Физическое развитие ребёнка до 1 года
Развитие ребёнка от рождения до года.
Физическая развитие детей и активность младенца от рождения до 1 года
Умение ребенка держать головку, садиться, вставать, ползать и ходить детские врачи называют двигательной активностью. Конечно же, сразу после рождения малыш еще мало что умеет. Но уже в возрасте одного месяца он начинает самостоятельно удерживать голову, двухмесячный ребенок способен сам перевернуться на спину. А к трем месяцам он уже может так активно «крутиться», что начинает упираться в стенки кроватки головой. И такой удобный и безопасный ранее пеленальный столик становится небезопасным, нельзя даже подумать о том, чтобы оставить на нем малыша одного! Он уже умеет поворачивать головку, следить глазами за движущимся предметом. Если положить малышу в руку соску или погремушку, то он начнет ее трясти, реагируя на новые звуки, или потянет в рот. Но самостоятельно что-нибудь взять он еще не может, это умение придет только к 5-6 месяцам. В трехмесячном возрасте ребенок, который не спит, находится в постоянном движении. Он двигает ручками и ножками, причем ноги совершают движения, напоминающие езду на велосипеде. А ручки, которые то появляются в его поле зрения, то исчезают, становятся едва ли не самыми главными его игрушками.
Лежа на животе, он активно поворачивает и удерживает голову, проползает некоторое расстояние назад, отталкиваясь ручками, как маленький рак, или вперед, если упереть свою ладонь в стопы малышу.
В положении на животе малыш уже достаточно хорошо удерживает голову в течение нескольких секунд. И как только ребенок научится этому, он сможет удерживать часть тела с помощью рук так, что при упоре на локти не только голова, но и плечи отрываются от поверхности.
➣ Для того чтобы оценить развитие новорожденного, проверяют его рефлексы. Например, если вы проведете пальцем по подошве малыша, он отдернет ножку, это подошвенный рефлекс. Если прикоснетесь к губам ребенка, то он пытается сосать (сосательный рефлекс). Если к ладошке новорожденного дотронуться пальцем или каким-нибудь предметом, его пальчики сожмутся с такой силой, что вы сможете даже слегка приподнять кроху (хватательный рефлекс). Если поддерживать малыша в вертикальном положении, касаясь опоры, то он проявляет рефлекс ходьбы, не спеша переступая с ножки на ножку. Если малыш все это проделывает, значит, он развивается нормально.
В четыре месяца двигательная активность еще больше увеличивается. Малышу уже не нравится спокойно лежать в кроватке. Он даже пытается сесть. День-другой, и ребенок начнет ползать по полу, потому что на диване уже не оставить малыша одного, а замкнутых, ограничивающих свободу передвижения пространств, каким является манеж, дети не любят. Однако должно пройти еще некоторое время, чтобы закрепилось умение одновременно становиться на колени и на руки. Умение стоять приходит всегда после умения сидеть и ползать. К 4-5 месяцам малыш регулярно выпрямляет колени и делает это столь ритмично, что создается ощущение, будто он подпрыгивает. В это время он начнет отказываться сидеть у вас на коленях: он сжимается, крепко-крепко хватает вашу одежду своими ручками и старается подняться. Когда ребенок находится в вертикальном положении, его тело соприкасается с вашим, он может сам смотреть вам в лицо — и ему открывается восхитительный вид на мир с вашего плеча, и панорама эта то и дело меняется.
Шестимесячные малыши могут сидеть очень недолго, потому что мышцы спины и позвоночник еще не совсем приспособлены для этого. Поэтому, если карапуз тянет ручки и хочет сесть, можно дать ему ухватиться за пальцы и помочь ненадолго присесть, а потом опять уложить. Ребенок может полюбить эту игру: только протяните ему руки, и он схватится за них, а вы легко подтяните его в положение сидя. Такие упражнения еще и полезны, потому что укрепляют мышцы спины ребенка.
К седьмому-восьмому месяцу малыш начинает перекладывать предметы из одной руки в другую. Он может уже не только трясти погремушку, но и, исследуя свои новые возможности, постучать ею об окружающие предметы. Во время кормления он крепко хватает бутылочку и может сам ее удерживать (от взрослого требуется только придерживать ее в нужном положении, чтобы ребенок не наглотался воздуха). Схватив один предмет, ребенок может тянуться за другим.
Если вы кормите малыша за столом из ложечки, можете в качестве игры или тренировки моторных навыков дать ложку и ему в руки. Скорее всего, ребенок будет стучать ложкой по столу и своей тарелочке и, конечно, пытаться попасть ею в тарелку, копируя ваши действия. Вы можете помочь малышу, взяв его ручку с ложкой в свою руку, зачерпнув немного пищи и поднеся ее ко рту ребенка.
К середине седьмого месяца ребенок, лежа на спинке, уже может поднимать голову — настолько окрепли его шейные мышцы. Он уже может сидеть дольше, чем раньше, периодически наклоняясь вперед и опираясь на руки, а затем снова выпрямляясь. Стоять на четвереньках, покачиваясь вперед-назад. Так он готовится передвигаться на четвереньках.
Внимание! Не нужно сажать маленьких детей между подушками. Так можно только навредить здоровью малютки. Наберитесь терпения и дождитесь самостоятельного умения садиться. Чтобы позвоночник развивался здоровым, мышцы должны достаточно окрепнуть.
Беря предметы рукой, ребенок начинает использовать для более полного охвата большой палец. При игре с предметами, например с погремушкой, он уже не просто трясет ее, а преследует определенную цель — хочет, чтобы она издавала звуки. При этом иногда он берет одну погремушку и не прикасается к другой — видимо, звук первой ему нравится больше. Улучшается координация движений — при перекладывании предмета из руки в руку малыш не цепляется одной за другую.
В восемь месяцев ребенок уже хорошо ползает по-пластунски или на четвереньках. Но не пугайтесь и не расстраивайтесь, если он этого не делает. Не все дети проходят этап ползания в таком положении. Некоторые «спешат» встать и сразу начинают с ходьбы. Иногда родители, стараясь соблюсти этапность обучения, пытаются учить ребенка «правильно ползать», игнорируя тот факт, что малыш уже достаточно долго может стоять в кроватке, держась за прутья, или стремится к тому, чтобы его водили по комнате за обе ручки. Некоторые дети настолько овладевают техникой даже не ползания, а «бега» на четвереньках, что потом, уже научившись более или менее устойчиво ходить, в случае, когда нужно быстро попасть на кухню или в другую комнату, опускаются на руки и быстро-быстро переползают туда, куда им нужно.
Движения мелких мышц пальцев, которые до сих пор были неловкими, достигают такого уровня, что малыш может схватить пальчиками ниточку или веревочку, на которой висит какая-нибудь игрушка. У него уже достаточно силы для того, чтобы с удовольствием не просто мять бумагу, но и разрывать ее.
Малыш уже научился хлопать в ладошки. Правда, попадает он ладошкой по ладошке еще не всегда. Если вы будете хлопать в ладоши вместе с ним да еще повторять какие-нибудь прибаутки или делать это под музыку, малышу понравится — ведь это очень веселая игра!
Начиная с восьмого-девятого месяца ребенок уверенно стоит в кроватке, а с девятого обычно ходит при поддержке за руки, держась за перила кроватки или манежа. Немного позже он «рискует» и, отрываясь от одного перила кроватки, делает шаг и хватается за следующее — это первый самостоятельный шаг!
Малыш, только что научившийся ходить, идет, широко расставляя ножки, стопы его направлены в стороны, ножки немного согнуты в коленных и тазобедренных суставах, позвоночник наклонен вперед в области груди, а в пояснице выгнут назад. Ручки он сначала вытягивает вперед, чтобы побыстрее ухватиться за опору, к которой идет. Позже, когда ребенок уже немного освоился при ходьбе, он широко расставляет руки для сохранения равновесия.
К девяти месяцам ребенок довольно хорошо стоит, держась за прутья кроватки или ножку стула. Малыш уже умеет ползать так быстро, что вам нужно поторопиться, чтобы догнать его. Он может ходить по кроватке, держась за перила, или вдоль дивана, держась за него. Но пока еще ребенок передвигается боком и учится переносить массу тела с одной ноги на другую.
Малыш может передвигаться по комнате настолько быстро, а его ручки уже достигли такого совершенства, что тот кавардак, который он мог устроить раньше, оставшись один в комнате, ничто по сравнению с тем, на что он способен сейчас! Мелкие мышцы пальцев уже настолько совершенны, что ребенок может управлять каждым пальчиком отдельно. Например, он использует указательный и большой пальцы, захватывая ими, как пинцетом, мелкий предмет. В этот период будьте особенно бдительны, поскольку все, что попадает в руки маленькому исследователю, незамедлительно отправляется в рот! Мелкие предметы вокруг малыша переселяются все выше и выше или запираются на специальные замочки. В это время активно прорезываются зубки и десны очень чешутся — так хочется все попробовать на зуб. Малыш уже показывает на предметы указательным пальцем. Если позволяют размеры предметов, он может к двум удерживаемым в ручках предметам добавить еще и третий.
На десятом месяце во время игры ребенок уже становится на коленки, может наклониться за игрушкой, держась одной рукой за окружающие предметы (стул, например), отчаянно шатаясь при этом. Он более уверенно, чем девятимесячный, может переходить от кроватки к стулу, а от него к столу, причем если он видит, что до следующего предмета слишком далеко, то может уморительным взглядом попросить вас протянуть ему руку помощи.
➣ Когда ребёнок начинает ходить?
Все малыши начинают ходить в разном возрасте. Точно сказать, когда ребенок пойдет, почти невозможно. Одни осваивают этот навык в 1 год 4 месяца, другие — в 10 месяцев.
С одиннадцатого месяца улучшается координация движений как всего тела, так и мелких мышц, в частности пальцев. Ребенок может выполнять все более и более сложные действия: открывает и закрывает маленькие коробочки, собирает и разбирает пирамидку и т. п. Он сам берет чашку во время еды и пьет из нее. А ложка, которую до этого он держал чисто символически, зачастую пускается в дело, правда, без особого успеха, поскольку даже если получается зачерпнуть из тарелки, то донести ее до рта пока еще сложно: не хватает сил и координации движений.
К двенадцатому месяцу ребенок обычно может свободно вставать на ноги из любого положения; ходить без посторонней помощи; самостоятельно пить из чашки; взбираться на ступеньки или свой (детский) стульчик; во время бодрствования проситься на горшок; бегать, держась за руку взрослого; подражать взрослым, повторяя за ними какие-нибудь простые действия; произносить отдельные простые слова и понимать, что требуют от него взрослые. Правда, пока у него нет представления о том, что некоторые его действия могут быть вредными (например, стаскивание предметов со стола, разбивание посуды и т. п.). Они веселят его, и он пытается их повторить, если его не поругать. С игрушками ребенок предпочитает играть сидя.
Все дети в своем физическом развитии проходят один и тот же путь, но каждый со своей скоростью. Поэтому абсолютно нормальные, здоровые младенцы могут в физическом развитии опередить или отстать от своих сверстников на несколько недель. Не впадайте в отчаяние, если у вашего малыша что-то не получается, а другие дети того же возраста это уже умеют.
Все малыши проходят определенные этапы развития естественным образом. Однако именно вы, родители, можете способствовать развитию этих навыков, увеличивая силу и координацию вашего ребенка. Некоторые физические упражнения могут улучшить развитие управления моторикой и наделить его большей координацией. Через движение ребенок познает мир, развивает психику, интеллект, регулирует процессы обмена. Каждое движение ребенка неразрывно связано с дыханием, а значит, и с кровообращением. Поэтому массаж и гимнастика необходимы с самого раннего возраста. Нежные мамины прикосновения и поглаживания являются основой массажа и гимнастики детей в раннем возрасте. Лаская своего ребенка во время массажа, вы становитесь неизмеримо ближе, учитесь налаживать с ним контакт без слов.
➣ Если двигательная активность развивается с заметным опозданием, и родители сильно беспокоятся из-за этого, лучше показать ребенка врачу, который поможет установить причину и даст полезные советы.
Рекомендуем посмотреть:
Игры для ребёнка от 4, 5 до 6 месяцев
Уроки рисования и лепки для ребёнка до 1 года
Нина # 29 мая 2019 в 04:33 0 |
Ведь многое зависит от физического развития ребенка. |
Алена # 29 мая 2019 в 08:31 0 |
Нина, конечно зависит. Так же многое зависит какие витамины поступают в организм ребенка, как раз для его развития. Вот я к примеру своему сыночку стала с 4 лет давать доппельгерц киндер мультивитамины. Вполне хватает курса в год, чтобы у на и иммунитет был в порядке, да и развивался ребенок как положено. Ведь, если в организме не будет хватать витамин, то и развитие будет не правильным. |