Как физически развивать ребенка до 3 лет
Физическое развитие ребенка от рождения до 3 лет
Про физическое развитие ребенка
Маленький мальчик внимательно слушает рассказ старшего брата о том, как он в школе на физкультуре прыгал через козла, а потом спрашивает у мамы: «Мама, а через быка тоже прыгают?»
В первый год жизни малыша родители, как правило, тщательным образом следят за тем, как развивается их ребенок. Приоритетным является физическое развитие: ведь очень важно подготовить, а потом и научить держать головку, переворачиваться, садиться, ползать, ходить...
Но как только малыш начинает самостоятельно передвигаться, интерес к его физическому развитию у многих родителей несколько снижается. В конце концов, чему еще можно научить? Они начинают больше уделять внимания интеллектуальному развитию ребенка. Однако стоит заметить, что физическое, умственное и психоэмоциональное развитие тесно взаимосвязаны. Пренебрежение физическими упражнениями на ранних этапах жизни ребенка может замедлить его интеллектуальный и эмоциональный рост. Почему? Все очень просто — дети изучают мир в действии.
Двигаясь, малыш может больше увидеть, услышать, ощутить, потрогать. Например, спотыкаясь и падая на дорожке, ребенок получает знания о том, что асфальт твердый. А если это происходит на мягком травяном газоне, он узнает, что на траву падать не так больно. Все эти понятные взрослому человеку вещи ребенок познает опытным путем.
Движения и действия дают маленькому человечку пищу для ума, поэтому любознательные дети достаточно подвижны. Они учатся карабкаться, пролезать, нагибаться, тянуться, прыгать. И они неутомимы в своих физических тренировках! Не запрещайте своим детям активно двигаться! Наоборот, способствуйте этому. При этом задача взрослых — направлять детскую энергию, как говорится, в «мирное русло», создавая безопасное пространство.
Один из вариантов — занятия на спорткомплексе. Хорошо, когда дома есть спортивный уголок. Только, конечно, он должен соответствовать возрасту. Например, у нас дома установлен спортивный комплекс «Ранний старт». Он специально разработан для детей от 0 до 6 лет. Сначала со своими детьми мы целенаправленно занимались на нем стандартными упражнениями «Поднимись по лестнице», «Поднимись по горке» (постепенно увеличивая угол наклона доски), «Достань и ухватись за кольца» и т.п. Теперь же дети придумывают себе упражнения сами. Не устаю удивляться их способностям и выдумкам.
Если же нет возможности установить дома спортивный уголок, то можно просто играть с малышом в различные игры, способствующие его физическому развитию. Обязательное условие — игра должна иметь какой- то сюжет. Ведь ребенку будет неинтересно, если вы просто предложите ему попрыгать 5 раз. Даже если при этом добавите, что это очень полезно. А вот когда вы прочитаете стихотворение С. Маршака «Мяч» и предложите малышу изобразить этот мяч, то он будет прыгать с большим удовольствием.
Расскажу об играх, в которые любят играть наши Дениска с Танюшкой (идеи я брала из книги Олеси Жуковой «Ваш ребенок от рождения до 3 лет»).
«След в след»
Вырезаем из бумаги несколько следов и прикрепляем их к полу (например, скотчем). Предлагаем малышу пройти по ним, не пропустив ни одного. Сюжет может быть такой: идем по болоту спасать бегемота (предварительно, конечно, читаем стихотворение К. Чуковского «Телефон»).
Игра развивает координацию движений и учит сохранять равновесие.
«Там на неведомых дорожках»
Предварительно шьем «тактильную дорожку» — полоску плотной ткани длиной 2 м и шириной 50 см с пришитыми к ней «тактильными стимуляторами»: пуговицами, бусинками, кусочками меха, ковролина и т.п. Малыш топает по этой дорожке босиком и проговаривает (угадывает), на что он наступает. Помимо развития тактильных ощущений, такое хождение имеет и оздоровительный эффект.
«Туннель»
У нас есть готовый туннель из ткани, но его можно сделать и самостоятельно: из большой коробки, составить из стульев и т.д. Предлагаем ребенку проползти по нему, изображая, например, паровозик.
«Прыг-скок»
Детям нравится прыгать с невысоких поверхностей (устойчивых табуреток, широкой ступеньки, низкого дивана). Это развивает вестибулярный аппарат и укрепляет мышцы ног.
«Море волнуется раз»
Думаю, известная детская игра в комментариях не нуждается. При этом развивается координация движений и вестибулярный аппарат.
«Идет бычок, качается»
Для этой игры понадобится деревянная доска шириной 20—25 см и длиной 1,5—2 м. Учим ребенка ходить по ней — прямо и боком, читая при этом стихотворение А. Барто «Бычок».
«Подъемный кран»
В положении лежа на спине предлагаем ребенку поочередно сгибать, поднимать и опускать ноги, сравнивая работу ног с работой подъемного крана.
Игра развивает мышцы живота, спины и ног.
«Ловись, рыбка»
Предлагаем ребенку представить, что он — рыбка, а мы неводом будем его ловить. Малыш изображает движение плавниками: лежа на животе, приподнимает одновременно руки и ноги.
Игра укрепляет мышцы живота и спины.
Отдельное место занимают игры с мячом и воздушными шарами. Они вызывают у малыша множество эмоций, поэтому он с удовольствием играет с этими предметами. У ребенка развивается крупная моторика, ловкость, глазомер и координация движений.
«Поймай меня, если сможешь»
Учим малыша бросать и ловить мяч различными способами: обеими руками от груди, из-за головы и снизу.
«Боулинг»
Для игры нужны кегли. Если готовых нет, то их можно сделать из пластиковых литровых бутылок (из-под йогурта, кефира и т.п.). Для большего интереса кегли можно обшить тканью и украсить, сделав их, например, в виде животных.
Кегли расставляем и предлагаем малышу сбить их с расстояния 1,5—2 м. Постепенно расстояние увеличивается.
«Мини-баскетбол»
Бросание тряпичного мяча в корзинку или ведро с расстояния 1 м.
«Футбол»
Думаю, эта игра в комментариях не нуждается.
«Догонялки»
Предлагаем малышу догнать и схватить укатившийся мяч.
Рекомендуем посмотреть:
Что должен уметь ребёнок в 3 года
Нет комментариев. Ваш будет первым!