Игры на развитие мелкой моторики детей 4-5-6 лет

Игры на развитие мелкой моторики детей 4-5-6 лет

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие мелкой моторики рук

Театр теней

Цель игры: развитие воображения, мышц рук, мелкой моторики, эмоционального контакта с окружающими.

Необходимые материалы и наглядные пособия: настольная лампа, стена.

Рекомендации: если на стене темные обои, к ней необходимо приколоть лист белой бумаги или простыню. Лампа располагается низко, на высоте рук. Сядьте между лампой и стеной. В помощь на первое время предоставлен рисунок 5 «Театр теней», где изображены тени, которые можно получить, если правильно сложить руки и пальцы рук.

Ход игры: выберите любого зверя, научитесь складывать пальцы, как показано на рисунке 5, и на экране возникнут понравившиеся вам фигурки. Если пошевелить пальцами, то тени начнут оживать, выполнять незамысловатые движения. Если держать руки ближе к лампе, то тень будет большой, а если ближе к экрану, то тени будут отчетливее, меньше по размеру.

Рис. 1. Театр теней

Театр теней дает неограниченную возможность фантазии. Можно придумывать различные новые тени, разыгрывать сценки и целые спектакли. Совместное творчество сплачивает, рождает доверие и взаимопонимание.

Своими руками

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, познавательной способности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: листы белой бумаги, простой карандаш, ножницы.

Рекомендации: складывать бумагу нужно не спеша, очень аккуратно, тогда и вещи получатся красивыми.

Ход игры: своими руками малыш может сделать самые разнообразные вещи. На рисунках 6-8 показано, как можно сделать хлопушку, кораблик, корзинку.

Рис. 2. Хлопушка

Рис. 3. Кораблик

Рис. 4. Корзинка

Для малыша будет очень полезно, если он без подсказки сможет сделать предложенные вещи, строго следуя наглядным инструкциям.

Если же у ребенка ничего не получается, придите к нему на помощь, но она должна быть минимальной.

После того как малыш сделает поделки своими руками, они могут найти свое применение.

Кораблик можно пускать по лужам или в ванной комнате.

Хлопушка пригодится для того, чтобы давать старт к началу игры.

Корзинка просто незаменима для украшения комнаты.

В технике оригами можно создать много интересных игрушек. Мастер-классы по их изготовлению можно посмотреть здесь.

Родителям на замету.

❧ Засиженное яйцо всегда болтун, занянченный сын всегда шатун.

❧ Верная указка не кулак, а ласка.

Узелки

(по пособию Марии Монтессори, усовершенствованные М.А. Гершензоном и Б.П. Никитиным)

Цель игры: развитие мелкой моторики, пространственного мышления.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тренировочный станок для завязывания узлов, который состоит из 2 соединяющихся рамок с прутом в каждой из них (см. рис.).

В верхней рамке предложены образцы узлов, которые расположены по мере возрастания сложности, а в нижней рамке расположены отрезки шнура, чтобы можно было сделать копии верхних узлов.

Рамки можно сделать из тонких дюралевых уголков сечением 15x15 мм или из деревянных реек. В поперечных перекладинах просверлено по 14 отверстий (для нашего случая) для закрепления отрезков шнура. Наиболее подходит плетеный шнур 5-6 мм толщиной. Длину шнура определяют по месторасположению.

Ход игры.

1-й  вариант: предложите ребенку, глядя на образцы, попробовать завязать все 14 узлов.

2-й  вариант: кто быстрее завяжет узел? Из перечня выбирается узел, который будет предложен для завязывания на время. Сначала предлагается самый простой узел, а в дальнейшем задания усложняются. Для наглядности можно вести турнирную таблицу, где ребенок сам будет отмечать победителей.

3-й вариант: предложите малышу придумать новые узлы и научить вас их завязывать.

Практическое применение данной игры состоит в том, что она представляет собой своеобразную гимнастику для ума, дающую мощный стимул для дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Пришиваем пуговицы, вышиваем

Цель игры: развитие мелкой моторики, умения работать с острыми предметами, с мелкими деталями.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пуговицы, иголки с нитками, небольшой кусок материала, ножницы, набор для вышивания.

Рекомендации: следите за тем, чтобы ребенок правильно держал иголку, а самое главное, чтобы все острые предметы после игры возвращались в отведенное для них место.

Ход игры: вместе с ребенком наметьте на куске материала места, где будут пришиваться пуговицы. Пуговицы можно расположить так, что неожиданно для малыша возникнет рожица, которая на него весело смотрит и приглашает продолжить творческий процесс.

Вышивка тоже является не только мощным развивающим элементом для мелких мышц рук, но и стимулом развития интеллектуальных возможностей человека. Вместе с ребенком приобретите наборы для вышивания. Первое время находитесь рядом, чтобы можно было прийти на помощь и проследить за техникой безопасности процесса вышивания. В дальнейшем малыш сможет и сам придумывать различные мотивы для вышивания. Сохраняйте работы малыша, украшайте ими его комнату. Эти поделки могут стать прекрасным подарком для бабушки или дедушки. Малыши любят делать подарки своими руками и с большой охотой преподносят их.

Вяжем спицами и крючком

Цель игры: развитие мелкой моторики, умения работать с острыми предметами, умения пространственно мыслить, развитие воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: спицы, крючок, нитки для вязания.

Рекомендации: следите за ребенком и объясняйте ему опасность неосторожного обращения со спицами.

Ход игры: покажите малышу основные приемы вязания на спицах или крючком. Не рекомендуется начинать обучение с освоения и спиц, и крючка одновременно. Это может внести в сознание ребенка путаницу.

Покажите наиболее простую вязку. Пусть некоторое время ребенок ее осваивает, затем вместе свяжите небольшую вещицу для любимого мишки, куклы. Поддерживайте в малыше интерес и азарт творчества. Будьте доброжелательны, не кричите и не корите, если у него что-то не получается.

Обязательно хвалите ребенка за успехи в освоении знаний и приобретении практических навыков.

Лепим и раскрашиваем

Цель игры: совершенствование мелкой моторики, умения пространственно мыслить, развитие воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: глина, тесто, краски.

Рекомендации: для приготовления теста возьмите 1 стакан муки, 1 стакан соли, 0,5 стакана воды, все смешайте и замесите тесто, чтобы оно получилось эластичным и упругим.

Ход игры: задайте тему, ребенок должен из глины или из приготовленного соленого теста вылепить фигурку на заданную тему. Или же пусть малыш сам придумает, что он хочет вылепить. После того как фигурки высохнут, их можно раскрасить акварельными красками или гуашью. Обязательно хвалите ребенка за творческое решение задания. Попросите сочинить сказку или придумать веселую историю, главными героями которой станут вылепленные фигурки. Не забудьте сделать из поделок малыша выставку.

Гимнастика для мышц рук

Цель игры: развитие умения сбрасывать напряжение, расслаблять мышцы рук.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья, теплая вода, полотенце.

Рекомендации: играть лучше всего после того, как ребенок долго рисовал, пытался что-то писать.

Ход игры: попросите, чтобы малыш сделал из стульев диван, пусть ляжет на него и изобразит кошку, которая лежит на окне и свесила лапу. Проследите, чтобы рука ребенка свободно свисала, чтобы мышцы не пережимались и т. д. Пусть сначала ребенок поболтает рукой и привыкнет к состоянию расслабленности, а затем рука просто свободно висит. Вы берете руку ребенка и тихонько ее отпускаете, если мышцы расслаблены, рука должна свободно «болтаться». У ребенка не должно быть контроля над мышцами. Поиграйте в «болтаночку» и с другой рукой. Постепенно малыш должен привыкнуть к состоянию расслабленности и быстро по просьбе и своему желанию расслаблять руки.

Состояния расслабления можно добиться и при помощи теплой воды. Когда вы видите, что линии, выводимые ребенком при рисовании, стали не такими уверенными, какими они были ранее, если карандаш дрожит, значит, мышцы устали и нуждаются в отдыхе. Расслабление достигается следующим образом: вечером перед тем, как ребенок пойдет спать, налейте в небольшой тазик или ванночку теплой воды и попросите его опустить руки в воду и побултыхать ими. После непродолжительной игры заверните руки малыша в полотенце и помассируйте его пальчики.

Форма, или что это такое?

Цель игры: развитие тактильной чувствительности рук и ног, координации движений, ловкости, познавательной способности, массаж активных зон ладоней или стоп.

Необходимые материалы и наглядные пособия: разнообразные пластмассовые фигурки, платок, мокрый и сухой песок.

Рекомендации: играть лучше всего на пляже, на даче.

Ход игры (игра проводится на пляже или даче): предварительно закопайте в сухом песке разнообразные фигурки (дома: в тазу принесите песок из песочницы и закопайте в него фигурки). Завяжите ребенку глаза, попросите его найти ногами «клад» (спрятанные фигурки). Как только малыш что-то нащупает, попросите его угадать, что это такое, исследуя предмет ногами. Если ребенок не может определить, что это такое, разрешите ему воспользоваться руками, но предмет должен быть передан в руки при помощи ног. Как только ребенок получил в руки предмет, он должен сказать, что он собой представляет. Если он ошибается, то фигурка откладывается в сторону, а «раскопки» продолжаются далее. После того как все предметы будут извлечены, возвратитесь к тем из них, которые малыш не угадал, дайте ему еще попытку, При этом можно задавать наводящие вопросы. Если и после этого ребенок не знает, о чем идет речь, развяжите ему глаза. Игра окончена.

Можно несколько усложнить задание и играть в сыром песке, поиск в этом случае будет несколько усложняться, так как раскапывать его сложнее, требуется больше усилий. В остальном игра идет по установленным правилам. Следует помнить, что закапывать следует новые предметы, которые не были задействованы в первой игре. Только те фигурки, которые ребенок не отгадал после длительных попыток, можно закапывать еще раз.

После окончания игры следует похвалить малыша за его ловкость и сообразительность.

Сложи платок

Цель игры: развитие мелкой моторики рук и ног, координации движений, ловкости, мышечной памяти, соревновательного духа.

Необходимые материалы и наглядные пособия: два платка.

Рекомендации: прежде чем играть в эту игру, попробуйте проделать сначала все сами.

Ход игры.

1-й вариант: попросите ребенка сложить платок, как обычно. После того как малыш выполнит предложенное, завяжите ему глаза и попросите вновь сложить платок. Как только ребенок справится с этим заданием, развяжите ему глаза и попросите сложить платок пополам ногами — сначала одной, потом другой. После того как освоено складывание платка пополам, усложните задание: попросите сложить платок еще раз пополам. Игра вызывает бурные реакции, малышу нравится работать ногами.

2-й вариант: завяжите малышу глаза и попросите его сложить платок наискосок, уголок к уголку (треугольником), предложите ему сложить платок вдвое или втрое в зависимости от размера ткани (платок не следует брать очень большой, чтобы не запутаться).

После того как ребенок освоил прием складывания платка треугольником руками с закрытыми глазами, приступайте к игре «сложи платок треугольником ногами с закрытыми глазами ».

Малышу интересно покорять новые высоты, но если у него что-то не получается длительное время, следует переключить его интерес на другое занятие, а к покорению несдавшейся вершины вернуться через некоторое время.

3-й вариант: описанные задания в вариантах 1 и 2 выполняются одновременно и вами, и ребенком, а судьи учитывают скорость выполнения задания и его качество.

Совместная игра и возможные совместные неудачи объединяют, укрепляют взаимопонимание.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие мелкой моторики у детей 1-2 лет

Развивающие игры для детей 6 лет

Весёлые игры для детей

Игры для развития детей от семи до десяти лет

Развивающие игры для детей. Игры для тренировки восприятия

Нет комментариев. Ваш будет первым!