Игры дома с детьми на развитие памяти, внимания. Примеры

Игры на развитие памяти, внимания, воображения, пространственного мышления для дошкольников

Что спряталось?

Для этой игры хороши любые предметы, игрушки или готовые игры и пособия. Выстраиваем в ряд несколько предметов. С маленьким ребенком можно начать с 3-4 карточек или игрушек, постепенно увеличивая их количество.

Сначала задание простое — перечислить все выложенные предметы. Если это просто, добавляем еще один предмет и просим назвать все игрушки по порядку.

Затем просим игрока отвернуться и убираем одну игрушку или карточку. Когда он поворачивается, задаем вопрос: «Что спряталось?». Иногда можно схитрить — поменять предметы местами, ничего не убирая.

Ребенку очень хочется быть ведущим, поэтому после каждого правильного ответа мы меняемся. Конечно, память взрослого обычно лучше, чем у маленького ребенка. Поэтому мы, во-первых, обращаем его внимание на собственные успехи: «Ты молодец — вспомнил сегодня больше игрушек, чем в прошлый раз». А во-вторых, объясняем Свои методы запоминания. Например, нам очень нравилась игра «Найди похожую фигуру» (ООО «Дрофа», серия «Мои первые игры»). Закончив играть так, как задумано авторами, мы принимались прятать карточки. Объясняю дочери, как можно запомнить семь карточек по порядку:

— Чтобы запомнить все предметы, их можно «разложить по коробочкам». Всего семь карточек. На трех — круглые предметы, на двух — квадратные, еще на двух — треугольные. Теперь «свяжем» все предметы в каждой группе. Круглых предметов три: апельсин, глобус, колесо. Помнишь, у бабушки есть клумба — колесо, в котором растут цветы? Давай представим, что растут не цветы, а глобусы. Причем глобусы неправильные — вместо модели Земли у них большие оранжевые апельсины.

Квадратных предметов два. Это картина и подарок. Картину мы положим в эту подарочную коробку и отнесем этот подарок бабушке. Несем подарок бабушке, видим клумбу в колесе с оранжевыми глобусами и удивляемся. Теперь попробуем вписать в эту картинку треугольники. У нас это шапочка и морковка. Итак, ты квадратную картину положила в подарочную коробку. Несешь подарок бабушке, видишь клумбу в колесе, на которой растут глобусы-апельсины, удивляешься так, что с твоей головы падает шапочка. Тут выходит бабушка, протягивает тебе морковку и говорит: «Хочешь морковочки? Смотри, какая сладкая!».

Теперь попробуем запомнить, как все это расположено по порядку: колесо ➙ глобус ➙ шапка ➙ подарок ➙ морковка ➙ картина ➙ апельсин. Итак, представь, что сломалась твоя машинка. Тебе грустно, но папа сможет ее починить. Чтобы колесо не потерялось, ты его положила на свой стол рядом с глобусом. А на глобус почему-то натянута эта шапочка. Эту шапочку ты приготовила в подарок своей любимой подружке Вике. Ты ее положишь в такую красивую подарочную коробку и пойдешь в гости. Вике шапочка так понравится, что она ее сразу наденет и будет так ходить — в шапочке. Вы заходите в комнату, а там на столе морковка. Ты Вику спрашиваешь: «Мы морковку будем есть?». Она отвечает: «Нет, рисовать». Вы с Викой берете кисточки и рисуете картинки. На твоей картинке — морковки, на ее картинке — морковки. Заходит тетя Оля и говорит: «Чего- то на ваших картинках не хватает. Что-то надо добавить. Такое: яркое, круглое...». А вы с Викой хором кричите: «Апельсин!». Представь, как вы кричите хором. Вспомни весь рассказ по порядку. А теперь попробуй повторить, как лежат карточки.

Впоследствии в рассылке С. Мюллера «Играем в память» прочитали еще один способ запоминания — мысленно раскладывать то, что надо запомнить, по знакомым местам. Например, в своей комнате.

Надо заметить, чем сюрреалистичнее получается картинка, тем лучше она запоминается. И ребенку весело. И, кроме памяти, развиваем воображение.

Эти занятия нам очень пригодились. Однажды моя первоклашка заявила: «Ой, мама, чуть не забыла — нам надо выучить названия всех рассказов и стихов и всех авторов». Выяснилось, что надо за оставшиеся два дня (задали давно, но записей в дневнике наши юные школьники еще не делали) выучить названия произведений и их авторов для целого раздела. А это около двух десятков произведений. Так и запоминали, по ассоциации:

— Михаил Коршунов, «Дом в Черемушках». Представим дом, вокруг цветет черемуха. Представь, как ты любуешься цветами, вдыхаешь аромат и вдруг... видишь: на заборе сидит коршун.

— А имя как запомнить?

— Михаил... Ну, пусть на пороге дома медведь сидит...

...До сих пор помню: Георгий Граубин, «Окно». Мы с дочкой окно моем, чисто-чисто, так, что резинка на щетке поет: «Грау! Грау!». И звонко ударяется в подоконник внизу: «Бин!». А в ящиках за окном цветут красивые ярко-красные георгины...

Сколько пуговиц на платье?

Для этой игры подойдут любые предметы, игрушки, кубики, карточки готовых пособий и даже картинки из журналов.

Берем картинку или раскладываем различные предметы. Допустим, положили всё те же карточки из предыдущей игры. Игроки вместе изучают их столько времени, сколько считают нужным. Затем один из них отворачивается и отвечает на вопросы ведущего.

Вопросы могут быть любыми:

♦ Сколько круглых предметов на карточках? (Надо вспомнить, что кроме апельсина, глобуса и колеса на картинке у кораблика есть два иллюминатора, а на шапке — помпон.)

♦ Сколько желтых полосок на картинках? (Ни одной. На шапке полоски голубые и синие, на корабле — синие и красные.)

И так далее. Если положены предметы, можно сначала спросить: сколько их всего? Затем, например, сколько мягких игрушек? Потом — сколько лап у разложенных предметов? Где встречается красный цвет? Или: сколько пуговиц на платье куклы?

После правильного ответа игрок становится ведущим.

Кто же рядом со слоном?

Эта игра не только на развитие внимания и памяти, но и на пространственное мышление.

Вариант 1. Берем несколько карточек, игрушек или любых других предметов. В самом простом случае игрок должен просто выполнять команды ведущего: «Возьми мишку. Слева от мишки поставь красный кубик. Справа от мишки — мячик. Над красным кубиком должен сидеть зайчик. Справа от красного кубика поставь машинку и т. д.».

Все предметы должны стоять так, чтобы между ними без труда можно было поставить еще одну-две игрушки. Задача, которая нам кажется несложной, может сначала вызвать затруднения у малыша. Но если игра вам понравится, человечек без труда будет различать лево и право.

Игру можно усложнить. После расстановки предметов игрок внимательно их рассматривает, затем отворачивается и отвечает на вопросы ведущего: «Что справа от слона? Что над красным кубиком?».

Стоит ли говорить, что и в этой игре взрослый не должен быть все время ведущим. Кстати, ведущего-ребенка можно «запутывать»: пару раз поставить предмет неправильно. А чтобы он не ослаблял внимания, стоит каждый раз спрашивать: «Правильно я поставил?».

Следующий уровень сложности — меняем предметы местами, увеличиваем их количество. А вам интересно узнать, сколько предметов, расположенных в три-четыре ряда, сможете без ошибок запомнить вы?

Вариант 2. Все то же самое, но предметы расставляет ведущий. Этот вариант сложнее — игроку надо сразу, не постепенно, запомнить расположение всех предметов. И память здесь будет работать только зрительная.

Что изменилось

Игра на внимание.

Вариант 1. Занимаемся чем-то вместе. Например, режем овощи для супа. Играть начинаем неожиданно:

— Посмотри на стол.

Несколько секунд ребенок изучает стол. Не очень долго — вы же в течение нескольких минут время от времени бросали на него взгляды.

— Отвернись.

В это время ведущий убирает со стола предмет или добавляет его.

— Повернись! Что изменилось?

Вариант 2. Возвращаемся домой из детского сада. Время от времени обращаем внимание ребенка на какие-то яркие детали: «Смотри, трактор — лампочка желтая мигает сверху!», «Смотри, какая яркая шапочка у той девочки!», «А там — две вороны разговаривают! Интересно, о чем идет речь?».

Дома подождем, пока ребенок переоденется, садимся рядом и начинаем вспоминать: что мы с тобой видели по дороге? А трактор — он был какого цвета? Это был экскаватор? А шапочка была с помпончиками? Какого цвета были бантики у той девочки? Какие цветы были на клумбе, рядом с которой вороны разговаривали?

Будьте внимательны на улице — ребенок тоже имеет право задавать вам вопросы! Интересно, кто же из вас двоих окажется более внимательным?

Отгадай, что я вижу?

«Отгадай, что я вижу!» — начинает один. Второй задает вопросы: большое или маленькое? Оно синего цвета? Это прибор? Мы им пользуемся каждый день? Оно начинается на букву «Ч»? Условие одно — то, о чем идет речь, должно находиться рядом, недалеко — так, чтобы тот, кто загадывает, увидел этот предмет перед тем, как сказать: «Отгадай, что я вижу!».

Удивительно, как много в наших комнатах предметов, которые мы совершенно не замечаем...

О чем идет речь?

Пожалуй, эту игру в какой-то степени можно считать противоположной предыдущей: ведущий начинает рассказывать о чем-то, а игроки после каждой фразы пытаются угадать, о чем идет речь.

Пример рассказа ведущего: «Это животное... Оно домашнее... Это герой сказки... В сказке оно — друг человека... Этот человек — его хозяин... Оно помогло хозяину жениться... Оно умеет охотиться... Оно поймало куропаток... Оно присвоило своему хозяину титул маркиза... Оно носило обувь...». (Кот в сапогах был отгадан с десятой попытки.)

С ребенком надо обязательно меняться ролями: с одной стороны, малышу нравится тоже быть в роли ведущего, с другой — он учится отличать главные признаки от второстепенных и пыгается найти последних как можно больше. Игра еще удобна и тем, что очень легко варьировать степень ее трудности: чтобы ребенок не огорчался из-за проигрыша, можно несколько раз дать простые загадки и долго не отгадывать то, что загадал вам он.

Вы поедете на бал?

В эту игру мы играли, когда были маленькие, с бабушкой. Условия игры заключены в стишке, с которого она начинается:

Черное с белым не носить,

«Да» и «нет» не говорить,

Губки бантиком не делать,

Нос крючком не загибать...

Вы поедете на бал?

Цель ведущего — сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Задача игрока — продержаться как можно дольше. Поясним каждую строчку условий:

«Черное с белым не носить» — одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, — все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Неопытные игроки очень легко ловятся на этом контрасте:

— Вы, наверное, будете в чудесных голубых туфельках, расшитых белыми жемчужинами?

— Нет, мои туфли будут черными! — нарушено сразу два условия: назван черный цвет и произнесено слово «нет».

«“Да” и “нет” не говорить» — эти слова можно говорить только ведущему. Игроку их произносить нельзя. Самая короткая игра:

— Вы поедете на бал?

— Поеду.

— Вы, конечно же, будете там улыбаться?

— Нет, не буду! — запретное слово произнесено!

«Губки бантиком не делать» — мы сошлись на том, что

нельзя и улыбаться, и капризничать.

«Нос крючком не загибать» — здесь речь идет о бале- маскараде: вы можете быть в костюме Бабы-Яги, но когда ведущий заявит, что вы проиграли, надо доказать, что у вашего костюма нос будет аккуратный и симпатичный. Протестуя, не забудьте: «нет» говорить нельзя!

Попробуйте, в этой игре одинаково интересно быть и ведущим, и игроком!

Цепочка слов

В эту игру, наверное, играют все: один говорит слово — второй должен сказать другое слово, начинающееся с последней буквы слова, только что названного.

Игра удобна тем, что с ее помощью можно вводить незнакомые слова — названия предметов, животных, городов, географических объектов. А потом найти их на карте, в книге, журнале, энциклопедии. Со старшими детьми интересно играть в тематическую игру — называются только города, или только животные, или любые географические объекты.

Только согласные

Как вы думаете, легко ли угадать слово, если вам называют только согласные буквы? Попробуем?

— «Н», «К», — предлагает мне угадать слово дочь (эта игра — ее идея).

— КОНЬ! — первое, что пришло в голову.

— Нет, они идут именно в таком порядке: сначала — «Н», затем — «К». И гласных в слове — три.

— Подскажи хотя бы первую!

— Хорошо, первый слог — «НА». И это слово мы недавно видели.

— Само слово? Или предмет, который оно означает?

— Само слово.

Перебирая все, что мы могли видеть, вспоминаю, что идем мы по проспекту НАУКИ.

Я беру еще одну попытку:

— «С», «К», «Т».

— Скажи, пожалуйста, в каком порядке они идут?

— Ладно. «К», «С», « Г».

— КИСТЬ!

— Нет, там две гласных. И нет ни мягкого знака, ни твердого.

— Так...

— Хорошо, еще подскажу. Это не один предмет, их много.

— Ага, значит последняя — «И».

— Нет.

— Тогда — «Ы».

— Правильно.

— То есть заканчивается на «ТЫ».

— Даже на «СТЫ». Думай, думай.

Перебираю гласные, ошибочно ставя ударение на первый слог: кАсты, кИсты, кУсты... Ага! Вот оно!

— КУСТЫ!

— Да, правильно.

Попробуйте как-нибудь поиграть по дороге — очень увлекательно! Меняйтесь ролями и не жадничайте подсказки, иначе веселая игра превратится в скучную головоломку.

Путаница

А сейчас возьмем карандаш и бумагу. Просим партнера отвернуться и записываем слово печатными буквами. Но буквы ставим в произвольном порядке. Попробуй отгадай, что написано!

Можно в квадратике — чтобы не путать с тем, что уже было загадано — «рассыпать» буквы сразу двух или более слов. Тогда можно поиграть вместе — кто составит больше слов из этой россыпи и чье слово окажется самым длинным.

Дорисуй картинку

Игра на развитие воображения. Чаще всего в нее играем, если приходится чего-то долго ждать. Например, сидя в очереди к врачу. Или в поезде.

Берем лист бумаги и две ручки разного цвета. Один из игроков рисует любую закорючку: окружность или ее половинку, квадрат, волнистую линию — что угодно. Желательно не очень сложную, иначе играть будет не так интересно. Второй игрок должен дополнить картинку несколькими штрихами так, чтобы получился предмет целый и легко узнаваемый. Рисовать надо быстро, не раздумывая долго над решением и не выводя мелких деталей.

Можно усложнить задачу — все нарисованные предметы должны составлять одну целую картину. О теме лучше не договариваться — интереснее наблюдать за развитием событий: молоко, пролитое из опрокинутой кружки, становится Молочной рекой, через которую перекинулся мостик. А холмик с травой и цветами — шляпой Великана.

Еще более сложный вариант этой игры — угадать, что хотел нарисовать первый игрок. В этом случае стоит попросить его добавить еще одну-две детали к рисунку, если вариантов его продолжения слишком много.

Воздушный бой

На листе в клеточку вверху и внизу рисуем ручками разного цвета по аэродрому. Аэродром — просто горизонтальная линия. На каждом аэродроме друг напротив друга располагается по семь самолетов. Высота каждого самолета — не менее клеточки. Расстояние между хвостами соседних самолетов — четыре клеточки.

По команде: «Самолеты взлетают!» — противники строго по очереди ставят ручку вертикально или слегка под наклоном и, нажимая на нее сверху, толкают так, чтобы ручка на листочке оставила прочерк — след взлетевшего самолета. На самом конце следа рисуем сам самолет, строго соблюдая размеры — не меньше клеточки в длину и ширину.

В воздухе одна сторона может держать не более двух самолетиков. Можно бомбить как летящие самолеты, так и стоящие на аэродроме. Самолет считается подбитым, если след противника задел любую его часть: нос, хвост, крылья.

Игра очень эмоциональная, неизбежны споры: «Твой самолетик слишком маленький!» и громкие крики: «Ура! Подбил!!! Бац! Бух!».

Морской бой

Вряд ли эту игру кто-нибудь не знает. Но все же вспомним вместе ее правила — вдруг какие-то папы и мамы так давно испытывали азарт настоящего морского сражения, что уже забыли, какие корабли составляют эскадру.

Играют двое. Каждый игрок чертит два поля размером 10 на 10 клеточек — одно для своих кораблей, другое — чтобы отмечать выстрелы, сделанные по противнику. Каждая клеточка верхней стороны квадрата подписывается цифрами от 1 до 10, боковой стороны — буквами от «А» до «К» (исключаем «£» и «Й» во избежание споров и путаницы). Стоит заранее договориться, должны ли корабли быть исключительно прямыми, или допускается загибать их углом и даже рисовать единственный четырехпалубник в виде квадрата. То, что корабли не касаются друг друга даже углами, выполняется строго.

Одна клеточка — одна палуба. Обведем одну клеточку — готов однопалубный корабль. Две клетки, у которых одна сторона общая, — двухпалубный корабль и т. д. Целая эскадра включает в себя: 4 однопалубника, 3 двухпалубни- ка, 2 трехпалубника, 1 четырехпалубник.

Образец игрового поля:

Адмиралы втайне друг от друга размещают свои войска на левом игровом поле, а затем по очереди начинают наносить удары по эскадре противника:

— А1!

— Мимо!

Стрелявший ставит на правом игровом поле в этой клетке точку. Ход переходит к противнику.

— А7!

— Попал!

Стрелявший ставит крестик — противник ранен. Он попал — значит, он продолжает стрелять до тех пор, пока не промажет.

— А8!

— Убил!

Стрелявший ставит еще один крестик и обводит фигуру — это был двухпалубный корабль. Продолжает стрелять:

— А10!

— Мимо! — Теперь стреляет соперник.

Сдаваться в таких сражениях не принято — бой идет до полного уничтожения эскадры противника. Удачного расположения кораблей и захватывающих сражений вам, юные адмиралы и старые морские волки!

Танки

Еще один вариант боя. Лист белой бумаги делим пополам. Каждый игрок на своей половине рисует десять танков примерно такого размера: гусеницы — две клеточки, башня — еще одна клеточка. Танки расположены в произвольном порядке. Один из игроков на своем поле делает жирную точку — размером чуть меньше клеточки. Точка должна находиться примерно там, где на поле противника нарисован танк.

После этого лист сгибается по линии, разделяющей владения соперников, и тот, кто нарисовал точку, с другой стороны листа ставит на ней крест — он должен отпечататься на другом поле. Если крест задел танк противника, тот считается уничтоженным:

Игра развивает глазомер. С дошколятами играть в нее можно на листе в клеточку — заодно и посчитаем.

Формула - 1

Редкий мальчишка не любит гонки! Да и девчонки иногда не прочь посидеть за рулем авто на экране компьютера. Скажите, а какой гонщик обладает большими шансами на успех? Отважный? Быстрый? Ловкий? На самом деле, умный! Не верите? Давайте проверим!

Правила просты. На листочке в клеточку рисуем трассу поизвилистей. В самом узком месте ее ширина не должна быть меньше, чем четыре клеточки.

В гонках может участвовать сколько угодно машин, лишь бы хватило ширины дороги — на старте машины стоят через клеточку.

Играющие ходят по очереди. Первый ход — одна клетка по прямой в любом направлении. Все последующие ходыпланируем так. Откладываем от конца отрезка, отметившего предыдущий ход, в том же направлении вектор такой же длины (на рисунке отмечен пунктиром). Точку, в которую мы попали, окружают еще восемь точек. В любую из этих точек можно провести стрелку, обозначающую следующий ход гонщика:

Таким образом, гоночная машина может менять направление, постепенно ускоряться или также постепенно притормаживать. Сильно разогнавшейся машине трудно сделать поворот — скорее всего, она врежется в стенку, ограничивающую трассу. После этого гонщик пропускает ход, а затем начинает разгоняться снова — с одной клеточки. Машины, которые врезались друг в друга, также пропускают ход и тоже начинают двигаться с одной клеточки.

В конце гонки можно сосчитать, сколько ходов осталось сделать тем, кого оставил позади лидер гонки.

Вы убедились, что в гонке побеждает самый умный? Да здравствуют горячее сердце и холодный ум!

Угадай мелодию

Играем между делом. Обычно между делами кухонными, Один из игроков напевает мелодию, второй пытается ее угадать.

Ребенку не всегда легко без слов спеть то, что хочется. Приходится подбирать нужный слог: «А теперь “ля-ля-ля”. Нет, не узнаю. Попробуй “на-на-на”».

После нескольких безуспешных попыток просим вставить между слогами одно любое слово из песни. Если не получилось снова — второе и т. д. Слова не обязательно должны стоять рядом: одно может быть в середине строки куплета, другое — в конце припева. После правильного ответа меняемся ролями.

Песня на букву …

Так мы играли в детстве. На асфальте чертятся две линии, изображающие берега широкой реки. Посередине стоит ведущий, игроки — на одном из «берегов». Ведущий загадывает: «Песня на букву “К”!».

Все игроки должны перейти на противоположный «берег». Игрок имеет право перейти реку спокойно, если запевает песню со строчки, первое слово которой начинается с заданной буквы: «Калинка, калинка, калинка моя!» и т. д. Повторять песню, спетую другими, нельзя. Если игрок, переходящий «реку», не поет, или его песня начинается с другой буквы, ведущий должен его «запятнать». Если это удалось, игрок становится ведущим.

Вдвоем играть в такую игру труднее — игрок и ведущий меняются ролями, только если подходящая песня найдена. Зато не нужно чертить линий. Мы играем так чаще всего тоже на кухне. Например, чистить картошку, играя в эту игру, весело и интересно! А вдвоем еще и быстрее! Даже если быстрее всего на две картошки...

Какой ты, мишка, интересный!

Для этой игры можно использовать карточки лото или любые другие изображения букв. Игроки выбирают любой объект — знакомого человека, предмет, можно посадить рядом игрушку. Надо дать ему характеристику. Не глядя, по очереди вытаскивают букву. И называют качество, с этой буквы начинающееся.

Например, посадили плюшевого медвежонка: «К» — когтистый, «И» — интересный, «О» — опасный, «Л» — лакомка, «Д» — добрый и т. д.

О чем расскажут нам машины...

От бабушкиной дачи до дома ехать два часа. В воскресный вечер — все три, добавляется час скучного и нервного стояния в «пробке». Чем занять это время?

Вокруг — одни машины. Номер машины — это цифры и три буквы. Три буквы — начало трех слов. Из трех слов можно составить осмысленную фразу. «ЕОМ» — Еду Очень Медленно. «КОХ» — Катринка Очень Хорошая. И даже так: «МКТ» — Молекулярно-Кинетическая Теория, или более забавная фраза — Мама Кинула Тапок... Дорога с такой игрой становится веселее и поэтому — короче.

Когда надоест составлять такие фразы, можно усложнить задачу: например, одно из слов должно быть названием города. Или последующая фраза должна стать логическим продолжением предыдущей.

Письма от Шерлока Холмса

Чертим схематично план квартиры. Совсем не нужно обмерять ее — достаточно примерно соблюдать пропорции.

План можно отсканировать — если игра понравится, в следующий раз его просто распечатаем на принтере.

Придумываем «клад»: это могут быть украшения, спрятанные в шкатулку, или подарочный пакет, красивые блокноты и блестящие краски, журналы, машинки, - все, чему будет рад ребенок. На плане отмечаем крестиком место, где спрятан «клад».

Например, берем небольшой наборчик «Лего» или картонные детали, из которых можно собрать машинку или животное. Приклеиваем надпись «подарок». Пишем письмо примерно такого содержания:

«Дорогой друг!

Я слышал, что ты в таком юном возрасте уже умеешь читать и неплохо считаешь. Думаю, ты легко справишься и с моей задачкой. Если это так, в дальнейшем я с удовольствием возьму тебя в помощники и попрошу помочь мне отгадывать многочисленные головоломки, с которыми встречаюсь каждый день.

В знак искренней дружбы отправляю тебе подарок и план, по которому ты сможешь его найти.

С уважением, Шерлок Холмс».

Вместе с письмом в конверт кладем план, на котором крестиком обозначено местонахождение подарка. В дальнейшем можно будет в специальный конверт или коробку прятать головоломки, логические, математические или языковые задачки, вырезанные из журналов или придуманные самостоятельно. Можно усложнить задание, спрятав не подарок, а новый план с указанием, сколько шагов в каком направлении надо сделать, чтобы добраться до искомого предмета.

А у нас во дворе …

Всегда вызывали восхищение мамы, которые самостоятельно создают грандиозные развивающие пособия, — мягкие книжки с разными вкладышами, коврики из ткани различной фактуры с крючками, молниями, пуговицами... К сожалению, собственный опыт создания развивающей подушки с пуговицами, бантами, молниями, картинками на липучках и резинках не оправдал себя: времени было затрачено достаточно много, а дети интересовались подушкой нечасто. Поэтому следующее развивающее пособие было создано вместе с дочерью за полчаса: если не понравится мальчишкам, будет не так обидно.

Мы купили плакаты с птицами и домашними животными. На ватмане яркими красками крупно нарисовали дом, деревья, забор, траву, дорожки, речку. Клеем ПВА приклеили в разных местах кусочки «липучки» (мягкую сторону ленты). Кусочки сделали разного размера — 2x3 см, 2x2 см, 2x6 см.

С плакатов вырезали птиц и некрупных животных: котят, кошку, козу, собаку и т. д. Можно взять картинки из журналов, но тогда их нужно приклеить на плотный картон. На обратную сторону картинок наклеили кусочки «липучки» с зубчиками — небольшие, примерно 0,5 х 0,7 см или побольше — в зависимости от размера картинки. Если картинка большая, наклеиваем несколько кусочков в разных местах, чтобы животных можно было без труда прикрепить к любой «липучке». «Липучек» на плакате должно быть существенно больше, чем персонажей, чтобы у последних была свобода передвижения.

Ватман и картинки положили под пресс. Через несколько часов развивающее пособие готово.

Наши мальчишки самостоятельно играют с ним не очень часто. Но если сестра или мама начинают рассказывать, как маленький котенок искал свою маму, встречая по пути и козу, и щеночка, и птиц разных, а потом проводил крошечных цыплят на птичий двор, человечки с удовольствием не только слушают, но и сами участвуют в представлении.

Как прошел твой день

Идем домой из детского сада.

— Что у тебя было сегодня интересного?

В ответ на этот вопрос можно получить и захватывающий рассказ, и задумчивое:

— Да не знаю... Как-то ничего не вспоминается...

Тогда можно предложить:

— Знаешь, у меня сегодня, кажется, тоже ничего особенного не было... Но может, я ошибаюсь... Давай поиграем: сначала я рассказываю, что сегодня видела или делала, а потом — ты, потом снова я... Кто последний закончит, получает подарок или конфету... Что ты выбираешь?

Надо заметить, что у нас есть «волшебный» шкафчик, в котором обычно не переводятся всевозможные мелочи: воздушные шары, наклейки, красивые резиночки, блокнотики, блестящие ручки. Иногда в нем появляется что-то посущественнее: новая книжка, набор для творчества или игрушка. Это очень удобно: бывает так, что ребенок заслужил что-то большее, чем простая похвала, или нуждается в утешении. Кроме того, кто не любит сюрпризы?

После того как игра закончилась, неплохо отметить, что на самом деле в событиях любого дня можно найти что-то хорошее и необычное. Главное — уметь обращать внимание на интересные, радующие «мелочи» и не забывать о хорошем.

Рисунки на ладошке

Эта игра спасает, когда мы в дороге или в поликлинике уже устаем играть в словесные игры и хочется просто немного помолчать.

Беру дочкину ладошку, прошу ее отвернуться и рисую пальцем что-нибудь простенькое: солнышко, сердечко, домик, елочку. Дочь должна отгадать, что нарисовано. Если не получается не глядя, можно подсмотреть. Потом меняемся ролями.

Автор: Иринa Aceeвa

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей 1-2 лет в домашних условиях

Консультация для родителей «Как организовать занятия с ребенком дома»

Игры дома с детьми 1,5 года

Развивающие игры для детей 3-4 лет дома с родителями. Примеры

Викторины по сказкам для детей 6-7 лет с ответами

Нет комментариев. Ваш будет первым!