Преподобный Нифонт, живший в IV веке, почитается заступником от козней и наваждений нечистого духа, ибо, как следует из его жизнеописания, «он почти во всю свою жизнь находился в борьбе с нечистыми духами и всегда побеждал их при помощи Божией». Дьявол искушал его вином и скоромной пищей, насылал на него «дремание и сон безмерен», однажды сбросил святого в колодец, когда тот пошел за водой, но по молитве к Богородице он «обретеся в кладезе стоя на древе не врежден». Нифонту приписывается и борьба с дьяволами, принявшими человеческий облик. Увидев ряженых (быть может, скоморохов) в масках, с сопелями и бубнами в руках, Нифонт не сомневался в том, что перед ним дьяволы, отправившиеся «на игрища, именуемые Русалиями», и втянувшие в эти «глумления» многих людей. Придя в храм, Нифонт горько «плакашеся» и молился, чем «запретил» бесов и «тии изчезоша» [Калинский, 75, 76]. Так в житийных текстах отразилась борьба Церкви с языческими праздниками и ритуалами, в частности с весенне-летними гуляниями-игрищами, до начала XX столетия сохранявшими не только старинное название «Русалии», но и в общих чертах архаический, дохристианский вид и смысл.
Нифонт Федул
Среди 10 мучеников, пострадавших на острове Крит в III веке, поминается Феодул. Переделав имя святого на русский манер — Федул и зарифмовав его с глаголами «дул», «подул», народ создал поговорку: Пришел Федул, ветер подул.
Приуроченная к декабрьскому дню памяти святого и соотнесенная с привычными для этой поры ветрами, поговорка превратилась в примету: Пришел Федул, ветер подул — к урожаю.
Никого нельзя бить в этот день, иначе этот (бьющий) человек заболеет.