Литературная игра для младших школьников
Внеклассное мероприятие в начальной школе «Литературная угадайка»
В игре участвуют 3 команды с любым количеством игроков.
Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала по трем словам, относящимся к произведению, и получить за это 3 балла; если герой не угадан, то — по отрывку из произведения, и получить за это 2 балла; если и после этого герой командой не назван, то его называют зрители или ведущий, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то ведущий предлагает в качестве развлекательного момента выполнить задание по карточке зрителям.
Таким же образом следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д. В конце игры проводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.
Ведущий. Итак, команда под номером один! Внимание!
Это таинственная героиня, которую ни при каких обстоятельствах нельзя назвать положительным персонажем. (Шамаханская царица)
Слова: девица, шатер, смерть.
Отрывок.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела. (А. Пушкин)
Задание. В «Сказке о золотом петушке» А. Пушкина, откуда родом наша героиня, много волшебного и таинственного, например, сам золотой петушок. А какие еще волшебные предметы, встречающиеся в сказках, вы знаете? Назовите не менее семи предметов. (Клубочек, гусли-самогуды, скатерть- самобранка, зеркальце, блюдечко с яблочком, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.)
Ведущий. В игру вступает вторая команда.
Это юный бесстрашный герой. (Чиполлино.)
Слова: овощи, фрукты, сеньоры.
Отрывок. «Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит л и луковых запах в нос его высочеству:
— Что скажет принц, когда почувствует запах бедности?» (Д. Родари)
Задание. В сказке Д. Родари «Приключения Чиполлино» героями являются фрукты и овощи.
Отгадайте загадки о некоторых из них.
Я вырос на грядке.
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук)
Долгоножка хвалится:
— Я ли не красавица?
А всего-то косточка
Да красненькая кофточка. (Вишня)
Полезный, желтый, кислый он —
Называется... (лимон).
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор)
Золотая голова велика, тяжела.
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Сладка, сочна,
В форме лампочки она. (Груша )
Ведущий. Слово предоставляется третьей команде.
Это очаровательная и женственная героиня. (Золушка)
Слова: наряд, карета, часы.
Отрывок. «Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке». (Ш. Перро)
Задание. Золушка из сказки Ш. Перро замечательно танцевала на балу. Исполните под музыку энергичный танец, сидя на стуле.
Ведущий. И снова играет первая команда.
Если бы этот герой жил среди нас, ни один учитель не смог бы назвать его прилежным учеником. (Незнайка)
Слова: цветы, малыши, друзья.
Отрывок. «— Почему рано? Уже можно лететь!
— Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом». (Н. Носов)
Задание. Найти ошибки в словах, которые сочинил Незнайка.
♦ Посмотрите: синий грач
По полю несется вскачь. (Не синий, а черный.)
♦ С треском взламывая лед,
По Нилу ледокол плывет. (На Ниле льда не бывает.)
♦ Дрожит осиновый листок
Даже в слабый ветерок. (Ошибок нет.)
♦ Всем известно, без сомненья:
Карлсон не любил варенья. (Карлсон любил варенье.)
♦ Даже дети это знают:
В песках джунгли утопают. (В джунглях нет песков.)
♦ Яна только сейчас поняла:
Одно и то же — волчок и юла. (Ошибок нет.)
♦ Очень мило сибирская кошка
Вальс играет на русской гармошке. (Кошки не играют на гармошках.)
Ведущий. Игру продолжает команда под номером два.
Это легко узнаваемый герой. (Буратино)
Слова: театр, дерево, обман.
Отрывок. «Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка». (А. Толстой)
Задание. Буратино, как известно, большой поклонник театрального искусства. Инсценируйте диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».
• — Сколько тебе лет?
— Скоро восемь, а пока три.
• — А мой папа храпеть умеет!
— А у нас на даче столько пыли!
• — Я сегодня упала и сильно ушиблась.
— Плакала?
— Нет.
— Почему?
— А никто не видал.
• — Я выйду замуж за Вову, у него красивый костюмчик, и за Петю тоже: он подарил мне копеечку.
— А как же Леша? Ведь у него столько игрушек!
— Что ж, придется мне и за него выходить.
• — Тебя нашли в капусте!
— Разве я был в супе?
• — Не ешь зеленых вишен, умрешь.
— Нет, не умру.
— Видел: вчера хоронили дедушку? Когда он был маленький, он ел зеленые вишни — вот и умер.
• — Что это ты шепчешь собаке?
— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.
• — Я буду доктор, а ты пусть больная. Что у вас болит?
— Глаза.
— С вашими глазами случилось воспаление легких.
Ведущий. Играет команда под номером три.
Это очень добрый герой, работник зоопарка. (Крокодил Гена)
Слова: одиночество, дом, дружба.
Отрывок. «А я уже придумал! Надо взять и написать объявления, чтобы они приходили к нам. А когда они будут приходить, мы будем их знакомить между собой.
Эта мысль всем понравилась, и друзья решили сделать так. Они развесят по городу объявления. Каждому, кто будет приходить к ним, они постараются найти товарища». (Э. Успенский)
Задание. Исполнить песню из мультфильма о крокодиле Гене и Чебурашке «Пусть бегут неуклюже...». (Слова Тимофеевского, музыка В. Шаинского.)
Ведущий. Игра вступает в третий круг. Слово первой команде.
Эта героиня — очень коварная особа, влюбленная в себя. (Царица из «Сказки о мертвой царевне...»)
Слова: красота, ревность, преступление.
Отрывок.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива». (А. С. Пушкин)
Задание. Царица могла часами любоваться собой в зеркальце. Покажите, как она с ним разговаривала, используя зеркальце и цитату из сказки:
Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Ведущий. Играет вторая команда.
Этот герой — существо, которое человеком уж точно не назовешь. (Мойдодыр)
Слова: начальник, чистота, вода.
Отрывок.
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок... (К. Чуковский)
Задание. Мойдодыр — яростный сторонник гигиены. Ответьте в быстром темпе на вопросы по теме «Гигиена».
♦ Что представляет собой кривоногий и хромой Мойдодыр? (Умывальник)
♦ Время от времени на помощь длинным волосам приходят... (ножницы).
♦ Какой предмет обязательно должен быть хотя бы в одном кармане? (Носовой платок)
♦ На смену зубному порошку пришла зубная ... (паста).
♦ Оно бывает туалетное и хозяйственное. (Мыло)
♦ Помощник мятой одежды. (Утюг)
♦ Если кожа шелушится, помогу я без проблем,
Ведь я ласковый и нежный детский ... (крем).
♦ Солнце, воздух и вода — наши лучшие ... (друзья).
♦ Куда ходят с березовым веником? (В баню.)
♦ Хлопотун Егорка взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел, оглянулся — чистый пол. (Веник)
Ведущий. Игру завершает третья команда.
Эта героиня — девочка со странным именем. (Красная Шапочка)
Слова: корзинка, лес, подмена.
Отрывок. «Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.
Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка». (Ш. Перро)
Задание. Пересказать по ролям диалог Красной Шапочки и Волка, переодетого бабушкой.
Ведущий. Жюри подсчитывает количество баллов, и сейчас оно назовет команду-победительницу.
Рекомендуем посмотреть:
Подвижные игры с мячом для детей начальных классов
Зимние подвижные игры для школьников
Литературная игра для младших школьников по сказке «Золотой ключик»
Нет комментариев. Ваш будет первым!