственным, кто стал действительным членом Академии наук, минуя звание члена-корреспондента;

— трижды он получал звание Героя Социалистического Труда, но его лишали всех званий и наград;

— именно ему принадлежит заслуга в разработке первых атомных бомб. (Ответ: А.Д. Сахаров).

По окончании тура жюри подводит итоги всей игры и объявляет команду победительницу.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 7 классе на тему: Труд

Классный час по экологии в 7 классе

Этическая беседа для 7 класса

Игра для школьников 6-7 класса. Традиции праздника Крещения

Игра «Поле чудес» для 7 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!