Игры на развитие памяти и внимания у дошкольников

Игры, направленные на развитие восприятия, внимания и памяти у детей 3-7 лет

Снежинка

Возраст. От трех лет.

Цель. Запоминание названий частей тела, развитие внимания, координация движений.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Ведущий проверяет знание детьми названий частей тела и объясняет правила игры.

Содержание. Ведущий плавно двигается и поет песенку, в которой называются те или иные части тела, задача детей — правильно их показать.

Снежинка кружилась,

Снежинка летела

И на ладошку села!

В каждом куплете называется какая-либо часть тела.

Рекомендации. Чтобы сделать игру более увлекательной, ведущий может намеренно ошибаться: называть и показывать разные части тела.

Зайчики — лошадки — бегемоты

Возраст. От трех лет.

Цель. Развитие слухового внимания, умения контролировать свои действия.

Инвентарь. Бубен.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Ведущий объясняет детям, что у него в руках волшебный бубен. Нужно внимательно слушать, как он стучит. Если звук тихий, дети должны бежать тихо-тихо, на цыпочках, как осторожный зайчик. Если бубен звенит громче — нужно бежать, как лошадка. А если бубен звенит громко-громко — нужно топать, как бегемот.

Рекомендации. Необходимо несколько раз продемонстрировать детям, как может изменяться громкость звучания бубна, и показать, как нужно двигаться.

Найди меня

Возраст. С трех лет.

Цель. Развитие словарного запаса и внимательности.

Инвентарь. Иллюстрации (можно использовать книги с рисунками), с большим количеством деталей.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Ведущий просит найти на рисунке какой-нибудь не очень заметный предмет. Обнаруживший этот предмет должен показать, где он находится. Дети тоже с удовольствием становятся ведущими.

Рекомендации. Следует называть предметы, знакомые детям.

Угадай по цвету

Возраст. От трех лет.

Цель. Развитие внимания и памяти. Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Если играют маленькие дети, до начала игры с ними можно потренироваться узнавать цвета различных предметов.

Содержание. Водящий выходит из комнаты, остальные загадывают какой-нибудь цветной предмет, находящийся в помещении. Водящему сообщают цвет предмета, и он должен отгадать, что именно загадано.

Загадочные звуки

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие слухового восприятия, внимания, памяти.

Инвентарь. Предметы из различных материалов, палочка.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Необходимо подобрать несколько предметов, сделанных из разных материалов (стеклянная банка, металлическая крышка, книжка, игрушечный барабан, пластмассовая игрушка, деревянный кубик и т. п.). Палочкой или карандашом ведущий стучит по предметам и просит детей запомнить, как каждый из предметов «звучит».

Содержание. Дети отворачиваются. Ведущий стучит то по одному, то по другому предмету, а дети по звуку должны отгадать предмет.

Рекомендации. Если мнения детей расходятся, ведущий может постучать еще раз, сравнить несколько звуков.

Тренировка памяти

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие памяти, внимания, мышления. Инвентарь. Несколько предметов для запоминания.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Ведущий показывает детям предмет, предлагает его рассмотреть («сфотографировать» глазками), а затем, закрыв глаза, подробно описать его (величина, форма, цвет, детали).

Рекомендации. На первых этапах игры желательно подбирать достаточно знакомые для ребенка предметы, затем выбирать более сложные предметы. Сначала ведущим должен быть взрослый, позднее роль ведущего может выполнять один из детей.

Найди часы

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие слухового восприятия, внимания.

Инвентарь. Часы, которые достаточно громко тикают.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Ведущий показывает детям часы-будильник, как они тикают.

Содержание.

Первый вариант

Один ребенок выходит из комнаты. Остальные дети вместе со взрослым решают, куда спрячут будильник. Прятать нужно так, чтобы стук часов был достаточно хорошо слышен. Затем приглашают водящего, который должен найти часы, ориентируясь по звуку.

Второй вариант

Водящему завязывают глаза. Все встают в круг, держа при этом руки за спиной. Будильник находится в руках у одного из детей. Водящий заходит в круг, прислушивается и старается угадать, кто держит часы. Если угадал — выбирается новый водящий, если нет — игра начинается заново.

Рекомендации. При игре с маленькими детьми вместо будильника можно использовать тихо звучащую музыкальную игрушку, более старшие дети могут искать мобильный телефон с негромкой мелодией.

Угадай предмет

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие тактильного восприятия.

Инвентарь. Предметы из различных материалов, повязки на глаза.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Группа делится на пары. В каждой паре одному из детей завязывают глаза. Второй ребенок подносит к товарищу разные предметы. Задача ребенка с завязанными глазами — дотронуться до предмета и назвать его. Касаться предмета можно только подушечками пальцев. Затем дети в парах меняются ролями.

Зеваки

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие произвольного внимания, быстроты реакции, овладение навыками управления своим телом и выполнения инструкции.

Инвентарь. Не обязателен.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

Слушай хлопки

Возраст. От четырех лет.

Цель. Тренировка внимания и контроль двигательной активности.

Инвентарь. Не требуется.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, дети должны принять позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка дети возобновляют ходьбу.

Паровозик

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие внимания и памяти.

Инвентарь. Карточки с картинками.

Число участников. Двое-пятеро человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Ведущий выкладывает «поезд» из нескольких карточек (для начала достаточно четырех).

Содержание. Ведущий просит ребенка запомнить, как расположены карточки - «вагоны», и отвернуться. Затем он перекладывает одну из картинок. Ребенок должен возвратить «вагон» на место.

Игры, направленные на развитие восприятия, внимания и памяти 109

Развитие игры. Постепенно количество картинок можно увеличивать. Также можно перекладывать не одну, а несколько картинок.

На парад идет отряд

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие слухового внимания, волевой регуляции, умения действовать по инструкции.

Инвентарь. Аудиокассета или диск с музыкой, свисток.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Ведущий показывает детям, как маршируют, а также определяет маршрут прохождения «отряда». Подбирает подходящую музыку.

Содержание. Дети строятся. Ведущий включает музыку, дети начинают шагать на месте. Ведущий дает свисток, дети маршируют (например, вдоль стен). Когда ведущий дает два свистка, дети снова шагают на месте. Так продолжается до тех пор, пока ведущий не даст три свистка. После этого дети замирают.

Рекомендации.

1. Можно проводить игру как индивидуально, так и в группе.

2. Три свистка лучше давать, когда дети маршируют на месте.

3. Роль ведущего может исполнять ребенок.

Что пропало?

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие памяти и внимания.

Инвентарь. Игрушки (не менее трех).

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание. На стол кладутся игрушки. Дети смотрят на них, запоминают, а потом отворачиваются. Ведущий убирает одну игрушку, дети поворачиваются и должны определить, что пропало.

Развитие игры. Можно постепенно увеличивать число игрушек, убирать не одну, а несколько, уменьшать время запоминания и т. д.

Покажи картинку

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимательности.

Инвентарь. Карточки с изображением разных предметов или небольшие игрушки.

Число участников. Не больше двух человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. На столе рядами раскладываются карточки с изображением разных предметов (или расставляются игрушки). Ведущий и ребенок садятся у стола напротив друг друга.

Содержание. Ведущий называет любой из предметов и указывает на него рукой. Ребенок показывает на этот же предмет. Ведущий может показать не тот предмет, который был назван, задача ребенка при этом — показать названный предмет.

Король сказал

Возраст. От пяти лет.

Цель. Тренировка переключения внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательного автоматизма.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Все участники игры вместе с ведущим становятся в крут. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит фразу «Король сказал». Если кто-то ошибается, он выходит на середину крута и выполняет какое-нибудь задание, например улыбается, прыгает на одной ноге и т. д.

Рекомендации. Фразу «Король сказал» можно заменить на «Пожалуйста» или «Командир приказал» и т. п.

Броуновское движение

Возраст. От пяти лет.

Число участников. От трех человек.

Инвентарь. Теннисные мячи.

Участие взрослого. Желательно.

Цель. Тренировка умения распределять внимание, сплочение группы.

Содержание. Все дети сидят в кругу. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячи и сообщает детям правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой или ногой. Если дети успешно выполняют правила, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Цель игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

Гость из Африки

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимательности, умения анализировать и критически оценивать информацию.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Не обязательно.

Содержание. Один из детей — ведущий. Он произносит слово «лоб» и дотрагивается пальцами до своего лба, затем говорит «ухо!» и дотрагивается до уха, затем говорит «нос!» и касается носа. Последнее слово — «Африка». Произнося это слово, ведущий поднимает вверх слегка согнутые в локтях руки.

Все участники повторяют действия ведущего. Через некоторое время ведущий начинает специально ошибаться: например, говорит «лоб», а дотрагивается до уха. Игроки должны быть внимательными и не повторять ошибок ведущего.

Давайте вспоминать

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие памяти и внимания.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Содержание.

Первый вариант

Ведущий просит детей перечислить то, что находится на участке детского сада (во дворе дома, в игровой комнате, в спальне и т. д.). Желательно сразу же проверить, все ли было названо.

Второй вариант

Ведущий просит детей вспомнить, что они делали в какой-либо период времени, например с обеда до полдника. Дети должны называть события в правильной хронологической последовательности.

Съедобное — несъедобное

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимания, реакции, умения оперативно принимать решения.

Инвентарь. Мяч.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Детям нужно разъяснить понятия съедобно — несъедобно. Причем сделать акцент на том, что имеется в виду именно реальная возможность что-либо съесть человеком, сказочные сюжеты не рассматриваются.

Содержание.

Первый вариант

Дети встают в большой круг, берут мяч и начинают перекидывать его друг другу, называя слова. Если слово обозначает что-то съедобное, мяч нужно поймать, а если несъедобное — отбить. Бросать мяч нужно сразу после того, как прозвучит слово. Кто ошибся — выбывает из игры.

Второй вариант

Дети становятся полукругом, перед ними — ведущий. Он бросает мяч то одному, то другому ребенку.

Рекомендации. Ведущий может дополнять слово определениями, говоря, например: вкусная горячая... булочка! При этом можно хитрить: вкусная горячая бу... мага!

Голоса

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие слухового восприятия, внимания, улучшение взаимодействия в группе.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Остальные участники встают вокруг него. Дети выбирают фразу, которую они будут произносить. Это могут быть строки из песни, фрагмент стихотворения, просто «ку-ка-ре-ку!».

Содержание. Кто-нибудь из детей негромко произносит фразу, а ведущий отгадывает, кто это сделал. Ему дается две попытки. Если не отгадал — тот, кто говорил фразу, называет себя и игра продолжается. После нескольких циклов выбирается новый водящий.

Развитие игры. В более сложном варианте дети специально изменяют голос.

Музыкальный робот

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие звукового восприятия, памяти, умения выполнять команды.

Инвентарь. Три-пять различных музыкальных инструментов.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Ведущий подготавливает разные музыкальные инструменты (фортепиано, барабан, ложки, металлофон, бубен, дудку) и договаривается с детьми о том, какие движения они будут делать под звуки каждого инструмента. Детям надо дать возможность несколько раз потренироваться до начала игры.

Содержание. Ведущий играет на разных инструментах, а дети выполняют оговоренные движения.

Рекомендации. Можно использовать любые танцевальные движения, элементы зарядки, «движения роботов».

Да или нет?

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимания.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Необходимо.

Содержание. Дети встают в круг и берутся за руки, ведущий — в центре. Он объясняет задание: если дети согласны с тем, что он говорит, они должны поднять руки вверх и сказать «да». Если они не согласны с утверждением, надо опустить руки вниз и громко сказать «нет».

Пример высказываний ведущего.

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Перехитрилки

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие памяти, мышления, внимания.

Инвентарь. Карточки с картинками.

Число участников. Двое-пятеро человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый выкладывает на стол картинки. Дети называют хором все картинки по очереди.

Содержание. Взрослый на глазах у детей по очереди перекладывает все картинки изображением вниз, а затем спрашивает, показывая на одну из них, что изображено. После небольшой паузы (две-три секунды) взрослый открывает картинку, и дети видят, правильно или нет они ответили. Когда все картинки будут отгаданы, взрослый, положив их опять вниз изображениями, говорит: «Внимание! Включаю перехитрилки!» и меняет местами друг с другом две карточки. Дети продолжают отгадывать.

Рекомендации. Игра проходит наиболее оживленно с детьми шести-семи лет. В этом случае «перехитрилки» включаются многократно, а сама игра идет в быстром темпе.

Кого нет?

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие зрительной памяти детей.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От десяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети сидят в кругу на полу. Один ребенок водит. Он выходит за дверь, другой ребенок прячется в комнате. Остальные дети пересаживаются. Затем водящий возвращается, смотрит на детей и старается понять, кто спрятался. Спрятавшийся может помочь угадывающему, произнеся несколько слов.

Кто первый?

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, командного духа.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От десяти человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Дети делятся на две команды, в каждой из которых участники пересчитываются. Все дети должны запомнить свои номера.

Содержание. Ведущий называет номер. Игроки под этим номером должны как можно быстрее добежать до ведущего. Тот, кто быстрее добежит, получает жетон. Выигрывает команда, собравшая больше жетонов.

Послушай и запомни

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие памяти, ассоциативного мышления.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Ведущий подбирает пять пар слов, связанных друг с другом. Например: колесо — велосипед, труба — дым, лошадь — грива и т. д.

Содержание. Ведущий произносит пары слов, дети слушают и стараются запомнить слова. Затем ведущий называет только первое слово из пары, а дети должны назвать второе.

Рекомендации. Число пар можно постепенно увеличивать.

Колпак мой треугольный

Возраст. От шести лет.

Цель. Научиться концентрировать внимание, осознавать свое тело, управлять движениями и контролировать поведение.

Участие взрослого. Обязательно.

Инвентарь. Не требуется.

Подготовка. Взрослый разучивает с детьми текст «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак».

Содержание. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». В следующем кругу дети, которым выпадет говорить слово «колпак», заменяют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующем кругу уже заменяются два слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а показывают жестами на одно больше. В последнем кругу дети изображают жестами всю фразу полностью.

Рекомендации. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить, особенно на этапе освоения игры.

Земля, вода, воздух

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие внимания, обогащение словарного запаса.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От пяти человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети садятся в ряд или круг. Водящий ходит перед ними и, указывая на каждого по очереди, произносит: «Вода, земля, воздух». В любой момент он может остановиться. Если водящий остановился на слове «вода», то ребенок, на которого он указал, должен назвать рыбу, пресмыкающееся или животное, живущее в воде. Если на слове «земля» — нужно назвать того, кто живет на земле. Если на слове «воздух» — того, кто летает.

Брито-стрижено

Возраст. От шести лет.

Цель. Тренировка внимания, мышления, обогащение словарного запаса.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый говорит с детьми о синонимах и антонимах, приводит примеры.

Содержание. Ведущий выполняет движения, участники не повторяют их, а делают все наоборот: ведущий разводит ладони — игроки складывают их; ведущий делает быстрое движение рукой вправо — все делают медленное движение влево.

Рекомендации. На первых этапах роль ведущего выполняет взрослый. Впоследствии ведущим может стать ребенок.

Хлопки

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие слухового внимания, быстроты реакции, эмоциональная зарядка.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Ведущий рассаживает детей по кругу и объясняет им правила игры.

Содержание. Дети сидят в кругу и хлопают в ладоши в заданном темпе по очереди. По команде ведущего «Хоп!» — хлопки должны пойти в другую сторону. Главное — не сбиться с темпа в момент перехода. Команду нужно давать за мгновение до очередного хлопка, чтобы соседи ребенка (справа и слева) успели сориентироваться — кто из них должен сделать следующий хлопок.

В нашем детском садике

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие памяти, словарного запаса, взаимовыручки.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети встают в круг. Один из них говорит: «В нашем детском садике есть игрушки». Следующий по часовой стрелке ребенок говорит: «В нашем детском садике есть игрушки и книжки». Третий продолжает: «В нашем детском садике есть игрушки, книжки и столы». Таким образом, очередной ребенок перечисляет то, что сказали до него, добавляя что-то новое. Тот, кто собьется или не сможет ничего придумать, встает в круг. Но если следующий ребенок не допустит ошибки, стоящий в кругу возвращается на свое место. Игра заканчивается, когда в кругу окажутся трое детей (то есть ошибутся три ребенка подряд) или пока не надоест.

Рекомендации. Можно перечислять имена детей, названия животных, названия сказок и т. д. Соответственно нужно поменять и начало фразы. Например: «Я знаю имя Галя». «Я знаю имена Галя и Юра».

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие речи для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие воображения у дошкольников 3-6 лет

Развивающие игры для детей 5-6 лет дома с родителями

Игры на развитие речи, мышления у детей 4-8 лет

Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!