Как научить ребенка рисовать. Рисуем вместе с малышом

Как научить ребенка рисовать. Рисуем вместе с малышом

Все дети любят рисовать. Почему же одни, вырастая, становятся художниками и дизайнерами, а другие не способны изобразить ничего, кроме «палка, палка, огуречик». Можно ли вырастить талант?

Арт-подготовка

Любые способности, и рисование не исключение, формируются в процессе деятельности. Генетическая предрасположенность к рисованию существует. Она выражается в специфике движений руки, особенностях цветовосприятия. Чтобы способности развивались, малышу необходима среда, где он приобретет опыт и научится создавать ассоциативные образы. И начинать надо с раннего возраста, когда закладывается фундамент любых навыков, развиваются психофизические функции.

Эстетическое восприятие - основа изобразительной деятельности. Оно немыслимо без сенсорного развития. Ребенок должен понимать такие категории, как цвет, форма, величина, расположение в пространстве. С самого раннего возраста (2-2,5 месяца) можно говорить о предпосылках эстетического восприятия: малыш тянется к яркому запоминающемуся предмету. Уже в 5-6 месяцев он проявляет больше внимания к картинкам, предметам, игрушкам определенного цвета.

В полгода ребенку необходимо созерцать окружающий мир: предметы, которые он видит, должны периодически меняться. Для сенсорного развития важно разнообразие формы, фактуры и цветов. В дальнейшем это повлияет на желание рисовать.

Наполним мир цветом

Уже в 6 месяцев ребенок увлеченно будет размазывать краску по листу ладошками и пальчиками, интересуясь сочетаниями цветов. В это время необходимы пальчиковые краски, безопас­ные для здоровья с маркировкой non-toxic. К 1-1,5 годам малыш обращает внимание на след, оставленный на бумаге, рассматривает его форму. Хотя движения его руки все еще носят импульсивный характер. От 1,5 до 2 лет появляются ассоциативные образы, развивается сюжетно-игровой замысел. По альбомному листу протягиваются дороги, по которым движутся автомобили и поезда.

✏ Книжки-раскраски будут интересны ребенку от 1 года 9 месяцев. Но надо правильно их подобрать. Предложите малышу предметные картинки с четким толстым контуром толщи­ной 4-6 мм. Изображения должны быть понятны - машинка, мячик, кошка, собачка. Сначала можно использовать краску одного цвета и попросить малыша закрасить пространство внутри контура. Это развивает зрительное восприятие. С раннего детства надо показывать ребенку книжки с картинками. Сначала со знакомыми изображениями игрушек, домашних животных. ✏ С 1,5 лет- книжки с иллюстрациями художников: Ю.Васнецова, А.Елисеева, Е.Рачева, П.Репкина. Так у ребенка формируются правильные представления о мире.

✏ После 2 лет возникает преднамеренное изображение. Дети с интересом повторяют случайно получившуюся форму, линию, дают ей конкретное название: дом, кошечка, собачка, самолет... До этого возраста взрослым не стоит задавать темы рисунков, предоставив малышу свободу выбора. Позднее рисование желательно проходить совместно: взрослый начинает, ребенок продолжает. Или наоборот: кроха рисует что-то, а мама пытается понять этот образ и дополнить его, сделав узнаваемым. Линию, проведенную малышом, можно превратить в цветочек, дерево, рыбку, машинку - в предметы, которые ребенок уже видел.

✏ К 2,5 годам малыш должен раз­личать и узнавать семь цветов радуги. Взрослым нужно обращать его внимание на изменение цвета в природе: золотая осень, белая зима, зеленая весна, разноцветное лето. Постепенно с помощью родителей малыш начинает понимать, что такое оттенки: например, светло-голубой или темно-красный.

✏ В трехлетнем возрасте происходит появление первичных замыслов, когда ребенок говорит, что он намерен нарисовать домик, зайчика, собаку. Наступил очень важный момент: малыш сам ста­вит перед собой задачу и пытается ее выполнить. Примерно с этого возраста он готов творить самостоятельно.

❧ С детьми от 9 месяцев до 1,5 лет рисовать можно два-три раза в неделю. Такой эмоциональной нагрузки для малыша достаточно

Занятия с интересом

Бывает и так, что кроха какое-то время отказывается рисовать. Относиться к этому надо спокойно. Не стоит упрекать ребенка, дайте привыкнуть к ситуации, которую вы создаете ему дома: оборудованное место, художественные материалы, рядом игрушки-зверята, которые пришли посмотреть, как малыш рисует. Важно, чтобы творчество доставляло радость. Недостаточная чуткость со стороны родителей, требование выполнить задание без учета настроения и состояния ребенка вызовет лишь протест, а иногда - отрицательное отношение к деятельности вообще.

Чтобы побудить малыша к творчеству, взрослому надо организовать ситуацию погружения в сюжет и начать рисовать, проговаривая: «Нарисую для тебя грибочек, котенка...» Ребенок будет наблюдать и обязательно проявит интерес к процессу. Малышу должно понравиться, как шуршит бумага, как из разрозненных линий появляется узнаваемый образ, сюжет. Можно сделать процесс рисования более веселым, интерактивным. Пока кроха рисует, мама приговаривает, комментируя происходящее: «топ-топ-топ», «кап-кап-кап», «снег-снег-снег». Это важно, потому что речь и рисунок взаимо­связаны. В результате у ребенка формируются не только желание рисовать, но и богатые ассоциативные образы.

❧ Урок рисования должен длиться 5-20 минут. Время может меняться в зависимости от возраста, желания и настроения ребенка

Творческая мастерская для малыша

Рисовать и не испачкать себя и все вокруг маленький ребенок не может. Но ругать его за это нельзя. Надо организовать дома постоянное место, где он будет творить: стол и часть стены покрыть клеен­кой, приготовить фартучки, влажные салфетки. Специально выделенное место поможет ребенку раскрепоститься, погрузиться в увлекательный процесс. Для двухгодовалого малыша краски, кисточки, бумагу и другие художественные материалы надо хранить в пластиковом контейнере, который удобно мыть. Для трехлетних - бумагу, толстые короткие карандаши или восковые мелки можно оставлять в свободном доступе на столе. Не все дети с удовольствием воспринимают испачканные руки. Мама может окунуть свои пальцы или ладонь в краску, показать ребенку, а потом смыть водой. Чтобы привить малышу любовь к творчеству, нужно относиться к деятельности ребенка с уважением, никогда не отвлекать от занятия даже в шутку, не давать негативных оценок его работам. Нужно как можно больше хвалить, описывать творение малыша красивыми словами. Это позволит ребенку ощутить погружение в рисунок, научиться любоваться, созерцать, проявлять интерес к прекрасному и необычному. А человек, обладающий этими качествами, непременно раскроет свой талант.

❧ К двум годам малыш сможет...

Если вы регулярно занимаетесь со своим ребенком, то к 2 годам он научится проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать кружочки, соединять несколько фигур вместе, закрашивать фигуры, придумывать сюжеты для своих рисунков, различать и называть 7-10 цветов.

Автор: Ирина Воробьева, научный сотрудник НИИ дошкольного образования

Рекомендуем посмотреть:

Ознакомление ребенка дошкольного возраста с окружающим миром. Развиваем кругозор ребенка

Полезные советы для будущих мам

Как определить: Нормально ли развивается ребенок?

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет

Поведение четырех-пятилетнего ребенка в обществе людей

Нет комментариев. Ваш будет первым!