Традиции и обряды 3 января

Традиции и обряды 3 января

3 января (по ст. стилю 21 декабря)

Мц. Иулиании и с нею 500 мужей и 130 жен, в Никомидии пострадавших.

Свт. Петра, митр. Московского и всея Руси чудотворца.

Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Мч. Фемистоклея.

Святитель Петр

Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского.

Святитель Петр, митрополит Московский и всея Руси, оставил по себе вечную память и благодарность потомков. Родился он в 1260 году, а перед появлением его на свет матери будущего великого святого приснился вещий сон: на зеленом лугу пасется ягненок, между рогами которого — пышное дерево с обильными плодами и цветами, и всюду разлито чудесное благоухание.

Жизнь, свидетельствуют историки Церкви, подтвердила и объяснила этот сон: «чудные плоды духовные принес Руси Божий угодник Петр; поныне источают целебную силу его святые мощи». Петр рано принял постриг. Отправившись в Константинополь для утверждения в качестве епископа Галичского, вернулся митрополитом всея Руси. Он стал пастырем в стране истерзанной, разграбленной, обессиленной татаро-монгольским игом и междоусобными распрями. Митрополит Петр был наделен многими талантами, в том числе даром провидения и, как бы мы сейчас сказали, политической дальновидностью.

Он прозрел спасение Руси в объединении земель вокруг Москвы и настоял на переводе митрополичьей кафедры из славного Владимира в незначительный город, каким была Москва в 1325 году. Он советовал великому князю Ивану I Калите возвести в новой столице храм Божией Матери — хранительнице Руси и сам совершил закладку Успенского собора 4 августа 1326 года. Для этого храма митрополит собственноручно написал образ Богородицы — святыню Успенского собора. Не зря митрополита называли «иконник чуден», он принимал активное участие в украшении храмов. Великолепно владел он и словом — «якоже Иоанн Златоуст». Митрополит Петр сдерживал кня­жеские междоусобицы, бывал несколько раз в Золотой Орде, врачевал паству, доходя до дальних мест. Скончался он в ночь на 21 декабря 1326 года, завещав похоронить себя в строящемся Успенском соборе. У гроба его сразу стали совершаться чудеса, и через три года святитель Петр был канонизирован. Много лет ни одно значитель­ное государственное событие не обходилось без молитвы у его раки.

Петр-полукорма

В некоторых месяцесловах этому дню приписывается народное название «Петр- полукорма» [Даль. Послов., 872; Калинский, 75], что объясняется следующим об­разом: ко дню святого Петра обыкновенно расходуется половина корма, запасаемого на зиму для домашнего скота. Однако сомнительно, чтобы в народе именно святитель Петр назывался «Петр-полукорма», ведь по срокам (по старому стилю еще только 21 декабря) половина корма никак не могла быть израсходована. Скорее всего, здесь имеет место автоматическое, по аналогии, перенесение характеристики, изначально относимой к соименному святому — апостолу Петру, чья память отмечается 29/16 января, то есть спустя почти месяц, когда действительно могла заканчиваться половина зимнего корма. Это подтверждается большинством материалов из разных мест [Сахаров, 234; Коринфский, 92; Рыженков, 20; и др.]. Кстати, в книге И. П. Калинского и в «Месяцеслове» В. И. Даля (месяцеслов составляет один из разделов знаменитого сборника пословиц) определение «Петр-полукорма» относится и к 3 января / 21 декабря, и к 29 / 16 января.

Рекомендуем посмотреть:

Приметы и обряды на 8 января

Приметы и обряды на 2 января

Нет комментариев. Ваш будет первым!