Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе по ФГОС
Занятие для старших дошкольников (5-6 лет). Тема: «Настоящая женщина»
Цель: формирование полоролевой социализации.
Задачи:
— формировать первоначальные представления о проявлениях достойного поведения женщин;
— способствовать стремлению девочек быть похожими на настоящих женщин;
— актуализировать использование полученной информации в игровой деятельности.
Оборудование: обложка и страницы для детской книги; сюжетные картинки с изображением достойного (заботится о ком- то, о чистоте и уюте в доме, своем внешнем виде) женского поведения и с изображением сказочных героев (Снежной королевы из сказки Г.-Х. Андерсена, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки и царе Салтане» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»); диктофон; индивидуальные наборы карточек со схематичным изображением эмоций; настольно-печатная игра «Правильно — неправильно».
* * *
Воспитатель. Ребята, к нам за помощью обратилась воспитатель средней группы. Она очень хочет рассказать детям о настоящих женщинах. Но для этого ей нужна книга, где было бы много рассказов с картинками о достойных женщинах, ведь маленькие дети так любят рассматривать картинки! К кому только ни обращалась воспитатель с просьбой найти такую книгу. Родители даже пытались найти ее в книжных магазинах. Но, к сожалению, им это не удалось. Тогда воспитатель средней группы решила попросить вас сделать такую книгу для малышей. Она знает, что вам много рассказывали и читали по этой теме, в вашей группе есть альбомы, картинки, книги настоящих женщинах. А еще она попросила подобрать игры, в которых рассказывается о качествах достойных женщин. Малыши так любят играть в разные игры! А чтобы наша книга получилась интересной, предлагаю вам вспомнить все, что вы знаете о настоящих женщинах. В чем проявляется женское достоинство?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель. Добрая женщина какая?
Дети. Внимательная, заботливая, щедрая, добродушная, отзывчивая.
Воспитатель. В чем проявляется доброта женщины?
Дети. В поступках, действиях, чувствах.
Воспитатель. Предлагаю выбрать картинки, на которых изображены добрые женщины, и наклеить их на страницы нашей книги.
Воспитатель беседует с детьми по содержанию картинок.
Да, женское достоинство проявляется в заботе, нежности, доброжелательности. Настоящая женщина всегда приветлива, с ней бывает тепло, спокойно и уютно; она может успокоить, утешить приласкать, вкусно накормить, навести чистоту и порядок.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением Снежной королевы, сестер младшей купеческой дочери из сказки С.Т. Аксакова
«Аленький цветочек», сватьи бабы Бабарихи из «Сказки о царе Салта- не» А.С. Пушкина, Федоры из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе».
Ребята, почему вы не выбрали изображения этих женщин для нашей книги?
Дети. Потому что Снежная королева злая, равнодушная, сестры купеческой дочери и Бабариха — злые, жадные и завистливые, а Федора — неряшливая, неаккуратная.
Воспитатель. Недостойно женщине быть неаккуратной, непричесанной, неряшливой, грубой, злой, завистливой, жадной, равнодушной. Вы правильно сделали, что не поместили их в нашу книгу. Как вы думаете, легко ли быть добрым?
Дети отвечают на вопросы.
Сейчас Маша прочтет нам стихотворение И. Тулуповой «Доброта».
Маша читает стихотворение.
Ребята, в нем говорится: «Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Почему это так?
Дети. От добрых слов и поступков всем становится радостно.
Воспитатель. Все верно, как от солнышка всем тепло и радостно, так и от добрых слов и поступков всем бывает приятно и хорошо. Вспомните пословицы и поговорки, в которых женская доброта сравнивается с солнышком.
Дети. «При солнышке тепло, при матери добро», «Материнское сердце лучше солнца греет», «И личиком бела, и с очей весела», «Идет — словно павушка плывет», «Красота без разума пуста», «Ни в сказке сказать, ни пером описать», «Кроткое слово гнев побеждает», «Скромность красит человека», «Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Какова пряха, такова на ней и рубаха», «Путная хозяйка каждую курочку знает», «Хозяйка красна — и каша вкусна», «Добрая жена дом сбережет, а плохая рукавом разнесет», «Мир в семье женой держится», «Не ищи красоты, ищи доброты», «Добрым быть — добрым и слыть».
Воспитатель. Молодцы, ребята, как много пословиц и поговорок вспомнили! Много настоящих женщин окружает нас в жизни. Ребята, а среди ваших родственников, знакомых есть такие женщины? Расскажите об их добром отношении к другим людям.
Дети рассказывают, воспитатель записывает их рассказы на диктофон.
Как вы думаете, можно ли будет ваши рассказы поместить в книгу для малышей?
Дети. Да.
Воспитатель. Предлагаю после занятия нарисовать настоящих женщин. Рисунки мы тоже поместим в нашу книгу. Ребята, почему в стихотворении говорится: «Доброта с годами не стареет»?
Дети. Если уже в детстве человек добрый, то, когда он вырастет, тоже будет добрым.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, какими в детстве были настоящие женщины?
Дети. Добрыми, заботливыми, внимательными.
Воспитатель. Чтобы стать настоящими женщинами, девочкам нужно с детства готовиться к этому. Что должна уметь девочка, чтобы в будущем стать заботливой и внимательной?
Дети. Уметь заботиться о малышах, мальчиках, родителях, других людях, животных.
Воспитатель. Как девочка может позаботиться о малышах?
Дети. Поиграть с ними, успокоить.
Воспитатель. Что для этого должна знать и уметь девочка?
Дети. Знать игры, стихи, колыбельные песенки.
Воспитатель. Девочкам (будущим мамам) нужно знать колыбельные песни, чтобы их малыши спокойно засыпали, ухаживать за маленькими детьми, заботиться о них, играть с ними, нужно знать разные песни, стихи, уметь приласкать, успокоить. А какие колыбельные песни знают девочки нашей группы?
Девочки по желанию исполняют колыбельные песни. Воспитатель обращает внимание детей на то, что их нужно петь ласково, нежно.
Как девочка может позаботиться о мальчиках?
Дети. Помочь привести себя в порядок.
Воспитатель. Есть ли в нашей группе такие девочки, которые заботятся о мальчиках?
Дети. Да.
Воспитатель. Как девочка может позаботиться о родителях?
Дети. Красиво накрыть на стол, убрать посуду после еды, подмести пол.
Воспитатель. Девочки помогают родителям в домашних делах. Они следят за порядком, чистотой и красотой в доме, умеют составлять букеты, убирают, сервируют стол. А как наши девочки помогают дома своим родителям?
Дети отвечают.
Чтобы проявлять заботу друг о друге, о родителях, малышах, животных, девочкам нужно многое уметь: чувствовать состояние людей, уметь утешать. Ребята, какие в нашей группе есть игры, которые учат по выражению лица, жестам определять настроение людей, изображенных на картинках?
Дети. «Узнай, какое настроение», «Страна колобков».
Игра «Узнай, какое настроение»
Воспитатель предлагает по выражению лица, мимике, жестам определить настроение женщин, изображенных на картинках. Дети выбирают из индивидуальных наборов карточек со схематичными изображениями эмоций те, которые соответствуют настроению героев.
Воспитатель. А сейчас мы с вами поиграем в другую игру. Называется она «Раз, два, три, нужное место найди».
Игра «Раз, два, три, нужное место найди»
Воспитатель устанавливает в разных местах групповой комнаты пиктограммы. Он читает небольшие отрывки из художественных произведений и предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.
Воспитатель. Ребята, назовите игры, которые помогут малышам вспомнить о таких женских качествах, как приветливость и внимательность.
Дети выполняют задание.
Игра «Шкатулка ласковых имен»
Дети придумывают ласковые имена своим товарищам и для себя. Побеждает тот, кто придумает больше ласковых имен.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы придумали много ласковых имен. Особенно постарались наши девочки! Как много имен они придумали! Чтобы стать настоящей женщиной, девочке нужно знать добрые, ласковые слова.
Игра «Комплименты»
Дети становятся в круг и передают друг другу мяч, произнося добрые, ласковые слова.
Игра «Узнай по голосу»
Водящий поворачивается спиной к участникам. Один игрок называет имя водящего, а он должен догадаться, чей это голос.
Воспитатель. Как вы думаете, мы можем рассказать воспитателю средней группы об этих играх?
Дети. Да.
Воспитатель. У нас в группе есть еще одна интересная игра, которая рассказывает о настоящих девочках. Давайте в нее поиграем.
Игра «Правильно — неправильно»
По предложению воспитателя дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению. В ходе выполнения задания воспитатель беседует по содержанию иллюстраций.
Воспитатель. За что любят и ценят девочек?
Дети. За доброту, заботу.
Воспитатель. Верно, девочек ценят и любят за настоящие женские поступки, в которых проявляются доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие. Все хорошие поступки, которые совершают девочки, служат благу рода, его чести. Если девочка может утешить малыша, успокоить расстроенного человека, проявить доброту и нежность, если у нее ласковые руки, доброе сердце — это хорошая девочка, из нее вырастет прекрасная женщина.
Ребята, как вы думаете, поможет наша книга воспитателю средней группы рассказать малышам о настоящих женщинах? Почему?
Дети. Да, потому что в нашей книге много картинок, есть рассказы о таких женщинах.
Воспитатель. Как еще можно помочь воспитателю?
Дети. Мы можем подарить ей наши игры, научить малышей играть в них.
Воспитатель. Молодцы, как вы все хорошо придумали. Наше занятие мне хочется закончить доброй красивой песней, которой вы сможете поделиться со всеми.
Дети исполняют песню «Дорогою добра» (муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Чтение художественных произведений
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Родной город
Беседа о насекомых в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по серии картин
Нет комментариев. Ваш будет первым!