Игры для развития речи, 1-2-3 года

Игры на развитие речи у малышей

Запоминайка

Назначение: Игра развивает речь, память, мышление.

Возраст: для детей от 1 года

Положите перед ребенком три любимые игрушки, названия которых состоят из одного слова (мяч, куклу, кубик и др.).

Поднимите игрушку и скажите, как она называется.

Попросите малыша поочередно взять мяч, куклу, кубик.

А теперь, поднимая игрушки, попросите назвать их.

Возможно, кроха не сразу правильно выполнит задание, не волнуйтесь. Повторите игру несколько раз.

 

Какие разные звуки!

Назначение: Игра развивает речь, память, умение общаться.

Возраст: для детей от 9 месяцев.

Учите ребенка произносить звукоподражания:

На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у».

Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з».

Летний ветерок подул: «ф-ф-ф, ф-ф-ф».

Колокольчик зазвенел: «Динь-динь-динь».

Стрекотал в траве кузнечик: «Тр-р-р, тц-с-с».

Еж колючий пробегал: «Пх-пх-пх».

Птичка маленькая пела: «Тиль-ль, тиль-ль».

И сердитый жук жужжал: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж»,

 

Давай почитаем!

Назначение: Игра развивает мышление, координацию, речь.

Возраст: для детей от 6 месяцев

Посадите ребенка к себе на колени и рассматривайте с ним картинки в книжках. Картинки должны быть крупными, с небольшим количеством деталей, а страницы — картонными: их удобно переворачивать.

Показывая изображения животных, имитируйте их голоса: «Вот это киска — она говорит:  «Мяу-мяу». Покажи, где киса. Это собачка — она лает: «Ав-ав». Покажи, где собачка».

Учите малыша переворачивать страницы.

 

Подскажи!

Назначение: Игра способствует развитию речи, памяти, воображения.

Возраст: для детей от 9 месяцев

Рассказывайте ребенку потешки, привлекая его к инсценировке.

Сначала расскажите стихотворение целиком:

— Гуси-гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Так летите же домой!

— Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

— Ну летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Читая в следующий раз, пропустите какое-нибудь слово, например, «Га-га-га», побуждая малыша подсказать его вам. Покажите, как гуси машут крыльями.

Время от времени повторяйте игру, чтобы малыш ее не забыл. Скоро у вас получится настоящий диалог в стихах.

 

«У меня зазвонил телефон»

Назначение: Игра формирует игровые навыки, развивает речь, воображение, мелкую моторику.

Возраст: для детей от 9 месяцев.

Очень полезная вещь в игрушечном хозяйстве — телефон. Телефоны бывают разными: с кнопками, вращающимся диском, со звуковым сопровождением при наборе номера и т. д.

Ваш малыш наверняка уже не раз проявлял любопытство, наблюдая, как вы разговариваете по телефону. Скажите ему: «Ну вот, теперь и у тебя будет свой телефон!» Покажите, как пользоваться игрушкой: правильно прикладывать трубку к уху, набирать номер, вести воображаемый диалог.

Научите ребенка нажимать на кнопки и крутить диск указательным пальцем.

 

Хочу всё знать

Назначение: Игра развивает речь, память, умение общаться.

Возраст: для детей от 9 месяцев.

Постоянно разговаривайте с малышом, объясняя, что происходит здесь и сейчас. Задавайте ребенку вопросы и отвечайте на них сами.

Как только малыш начнет произносить отдельные слова, старайтесь дополнять его высказывания, превращая их в предложения. «Ав-ав!» — сообщает малыш, показывая на собаку. «Да, — отвечаете вы, — собака побежала! Она говорит: “Ав-ав!"»

Комментируйте все действия: «Сейчас мы умоемся, потом переоденемся, а после этого пойдем спать!»

Научите малыша звукоподражательным словам, обозначающим различных животных и предметы. Например, спросите: «Что говорит кошка?», «Как бибикает машина?» и т. д.

Первый детский словарь может состоять из таких слов: «мяу-мяу»; «ав-ав»; «му-у-у»; «ме-е-е»; «бе-е-е»; «га-га- га»; «пи-пи-пи»; «би-би»; «ту-ту»; «у-у-у»; «ко-ко-ко»; «ду- АУ-ДУ».

И, конечно, «папа», «мама», «баба», «деда».

 

Кто там?

Назначение: Игра развивает речь, память, артистизм.

Возраст: для детей от 2 лет.

Выйдите из комнаты и закройте за собой дверь. Постучитесь. Пусть малыш скажет: «Кто там? Войдите». Вы открываете дверь и говорите: «Это я».

Теперь пусть ребенок постучит в дверь, а вы скажите: «Кто там? Войдите». Малыш входит со словами: «Это я».

За дверью могут оказаться разные животные. Предложите малышу изобразить собачку. Спросите: «Кто там? Войдите», А малыш с удовольствием откроет дверь и залает, как собачка,

 

Как зовут зверят?

Назначение: Игра развивает память и речь.

Возраст: для детей от 2 лет.

Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно, предложите ему повторять ваши слова:

Как зовут детенышей собачки? — Щенки!

Как зовут детенышей кошечки? — Котята!

Как зовут детенышей коровы? — Телята!

Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!

Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!

Как зовут детенышей утки? — Утята!

 

Подскажи словечко!

Назначение: Игра развивает память и речь.

Возраст: для детей от 1 года

Прочитайте стихотворение целиком. Предупредите малыша, что в следующий раз он должен будет вам подсказывать.

Читая стихотворение во второй раз, пропускайте последнее слово строки, например:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

А. Барто

Потом попросите малыша подсказывать два последних слова в каждой строчке.

И, наконец, вам останется произнести только первое слово, а малыш закончит строчку или даже все стихотворение.

 

Для чего нужна вода?

Назначение: Игра развивает речь, расширяет кругозор.

Возраст: для детей от 2,5 лет.

Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.

Например: «Для чего нам нужна вода?» — «Чтобы пить, поливать цветы, купаться».

Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т, д.

Постепенно вопросы должны становиться сложнее. Например: «Для чего нужны компьютер, телевизор, солнце, день, ночь?»

 

Он, она, оно, они

Назначение: Игра развивает речь, знакомит с основными законами грамматики.

Возраст: для детей от 2,5 лет.

Предложите малышу заменять местоимениями существительные, которые вы назовете. Например: машина — она; потолок — он; ножницы — они; небо — оно и т. д.

 

Зарядка для языка

Назначение: Игра полезна для тренировки артикуляционного аппарата.

Возраст: для детей от 1 года.

Сядьте напротив ребенка, рассказывайте веселую историю и показывайте, что нужно делать. Малыш должен повторять движения.

Погулять язык собрался (откройте рот):

Он умылся

(кончиком языка быстро проведите по верхним зубам),

Причесался

(несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте язык и спрячьте),

На прохожих оглянулся

(проведите языком по губам — облизнитесь),

Вправо, влево повернулся

(поверните язык вправо и влево),

Вниз упал, наверх полез

(опустите язык, затем поднимите),

Раз — и в ротике исчез (закройте рот).

Малыш повторяет ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», вам придется делать движения в правую сторону.

 

Тепло, ещё теплее

Назначение: Это очень веселая игра, развивающая сообразительность, реакцию и речь.

Возраст: для детей от 2 лет.

В эту игру можно играть дома, на улице, в любой компании.

Спрячьте какой-нибудь предмет. Малыш должен найти его по вашим указаниям: если предмет находится далеко от малыша, говорите «холодно», если ближе — «теплее», «горячо», «совсем жарко».

Когда малыш найдет спрятанную вещь, похвалите и вознаградите его за догадливость.

В следующий раз поменяйтесь ролями — вы «с огромным трудом» ищете спрятанный ребенком предмет.

 

Путаница

Назначение: Игра развивает речь, логику, внимание.

Возраст: для детей от 2,5 лет.

Предложите ребенку угадать, правильно ли вы говорите, и, если нет, — поправить вас. Фразы должны быть смешными; «Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и т. п.

Малыш сразу же заметит несоответствие и скажет, как нужно правильно говорить.

После нескольких неправильных фраз скажите одну правильную: «Мишка сидит на полу». Проверьте, насколько внимателен малыш.

А теперь поменяйтесь ролями. Пусть малыш составляет перепутанные фразы, а вы будете из этих слов составлять правильные предложения.

После 3 лет. усложняйте игру. Скажите, например: «На улице очень жарко, поэтому мы наденем пальто, шапку и валенки».

 

Зоопарк

Назначение: Игра развивает кругозор, наблюдательность, интеллект, память.

Возраст: для детей от 2,5 лет.

Приготовьте игрушки, изображающие животных, и карточки, на которых с одной стороны должно быть четко написано название животного.

Рассмотрите животных вместе с малышом, вспомните, как они называются. Расскажите немного о каждом.

Показывая игрушку, спрашивайте малыша, кто это и что ему известно об этом животном.

Разложите на полу или на столе карточки. Это зоопарк, в котором у каждого животного есть свой домик, а в домике — вкусная еда. Теперь малыш должен помочь животным «расселиться».

Если малыш ошибся, возьмите на себя роль обиженного животного и скажите, например, что на этой клетке написано: «Слон», поэтому лев не хочет в ней жить.

 

Бабушкин чемодан

Назначение: Эта игра развивает речь и память ребенка.

Возраст: для детей от 2 лет.

Предложите малышу представить, что привезет бабушка (тетя, старший брат и т. д.): «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет...»

Малыш повторяет это слово и добавляет еще одно. Например: «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет тапочки и платье».

Вы повторяете предложение и добавляете еще один предмет и т. д.

Для наглядности можно взять настоящий чемодан и укладывать в него настоящие вещи. Или нарисовать все предметы на листках бумаги.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

Скороговорки для развития речи у детей 6-7 лет

Игры на развитие речи у детей 1-2 лет

Скороговорки для детей 5-6 лет в детском саду. Картотека

Игры на развитие мышления и речи у дошкольников 4-5-6 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!