Мероприятие на День воды в начальной школе
Сценарий познавательной игровой программы для младших школьников
Тема: День живой воды (познавательная игровая программа)
Цель: активизация познавательной и игровой активности учащихся.
Предварительная подготовка: подбор детьми пословиц, поговорок, загадок о воде, повторение народных примет, разучивание песен, закличек; проведение конкурса рисунков на тему «Вода»; лучшие рисунки собираются для оформления помещения, где будет проходить игра; ведущие в русских костюмах.
Ход мероприятия
1-й ведущий. Зовут воду в народе не иначе, как «матушка», «царица». Еще на заре человеческой истории люди отчетливо сознавали великое значение водной стихии: без воды нет и не может быть жизни.
Одно из наследств седой старины - вера в родники и почтение к ним не как к источникам больших рек-кормилиц, а именно как к хранителям и раздавателям таинственных целебных сил. В доисторические времена вместо храмов богам посвящали ручьи и колодцы.
2-й ведущий. За нашими реками сохранились в виде легенд следы олицетворения их как живых существ богатырского склада. Известна легенда о споре Волги с Вазузой по поводу старейшинства.
Под медленную, плавную народную музыку входят «две реки» - Волга и Вазуза (девочки в длинных голубых платьях).
Волга. Я - главная из всех рек. Истоки мои далеки-далеки, воды мои глубоки-глубоки, берега зелены-зелены. Все реки - младшие сестры мои.
Вазуза. Может, ты и глубока, и плывешь издалека, да медленна, неповоротлива, тяжела, не то что я, Вазуза. Я легка и игрива. Я старше тебя, а поэтому главнее.
Волга. Я родилась раньше тебя на многие лета, а ты говоришь, что ты старшая.
Вазуза. Меня народ любит. В честь меня устраивают игрища, хороводы водят, задабривают, рыбы испрашивают.
Волга. Нет, сестрица, меня народ любит больше. Рыба моя и тяжелее и вкуснее твоей. На моих берегах столько селений людских, что и не сочтешь. А чтобы окончить спор наш, решим так: обе спать ляжем, и та, которая встанет раньше и скорее добежит до Хвалынского моря, будет первенствовать.
Обе наклоняют головы, «засыпают».
1-й ведущий. Ночью Вазуза встала раньше и неслышно, прямым и ближним путем потекла вперед. («Вазуза» просыпается и удаляется от «Волги».) Проснувшаяся Волга пошла не тихо, не скоро, а как надо. Но в Зубцове она догнала Вазузу. («Волга» настигает «Вазузу».) Волга была грозна.
Волга. Вазуза! Разолью я свои воды глубокие, уничтожу тебя силой грозною!
Вазуза (испуганно). Не губи меня, сестрица старшая, возьми меня к себе на руки и донеси до Хвалынского моря. Буду я во всем тебя слушаться, признаю я, что ты старшая.
Волга и Вазуза, взявшись за руки, уходят.
2-й ведущий. Днепр в былинах является в виде женщины, под именем Непры Королевичны. Она вступает в богатырский спор на пиру у князя Киевского с Доном Ивановичем. В единоборстве она осталась побежденной. Дон убил ее каленой стрелой и сам в отчаянии упал на ножище-кинжалище.
Вот от этой-то крови и потекла Непра-река, «во глубину двадцати сажень, в ширину сорока сажень».
1-й ведущий. Народ очень чтил речную воду. Когда пройдет весенний лед и реки вскроются, едва только очистится вода, как все дети, взрослые и старики бежали на берег, зачерпывали пригоршнями воду и умывали три раза лицо, голову и руки.
Эти обычаи приводят нас к целому ряду суеверных гаданий, где воде предоставлено главное место.
2-й ведущий. В первом случае при болезни домашних животных окатывали водою крест или медный образок, читали молитвы, кропили и поили тех, кто нуждался во врачебной помощи. «Прощение у воды» испрашивалось больным и обездоленным. Обычай этот строился на том убеждении, что вода мстит за нанесенные ей оскорбления, насылая на людей болезни.
«Воде и огню бог волю дал», - говорил народ в утешение на те случаи, когда в природе нарушалось равновесие и вода, в меру питавшая землю, из благодетельницы превращалась в лютого врага, наводящего страх: «Где много воды, там жди беды», «Хороши в батраках огонь да вода, а не дай им Бог своим умом зажить».
- А какие вы, ребята, знаете пословицы, народные приметы, поговорки о воде?
Приметы:
• Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету.
• Сухой март - к плодородию, дождливый - к неурожаю.
• Если лебеди раскричались, завтра будет дождь.
• Если муравьи прячутся в кучи, жди сильного ветра, дождя, грозы.
• На Мефодия дождь - будет идти сорок дней. (Мефодий - перепелятник, 3 июля.)
• Если 3 июня дождь с градом, то 3 декабря снег с крупой.
Пословицы и поговорки:
• Вода на лугу - сено в стогу.
• Где вода, там и верба.
• Коли в мае дождь, так и будет рожь.
• Дождь в мае хлеба подымает.
• В марте курица из лужи напьется.
• Апрель, апрель - на дворе звенит капель.
• Где в апреле река, там в июле лужица.
• Весенний дождь растит, осенний гноит.
• Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.
• Весною сутки мочит, час сушит.
Загадки:
1. Что в руках не удержишь?
Что в решете не унесешь?
Что в гору не выкатишь? (Воду.)
2. Зимой скрываюсь, весной появляюсь,
Летом веселюсь, осенью спать ложусь. (Река.)
3. Бежит бычок - золотой рожок.
Бежит из котелка, а выбежать не может. (Ручей.)
4. Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)
5. Кругом вода, а попить - беда. (Море.)
1-й ведущий. Наши далекие предки-славяне считали, что из-под копыт богатырского коня бога Перуна возникают громовые ключи, обладающие чудодейственной силой. В более поздний период, уже после принятия Русью христианства, считалось, что гремящие ручьи возникают от огненных стрел Ильи- пророка. Возле таких ключей всегда ставили часовенку и вешали образ Богоматери.
2-й ведущий. Чтил наш народ и дождевую воду. Выбегая на улицы босыми, с непокрытыми головами, люди становились под небесные потоки первого весеннего дождя, пригоршнями набирали воду, чтобы вымыть лицо три раза; выносили чашки, собирая целебную влагу, и в крепко закупоренных сосудах сохраняли ее круглый год, до нового первого дождя.
1-й ведущий. На Мефодия-перепелятника (3 июля) после дождя дети шли в такое место, где раздавалось звучное эхо, и громко кричали.
Дети (издали протяжно).
Гнилая колода, гнилая колода,
Какая будет завтра погода?
Дождь будет - отзовись!
А не будет - помолчи!
Ведущий. Если отголосок немой - непогода продолжится. Звучное эхо предвещало вёдро. А сейчас мы поиграем.
Игра «Дождь».
Дети хором произносят слова, выполняя при этом движения.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
(Вытягивают руки вперед, ладонями вниз. Встряхивают кистями рук.)
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
(Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, поднимают руки выше.)
И рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
(Руки опускают вниз, приседают, наклоняют головы.)
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
(Встают, вытягивают руки вперед ладонями вверх.)
Игра «Морской царь».
2-й ведущий. Морской царь - верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода и бушующая стихия топит корабли. Чтобы умилостивить царя, корабельщики опускали за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине Садко.
По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь морского царя, а реки - его дочери.
Позднейшие сказания рисуют морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяною царицею - «всем русалкам русалкой» - сыновей, одни дочери рождаются - девы моря с рыбьими хвостами.
По считалке выбирается «морской царь».
Николай, Николай,
Нас в водичке искупай,
Плохо носом грязным быть!
Выходи, тебе водить!
Определяется игровое поле: в «море» на большом расстоянии «тонущий корабль» и «остров», между ними четыре «кочки». Играющим надо перебраться с «корабля» на «остров» и обратно, стараясь не попасть в руки «морского царя». «Морской царь» ловит игроков и рассаживает их на «кочки», затрудняя тем самым движения остальным. Больше двух человек на «кочке» не помещается. Пока «морской царь» занят ловлей игроков, можно украсть у него «ракушки» (любые мелкие предметы) и по заранее оговоренной цене выкупить пойманных.
1-й ведущий. Помните, ребята, что без воды нет и не может быть на Земле жизни. Берегите воду, как берегли ее наши далекие предки.
Рекомендуем посмотреть:
Развлекательное мероприятие для младших школьников. Сценарий
Сценарий осеннего праздника для младших школьников 1-2 класса
Внеклассное мероприятие в начальной школе «По страницам любимых сказок»
Сценарий театрализованного представления ко Дню Земли для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!