Вышивка. Виды швов и стежков для вышивания
Вышивка. Виды. Первые шаги для начинающих
Вышивание — одно из самых древних рукоделий. Оно зародилось еще в древнюю эпоху человеческой истории, на это нам указывают находки археологов. На месте стойбищ первобытных людей находят остатки одежды, расшитой глиняными и костяными бусинами. Вышивание, появившись так рано, быстро развивалось, и уже из древнегреческих мифов мы узнаем о том, что оно превращается в настоящее искусство, заниматься которым не гнушаются даже боги. Так, мифы повествуют нам, что богиня Афина ткала и вышивала ковер ослепительной красоты.
В наши дни вышивание вновь приобретает актуальность. Ведь вышитые узоры способны полностью преобразить облик вашего дома. Вышитые скатерти, полотенца, салфетки, подушки, картины приносят в дом уют и особую атмосферу. При помощи вышивки можно сделать одежду оригинальной, индивидуальной и красивой. Благодаря вышивке вы сможете изменить и свой досуг, и себя самих, и свой дом.
Материалы и инструменты
Инструмент № 1 — иголка. Для вышивания лучше пользоваться короткой тонкой иголкой с широким ушком. Благодаря широкому ушку вам будет легче вставлять в иголку нитку, и она будет меньше перетираться. Обычно для вышивания используют иглы с тупым концом 22—24 номеров.
Для вышивания в разной технике используют разные нитки: мулине, ирис, кроше, шелк, шерсть, сутаж, люрекс.
Ножницы должны быть среднего размера, с острыми концами.
Для того чтобы защитить пальцы, пользуйтесь наперстком. Наперсток надевают на средний палец, которым проталкивают иголку в ткань.
Перед тем как начать наносить рисунок и приступить к вышивке, определите центр отреза ткани, для чего разделите пополам количество поперечных и продольных нитей. Если вы приступаете к вышивке по отдельному куску полотна, обметайте края ткани, чтобы она не осыпалась. Если вы приступаете к вышивке «крестом», на ткань предварительно нанесите яркими нитками сетку из одинаковых квадратов, что поможет вам более точно перенести рисунок на ткань. Переводить рисунок на ткань можно разными способами:
1) через копировальную бумагу (на темные ткани — через восковку с последующим обводом контура цветным карандашом);
2) на сукно, бархат и блестящие шелковые ткани рисунок переводят следующим образом: папиросную бумагу с нанесенным на нее рисунком приметывают к ткани и наметкой прошивают все контуры рисунка. Затем бумагу осторожно обрывают, на ткани остается контурный узор из ниток;
3) на прозрачные светлые ткани рисунок переводят на просвет через стекло: рисунок кладут на стекло, а сверху — ткань, под стекло ставят лампу и просвечивающие контуры рисунка обводят карандашом прямо на ткани;
4) «припорохом» — рисунок, переведенный на кальку, прокалывают по контуру иглой (чтобы удобнее было прокалывать рисунок, его надо положить на сукно), затем кладут рисунок на ткань и протирают по проколотым контурам кусочком ваты, слегка смоченным порошком синьки, пудрой, графитовым порошком или белилами;
5) если рисунок переводится с готовой вышивки, то на вышивку надо наложить белую бумагу и хорошенько протереть ее копировальной бумагой. На бумаге получится отпечаток рисунка, который обводят карандашом. Можно рисунок с изделия перевести прямо на ткань (если она тонкая): слегка увлажнив ткань, накладывают ее прямо на оригинал и проглаживают горячим утюгом. Отпечатавшийся рельеф рисунка обводят карандашом.
Уменьшение или увеличение рисунка
Для того чтобы уменьшить рисунок, нанесите на него сетку из мелких клеток. Чистый лист бумаги разлинуйте по стольким же клеточкам, размер которых уменьшите во столько раз, во сколько хотите уменьшить весь рисунок. Затем в клетке на листе бумаги переносите линии контура рисунка из соответствующих клеток на нем. При таком способе уменьшения рисунка нужно соблюдать аккуратность, так как неправильный перенос линий из одних клеток в другие неизбежно приведет к изменению контура всего рисунка. Для того чтобы увеличить рисунок этим же способом, нужно делать все так же, только клетки на бумаге должны быть больше, чем на оригинальном рисунке.
Можно воспользоваться услугами ксерокопии, где оператор устанавливает масштаб по вашей просьбе.
Узелков при вышивании не делают. Нитку закрепляют несколькими мелкими стежками, которые впоследствии будут закрыты вышивкой. Закрепить нитку можно и другим способом: сложив нить вдвое, вденьте ее в иголку и сделайте один стежок, не затягивая нить полностью, в образовавшуюся петельку проденьте иголку и затяните нитку. Закончив вышивать, нить закрепляют с изнанки несколькими мелкими стежками.
Пяльцы
При вышивании чаще всего пользуются пяльцами, которые значительно повышают качество вышивки, так как фиксируют материал в натянутом состоянии и не дают возможности ниткам стягиваться. Круглые пяльцы представляют собой два деревянных или пластиковых круга, один из которых немного больше другого в диаметре. Ткань, на которую наносится вышивка, укладывается на меньший круг, и поверх ткани устанавливается больший по диаметру круг. Надавив на больший круг, вы соедините оба обруча — и ткань будет натянута. Для того чтобы ткань более плотно натягивалась в пяльцах и не выскальзывала из них, внешнюю сторону меньшего круга часто делают ворсистой. Если на ваших пяльцах нет такого приспособления, то вы можете сами обклеить меньший круг бархатистой или фланелевой тканью.
При вышивании нужно привыкнуть держать правую руку над пяльцами, а левую — под ними, так как правой рукой вы будете вкалывать иглу в вышивку, а левой — вытягивать из нее.
Вышивка бывает ручная и машинная.
Машинная вышивка
Рисунок на ткань переводится через тонкую бумагу. Тонкую бумагу с переведенным на нее рисунком приметывают к ткани, затем ткань с приметанной бумагой затягивают в пяльцы и обстрачивают на машине контур рисунка, после чего бумагу обрывают.
Машинная вышивка подразделяется в основном на ажурную и вышивку цветной гладью.
Ажурная вышивка является наиболее распространенной. При этом виде вышивки нижняя нить затягивается несколько туже, чем верхняя. Контур рисунка обстрачивается ниткой № 80, 60. После обстрочки в местах, где должны быть бриды (перемычки, сделанные гладью), вырезают небольшие продольные кусочки ткани (шириной примерно в 1 см). Затем рисунок обшивают гладьевым валиком: по обстроченному контуру рисунка прокладывают нитку №10 и обшивают ее поперек частыми мелкими стежками, образующими плотный выпуклый валик. В вырезанных местах воздушным швом прошивается брида, затем вместе с прокладкой она обшивается, как валик. Для украшения на бридах делают петельки, накидывая на булавку нитку прокладки. Не вынимая булавки, петельку закрепляют на бриде 2—3 ударами иголки, затем продолжают обшивать бриду.
Машинная ажурная вышивка обычно дополняется гладью с настилом, насыпью, сетками и др. Насыпь, или бисерный шов, имеет вид спиралевидных колечек, заходящих друг за друга.
Мережки, строчки и различные воздушные ажуры выполняются так же, как и при ручной вышивке, с предварительным выдергиванием нитей ткани или вырезыванием ее отдельных частей. Для мережки «столбик» сначала закрепляют нитку несколькими ударами иголки, затем, перешагнув через 3—4 нити, делают удар иголкой в пустое пространство, возвращаются и делают удар в пространство перед первой нитью, следующий удар — в ткань, захватывая 1—2 горизонтальные нити. Стянув верхнюю и нижнюю машинные нити, получают столбик. Стягивание столбиков в пучки по середине мережек производится 5 ударами иголки. Если в местах стягивания нужно получить «паучки», то пяльцы двигают так, чтобы иголка бегала вокруг вышиваемого «паучка». Если удары иголкой делают между пучками нитей, то «паучок» получится в виде плетеного кружочка. Примерно этими же приемами наносятся разнообразные узоры на строченую сетку, которую вначале обвивают по диагонали, начиная с верхнего левого угла.
После того как рисунок полностью вышит, изделие стирают, гладят и подлежащие удалению места ткани аккуратно вырезают ножницами.
Вышивка цветной гладью. При вышивке гладью на машине нижняя нить затягивается туже, чем верхняя, однако натяжение обеих нитей должно быть свободнее, чем для других работ. Вверх заправляются обычно цветные нитки мулине, а в челнок — швейные нитки № 80. Виды машинной цветной глади очень разнообразны и красивы.
Гладь легкая без настила. Материал туго запяливается в пяльцы, и контур рисунка обстрачивается. Гладь настилается по форме рисунка стежками, плотно прилегающими друг к другу.
Гладь с настилом. Внутри отдельных деталей рисунка делается настил мелкой плетеной строчкой в направлении, противоположном глади. Сверху настила делается гладь. От плотности настила зависит выпуклость глади.
Атласное шитье — декоративный вид цветной вышивки, применяется для украшения диванных подушек, портьер, скатертей. После обстрочки контура рисунка стежки (длиной 5—7 мм) кладутся по диагонали с левого угла к правому, при обратном ходе они кладутся враскол предыдущим.
Русская гладь в машинном исполнении чаще всего применяется на крупных изделиях (например на занавесях). Стежки (длиной 5—8 мм) кладут по прямой нити в вертикальном или горизонтальном направлениях.
Геометрическая гладь выполняется по прямой нити ткани.
Многотонной гладью обычно вышивают растительный орнамент. Этот вид вышивки лучше выполнять в одной гамме тонов. После обстрочки контура стежки первого тона ниток делают различной длины с небольшими промежутками, второй тон ниток входит в эти промежутки. Можно ввести 2—3 тона и больше.
Прострачивается контур рисунка, затем в челнок заправляется швейная нитка № 80, вверх ставится цветная нитка того тона, которым вышивается изделие. После обстрочки берется цветная нитка и выкладывается по форме рисунка, а в тех местах, где ее нужно повернуть в обратную сторону, она прикрепляется. Благодаря тому, что вверху идет нитка того же тона, места прикрепления незаметны.
Аппликация применяется для украшения портьер, диванных подушек, ковриков, платьев, нижнего женского белья. Для этой вышивки можно использовать самые маленькие кусочки цветной материи. Рисунок переводят на левую сторону изделия и вручную редко обметывают светлой ниткой, чтобы обозначить места вышивки на правой стороне. Кусочек ткани аккуратно приметывают на правую сторону изделия. После этого изделие запяливают левой стороной кверху, обстрачивают контур рисунка, прошивают редким валиком без прокладки и вырезают ненужную ткань. Затем изделие впяливают уже лицевой стороной и контур рисунка обстрачивают валиком с прокладкой по ранее обстроченному контуру.
Виды швов ручной вышивки
«Вперед иголку»
Этот шов является самым легким и простым. Шов «вперед иголку» выполняется горизонтальными стежками справа налево. Используя этот шов, необходимо следить за тем, чтобы стежки не стягивали ткань. Прокалывая иголкой ткань, иглу водят между петельными столбиками с лицевой стороны на изнаночную и, пропуская 2 петли, выводят иглу с изнаночной стороны на лицевую также между петельными столбиками. С лица и изнанки этот шов напоминает пунктир.
Стежки можно располагать один над другим, а можно и в шахматном порядке и, расшивая их цветными нитками, составить какой-нибудь узор.
Можно воспользоваться одним из вариантов этого шва, который называется «набор». При таком шве длинные стежки чередуются с короткими, и получается вышивка, напоминающая тесьму.
Шов «вперед иголку» прекрасно сочетается с другими швами, например, «крестом», гладью. Если повторить этот шов в сочетании с другими швами разными нитками, то у вас получится кайма, которая подойдет для отделки свитеров, кофточек и детских вещей.
«За иголку»
Следует выполнять справа налево. Игла при таком способе входит в ткань позади нитки, а выходит на два стежка впереди. С лицевой стороны этот шов очень напоминает предыдущий вариант шва («вперед иголку»), а с изнаночной стороны последующего стежка заходит за нитку предыдущего.
Этот шов часто используют в качестве настила под гладь, отделки белья, одежды, для вышивания салфеток.
«Строчка»
Внешне напоминает обычную машинную строчку. Выполняется справа налево мелкими плотными прилегающими стежками одинаковой длины. Часто такой шов используют при выполнении контура, настила или как самостоятельный шов.
«Петельный»
Этот шов представляет собой ряд отдельных петель. Петли, в зависимости от узора, могут располагаться в любом порядке и быть разной величины. В качестве дополнения к крупной вышивке можно создать легкую вышивку, если соединить петли группкой. Часто петельный шов используют в рисунках с мелкими цветками и листочками на ветках.
Сначала нужно закрепить нить на изнаночной стороне, затем вывести иголку на лицевую сторону, прокалывая середину петли ткани, и образовать из рабочей нити петлю. Придерживая петлю пальцем, вводят иглу с лицевой стороны на изнаночную в место первого прокола. Нить подтягивают на изнанку, стараясь не нарушить петлю, образованную рабочей нитью на лицевой стороне. Выводят иглу с изнаночной стороны, с внутренней стороны вершины петли. Затем нить вытягивают, после чего вводят иглу с лицевой стороны на изнанку с внешней стороны петли и закрепляют ее. Для придания выпуклой формы петлю нужно делать двойной. Сначала делают петлю, а затем повторяют вышивку более темным цветом, располагая ее внутри готовой петли.
«Зигзаг»
Для того чтобы выполнить вышивку швом «зигзаг», делают горизонтальные стежки слева направо швом «вперед иголку». Затем ткань переворачивают на 180° и, отступив на 3 ряда, выполняют вторую строчку стежков, располагая их в шахматном порядке. После этого вертикальные стежки выполняют следующим образом: один — сверху вниз, другой — снизу вверх. При переходе с одного стежка в вертикальном направлении к другому с изнаночной стороны образуются горизонтальные стежки.
«Тамбурный»
Этот оригинальный шов напоминает с лицевой стороны цепочку. На изнаночной стороне этот шов выглядит обычными мелкими стежками.
Если вы выполняете рисунок в вертикальном направлении, то лучше вышивать сверху вниз. Иглу вводят с изнаночной стороны на лицевую в середину петли и вытягивают нить. Затем прижимают нить, вводят иголку наоборот, то есть с лицевой стороны на изнаночную в место первого прокола. После этого по лицевой стороне отсчитывают вниз от прокола иглы три ряда и выводят иглу с изнаночной стороны на лицевую, прокалывая середину четвертой петли таким образом, чтобы кончик иглы находился над петлей, образованной рабочей нитью. Рабочую нить вытягивают на лицевую сторону вершины этой петли и снова вводят иглу с лицевой стороны на изнаночную в место предыдущего прокола. Таким образом нужно выполнять остальные петли в цепочке.
Техника вышивания тамбурным швом в горизонтальном направлении точно такая же, как и в вертикальном. Рабочей нитью образуют петлю, отсчитывают три петли того ряда, на котором выполняется вышивка. Тамбурный шов можно дополнить стежками другого цвета. Стежки делают сверху вниз от начала вышивки. Сначала иголку выводят с изнаночной стороны на лицевую у начала шва и вытягивают нить. Затем иглу выводят с лицевой стороны на изнаночную, обхватывая основание первой петли шва. После этого приступают к выполнению оттягивающих стежков, начиная с левой стороны, переходя к правой. От середины левой половины отсчитывают влево на полотне две петли и выводят иглу с изнаночной стороны на лицевую в середину второй петли и вытягивают нить. Иглой поддевают слева направо левую половину шва и делают стежок справа налево, прокалывая иглой с лицевой стороны на изнаночную промежуток между петельными столбиками или середину следующей петли. Затем делают оттягивающий стежок с правой стороны петли в правую сторону. Иглу выводят на лицевую сторону и делают стежок на середине цепочки тамбурного шва.
«Полупетля»
Этот вид шва является разновидностью описанного выше тамбурного шва. Отличие состоит в том, что петлю не замыкают. Чаще всего «полупетлей» пользуются для вышивания листьев и цветов.
«Козлик»
Этот шов состоит из косых стежек, которые перекрещиваются между собой по лицевой стороне. С изнанки шов выглядит мелкими горизонтальными стежками и очень напоминает шов «вперед иголку». Шов «козликом» выполняют слева направо, с нижнего края шва. Иголку вводят с изнаночной стороны на лицевую, прокалывая середину петли. Первый стежок нужно делать снизу вверх слева направо, отсчитав вправо две петли и вверх три ряда. Иглу вводят с лицевой стороны на изнаночную. По изнаночной стороне делают горизонтальный стежок справа налево, прокалывая первую петлю, и выводят иглу на лицевую сторону, прокалывая середину соседней петли. Затем нить вытягивают. Далее делают стежок по лицевой стороне сверху вниз слева направо. Пропустив три петли в нижней части шва, вводят иглу с лицевой стороны на изнаночную в следующую петлю.
Затем продолжают шов, делая стежки по лицевой стороне и горизонтальные по изнаночной в точно такой же последовательности (см. рис. а).
Этим швом часто пользуются, отделывая края изделий (скатертей, салфеток), а также как промежуточным швом между другими видами швов. Шов «козлик» можно украсить, выполняя стежки нитками другого цвета на уже готовом шве. Для этого иглу поочередно вводите под перекрещивающиеся косые стежки и делайте обвитие в их частях — верхней и нижней (см. рис. б).
«Стебельчатый»
Используется, как правило, для вышивания цветов, листьев или если нужно сделать вышивку по контуру рисунка, выделить нитью контрастного цвета контур вышивки.
При использовании такого вида шва получается непрерывная линия, похожая на цепочку с лицевой стороны, а с изнаночной стороны — стежки (см. рис.).
Шов прокладывают слева направо или снизу вверх. Иглу вводят с изнаночной стороны на лицевую сторону в середину петли и вытягивают нить. Затем иглу вводят наоборот, начиная с лицевой стороны на изнаночную в середину следующей петли и выводят с изнаночной стороны на лицевую, возвращаясь на то место, с которого начали. От рабочей нити отсчитывают слева направо 2—3 петли, вводят иглу в середину этой петли с лицевой стороны на изнаночную и вытягивают нить. С изнанки делают стежок назад и выводят иглу на лицевую сторону в место предыдущего прокола. Следите за тем, чтобы нить постоянно находилась с одной стороны иглы — с правой или левой. В тех случаях, когда вышивают молнию, меняющую направления, можно менять стороны.
Чтобы получить гладкий настил, «стебельчатым» швом заполняют небольшие плоскости, располагая швы вплотную друг к другу.
«Елочка»
Такой вид шва выполняют сверху вниз. Как правило, «елочку» используют в качестве отделки краев изделий и в сочетании с другими видами вышивки.
Иглу вводя 1 в середину петли с изнаночной стороны на лицевую. Образуя нитью полупетлю и придерживая ее пальцем, нужно пропустить одну петлю вправо и ввести иглу в середину следующей петли на уровне первого прокола с лицевой стороны на изнаночную, а вывести с изнаночной стороны на лицевую. Затем нужно сделать полупетлю снова и, придерживая, пропустить одну петлю, ввести иглу в середину следующей петли на уровне третьего прокола с лицевой стороны на изнаночную, а вывести на лицевую сторону с внутренней стороны полупетли (см. рис.).
Счетные и свободные вышивки
Сначала швы, которыми вышивают, можно разделить на счетные, выполняемые по счету нитей ткани, и свободные, которыми шьют по предварительно нанесенному контуру рисунка. Счетные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчет нитей. Счетными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями). Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях. Чаще всего они применяются для воспроизведения растительного орнамента.
Счетные вышивки. Вышивки по счету нитей ткани (к ним относится большинство старинных народных швов) делятся на: 1) сквозные, или строчевые, выполняемые на ткани, разреженной путем выдергивания нитей, и 2) вышивки по целой ткани, называемые также глухими.
Сквозные счетные вышивки. Мережки. Мережку делают по выдернутым только в одну сторону нитям. Мережка часто входит в различные виды вышивки, но применяется также и как самостоятельный вид украшения ткани (см. рис.).
Глухие счетные вышивки. К ним относятся: крест простой, крест двойной, роспись (полукрест), счетная гладь, набор, косая стежка и ряд других, менее употребительных, швов. Роспись, или полукрест (иначе — двусторонний шов), состоит из стежков, образующих с обеих сторон ткани одинаковый рисунок. Шьется швом «вперед иголку», шьют сперва в одну сторону, затем в обратную; иголку вкалывают в те же проколы, покрывая пропущенные места Набор — нитка движется «вперед иголку», вдоль нитей ткани, от одного конца узора до другого, переходя по счету нитей то на лицо, то на изнанку. На изнанке узор получается обратный тому, который образуется на лицевой стороне.
Косая стежка — вышивается стежками, идущими в косом направлении через 2 горизонтальные и 4 вертикальные нити ткани.
Свободные вышивки. Эти виды вышивок делаются по рисунку, нанесенному на ткань.
Гладь
Гладью называется вышивка, при которой весь узор заполняется стежками. Различают несколько видов глади: плотная белая с настилом (одноцветная), легкая без настила, прорезная, русская гладь, атласная и художественная цветная гладь.
Как правило, этот вид вышивки используют для отделки белья, скатертей, салфеток; очень красиво смотрятся вышитые многоцветной гладью диванные подушечки и другие декоративные вещи.
Часто такие вышивки украшают другими видами швов: россыпью, мережками, узелками и др.
Как и при всяком вышивании, сначала необходимо выбрать рисунок для вышивки, перевести его на материю с помощью кальки и копировальной бумаги. Лучше, конечно, начинать вышивание с несложных вещей.
Если вы, к примеру, хотите сделать вышивку на круглой салфетке, вам необходимо подготовить настил. На листе бумаги начертите циркулем окружность и вырежьте круг. Затем сложите этот круг сначала пополам, а затем — вчетверо и т. д. Разделите окружность на равные части, чтобы получить равные отрезки для основания зубцов. Перерисуйте круг на ткань и нанесите деления, обозначенные на бумажном круге. Из плотной бумаги сделайте трафарет зубца, основание которого будет равно отрезку. Приложите этот трафарет к каждому отрезку и обрисуйте его на материи — вы получите одинаковые зубцы по окружности. Затем расшейте узор из зубцов стежками «вперед иголку».
Контур. Существуют несколько основных приемов художественной обработки контура рисунка вышивки базовых элементов глади: 1) узелки. Вколов в ткань иголку, на нее навивают несколько раз нитку (в зависимости от размера узелка), а затем протягивают нитку через петли, придерживая их большим пальцем левой руки, и закрепляют; 2) дырочки. Контур сначала обшивают швом «вперед иголку», а затем дырочка прокалывается штопальной иглой и обшивается гладьевым валиком (см. рис.); 3) стяги; 4) подстильная гладь — ткань покрывается с изнанки косыми перекрещивающимися стежками, с лицевой стороны контур узора рисуется короткими стежками. Подстильная гладь применяется и как самостоятельный вид вышивки в сочетании со стебельчатым швом.
Атласная гладь вышивается стежками, ложащимися справа налево, заходящими друг за друга. Расположение стежков должно соответствовать очертанию узора.
Русская гладь вышивается швом «вперед иголку» по прямой нити ткани; иглу пропускают на 5—7 мм по лицевой стороне и на 1 мм ткани по изнанке. Весь узор шьется стежками, идущими в одном направлении. Стежок в следующем ряду делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка. Русской гладью следует вышивать так, чтобы просветы ткани между стежками не были видны. Для этого ряды стежков должны близко прилегать друг к другу (в этом случае нитки лучше брать слабой крутки). Русской гладью вышивают белыми нитками по кремовой и суровой ткани, а также делают красочные вышивки на подушках, скатертях, занавесях и т. д. в сочетании с мелкой сеткой (ажурной или сделанной по ткани). Сетка по ткани выполняется так: от края до края нужного пространства (середины цветка) протягиваются нитки, образующие квадратную сетку, а затем места пересечения ниток прикрепляются к ткани мелкими диагональными стежками.
Виды глади
Бельевая гладь с настилом (одноцветная). Такой вид глади считается очень изящным и красивым и используется чаще всего на тонких тканях: батисте, маркизете и др. Для этой глади подходят мягкие и блестящие нитки (шелк, мулине).
Для того чтобы вышивать бельевой гладью, ознакомьтесь с некоторыми видами этой вышивки.
«Дырочки». Ткань прокалывают толстой штопальной иглой и обметывают тонкой катушечной ниткой (см. рис. а, б).
«Цветочек». Сначала прокалывают дырочку, затем обшивают контур цветка, делают настил и каждый лепесток обшивают поперечными стежками, плотно прилегающими друг к другу (см. рис.).
«Листик». Сначала контур рисунка обшивается швом «вперед иголку», затем делают настил, который кладется вдоль листика, сверху накладываются в противоположном настилу направлении плотно прилегающие друг к другу ровные стежки (см. рис.).
«Листик в раскол». Этот вид бельевой глади означает, что лист делится на две части. Начинают вышивание обычным способом: сначала наметывают край, кладут настил и на месте, где должен находиться раскол, делают два параллельных стежка. Гладью заполняют целую часть листа и, дойдя до места раскола, заполняют сначала одну сторону, вкалывая иглу между параллельными стежками, затем переходят к другой стороне (см. рис.).
«Пышечка». Сначала контур обшивается швом «вперед иголку», затем делается настил. После этого приступают к вышиванию гладью (см. рис.).
«Россыпь». Выполняется мелкими стежками «назад иголку». Начинают вышивание, начиная от краев, параллельно очертаниям.
«Восьмерка» (подкладной шов). Выполняют мелкими стежками «назад в иголку», которые располагаются по краю формы.
Сделав небольшой отрезок рабочей нитью, нужно перекинуть его наизнанку к другому краю, чтобы, образовав точно такой же стежок, вернуться назад для выполнения рядом с первым стежком второго. С изнаночной стороны образуется переплет в виде восьмерки.
«Узелки с набивкой». Часто используют при отделке носовых платков, блузок. Используют, как правило, тонкую иглу и тонкую нить. Продернув нитку на лицевую часть, иголку вкалывают обратно в ткань на место, где должен быть узелок, но перед тем, как пропустить ее наизнанку, нанизывают на иглу несколько петель. Затем, придерживая петли, протягивают сквозь них нитку с иглой, выводя ее на изнаночную сторону, после чего переходят к другому узелку.
Легкая гладь без настила, или, как ее еще называют, простая, выполняется точно таким же образом, как и выпуклая, только без настила. Нанесенный на ткань узор выполняют мелкими стежками, после чего покрывают плотно прилегающими друг к другу двусторонними стежками (см. рис.).
Прорезная гладь. Эту вышивку следует выполнять на полотне, холсте или батисте. После нанесения на ткань узора его контур обметывают стежками швом «вперед иголку». Это нужно для того, чтобы вышивка лежала плотней и рельефней. Узелки для закрепления нити делать нельзя. Нить закрепляют по настилу вдоль рисунка (см. рис.).
Одновременно с прометыванием настила по контуру нужно сделать соединительные перекладинки, которые называются «паутинками». Сначала нитку с иглой вводят у одного края контура и переносят до другого края, противоположного. Затем нить закрепляют и начинают обметывать в обратную сторону. «Паутинки» могут быть обвитыми, петельными и переплетенными. При обметывании ткань не задевают, оставляя, таким образом, обвитую нить свободно соединять одну часть узора с другой. Следите за тем, чтобы нить сильно не натягивалась. После окончания «паутинки» нить закрепляют и ведут стежки по настилу до следующей «паутинки» — и так по всему узору (см. рис.).
При скрещивании «паутинок» делают «паучки». На последней «паутинке» из центра пропускают иглу с ниткой то под ней, то поверх нее и проводят таким образом несколько кругов. Дойдя до необметанной половины последней «паутинки», обвивают ее и возвращаются к контуру вышивки (см. рис.).
Если на вышивке предполагаются прожилочки, например, на листьях, их следует выполнять стебельчатым швом. Тычинки внутри цветка делают узелками. После окончания отделки вышивают по контуру узор петельными стежками по настилу (петли должны быть обращены к той стороне узора, по которой будет вырезаться ажур). Стежки нужно делать таким образом, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Вышивку ведут слева направо. Ветвления обшивают согласно рис.
До того как вырезать ажур, выстирайте готовое изделие, прогладьте с изнаночной стороны и маленькими острыми ножницами осторожно вырежьте предназначенные для ажура места, не задевая «паутинок».
Атласная гладь. Для этого вида глади лучше брать шелковые нитки или мулине. Чем тоньше нить, тем лучше будет ложиться рисунок. Особенностью атласной глади является расположение стежков, которые ложатся плотно друг к другу, заходя один за другой, при этом не соприкасаясь концами. Каждый стежок делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка, отступив немного назад, под нитку только что сделанного стежка. Направление стежков должно идти по жилками листьев или лепестков. Если на рисунке начинается закругленная часть, то по линии сгиба нужно увеличить число стежков, чтобы не было косой или прямой линии от края к середине. Эти добавочные стежки делают по краю, возвращаясь назад от середины рисунка к внешнему краю. На лицевой стороне должна получиться ровная блестящая поверхность вышитого рисунка, а на изнаночной — маленькие разбросанные стежки.
Художественная цветная гладь. Вышивается цветными нитками. Главная особенность этой глади состоит в том, что стежки делают не прямыми, а косыми. Для этой глади не нужно делать настил. При вышивании листка или цветка лучше не делать длинные стежки. Стежки выполняют сначала одним цветом, а затем другим. Поскольку в этом шитье используют цветные нитки, то иглу не нужно вкалывать в ранее сделанный стежок, чтобы не было видно резкого перехода от одного цвета к другому.
Теневая гладь. Как бы гладь наоборот, где лицо и изнанка поменялись местами. Вышивается или нитками в тон, или контрастными, для получения теней другого цвета. Ее суть в том, что на лицевой стороне ткани видны только пунктир переходов между стежками, а сами гладьевые стежки находится на изнанке. Поскольку теневая гладь используется только на полупрозрачных тканях, изнаночный настил просвечивает на лицевую сторону только своей тенью.
«Рококо»
Словом «рококо» искусствоведы называют один из старинных стилей в искусстве, в том числе и декоративном. В вышивании слово «рококо» означает декоративные швы, которые обычно используют для вышивки цветов: розочек, ромашек. Отлично сочетается «рококо» и с другими швами: гладью, стебельчатым и др. Техника этого шва одинакова для разных цветов, отличие будет зависеть от того, как будут уложены стежки. В этой вышивке основой считается рабочая нить, на которую в процессе вышивания навиваются нити. Рабочая нить должна находиться со стороны кончика иглы.
Сначала нужно нарисовать ни листе бумаги цветок, например ромашку. Размер цветка должен быть не очень большим, чтобы ширина лепестка получилась больше толщины нити в два-три раза. Каждый лепесток цветка будет отдельным стежком.
Сначала закрепляют с изнаночной части ткани нить, выводят иглу в середину петли на лицевую сторону и вытягивают. Отступив немного вправо, вводят иглу с лицевой стороны на изнаночную, в промежуток между петлями, и делают стежок со стороны изнанки справа налево, затем выводят иглу на лицевую сторону, в промежуток между петлями с левой стороны от первого прокола таким образом, чтобы нить находилась в середине этого стежка. После этого нитью обвивают 5—10 раз кончик иглы, осторожно ее вынимают, придерживая пальцем, чтобы обвитие осталось на конце рабочей нити со стороны ткани.
Затем жгутик закрепляют (см. рис.).
Для этого вводят иглу с лицевой стороны на изнаночную в середину петли, проделывают стежок на длину жгутика и таким образом закрепляют так все жгутики в зависимости от рисунка. Закрепление можно делать группами и лучеобразно. Для того чтобы закрепить цветок с крупными лепестками, иглу обвивают много раз и каждый полученный жгутик укладывают по дугообразному расположению лепестков.
Стежок «розочка» несколько отличается от «ромашки» тем, что свернут подобно лепесткам розы. Количество стежков зависит от размеров цветка и толщины нитки. Обычно для «розочки» рекомендуется от пяти до десяти стежков.
Вышивка «крестом»
Вышивку «крестом» осуществляют, как правило, на вязальном или льняном полотне. Плотность льняного полотна должна составлять около 10 нитей в одном квадратном сантиметре. Для вышивания этим швом используют нитки мулине, чаще всего их складывают вдвое. Для того чтобы вышивка получилась качественнее и нитки не стягивались, пользуются пяльцами.
«Крестом» вышивают как простейшие геометрические узоры, так и сложные рисунки, пейзажи, натюрморты и даже портреты.
Одно из первых правил, которое нужно усвоить тем, кто только начинает вышивать «крестом», — вышивку нужно делать в высоту и ширину на одинаковое количество нитей ткани или петель (если вы вышиваете на вязаном полотне).
Шов «крестом» делится на русский (одинарный) и болгарский (двойной).
Ткань для вышивания этим швом нужно подготовить. На плотной ткани делается сетка из продернутых нитей, то есть продольные и поперечные нити выдергиваются на равном расстоянии, например 2 нити продернуты, следующие 4 — нет, затем снова одна продернута и т.д. На образовавшихся после продергивания квадратиках и вышивают «крестом» (см. рис.).
Если ткань для вышивания тонкая, то ее не следует продергивать. Такую ткань нужно расчертить на сетку из одинаковых квадратиков карандашом или мелом (если ткань темная).
Русский «крест». Закрепите нитку с изнаночной стороны и выведите ее в левый нижний угол расчерченной или продернутой клетки. Сделайте стежок по диагонали в противоположный угол клетки и вколите иглу с лицевой стороны наизнанку. На изнаночной стороне сделайте стежок справа налево, вколов иглу на лицевую сторону в верхний левый угол клетки. Сделайте второй стежок на лицевой стороне по диагонали в противоположный угол клетки. На изнаночной стороне сделайте стежок в левый верхний угол следующей клетки и вколите иглу по диагонали в противоположный угол. Далее вышиваем так же, как и было описано выше. В конце вышивки на лицевой стороне полотна у вас должна получиться полоса крестиков, а на изнаночной стороне — полоса поперечных прямых линий.
Болгарский «крест». От русского он отличается тем, что, помимо диагональных линий, в нем есть еще продольные и вертикальные. Болгарский «крест» напоминает звездочку. Из множества таких звездочек выполняются узоры самой разной сложности (см. рис.).
Для того чтобы вышить болгарский «крест», вышейте сначала русский «крест», а затем двумя стежками добавьте поперечную и продольную линии, которые обязательно должны проходить через центр русского «креста», поперек всей клетки.
Вышивку «крестом» делают по заранее просчитанным схемам. В такой Технике можно делать очень сложные вещи, например картины.
Вышивка бисером
Для вышивания используют пластмассовый и стеклянный бисер. При выборе бисера для вышивки нужно обращать внимание на то, чтобы он был одинакового размера и формы, а также был равномерно окрашен. Цвет бисера должен сочетаться с цветом ткани.
Техника вышивания стеклярусом и пластмассовым бисером немного различна. При вышивке стеклярусом бисерины нанизывают на нитку по 2—3 штуки и делают косые стежки, немного отклоненные в сторону. Пластмассовый бисер располагают по прямым линиям — такая вышивка очень напоминает гладь.
Для вышивки применяют тонкие иглы № 0 или 1, чтобы они проходили через маленькие отверстия в бисере. Продаются специальные иглы для вышивки бисером, у них тонкое длинное ушко, но они очень легко ломаются и нужно соблюдать осторожность. Если же вы вышиваете мелким бисером и игла не проходит через отверстия в нем, продевайте нить без иглы. Для того чтобы нить было легче продеть через отверстие в бисере, ее можно укрепить мылом, клеем или воском. Для вышивки бисером применяют тонкие прочные нити, цвет которых совпадает с тканью.
Для того чтобы работа шла быстрее, высыпьте бисер на небольшую тарелочку и захватывайте отдельные бисерины иглой.
Если вы хотите вышить бисером весь контур по одной линии или расположить бисерины на близком расстоянии друг от друга, вы можете нанизать несколько бисерин на нитку, разложить ее по контуру рисунка и затем мелкими стежками между отдельными бисеринами приметать нитку к ткани (см. рис.).
Если же условия рисунка требуют, чтобы бисерины были пришиты по отдельности, выполняйте вышивку справа налево. Выведите иглу с рабочей нитью с изнаночной стороны на лицевую, проденьте иглу через отверстие в бисерине и стежком вправо по размеру бисерины пришейте ее, вколов иглу с лицевой стороны на изнаночную. На изнаночной стороне сделайте стежок влево, длина которого соответствует условиям рисунка, выведите иглу на лицевую сторону и, вновь продев ее через отверстие в следующей бисерине, сделайте стежок по лицевой стороне и т.д. (см. рис.).
Если бисерины, которыми вы вышиваете, неодинакового размера и разной формы, располагать их на вышивке лучше на небольшом расстоянии друг от друга. Расположив бисерины на расстоянии, равном половине длины одной бисерины, вы сделаете незаметной разницу в их форме и размере.
В том случае, когда вы хотите вышивку бисером сочетать с вышивкой другой техники, например гладью, сначала вышивайте, к вышивке бисером приступайте в последнюю очередь.
Часто при вышивке используют не только мелкий бисер, но и крупные бусины. Крупные бусины располагают не так часто, как бисер, и обычно размещают в центре узора.
Вышивка пайетками
Для вышивания пайетками подберите прозрачные нитки или нитки такого же цвета, что и пайетки. При вышивании пользуйтесь тонкой иглой 0 или 1 номера. Прежде чем расшить изделие пайетками, следует учесть, что такая вышивка достаточно непрактична, так как при стирке и глажке они могут деформироваться и с них может стираться покрытие.
При одиночном расположении пайеток вколите иглу с изнаночной стороны, проколите ею середину пайетки и сделайте стежок вправо, равный по длине радиусу пайетки. Вколите иглу с лицевой стороны, затем выведите ее опять через центр пайетки и сделайте стежок влево по ее радиусу. Вколите иглу с лицевой стороны и на изнаночной стороне сделайте такой стежок, чтобы вывести иглу на лицевую сторону в том месте, где того требует рисунок вышивки.
Для того чтобы расположить пайетки рядом друг с другом — полосой, вколите иглу с рабочей ниткой с изнанки, проколите ею середину пайетки и сделайте стежок вправо по ее радиусу, вколите иглу на изнаночную сторону и сделайте стежок влево, выводя иглу на лицевую сторону с левого края пришитой пайетки. На иглу наколите серединой следующую пайетку и сделайте стежок вправо, прокалывая середину первой пайетки и т.д. Край второй пайетки должен налегать на край первой пайетки.
Часто такую вышивку оформляют в виде «чешуйчатых» полос. Вколите иглу с изнаночной стороны на лицевую, проколите середину пайетки и сделайте стежок по ее радиусу влево швом «вперед иголку». Иглу снова выведите на лицевую сторону и, проколов середину следующей пайетки, сделайте новый стежок «вперед иголку», вкалывая иглу у левого края первой пайетки.
Одиночно расположенные пайетки можно закреплять бисером. С изнаночной стороны выведите иглу, проколите ею середину пайетки, затем проденьте через бисерину и снова вколите иглу в центр пайетки с лицевой стороны.
Рекомендуем посмотреть:
Нет комментариев. Ваш будет первым!