Как развивать воображение у детей дошкольного возраста
Развитие творческих способностей и фантазии у дошкольников
Особенности раннего детского возраста (ребенок быстро познает мир, задает много вопросов, много фантазирует)
Почему мир так устроен
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»,
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Я. Маршак.
Давно известно, что в первые 5 — 6 лет жизни малыш впитывает информации больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Психологи считают, что именно в этот период ребенок быстро учится, великолепно запоминает новые слова, может усвоить большой объем знаний. Именно на этом основаны всевозможные теории и методики раннего развития. В этот период малыш познает окружающий мир, изучая его на практике, в действии. Его интересует, что внутри игрушек, почему предметы разные на ощупь, на вкус, ему нужно все разобрать, потрясти, подергать, поэтому малыши в этом возрасте очень часто ломают игрушки, и это не озорство, а пытливость ума.
Всматриваясь в окружающий мир, малыш составляет свои представления о нем.
❀ Родители должны развивать познавательную активность малыша.
Как это сделать? Малыш может задавать вопросы взрослому, может изучать мир с помощью экспериментов, наблюдая, добывая доказательства. Родители должны хвалить ребенка за желание задавать вопросы, поощрять наблюдательность, принимать участие в его экспериментах. Нужно научить малыша думать, научить искать ответы на свои вопросы в разных источниках, учить задавать вопросы. Главное — не отбивать у малыша желания познавать окружающий мир, к сожалению, после 6 — 7 лет, когда малыш приходит в традиционную школу, это желание куда-то улетучивается. Конечно, сто тысяч «почему» в одну минуту могут утомить любого взрослого. Если у вас нет времени на немедленный ответ, а может быть, вы его и не знаете, запишите вопрос малыша, дайте ответ, когда станете чуть свободнее. Вопросы — это не наказание, не проступок. Наоборот, стимулируйте познавательную активность ребенка. Задал сложный, интересный вопрос — похвалите. Не можете ответить сейчас, возьмите тайм-аут, полистайте книги и справочники, загляните в Интернет. А если ваш малыш уже умеет читать, вместе с ним поищите ответ на вопрос в детской энциклопедии, предложите самому поискать ответ, только укажите источники поиска. Именно сейчас вы можете положить первый кирпичик в его будущую ученическую деятельность — научите самостоятельно находить ответ, используя словари, справочники, книги. Это первые опыты исследовательской работы, самостоятельного получения знания, которые так пригодятся ему в будущем. Стимулируйте желание задавать вопросы. Спрашивайте в конце каждого дня, что нового узнал малыш, что его поразило, что ему было непонятно, о чем бы он хотел узнать.
Психологи выделяют два этапа детских вопросов. Первый — как только малыш овладевает речью и способен называть окружающие предметы. В этот период он хочет получить информацию обо всем, что его окружает (вернее, узнать, как это называется). Происходит это в 2 года, когда малыш указывает пальчиком на предметы и спрашивает: «Это что?» В период от 4 до 5 лет у ребенка начинается «вопросительная полоса». Пытливость у детей этого возраста — норма, зачатки способностей, если хотите, важный показатель интеллектуального и коммуникативного развития ребенка. В этот период малыш пытается установить причинно-следственные связи и задает вопросы: «Почему?» Вашего ребенка уже интересует не только то, что он видит, наглядность предметов, но и глубинные процессы явлений и событий. Желание узнать как можно больше говорит о нормальности вашего малыша, однако при некоторых психических заболеваниях, например шизофрении, возникает синдром «пытливых вопросов». Как правило, он проявляется у детей 5—6-летнего возраста. Ребенок задает одни и те же абстрактные вопросы, не свойственные детям этого возраста. Малыш начинает говорить, словно маленький старичок, задает вопросы, и сам на них долго, пространственно отвечает, рассуждает. Задавание одних и тех же вопросов превращается в навязчивую идею, ребенок проявляет нервозность до тех пор, пока не услышит ответа на свой вопрос. В этом случае лучше обратиться к специалистам, что бы рассеять все свои сомнения.
Замечательно, что ваш малыш задает много вопросов, больший повод для волнения, когда он их не задает. Конечно, очень трудно знать тысячи вещей, быть готовым ответить на «нелепые», одни и те же глупые, бессмысленные, на взгляд взрослого, вопросы. Зачастую просто не хватает времени и сил объяснить ребенку вещи, о которых он спрашивает. Почему дождь? Что такое смерть? Почему табуретка — она, а стол — он? Почему снег белый, а вода голубая? Почему кошка не ест конфеты? Почему беги-мот (бегемот), а не стой-мот? Почему правая нога называется правой, а не левой и т. п. Как 4—5-летнему малышу объяснить теорию невероятности, откуда получается электричество, что такое микроб или что такое космос? Не замечать эти вопросы, игнорировать их ни в коем случае нельзя, потому что, кроме познавательной, детские вопросы имеют коммуникативную функцию. Вопросы ребенка всегда адресованы взрослому и предполагают ответ. Сам ответ (пусть краткий, пусть неполный, не совсем верный) удовлетворит познавательный интерес малыша. Помните, что именно сейчас закладываются основы будущих знаний малыша, а вы — источник новой информации. Старайтесь отвечать на все вопросы, чем бы вы ни были заняты в данный момент. Ответы ваши должны быть понятными ребенку, отвечать нужно по-научному точно, но очень доступно.
Почему необходимо терпеливо отвечать на вопросы ребенка? Потому что, малыш подражает вам. Если сегодня вы не ответили на его вопрос, грубо оборвали его, завтра вы можете получить ответную реакцию на любой вопрос, обращенный к ребенку. Если вам можно, почему нельзя малышу? У известного русского писателя В. Вересаева в «Рассказах о детях» описана как раз такая ситуация. На все вопросы малыша родители, уставшие от длительных объяснений, отвечали просто: «Потому что перпендикуляр». Через некоторое время на вопрос, почему ребенок не надел калоши, родители получили ответ: «Потому что перпендикуляр».
Почему со временем дети перестают задавать вопросы? Становятся умнее, устают от обилия информации? Нет, просто их отучают в детском саду, в школе задавать вопросы, потому что дают ответы на те вопросы, которые они не задавали. Дети становятся пассивными получателями информации: нужной и не очень, интересной и скучной, понятной и абсолютно, на взгляд ребенка, непонятной. Значит, задача взрослого — поддерживать ребенка в желании что-то узнать, научить малыша задавать вопросы правильно. Умение задавать вопросы очень пригодится вашему ребенку в жизни.
Существует одна притча, два прихожанина одного прихода были заядлыми курильщиками. Один из них задал своему духовному наставнику вопрос: «Можно ли во время моления курить?» и получил резкое «Нет» в ответ. Второй оказался хитрее, он спросил: «Можно ли во время курения молиться?» И получил ответ: «Можно». Очень важно правильно задать вопрос. Как же научить вашего ребенка задавать вопросы? Главное — приучить к мысли, что спрашивать — это похвально и полезно, а знание всегда лучше, чем незнание. Если ребенок что-то не понял, он должен переспросить, не понять чего-то — это не преступление, гораздо хуже пройти мимо собственного незнания. «Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится». Поощряйте малыша за удачные вопросы, устраивайте турниры интересных вопросов, ответы на которые ищите совместно. Ни в коем случае не критикуйте и не смейтесь, если вопрос сформулирован коряво, неправильно. Ничего страшного, ваш ребенок только учится задавать вопросы, не отбейте у него охоту.
Тесты и тренинги, помогающие направить детскую фантазию в творческое русло (придумать или изменить конец сказки, отождествить привычные предметы с «волшебными», нарисовать или вылепить сказочного героя и т. п.)
Умение воображать выше многознания, без воображения нельзя сделать открытия.
А. Эйнштейн.
Ответы на вопросы могут остаться просто информацией, если малыш не использует ее для чего-то большего. Информация нужна для свершения какого-нибудь открытия, знания нужно применить для того, чтобы создать что-то новое. Создание нового — это творчество, а творчество невозможно без воображения, полета фантазии (о какой бы области речь не шла). Значит, родители должны развивать не только познавательную активность ребенка, но и воображение. Но для начала нужно попытаться определить, насколько оно у него развито, т. е. провести диагностику.
Попробуйте выяснить, сумеет ли малыш выразить собственное видение в рамках предложенной схемы, сможет ли заметить целое раньше частей. Без этого фантазия просто невозможна. Понадобиться любая картинка с сюжетом, некоторые фрагменты на ней не прорисовываются, их место занимают пустые кружочки.
Кроме этого по количеству пустых кружочков нужно сделать столько же кружочков-фишек с нарисованными объектами. Малыш должен разложить по картинке эти кружочки на определенные места. Иначе говоря, он должен дорисовать картинку готовыми фрагментами. Спросите у ребенка, почему он разложил эти фрагменты таким образом.
Эта игра поможет выявить уровень воображения малыша.
Малыш расставляет фишки согласно логике, без фантазии, объясняет все скупо (например, малыш в коляске, потому что он должен быть там), затрудняется рассказать, откуда появилась коляска, куда побежала собачка. Это показатель того, что ребенок находится на первом уровне воображения. Можно попробовать всю картинку, оставив только фишки с изображениями. В этом случае малыш более подробно может рассказать о персонажах, придумать небольшие рассказики, основываясь на известном материале. Дети с более развитой фантазией расставят фишки на чужие места, но объяснить, почему сделали именно так, не сумеют. Вернее, они постараются придать этим объяснениям реальную почву (слышали рассказ от папы, смотрели фильм, мама читала книжку). Это второй уровень воображения. Если взрослый уберет картинку, оставив только фишки, рассказ малыша не изменится ни в лучшую, ни в худшую сторону...
Малыши с высоким уровнем воображения расставят фишки, руководствуясь своим воображением, легко придумают истории про каждого персонажа и одну общую, объединяющую все персонажи. При таком уровне воображения в рассказ объединяются эпизоды, в единое целое связываются фрагменты картинки. А вот при попытке объяснить чужую расстановку фрагментов дети будут испытывать затруднение, ведь нужно объяснить чужой замысел.
Посадите малыша рядом собой и предложите ему такую игру: пусть он, закрыв глаза, представит белую стену, на которой большими буквами будет написано его имя (или нарисован треугольник, мячик). Раз-два-три, малыш должен вообразить, что буквы (фигура) стали синими, потом сменили цвет на красный, потом зеленый. Затем пусть стена из белой превратится в желтую и т. д. Наконец предложите малышу представить, что его имя (или название фигуры) кто-то назвал вслух, напел, будто зазвучала музыка. Потом пусть малыш представит, что он трогает свое имя (фигуру) пальцами. Пусть он расскажет, какое оно на ощупь (например, мягкое или колючее либо шершавое). Затем пусть представит, каким может быть его имя (фигура) на вкус (например, соленое, сладкое, горьковатое, кисловатое). Затем предложите малышу нарисовать свое имя на бумаге с помощью цветных карандашей, (не надпись, а образ имени). Внимательно рассмотрите рисунок и попросите малыша объяснить, что означает этот рисунок. С помощью игры задействованы все участки мозга, которые отвечают за ощущения (зрение, вкус, обоняние), деятельность, воображение, речь.
Используя этот принцип (он называется «визуализация информации»), можно придумать множество игр. Например, «Я — зверек» или «Я — цветок», «Воображаемый подарок». То есть малыш должен представить и описать себя в каком-то образе, подробно описать какой-то подарок. Эта игра хороша тем, что не требует никакого реквизита, ею можно заняться в автобусе или на прогулке, в очереди к врачу или в путешествии на поезде.
Следующее упражнение для развития правого полушария мозга со стороны выглядит скорее шуткой, чем серьезным занятием. Однако польза от него весьма ощутима. Малыш левой рукой дотрагивается до кончик носа, правой рукой берется за левое ухо. После этого малыш должен одновременно разжать руки (отпустить ухо и нос) и хлопнуть в ладоши. Затем малыш правой рукой дотрагивается до кончика носа, а левой рукой придерживает мочку правого уха, снова разжимает руки и хлопает в ладоши.
Еще одно упражнение. Пусть малыш попеременно в быстром темпе перебирает пальчиками, образуя из них колечко, похожее на знак «окей». Вначале соединяются большой и указательный пальцы, затем большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец. Для начала малыш должен научиться делать это упражнения одной рукой, затем двумя одновременно.
Следующее упражнение поможет улучшить эффективность работы всего мозга, так как задействованы оба полушария. Дайте малышу большой лист ватмана, в правую и левую руку по карандашу и предложите нарисовать одновременно зеркально-симметричный рисунок или надпись. Можно выполнять это упражнение вместе с малышом и сравнить результаты.
Эти несложные упражнения помогут развить правое полушарие, от которого зависит способность к творчеству и креативность. В последнее время все чаще и чаще можно услышать это слово — «креативность». Что же оно означает, для чего нужно быть креативным и можно ли развить это качество у ребенка? Креативность — способность видеть вещи в новом и необычном свете, возможность отыскивать нестандартные решения проблем. Креативность — это одна из составляющих творчества. Психологи утверждают, что для развития креативности наиболее подходящим является период от 3 до 7 лет. Предлагаем вам упражнения для развития творческого мышления (креативности).
Творчество невозможно без фантазии. Есть упражнения, с помощью которых родители могут активизировать фантазию малыша.
Например, придумайте какую-нибудь сказочную или фантастическую историю (можно взять известный литературный сюжет, например «Цветик-семицветик» или «Алиса в стране чудес». Расскажите малышу начало, предложите поставить себя на место литературного персонажа. Задайте вопросы, например: «Что бы ты подумал, если бы был на месте героя?»; «Как бы ты поступил на месте героя?»; «Какой бы выход из создавшейся ситуации ты предложил?»; «Как бы изменилась твоя жизнь?»; «Какую пользу можно было бы получить из создавшейся ситуации?». Вопросы могут быть разными, все зависит от сюжета. Внимательно слушайте рассказ малыша, стимулируйте его воображение. Чем больше будет сюжетных линий у предложенного рассказа, тем интересней будет фантазия малыша.
Общаясь с малышом, гуляя с ним на улице или выполняя любую работу по дому, задавайте малышу вопрос: «А что будет, если?..» (Например, если все время будет лето, или если взрослые превратятся в детей, или кошки станут говорить, или если из города исчезнут все часы, то как можно будет отмечать время, или вы улетели на воздушном шаре высоко в небо, как спуститься?
Давайте малышу задание нарисовать рисунок с продолжением, придумать историю к рисунку. Просите описать какое-нибудь фантастическое животное или необычного человека. Например, как выглядит волшебник, во что он одет, что он ест на обед, как он совершает чудеса, кто ему помогает. Волшебника можно заменить инопланетянином (как выглядит, на чем прилетел, как выглядит его планета, как его зовут). Можно попросить описать необычное событие, например путешествие в сапогах-скороходах или на ковре-самолете.
Можно использовать и другой прием для развития фантазии: дайте прослушать малышу музыкальный отрывок и попросите, чтобы он рассказал вам о том, что ему навеяла эта музыка. Вначале расспросите о настроении музыки (веселая или грустная), затем предложите придумать под нее танец. Кому подойдет эта музыка (какому персонажу мультфильма или сказки)?
Еще одно упражнение, которое развивает фантазию, — домик для героя. Попросите малыша из любого подручного материала создать домик для конкретного литературного персонажа или нарисовать его. Другое упражнение — из одного и того же материала нужно сделать совершенно непохожие поделки.
Творчество невозможно без таких процессов, как анализ и синтез. Эти способности можно развивать. Для этого можно использовать упражнения на классификацию чего-либо. Например, предложите малышу какую-либо последовательность геометрических фигур: допустим, на карточке нарисованы синий треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, затем зеленый треугольник, синий круг, желтый квадрат, далее желтый треугольник, зеленый квадрат... Каким должен быть квадрат? Последовательность можно выложить из маленьких и больших столовых приборов, кубиков, пуговиц. Предметы можно классифицировать по цветам, формам и размерам. Дайте задание малышу придумать связный рассказ по картинкам, после чего смешайте картинки и предложите малышу разложить в порядке придуманного сюжета. На развитие способностей синтеза можно использовать следующий прием: предложите ребенку придумать какое-нибудь животное, назвать его, рассказать о нем (где живет, чем питается, на что похоже). Используя такие несложные упражнения, родители смогут развивать креативное мышление у детей.
Творчество невозможно без развития фантазии и воображения. Умение мысленно создавать что-то новое, используя реальные знания, — воображение — очень пригодится малышу в будущем для научных открытий. Без фантазии — умения создавать новое, но нереальное, фантастическое на основе реальных знаний невозможно писать картины, стихи, придумывать танцы. Фантазируя, малыш творит, по своему желанию выбирая сюжет, персонажей, собственное решение поставленной проблемы, совершенно не основываясь на реальных законах. Не останавливайте малыша, не спускайте с небес на землю, не говорите, что ковра-самолета нет в природе, а человек не может стать невидимкой.
Родители должны знать, что существуют законы творческого воображения: чем больше опыт и знания у малыша, тем богаче его фантазия. Для фантазии можно воспользоваться и чужим опытом, заимствованным из книг, фильмов. Значит, чем больше времени родители уделяют общему развитию малыша, тем ближе они к заветной цели — вырастить творческую личность с богатой фантазией.
Все время стимулируйте фантазию малыша, сочиняйте вместе с ним сказки, невероятные истории. Существует несколько приемов, с помощью которых малыш может научиться фантазировать, как заправский сказочник. Главный принцип — в фантазии запросто меняются все законы природы: создаются новые, временно не действуют старые, появляются новые существа, люди приобретают новые качества. Познакомьте малыша с приемами фантазирования и как можно чаще давайте задание на их практическое применение.
Прием «Больше-меньше» («Увеличение-уменьшение»)
Расскажите или прочитайте малышу сказочные сюжеты, где герои отличаются от реальных людей. Например, Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, Гулливер и лилипуты. В сказочных сюжетах может меняться все, что задумает фантазер. Поиграйте с малышом в такую игру, дайте ему в руки волшебную палочку (фломастер, обернутый в фольгу) и предложите увеличить или уменьшить все, что он захочет. Малыш начинает фантазировать, вначале с вашей помощью, затем самостоятельно. Задайте вопрос, что случится дальше, зачем это нужно, как это можно использовать. Например, руки станут длинными-длинными, и можно будет прямо с балкона погладить кошку во дворе, поздороваться с друзьями, сорвать травинку с газона. Спросите, что может быть отрицательного в такой ситуации.
Прием «Добавление фантастических свойств людям и предметам»
Малыш может наделить человека свойствами животного (например, острым слухом, тонким нюхом, умением летать) или необычайными способностями (например, понимать язык животных и птиц, оживлять рисунки, делаться невидимкой, перевоплощаться в любой объект). Точно так же любой представитель живого мира или предмет может обзавестись человеческим качеством. В сказках большое количество таких персонажей, как Кот в сапогах, например. Чаще вспоминайте с малышом такие сказки, сами придумывайте таких персонажей и возможные превращения. У предметов могут появляться чудесные свойства, например, у зернышка вырастает огромное дерево, до неба. Камень, впитывающий чужие болезни, цветик-семицветик, выполняющий желания.
Для развития фантазии можно играть в такую игру. В круг встает несколько детей, ведущему дают в руки мячик. Ведущий по очереди кидает игрокам мячик и предлагает представить, что мячик — это кролик (арбуз, большая конфета, луна, стеклянная ваза). Малыши должны поймать мячик, показав, что в руке у них названный ведущим предмет.
Прием «Быстрее-медленнее» («Ускорение-замедление»)
Этот прием подразумевает изменение протекания всех процессов. Например, волосы у мальчика стали расти быстрее, лето длится целый год, время бежит быстрее или медленнее.
Прием «Рассказ пришельца»
Этот прием прекрасно развивает фантазию. Предложите малышу описать любой предмет так, будто он никогда до этого его не видел и не знает, для чего он нужен. Предметом может быть стул, кошка, кастрюля, песочница — все, что угодно.
Комбинация приемов. Это уже высший последний этап на пути к самостоятельной фантазии. Предложите малышу воспользоваться несколькими приемами одновременно.
Творческое мышление предполагает решение одного и того же вопроса различными способами. Для развития таких качеств можно использовать задачи, имеющие несколько решений. Такие задачи называются дивергентными, в них на один заданный вопрос возможен не один, а несколько или даже множество верных ответов. Решая такие задачи, малыш развивает важные качества творческого мышления: оригинальность, гибкость, беглость мышления.
Предложите своему малышу следующее упражнение. Из любых геометрических фигур (деталей конструктора, колец пирамидки, кубиков) малыш должен составить различные изображения животных и птиц.
Другое задание, похожее на первое. Заготовьте бумажные конусы, цилиндры, треугольники и предложите малышу собрать (склеить) из этих фигурок какие-нибудь объекты.
Еще одно упражнение, развивающее творческое мышление, — составление коллажа.
Из журналов с картинками, цветных обрезков ткани взрослый и ребенок вырезают различные геометрические фигуры, затем наклеивают их на картон. Изюминка состоит в том, что в композиции из наклеенных фигур нужно разглядеть схожесть с реальными предметами.
Очень хороший тренажер для развития воображения «старый предмет на новый лад». Малыш должен придумать как можно больше новых способов применения известного предмета. Например, кирпич, мяч. Мяч можно использовать для сбивания кокосовых орехов, для выбивания ковров и т. д. Для того чтобы придумать новый способ применения, малышу дается 5-6 мин.
Детям постарше можно предложить такую игру: подобрать прилагательные и существительные, включающие в себя какие-то качества. Например, заключающие в себе понятия тепла (солнце, утро, лампа, свеча) и холода (зима, сосулька, мороженное), света и темноты, радости и печали. Например, свет яркий, солнечный...
Покажите малышу карточку с рисунками различных персонажей (лицо с разными выражениями), он должен рассказать, что случилось у персонажей, почему у них такие лица.
Хорошо развивает фантазию сочинение историй с включением заданного набора слов. Например, предложите малышу придумать сказку с использованием слов: бегемот, зонтик, мороженое.
Задание можно изменить, предложив ребенку несколько нарисованных персонажей, пусть он сочинит сказку об этих героях.
Еще одно задание, способствующее развитию фантазии. Предложите малышу взглянуть на небо. Пусть внимательно рассмотрит облака и скажет, на что они похожи. Если нет возможности рассматривать настоящие облака, можно пофантазировать над кляксами или чернильными пятнами. Вместе с ребенком на чистом листе бумаги сделайте несколько клякс жидкой разноцветной гуашью и вглядитесь в получившиеся очертания.
Предложите малышу дорисовать один и тот же трафарет по-разному. Вырежьте из плотного белого картона две одинаковые фигуры, например двух фей. Предложите сотворить с помощью фломастеров или красок такое волшебство: одну фею превратить в добрую, другую в злую.
Универсальным материалом для развития фантазии может служить конструктор.
Используя фрагменты этой игры, малыш может сотворить все, что угодно. Из них можно собрать любую модель, любую фигуру (используя принцип мозаики), например человека или животного.
Фантазию можно развивать используя и самый обычный пластилин, например рисовать пластилином. С помощью этого материала ребенок может создать объемное, рельефное изображение, в нем воплощается любая задумка, к тому же это — тренажер для пальцев. Для рисования пластилином нужен плотный картон, материал. По картону (листу фанеры или толстой пластмассе) необходимо размазать пластилин нужного цвета по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы. Дальше начинается творчество. На первом этапе можно рисовать картины-окошки. Рамка с пластилином условно превращается в окошко-раму, и малыш может рисовать-лепить любой вид из окна. Например, ночь или день, зиму или лето. Вид снаружи окна или изнутри — все зависит от того, что придумает маленький художник. Самый оптимальный размер для начинающих — четвертинка альбомного листа. На такой площади малыш может спокойно работать своими маленькими пальчиками, разминая пластилин. С чего начать? Конечно же с сюжета. Обсудите с малышом, что бы он хотел «нарисовать». Если это ночь, то для фона нужно выбрать черный фон, если это зима — белый фон. Можно смешать несколько цветов, для того чтобы добиться нужного оттенка. Пластилин можно смешивать прямо на основе для рисования (размазывая один слой, поверх него другой слой), а можно смешать в одном куске, размяв в руке сразу несколько кусочков пластилина, и после этого начать творить. Подберите для юного художника какие-нибудь стихотворения с ярко обозначенным сюжетом, что бы малыш мог его иллюстрировать. Это очень подстегивает воображение и фантазию. Вот, например, как можно воспользоваться стихотворением Эммы Мошковской:
Луна подарила узор на стене.
А что же я подарю луне?
Наверно, луне понравится мишка.
Пойду наряжу я мишку в пальтишко.
И будет он на окне сидеть,
И будет луна на него глядеть.
Прочитайте стихотворение ребенку несколько раз, спросите, какое настроение навевает это стихотворение, какого цвета это стихотворение. Раз вечер, значит, это темно-синий или черный фон, а может быть, малыш предложит нечто особенное. С основой определились — малыш должен размять пластилин нужного цвета по основе. Теперь спросите у малыша, какие персонажи (предметы, детали) указаны в этом стихотворении — луна, медвежонок, сидящий на коне. Из белого пластилина (цвет выбирает малыш) скатываются детали оконной рамы (длинные колбаски), малыш лепит луну, звезды, облака (все зависит от замысла маленького художника), мишку. Детали пластилиновой картины могут быть плоскими и просто лепиться к картине в нужном месте, а могут быть объемными (мишка). Взрослый должен только помогать ребенку реализовать замысел, но ни в коем случае не руководить творческим процессом. Пластилиновую картину можно украсить подручными материалами — бусинами, рисом, засушенными цветами, семечками, бисером, кусочками материи. Родители должны помочь сделать настоящие занавески на окошке из материала, куда можно поставить горшок с цветком, а звезды украсить бисером или бусинами.
Другой способ для развития фантазии и воображения — сочинение сказок. Это интересное и полезное занятие, которое под силу человеку любого возраста. Оно не требует дополнительных расходов, большого пространства, особых усилий. Сочинять можно на прогулке, в поездке, дождливым вечером на даче, когда нездоровится или когда все обычные игры надоели, взрослые могут заниматься хозяйственными делами и одновременно играть в эту игру с малышом. Сочинение сказок сделает речь ребенка богаче, красочнее, превратить его в превосходного оратора. Конечно, малыш до 4 лет нуждается в помощи мамы или папы при сочинении сказок, дети постарше могут справиться с такой задачей самостоятельно. Используя нехитрые приемы, вы превратите своего ребенка в сказочника.
Упражнение «Конец — делу венец»
Расскажите ребенку какую-нибудь историю и предложите ее закончить. Сначала нужно начинать с чего-нибудь несложного, история из нескольких предложений и небольшим количеством персонажей. История может быть такой, например: «Жила-была девочка Маша, которая очень любила варенье из лесных ягод. Однажды пошла она в лес за земляникой, увидела, как по деревьям белочка скачет, засмотрелась и пошла за ней. Шла-шла и заблудилась, оглянулась — места кругом незнакомые, стемнеет скоро. Села на пенек и горько заплакала, вдруг спустилась к ней белочка с дерева и...». Если малыш затрудняется с ходу продолжить сказку, нужно задать наводящие вопросы. Например, «Что сделала белочка?»; «Как Маша выбралась из леса?»; «Кто помог Маше найти дорогу домой?». Для детей постарше можно устроить творческую лабораторию. Предложите эту историю нескольким детям одновременно, выслушайте все концовки, обсудите их, выберите лучшую. Закончить игру можно иллюстрациями к сказке.
Упражнение «Нарисованная сказка»
Взрослый раскладывает перед малышом серию картинок и предлагает сочинить по ним сказку. Картинки можно нарисовать самим. Можно вырезать из старого букваря или какого-нибудь пособия для начальной школы. Чем больше таких комплектов, тем больше вариантов сочинений сказок. Малыш должен выстроить сюжет сказки, дать характеристику персонажам, придумать действие. Все это способствует развитию воображения. На первых занятиях придется помогать малышу наводящими вопросами, указывать на детали, особенности персонажей. Например, кто нарисован на этой картинке? Что он делает? Какое время года? Где происходит действие? Как его зовут? Малыш должен знать, что большинство сказок начинаются со слов «жили-были», «давным-давно», «однажды». Эти слова должны быть привязаны к первой картинке.
Упражнение «Сочиняем сказку вместе»
Для этого задания нужно несколько детей (чем больше, тем интереснее результат). Предлагается тема, набор персонажей будущей сказки, название, взрослый придумывает сюжет и следит за тем, чтобы в его развитии была логика. А дети предлагают свои идеи. Вначале всем детям нужно задать одинаковые вопросы: «С чего начнется сказка?»; «Что будет дальше?»; «Чем закончится сказка?». Взрослый наводящими вопросами может направлять фантазию детей в нужное русло. Дети должны друг за другом высказывать свои предположения, взрослый может по ходу записать все варианты, а в конце игры нужно определиться с окончательным вариантом.
Упражнение «Оживи сказку»
Предложите малышам принять участие в инсценировке сказочного сюжета. Можно выбрать какую-нибудь маленькую сказку, с небольшим количеством персонажей и несложным действием. Возьмите, например, «Теремок» или «Репку». Нарисуйте вместе с детьми декорации, придумайте костюмы и грим. Можно задействовать не только детей, но и игрушки. Получится синтез драматического и кукольного театра. Дети должны придумать, какой характер у каждого конкретного персонажа (добрый, злой, грустный, веселый, жадный, трусливый).
Упражнение «Расскажи сказку о...»
Малышу предлагается сочинить сказку по конкретной теме. В данном случае малыш будет действовать в рамках предложенной ситуации, но вносить в нее свою фантазию.
Это довольно трудное задание — фантазировать, соответствуя чужому замыслу. В самой теме должна быть ссылка на сказочного героя или содержаться намек на сказочную ситуацию.
И конечно же, развитие фантазии невозможно без рисования.
С чего начать? Нужно ли учить малыша рисовать? Конечно, нужно. С одной стороны, малыша нужно учить рисовать, лепить, создавать аппликации. С другой стороны, малышу нужно рассматривать работы настоящих художников, это поможет ему в развитии творческих способностей.
Для практического рисования малышу нужны краски, для самых маленьких лучше всего подойдет гуашь. Гуашь хорошо смывается, быстро сохнет, поверх нее можно делать рисунки другими красками, она нетоксична, не вызывает аллергии и неприятна на вкус (значит, малыш, раз попробовав, не будет тянуть ее в рот). Единственный недостаток у гуаши — упаковка, слишком тугие крышечки на банках. Значит, без помощи взрослого ребенок не сможет откупорить баночки. К тому же цветов у гуаши намного меньше, чем у акварели.
Однако этот недостаток можно исправить, научив ребенка смешивать цвета. Гуаши, как правило, хватает ненадолго, дети любят густые цвета, придется запастись несколькими комплектами. Акварель тоже подходит для творчества, с ее помощью можно добиться легкости, прозрачности рисунка, она нетоксична (есть специальные марки для детей), краски могут легко открываться и закрываться (малыш без помощи взрослого может приступить к работе), экономична в работе. Минусы акварели в том, что она растекается по листу, долго не высыхает, поверх нее нельзя класть другой слой краски (слои краски просто смешиваются, создавая грязь). Работать с акварелью сложнее, чем с гуашью, но качество рисунка гораздо выше. Начинайте обучение рисованию с гуаши и затем переходите на акварель. Для рисования можно воспользоваться пастельными мелками: ими можно хорошо штриховать и закрашивать поверхности, мелки хорошо смешиваются на листе бумаги, они хорошо отмываются с любой поверхности. Правда, рисунки пастельными мелками требуют закрепления специальным лаком-аэрозолем. Мелки крошатся, оставляя мелкую крошку на полу и мебели, малыши тянут их в рот. Так что работа с мелками требует внимания родителей, впрочем, как и рисование красками.
Самый первый материал для рисования — цветные карандаши. Они доступны, почти безвредны, хорошо развивают мелкую моторику рук, не пачкаются. Недостаток карандашей в том, что они ломаются, не могут создать богатую палитру красок. Остаются еще фломастеры, но специалисты не рекомендуют приучать малыша к фломастерам. Во-первых, они не развивают моторики рук; во-вторых, у них слишком неестественные оттенки, они не смешиваются; в-третьих, плохо смываются; в-четвертых, быстро выходят из строя. Если все же решили покупать фломастеры, нужно отдать предпочтение фломастерам на водной основе, толстым.
Для рисования малышу нужны кисточки, начинающему художнику достаточно тонкой, средней и толстой (№№ 2 — 3 и 5 — 6, 9 — 10). Тонкая и средняя могут быть беличьими, а вот толстая кисточка должна быть пони или собачья (они меньше сыпятся). Кисточкой нужно уметь пользоваться, малыш не должен держать ее в кулаке. Покажите, как это делать правильно: раскройте правую ручку малыша ладошкой вниз, вставьте кисточку и нижней частью между большим и указательным пальцами. Несколько раз зафиксируйте это положение и малыш научится держать кисточку правильно. Объясните ему, что кисточкой не нужно давить на лист бумаги, движения должны быть мягкими и нежными, скользящими. Чем рисовать, определили, теперь нужно выбрать, на чем рисовать. Альбом, тетрадь, бумага для черчения или акварели, рулоны обоев, картон, ткань. Для начинающего художника подойдет любой материал, главное, чтобы его было много. Если боитесь за стены в детской, развесьте по стенам старые обои или плакаты обратной стороной, на дверь повесьте листы ватмана, старые карты, расставьте фанерные щиты — на них можно рисовать мелками. При желании можно приобрести для маленького художника мольберт, нужно ограничиться простым деревянным, подходящим по размеру малышу. Одна трудность при рисовании — краска быстро стекает вниз, поэтому пусть первое время малыш рисует красками без воды. Для смешивания красок можно купить палитру, лучше выбрать ту, в которой есть широкие отделение для каждой краски. При смешивании в таких ячейках краски не будут сливаться.
С чего начинать обучение рисованию? Сразу усаживать за стол с кисточкой в руках или придумать что-то другое? Для совсем маленьких, которые еще не могут долго сидеть на месте, можно предложить следующий вариант — «Рисуем ручками». Для такого творчества понадобится рулон обоев, прикрепленный на стену, длинный фартук, чтобы малыш не испачкал одежду и краски. Малыш обмакивает ладошки в краску и оставляет след на обоях в виде цветочка, солнышка, птички. Используя такие отпечатки, можно составить целую картину: озеро, лебедь, солнце, облачка, деревья. Вначале потребуется помощь взрослого, нужно показать, какое положение ладошки может создать нужное изображение, а дальше маленький художник повторит сам. Неважно, что пальчики еще слабые и неразвитые, в них трудно удержать кисточку, все равно получится настоящая картина. Если взрослые категорически настроены против раскрашенных ладошек, можно использовать обыкновенные губки для мытья посуды или маленькие квадратные мочалки (можно кусочки поролона). Технология очень проста: губка обильно смачивается гуашью, и малыш оставляет отпечаток на бумаге. С помощью таких разноцветных кирпичиков можно нарисовать домик, замок, паровозик, лес, собачку, все, что угодно. Из кусочков поролона можно сделать треугольники, круги разных размеров. Собачку можно «нарисовать» из прямоугольного оттиска (туловище), маленького квадрата (мордочка) и треугольника (ухо) — все зависит от фантазии. Используя целый набор таких штампиков, можно создать настоящую картину. Очень интересные результаты дает рисование по мокрой бумаге. Это не требует особых навыков рисования, высокого мастерства, но способствует развитию фантазии. Лист бумаги (его лучше прикрепить на стену) смачивают водой с помощью губки, кисточку обмакивают в краску, разведенную водой (лучше выбрать акварель), и малыш проводит по листу полоску, вниз побегут цветные капли, образуя узоры. Предложите малышу разглядеть в этих причудливых переплетениях какой-нибудь образ, дайте название получившейся картины. Используя влажный лист бумаги можно рисовать с помощью пипеток. Для этого нужно две обыкновенные пипетки и одноразовый шприц без иголки. Необходимо развести гуашь или акварель и набрать получившийся раствор в пипетку и шприц. Малыш разбрызгивает краску по листу бумаги пипеткой и шприцом, создавая картину по своему усмотрению.
Потихоньку приучайте малыша работать кисточкой. Ведь у рисования пальцами есть свои недостатки: толстые линии, грязноватые краски (кисточку легче сполоснуть в стакане воды, чем палец). Для начала картина должна быть не очень сложной, чтобы малышу не надоело. Можно просто предложить нарисовать ночное небо. Малыш закрашивает альбомный лист черным или фиолетовым или темно-синим цветом с помощью большой кисточки, а тонкой кисточкой рисует звезды, месяц или луну. От простых рисунков малыш легко перейдет к серьезным художественным произведениям. Даже если ваш малыш не станет выдающимся художником, в жизни ему это обязательно пригодиться.
У творческих активных родителей очень много способов для развития фантазии и творческих способностей малыша, главное, учитывать силы, уровень знания и возраст малыша.
Рекомендуем посмотреть:
Как развивать способности ребёнка
Нет комментариев. Ваш будет первым!