Цель игры: развитие простых движений в ответ на просьбу взрослого, понимания обращенной речи.
Ход игры: всякий раз, когда утром ребенок встает, а вечером ложится спать, рассказывайте малышу, почему вы включаете свет: «Доченька (сынок, имя ребенка) встала, глазки открыла. Включаем свет, щелк, стало светло, чтобы мы могли одеться, играть, гулять». «Давай попробуем включить свет (подносите ребенка к выключателю), щелк, как стало светло».
Встали утром, потянулись,
Приоткрыли глазки.
Свет включили, улыбнулись
Доченькины глазки.
Когда укладываете ребенка спать: «Глазки спать хотят и закрываются, выключим свет, щелк, и глазки закрылись, пора спать, будет доченька спать, будет отдыхать, вырастет большая».
Выключаем в доме свет,
Глазки закрываем.
Спать ложиться нам пора,
И мы это знаем.
Когда вы просите выключить свет и подносите ребенка к выключателю, попросите малыша показать, как закрываются глазки в момент выключения света. После сна и перед сном обязательно целуйте малыша, это дает ему ощущение защищенности и безопасности.
Звенит звонок, кто пришел?
Цель игры: развитие реакции на простейшие повседневные звуки.
Ход игры: каждый раз, когда кто-то звонит в дверь, спрашивайте малыша: «Кто к нам пришел?» Ребенок проявляет живой интерес, вместе с вами пытается доползти, дойти до двери. Подождите малыша, чтобы вместе с ним открыть дверь и увидеть, кто же пришел вас навестить.
Веселый звонок зазвенел, зазвучал,
Нас с маленькой девочкой (маленьким мальчиком),
К двери позвал.
Мы весело, радостно
К двери спешим.
Кто в гости пришел к нам,
Узнать мы хотим.
Открывая дверь, сообщайте малышу: «Бабушка пришла, как хорошо». Ребенок должен видеть, что родители рады гостям, это закрепляет привычку быть приветливым. Пришедшему человеку (если ребенок его хорошо знает и доверяет) необходимо взять малыша на руки и показать ему, что он тоже рад видеть ребенка.
Взаимопонимание
Цели игры: попытка понять жесты, речь, желания ребенка, установление эмоционального контакта и взаимопонимания.
Необходимые материалы и наглядные пособия: яркие игрушки.
Рекомендации: лучше играть всей семьей, чтобы решить довольно сложную задачу — разгадать жесты и желания малыша, понять его язык.
Ход игры: все члены семьи усаживаются в круг, папа сажает около себя малыша, мама раскладывает около себя игрушки, показывает их поочередно ребенку и спрашивает: «Какую игрушку выбрал Алеша (имя ребенка), с какой игрушкой он будет играть?» Если малыш заинтересовался игрушками, но мама не знает, какой, предложите ему показать, что ему хочется, рукой, пытаться выразить свое желание. Мама спрашивает: «Алеша хочет поиграть с мячиком?» и внимательно следит за реакцией малыша, если угадала, то нужно запомнить жест ребенка, движение пальцев, руки, звуки, которыми он обозначает название игрушки. Постепенно родители могут выучить язык своего ребенка и общаться без каких-либо неожиданностей. Мама и папа могут поменяться ролями, и уже папа будет разгадывать жесты и желания малыша. Такие минуты способствуют развитию связи не только между родителями и ребенком, но и между папой и мамой.
Где кукла? Где у куклы глазки?
Цель игры: развитие умения быстро ориентироваться, переключаться, находить предметы в комнате по просьбе взрослых, показывать мелкие детали игрушек или собственные части тела.
Необходимые материалы и наглядные пособия: одеяло, различные игрушки.
Рекомендации: выбирайте не только знакомые ребенку предметы, но и игрушки, с которыми он не играл в последнее время.
Ход игры: посадите ребенка перед собой на расстеленное на полу одеяло, положите перед ним игрушки. Задайте малышу вопрос: «Где кукла (мишка)?». Если ребенок делает выбор правильно, продолжайте игру, спрашивая: «Где у куклы глазки (нос, рот и т. д.)?» После того как ребенок покажет глазки у куклы, обязательно голосом зафиксируйте правильность действия: «Вот они, глазки у куклы, правильно», затем спросите: «А где у нашей Маши (имя ребенка) глазки?», ребенок показывает свои глаза. «Вот они какие у Маши глазки, а где у мамы глазки?» Спросите у ребенка, где глазки у незнакомой игрушки, у игрушки, где глазок нет (у мяча, кубиков и т. д.). У ребенка подобные вопросы могут вызвать недоумение, поэтому следите за его реакцией и во время ободрите его, твердым голосом сообщите, что глазок у мяча нет, нет их и у кубиков. После игры обязательно похвалите малыша за сообразительность и быструю реакцию.
Мишка
Цель игры: развитие воображения, художественного подражания, различие высоты звука.
Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушка медведь.
Ход игры: мама или папа, читая стихотворение, показывают ребенку, как ходит медведь, на примере игрушки, затем сами изображают движения и реакцию медведя. В дальнейшем просят изобразить малыша, как ходит мишка, что он делает и его реакцию на упавшую шишку. В дальнейшем родители просят показать, что делает мишка, а сами не задают наводящих вопросов, а только читают стихотворение.
Мишка косолапый
По лесу идет.
Шишки собирает,
В корзиночку кладет.
Вдруг упала шишка
Мишке прямо в лоб.
Мишка рассердился
И ногою топ.
После окончания игры похвалите малыша за его старания.
Уложи мишку спать
Цель игры: выполнения целенаправленных действий с игрушками.
Необходимые материалы и наглядные пособия: любимая игрушка (мишка, кукла и т. д.).
Ход игры: малышу пора ложиться спать, сыграйте с ним в игру «Выключи свет», прочитайте малышу стихотворение, спросите: «Как закрываются глазки, когда они хотят спать?», напойте малышу колыбельную песенку, постарайтесь, чтобы малыш начал петь вместе с вами, в этот момент попросите его покачать мишку и уложить его спать. Малыш, укладывая игрушку, засыпает и сам. В дальнейшем вам поможет эта игра, чтобы малыш самостоятельно засыпал.
Рекомендации для родителей малыша от 8 до 10 месяцев
➣ Подвижность малыша в этот период резко возрастает. Постарайтесь обеспечить ребенку адекватную физическую нагрузку, которая приносит ему радость.
➣ Приучайте ребенка к тому, что существуют волшебные слова — спасибо, пожалуйста, как можно чаще употребляйте их в игре с малышом.
➣ С раннего возраста приучайте малыша добиваться своей цели.
➣ Не пытайтесь сразу же бросаться на помощь и делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
➣ Если вы используете прогулочную коляску для обучения ребенка ходьбе, убедитесь, что коляска устойчива и не переворачивается.
➣ Не изолируйте ребенка от детей и взрослых, осторожно преодолевайте имеющуюся у ребенка тревогу по отношению к незнакомым людям.
➣ Наблюдая за ребенком, можно составить словарь его жестов и первых слов, что значительно облегчит взаимопонимание между родителями и детьми.
хорошая информация. Спасибо. Нам уже год и мы понемножку топаем сами. Но толкать впереди коляску это любимое занятие. сын даже начал понимать, когда я ставлю anex на тормоз. Сердится, сам нагибается и пробует что то там дергать.
Неплохие игры, но, на мой вкус, для существенно более старшего возраста. Ни разу не видела, чтобы ребенок в 8 месяцев находил и давал взрослому игрушку, которую ему называют, или катил перед собой коляску