Игры на развитие восприятия, величины для детей 2-3 лет

Игры-занятия, развивающие восприятие величины, формы и цвета для детей младшего дошкольного возраста

Привлекательные предметы малыши обязательно пытаются взять в руки, но обычные их действия с предметами (зажимание в руке, перекладывание с места на место, постукивание друг о друга и т. д) не приводят к восприятию формы.

Непонимание пропорций и формы предметов может задерживать развитие ребенка. Его руки действуют неловко, с трудом удерживают предметы, малыш часто роняет их. Когда ребенок научится определять форму и величину предметов, как существенные признаки, он быстро овладеет действиями с этими предметами, научится рисовать, конструировать, лепить.

Игры, включенные в этот материал, помогают ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет), знакомят с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Во время игры с настольными игрушками от ребенка требуется большая сосредоточенность и внимание при выполнении необходимых действий.

Надо стараться не отвлекать в это время малыша посторонними вопросами или громкими разговорами.

Большие и маленькие

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине.

Материал: Четыре больших бусины (приблизительно 2 см) и четыре маленьких (приблизительно 1 см). Бусинки одинаковой формы и цвета. Тонкие шнуры или толстые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами. Кукла и корзиночка.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.

Сначала взрослый берет большую бусину и нанизывает ее на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Взрослый предлагает ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку труднее справиться с заданием, потому что его в пер- зую очередь привлекают большие бусины.

Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусы, помогает ему продевать нитку в отверстие бусинки, если у того не получается, напоминает о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательнее!»

Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например кольца от пирамидок). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

Какой мяч больше

Материал: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры: Взрослый стоит на расстоянии 3—5 м от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он не ошибся и принес самый большой мяч, то его хвалят. Если ребенок приносит маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка взрослый обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Мячи снова произвольно перемешивают, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже самый маленький мяч.

Какой это формы

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме.

Материал: Четыре круглых и четыре квадратных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см, сторона квадратной бусины 2 см. Тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

Ход игры: Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусины и шнурок. Взрослый знакомит ребенка с куклой и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать из бусинок украшения.

Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале шарик, потом кубик. Затем взрослый предлагает ребенку выбрать из корзиночки две бусинки (шарик и кубик) и нанизать их.

Внимание ребенка фиксируется на том, что оказалось надето на нитке: шарик, кубик, шарик, кубик. Взрослый предлагает потрогать руками каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Шарик, кубик...». Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание.

В конце занятия ребенок показывает кукле, какие красивые бусы он для нее сделал, и надевает их на нее.

Круг, квадрат

Материал: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры: Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешанных на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая — это квадрат, и такая — это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) — в другую сторону.

Затем взрослый спрашивает„ у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили?» Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые.

Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает, в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего Материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.

Поручения

Цель: Обучение ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствование понимания речи.

Материал: Большая и маленькая собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешка.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:

— большую собаку напои чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка «рычит» или отворачивается, показывая свое неудовольствие. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки);

— поставь матрешку рядом с красным мячиком;

— маленькой собачке подари синий мячик;

— попляши вместе с куклой;

— возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

— большую собаку посади рядом с маленькой.

В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и предметы, использованные в игре. Затем взрослый спрашивает ребенка: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т. д. Необходимо следить за правильным использованием в речи малыша глаголов посадить, поставить, положить.

Курочка и цыплята

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Материал: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Ход игры: Взрослый начинает занятие с чтения потешки:

— Курочка-рябушечка, куда пошла?

— На речку.

— Курочка-рябушечка, за чем ты пошла?

— За водичкой.

— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

— Цыпляток поить!

— Курочка-рябушечка, как твои детки просят пить?

— Пи-пи-пи-пи-пи!

Взрослый показывает белый элемент мозаики и говорит: «Курочка у нас будет белого цвета». Демонстрируя желтую мозаику, он поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки».

В отверстие панели взрослый вставляет белую мозаику, еще раз напоминает, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-курочкой.

Если ребенок неуверенно выполняет задание, взрослый помогает ему и просит найти еще 2—3-х цыплят. После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

Если при выполнении задания ребенок допускает ошибки, взрослый может подсказать: «Посмотри, все ли цыплятки у тебя одинаковые? Какого цвета бывает цыпленок?» и т. д.

Елочки и грибочки

Цель: Научить чередовать предметы по цвету.

Материал: Коробка с мозаикой, в которой лежит десять элементов зеленого цвета, десять красного и по пять штук белого, желтого и синего цвета.

Ход игры: Взрослый, показывая детям мозаику, поясняет, что елочки бывают зеленого цвета, и размещает у себя на панели елочку (элемент зеленого цвета). Показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку, грибочек, взрослый читает:

Елочки нарядные стали все в рядок,

И за каждой елочкой красненький грибок!

Затем ребенок продолжает выкладывать ряд елочек и грибков и работает с мозаикой самостоятельно.

Если ребенок ошибается, взрослый спрашивает: «Проверь, у тебя все правильно? Посмотри внимательно!» Некоторые дети могут разместить правильно 2—3 пары элементов и начинают ошибаться. Воспитатель спрашивает: «Почему у тебя два грибка вместе? У тебя все правильно?»

Если ребенку трудно выполнять задание самостоятельно, взрослый диктует ему последовательность элементов: «Елочка, грибок, елочка, грибок...» Ребенок выкладывает соответствующие элементы на панель.

Гуси с гусятами

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных.

Материал: Коробка с мозаикой, в которой помещены десять элементов желтого и десять белого цвета, по пять элементов синего, красного и зеленого цвета.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку синюю мозаику, поясняя, что такого цвета бывает речка. Затем отбирает все элементы синего цвета и размещает их в левой части панели сверху вниз.

Показывая один элемент белой мозаики и один желтой, взрослый говорит, что это гусь (белый) и гусенок (желтый). Помещает на панели желтый элемент следом за белым и поясняет: «Гусь пошел и гусенка повел». После этого предлагает ребенку найти «гуся и гусенка» и разместить их на панели.

Когда все элементы мозаики будут правильно размещены, взрослый читает ребенку четверостишие из стихотворения Н.Клоковой «Гуси»:

Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га-га-га!»

Затем ребенок получает комплект мозаики и выполняет задание самостоятельно. Задание считается выполненным, если ребенок чередует мозаику по цвету сам или с незначительной помощью взрослого. Если ребенку трудно выполнить задание, взрослый диктует ему каждый элемент.

Задание можно усложнить, если предложить ребенку выбирать нужные элементы из восьми цветов.

Домики и флажки

Материал: Коробка с мозаикой, в которой помещены по десять элементов белой и красной мозаики. Для усложнения задания в коробку кладут три зеленых, два синих, три желтых элемента, которые не потребуются при выполнении задания.

Ход игры: Взрослый показывает элемент белой мозаики и говорит, что такого цвета будут домики; показывая элемент красной мозаики, поясняет, что такого цвета будут флажки. Затем взрослый произвольно выкладывает «домики» на панели, а «флажки» помещает над домиками и приглашает ребенка найти в коробке и разместить на панели сначала домик, потом флажок и т. д.

Спрашивая у ребенка, правильно ли найдены «домик и флажок», взрослый выясняет, как тот понял задачу. Затем передает коробку с мозаикой ребенку и следит за выполнением задания, обращая внимание на правильный подбор элементов по цвету и напоминая, что к каждому домику нужен флажок.

Некоторые, самые младшие, дети нуждаются в координации движений мелких мышц руки. В этом случае взрослый берет руку ребенка в свою и помогает ему устанавливать элементы на панели.

Разноцветные бусы

Цель: Научить чередовать элементы по цвету.

Материал: Четыре белых и четыре красных бусины (могут быть использованы и другие цвета), Тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами, коробочки для бус.

Ход игры: В «гости» к ребенку приходит кукла (медведь, собачка и т.д) и приносит бусины. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы разного цвета. Взяв белую бусину, он объясняет: «Эта бусинка белая, а есть еще вот такая — красная, как флажок или ягодка. (Показывает красную бусину) Сначала будем нанизывать белую бусинку, а потом красную». Всякий раз название цвета подчеркивается голосом и сопровождается показом бусины такого цвета.

Далее ребенок отбирает и нанизывает бусинки сначала вместе с взрослым, затем самостоятельно.

Взрослый акцентирует внимание ребенка на предварительной подготовке материала для нанизывания: каждую пару бусин надо класть так, чтобы белую бусину удобно было взять в первую очередь.

Если ребенок быстро и без труда выполняет задание, ему можно предложить нанизывать бусы других цветовых сочетаний: белого и синего, белого и черного и т.д.

Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является именно белый, хорошо знакомый белый цвет (в быту он упоминается очень часто: белый снег, белые руки и т.д)

Если ребенок справляется с заданием с трудом, взрослый говорит ему, как нанизывать каждую бусинку.

Как правило, дети с удовольствием играют с разноцветными предметами, и не столь важно, что ребенок не сразу выполнит задание. Не стоит сразу требовать обязательного запоминания цветов.

После выполнения задания, взрослый завязывает концы нитей и предлагает ребенку подойти и показать кукле, мишке и другим игрушкам сделанное украшение.

Сделаем матрешке бусы

Материал: Деревянные или глиняные бусинки восьми цветов по шесть штук каждого цвета. Рисунок с матрешками, одетыми в однотонные платья этих цветов, нити или шнуры для нанизывания бус.

Ход игры: Взрослый показывает матрешек и говорит, что матрешки пришли в гости и принесли с собой бусинки и нити (шнурки, веревочки) разного цвета (один конец шнура можно накрахмалить, чтобы легче нанизывать бусы, а на другом сделать узелок, чтобы они не соскальзывали).

Сначала взрослый предлагает ребенку выбрать бусины одного цвета из предложенных четырех цветов. Когда ребенок выберет понравившиеся бусинки, ему даЗют шнур и предлагают нанизывать на него бусинки. Если ребенку трудно нанизывать, взрослый помогает ему.

Затем ребенку предлагается найти матрешку, для которой он сделал бусы. Взрослый называет цвет бус и подчеркивает, что платье у матрешки должно быть такого же цвета.

Так же собираются бусины других цветов. Когда всем матрешкам будут подобраны бусы, взрослый спрашивает, показывая на матрешку в красном платье: «Кто знает, какого цвета платье у этой матрешки? (Ребенок отвечает) Правильно, красного». Показывая на другую матрешку, взрослый сам называет цвет ее платья: «А у этой куклы синее платье». Взрослый показывает других матрешек и задает вопросы о цвете их платья. Если ребенок не может назвать цвет, его называет взрослый.

Показывая матрешку в зеленом платье, взрослый объясняет: «У этой матрешки платье и бусы зеленого цвета. Такого цвета бывают листья и трава». Так же можно рассказать и о других цветах.

В конце занятия взрослый хвалит ребенка за то, что он сделал для матрешек бусы, и матрешки стали еще красивее.

Найди палочку

Цель: Научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных, закрепить умение группировать предметы по цвету, знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре.

Материал: Палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного и белого. (Вместо палочек можно взять карандаши или полоски цветной бумаги)

Ход игры: Ребенку дают произвольно перемешать палочки четырех цветов и предлагают взять себе палочку любого цвета и найти еще такую же. Когда ребенок отберет палочку, он выбирает еще одну, затем все оставшиеся такого же цвета.

После выполнения задания ребенку дают сортировать палочки других цветов (например, если в первом случае ребенку давали палочки красного, синего, желтого и белого цвета, то в следующий раз он занимается с зелеными, синими, белыми и фиолетовыми палочками).

Особенности этой игры в том, что ребенок выбирает палочки того цвета, который ему больше нравится. Если ребенку понравилась эта игра, можно предложить выбрать другие цветовые сочетания.

В конце занятия взрослый размещает палочки в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Ребенок видит гармоничное сочетание цветов и размещает свои палочки так, как расположены цвета радуги.

Помоги матрешке найти свои игрушки

Цель: Закрепление у ребенка умения группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: Рисунок с матрешками, бусинки и палочки разных цветов.

Ход игры: Взрослый поочередно, в соответствии с последовательностью цветовых тонов спектра, показывает ребенку матрешек, одетых в платья разных цветов (красное, оранжевое, желтое, зеленое, голубое, синее, фиолетовое). Вместе с ребенком он любуется красивыми платьями матрешек. Черную и белую матрешек рассматривать после цветных.

Взрослый поясняет ребенку, что у каждой матрешки красивое платье, и, когда они все вместе, кажется, будто светит яркое солнышко и сияет радуга.

Затем взрослый говорит ребенку, что у каждой матрешки есть свои игрушки: мячики (бусинки) и палочки, но они все перепутались, и надо помочь матрешкам найти свои игрушки.

Взрослый показывает одну из матрешек и предлагает выбрать бусинки такого же цвета, как у нее платье. После того как ребенок выберет все бусинки и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается также выбрать палочки.

В ходе игры взрослый следит за тем, чтобы ребенок не торопился, не хватал руками все игрушки подряд, а сначала внимательно посмотрел на них, нашел глазами нужные игрушки, а потом брал их для матрешки. В конце занятия взрослый еще раз называет цвета матрешек, бус и палочек.

Бусинки и платочки можно заменить мозаикой, колечками от пирамидки, карандашами, фигурками из цветной бумаги и т. д.

Рекомендуем посмотреть:

Летние игры для детей 2-3 лет в детском саду

Как играть с детьми группы раннего возраста

Развивающие игры для детей 1-2 лет в домашних условиях

Игры на развитие слухового восприятия у детей 1-3 лет

Игры на развитие речи у детей раннего возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!