Поведение четырех-пятилетнего ребенка в обществе людей
Ребенок в возрасте четырех-пяги лет уже способен довольно осознанно видеть свое место в обществе людей. И этот очень важный момент в жизни любого человека можно рассматривать как явный прогресс в его внутреннем развитии.
До сих пор малыш мог пребывать в заблуждении, видя себя неким центром мироздания; у него были для того основания — ведь он для своих мамы и папы свет в окошке, он их любовь и отрада, он их забота и труд, он их помыслы и отдохновение души (и таковым он будет для них всегда); они спешили к нему по первому зову, они делали для него все, что могли, они, быть может, не столько ухаживали за ним, сколько служили ему; однако постепенно пределы доступного окружающего мира раздвинулись, и ребенок увидел, что он занимает в огромном мире всего лишь маленькую ячейку — рядом с ячейками, которые занимают мама и папа и другие близкие люди. Быть может, он и не видит этого со всей ясностью — с той ясностью, о какой мы здесь говорим, — но он, можно не сомневаться, это довольно живо чувствует.
Задача родителей — воспитать в ребенке правильное отношение к окружающему миру, помочь ребенку увидеть свое место в окружающем мире, в частности — в мире людей.
Задача эта весьма непростая: родителям предстоит воспитать человека, уважающего себя, но не переоценивающего свои силы и возможности, не заносчивого, не эгоиста; им предстоит воспитать человека скромного, но не склонного с готовностью отступать на вторые роли, не склонного к самоуничижению; предстоит воспитать человека уверенного в себе, но не самоуверенного. Они должны помочь своему ребенку понять правила человеческого общежития и гармонично вписаться в общество.