Игры для развития речи, 1-2-3 года
Игры на развитие речи у малышей
Запоминайка
Назначение: Игра развивает речь, память, мышление.
Возраст: для детей от 1 года
Положите перед ребенком три любимые игрушки, названия которых состоят из одного слова (мяч, куклу, кубик и др.).
Поднимите игрушку и скажите, как она называется.
Попросите малыша поочередно взять мяч, куклу, кубик.
А теперь, поднимая игрушки, попросите назвать их.
Возможно, кроха не сразу правильно выполнит задание, не волнуйтесь. Повторите игру несколько раз.
Какие разные звуки!
Назначение: Игра развивает речь, память, умение общаться.
Возраст: для детей от 9 месяцев.
Учите ребенка произносить звукоподражания:
На лугу паслась корова: «Му-у-у, му-у-у».
Полосатый шмель летел: «З-з-з, з-з-з».
Летний ветерок подул: «ф-ф-ф, ф-ф-ф».
Колокольчик зазвенел: «Динь-динь-динь».
Стрекотал в траве кузнечик: «Тр-р-р, тц-с-с».
Еж колючий пробегал: «Пх-пх-пх».
Птичка маленькая пела: «Тиль-ль, тиль-ль».
И сердитый жук жужжал: «Ж-ж-ж, ж-ж-ж»,
Давай почитаем!
Назначение: Игра развивает мышление, координацию, речь.
Возраст: для детей от 6 месяцев
Посадите ребенка к себе на колени и рассматривайте с ним картинки в книжках. Картинки должны быть крупными, с небольшим количеством деталей, а страницы — картонными: их удобно переворачивать.
Показывая изображения животных, имитируйте их голоса: «Вот это киска — она говорит: «Мяу-мяу». Покажи, где киса. Это собачка — она лает: «Ав-ав». Покажи, где собачка».
Учите малыша переворачивать страницы.
Подскажи!
Назначение: Игра способствует развитию речи, памяти, воображения.
Возраст: для детей от 9 месяцев
Рассказывайте ребенку потешки, привлекая его к инсценировке.
Сначала расскажите стихотворение целиком:
— Гуси-гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой
Не пускает нас домой!
— Ну летите, как хотите,
Только крылья берегите!
Читая в следующий раз, пропустите какое-нибудь слово, например, «Га-га-га», побуждая малыша подсказать его вам. Покажите, как гуси машут крыльями.
Время от времени повторяйте игру, чтобы малыш ее не забыл. Скоро у вас получится настоящий диалог в стихах.
«У меня зазвонил телефон»
Назначение: Игра формирует игровые навыки, развивает речь, воображение, мелкую моторику.
Возраст: для детей от 9 месяцев.
Очень полезная вещь в игрушечном хозяйстве — телефон. Телефоны бывают разными: с кнопками, вращающимся диском, со звуковым сопровождением при наборе номера и т. д.
Ваш малыш наверняка уже не раз проявлял любопытство, наблюдая, как вы разговариваете по телефону. Скажите ему: «Ну вот, теперь и у тебя будет свой телефон!» Покажите, как пользоваться игрушкой: правильно прикладывать трубку к уху, набирать номер, вести воображаемый диалог.
Научите ребенка нажимать на кнопки и крутить диск указательным пальцем.
Хочу всё знать
Назначение: Игра развивает речь, память, умение общаться.
Возраст: для детей от 9 месяцев.
Постоянно разговаривайте с малышом, объясняя, что происходит здесь и сейчас. Задавайте ребенку вопросы и отвечайте на них сами.
Как только малыш начнет произносить отдельные слова, старайтесь дополнять его высказывания, превращая их в предложения. «Ав-ав!» — сообщает малыш, показывая на собаку. «Да, — отвечаете вы, — собака побежала! Она говорит: “Ав-ав!"»
Комментируйте все действия: «Сейчас мы умоемся, потом переоденемся, а после этого пойдем спать!»
Научите малыша звукоподражательным словам, обозначающим различных животных и предметы. Например, спросите: «Что говорит кошка?», «Как бибикает машина?» и т. д.
Первый детский словарь может состоять из таких слов: «мяу-мяу»; «ав-ав»; «му-у-у»; «ме-е-е»; «бе-е-е»; «га-га- га»; «пи-пи-пи»; «би-би»; «ту-ту»; «у-у-у»; «ко-ко-ко»; «ду- АУ-ДУ».
И, конечно, «папа», «мама», «баба», «деда».
Кто там?
Назначение: Игра развивает речь, память, артистизм.
Возраст: для детей от 2 лет.
Выйдите из комнаты и закройте за собой дверь. Постучитесь. Пусть малыш скажет: «Кто там? Войдите». Вы открываете дверь и говорите: «Это я».
Теперь пусть ребенок постучит в дверь, а вы скажите: «Кто там? Войдите». Малыш входит со словами: «Это я».
За дверью могут оказаться разные животные. Предложите малышу изобразить собачку. Спросите: «Кто там? Войдите», А малыш с удовольствием откроет дверь и залает, как собачка,
Как зовут зверят?
Назначение: Игра развивает память и речь.
Возраст: для детей от 2 лет.
Задайте малышу вопросы. Если ребенок говорит хорошо, он будет отвечать сам. Если он говорит неуверенно, предложите ему повторять ваши слова:
Как зовут детенышей собачки? — Щенки!
Как зовут детенышей кошечки? — Котята!
Как зовут детенышей коровы? — Телята!
Как зовут детенышей курочки? — Цыплята!
Как зовут детенышей овечки? — Ягнята!
Как зовут детенышей утки? — Утята!
Подскажи словечко!
Назначение: Игра развивает память и речь.
Возраст: для детей от 1 года
Прочитайте стихотворение целиком. Предупредите малыша, что в следующий раз он должен будет вам подсказывать.
Читая стихотворение во второй раз, пропускайте последнее слово строки, например:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
А. Барто
Потом попросите малыша подсказывать два последних слова в каждой строчке.
И, наконец, вам останется произнести только первое слово, а малыш закончит строчку или даже все стихотворение.
Для чего нужна вода?
Назначение: Игра развивает речь, расширяет кругозор.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Задавайте малышу вопросы, чтобы он учился связывать разные понятия, обобщать и точно формулировать ответы.
Например: «Для чего нам нужна вода?» — «Чтобы пить, поливать цветы, купаться».
Спросите, для чего нужны ложка, кружка, стул и т, д.
Постепенно вопросы должны становиться сложнее. Например: «Для чего нужны компьютер, телевизор, солнце, день, ночь?»
Он, она, оно, они
Назначение: Игра развивает речь, знакомит с основными законами грамматики.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Предложите малышу заменять местоимениями существительные, которые вы назовете. Например: машина — она; потолок — он; ножницы — они; небо — оно и т. д.
Зарядка для языка
Назначение: Игра полезна для тренировки артикуляционного аппарата.
Возраст: для детей от 1 года.
Сядьте напротив ребенка, рассказывайте веселую историю и показывайте, что нужно делать. Малыш должен повторять движения.
Погулять язык собрался (откройте рот):
Он умылся
(кончиком языка быстро проведите по верхним зубам),
Причесался
(несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте язык и спрячьте),
На прохожих оглянулся
(проведите языком по губам — облизнитесь),
Вправо, влево повернулся
(поверните язык вправо и влево),
Вниз упал, наверх полез
(опустите язык, затем поднимите),
Раз — и в ротике исчез (закройте рот).
Малыш повторяет ваши действия зеркально, поэтому, произнося «влево», вам придется делать движения в правую сторону.
Тепло, ещё теплее
Назначение: Это очень веселая игра, развивающая сообразительность, реакцию и речь.
Возраст: для детей от 2 лет.
В эту игру можно играть дома, на улице, в любой компании.
Спрячьте какой-нибудь предмет. Малыш должен найти его по вашим указаниям: если предмет находится далеко от малыша, говорите «холодно», если ближе — «теплее», «горячо», «совсем жарко».
Когда малыш найдет спрятанную вещь, похвалите и вознаградите его за догадливость.
В следующий раз поменяйтесь ролями — вы «с огромным трудом» ищете спрятанный ребенком предмет.
Путаница
Назначение: Игра развивает речь, логику, внимание.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Предложите ребенку угадать, правильно ли вы говорите, и, если нет, — поправить вас. Фразы должны быть смешными; «Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и т. п.
Малыш сразу же заметит несоответствие и скажет, как нужно правильно говорить.
После нескольких неправильных фраз скажите одну правильную: «Мишка сидит на полу». Проверьте, насколько внимателен малыш.
А теперь поменяйтесь ролями. Пусть малыш составляет перепутанные фразы, а вы будете из этих слов составлять правильные предложения.
После 3 лет. усложняйте игру. Скажите, например: «На улице очень жарко, поэтому мы наденем пальто, шапку и валенки».
Зоопарк
Назначение: Игра развивает кругозор, наблюдательность, интеллект, память.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Приготовьте игрушки, изображающие животных, и карточки, на которых с одной стороны должно быть четко написано название животного.
Рассмотрите животных вместе с малышом, вспомните, как они называются. Расскажите немного о каждом.
Показывая игрушку, спрашивайте малыша, кто это и что ему известно об этом животном.
Разложите на полу или на столе карточки. Это зоопарк, в котором у каждого животного есть свой домик, а в домике — вкусная еда. Теперь малыш должен помочь животным «расселиться».
Если малыш ошибся, возьмите на себя роль обиженного животного и скажите, например, что на этой клетке написано: «Слон», поэтому лев не хочет в ней жить.
Бабушкин чемодан
Назначение: Эта игра развивает речь и память ребенка.
Возраст: для детей от 2 лет.
Предложите малышу представить, что привезет бабушка (тетя, старший брат и т. д.): «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет...»
Малыш повторяет это слово и добавляет еще одно. Например: «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет тапочки и платье».
Вы повторяете предложение и добавляете еще один предмет и т. д.
Для наглядности можно взять настоящий чемодан и укладывать в него настоящие вещи. Или нарисовать все предметы на листках бумаги.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду
Скороговорки для развития речи у детей 6-7 лет
Игры на развитие речи у детей 1-2 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!