Игровая программа ко Дню студента. Сценарий для старшеклассников
Игровая программа «Своя игра». 25 января - Основание московского университета.
Цели: способствовать расширению знаний учащихся о деятельности русских ученых и изобретателей; развивать навыки логического мышления; воспитывать уважение к развитию отечественной научной мысли.
Оформление: на доске плакат «Своя игра»:
Ученые |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Изобретатели |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Наука |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Открытия, изобретения |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Учебные заведения |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
Предварительная подготовка: заранее выбираются участники игры, болельщики (они могут помогать участникам во время игры), ребята читают материал о русских и советских ученых, изобретателях.
Ход классного часа
I. Вступительная беседа.
- Куда бы вы хотели пойти учиться после школы?
- Давайте вместе составим иерархию современных учебных заведений в нашей стране. (См. схему.)
- Какие учебные заведения есть в нашем городе (райцентре)?
- Какие из них считаются наиболее престижными? Почему?
- Как назывались начальные школы в царской России? (Церковно-приходские.)
- Сколько лет нашей школе?
- В каких учебных заведениях учились ваши родители?
- Какое образование получили ваши бабушки и дедушки?
- Какое учебное заведение является в нашем городе самым старым? самым молодым?
II. Слово учителя.
Высшими учебными заведениями в нашей стране являются институты, академии, университеты. Среди них особое место занимают российские университеты. Первым учебным заведением в России, которое продолжало основное обучение, была Славяно-греко-латинская академия. При Петре I была учреждена Академия наук.
История университетского образования в России восходит ко временам Петра I. В 1724 г. он повелел учредить «университет» при Академии наук. Однако неоднократные попытки уже после смерти Петра в 1730-1740 гг. начать постоянные занятия ни к чему не привели: не хватало учащихся.
12 (25) января 1755 г. был подписан указ об основании Московского университета.
III. Сообщение учащегося об истории Московского университета.
В Москве 26 апреля (7 мая) 1755 г. открылся первый в нашей стране университет, точнее, в этот день открылась часть университета - гимназия, но не прошло и трёх месяцев, как начались занятия и в самом университете.
Открытие университета было торжественным. Единственная тогда в России газета рассказывала, что в этот день в здании университета на Красной площади побывало около 4 тысяч гостей, весь день гремела музыка, пылала иллюминация, «народа было несчётное число», через весь день, даже до четвёртого часа полуночи». Перед собравшимися выступили ученики Ломоносова - молодые учёные, первые профессора Московского университета Николай Поповский и Антон Барсов. Они горячо говорили о русском народе, о его традициях, о могучем и гибком русском языке, о счастье труда на благо Родины.
Современники неслучайно воспринимали открытие Московского университета как большой праздник. Развивавшаяся в стране промышленность, созданные Петром Великим регулярная армия, флот, правительственные учреждения испытывали нужду в образованных людях. Без них нечего было и думать об изучении огромной территории страны и освоении её природных богатств. Не менее нужны были врачи, учителя, юристы, историки, архитекторы и многие другие работники культуры, а готовить их было негде.
Сын крестьянина-помора, пробивший себе путь в науку силой своего гения и колоссальным трудом, Ломоносов первым понял, как необходим для России университет. Он составил проект организации университета. Ломоносов знал, что университет погибнет, если ему неоткуда будет брать студентов. Поэтому он проектировал создание при университете гимназии.
Ещё Пушкин сказал, что Ломоносов, который «сам был университетом», «создал первый русский университет». В советское время Московскому университету было присвоено имя его основателя.
Новый университет состоял из трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Все поступавшие в университет первоначально учились три года на философском факультете, где изучали гуманитарные науки - философию, историю, литературу, а также математику, физику и другие естественные науки. По истечении трёх лет они могли либо оставаться на этом же факультете для углубленного изучения одного из предметов, либо переходить па медицинский и юридический факультеты, где обучение продолжалось ещё четыре года. На медицинском факультете изучали не только медицину, но и химию, ботанику, зоологию, агрономию, минералогию и другие естественные науки.
Огромное значение имело то, что в Московском университете впервые началось преподавание всех наук на русском языке. В академии наук и семинариях преподавание тогда велось на латинском, немецком и церковнославянском языках.
Московский университет был единственным, где не только обучение было бесплатным, но и 100 гимназистов и 30 студентов получали бесплатное общежитие, питание, одежду, обувь и учебники.
С первых дней своего существования университет имел хорошо оборудованную химическую лабораторию, физический и минералогический кабинеты, была создана типография. Типография университета издавала множество учебников, научных книг, русской и иностранной художественной литературы. Первыми книгами, напечатанными университетской типографией, были «Сочинения» Ломоносова.
Стремясь к распределению научных знаний, профессора и преподаватели университета с первых дней его существования устраивали заседания для всех «любителей наук», где они выступали с научными докладами.
Московский университет положил начало новым центрам культуры в стране. Из художественных классов университетской гимназии, питомцами которых были знаменитые русские архитекторы Баженов и Стасов, выросла Академия художеств.
Из самодеятельных спектаклей студентов возник русский театр в Москве. Библиотека университета стала первой публичной библиотекой Москвы. Она существует и в наше время. Университет открыл филиал в Казани - гимназию, а она послужила основой для создания Казанского университета.
Вот уже более двух столетий Московский университет играет огромную роль в развитии русской научной мысли и культуры. Из его стен вышли Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Белинский, Герцен, Чехов, Собинов. С ним связана научная деятельность Тимирязева, Пирогова, Сеченова, Столетова. И многих других.
IV. Проведение конкурса эрудитов «Своя игра».
Предварительно делают карточки с указанием очков (0, 100, 200 и т. д.), которые затем раздают правильно ответившим ребятам. Очки суммируются; если ученик ответил неправильно, все его набранные очки сгорают, он получает «О» и начинает набирать сумму снова. Ребят надо предупредить, что очки повышаются по мере усложнения вопросов.
Вопросы для конкурса:
УЧЕНЫЕ
100. Имя этого ученого известно всему миру. Выходец из рыбацкой семьи, он за свои заслуги перед наукой был возведён в дворянское достоинство и ему присвоено звание профессора- академика. (Михаил Васильевич Ломоносов.)
200. Он был организатором и первым директором Главной палаты мер и весов, ему принадлежат многие открытия. По легенде, главное открытие этого ученого приснилось ему во сне. Благодаря этому удивительному сну, все элементы наконец-то обрели свое почетное место, а пустые клеточки в таблице постепенно заполняются. (Дмитрии Иванович Менделеев.)
300. Русская женщина-ученый, ставшая директором Академии наук, издавшая первое издание сочинений Ломоносова. Создатель первого русского словаря. (Екатерина Романовна Дашкова.)
400. Этот русский ученый выдвигает теорию ракетного движения, сам проводит эксперименты с ракетами на жидком топливе. (Константин Эдуардович Циолковский.)
500. Эта русская женщина-математик получила ученую степень доктора в Геттингенском университете, стала первой женщиной- профессором Стокгольмского университета, получила премию Бурдена - высшую награду французской Академии наук. Ее труды пользовались всеобщим признанием. Но она так и не получила научную должность ни в Германии, ни во Франции. Только потому, что она - женщина. (Софья Ковалевская.)
ИЗОБРЕТАТЕЛИ
100. Итальянский ученый Г. Маркони и русский ученый А. Попов одновременно изобрели... Что именно? (Радио.)
200. В. Федоров, а затем В. Дегтярев создали это новое оружие. А кто изобрел современный тип этого оружия? (Калашников, автомат.)
300. Г. Р. Державин назвал этого изобретателя «Архимедом наших дней». (Ивана Петровича Кулибина.)
400. Во многих странах были свои изобретатели парового двигателя. Кто в России впервые разработал проект универсального парового двигателя непрерывного действия и паровую машину? (Иван Иванович Ползунов.)
500. Электродуговые лампы, которые изобрел этот русский изобретатель, стали гореть в крупнейшем магазине Франции «Лувр», на набережной Темзы в Лондоне. Как звали этого изобретателя? (II. И. Яблочков.)
НАУКА
100. Известный биолог - Владимир Иванович Вернадский одним словом назвал наружную оболочку Земли, область распространения жизни. Назовите это слово. (Биосфера.)
200. Этот ученый исследовал теплотворную способность топлива, гидратную теорию растворов, энергетические уровни в атоме. В какой науке этот ученый делал свои открытия? (Химия - Менделеев)
300. Какую награду получил биолог Иван Петрович Павлов за работы по изучению пищеварения? (Нобелевскую премию.)
400. Труд этого ученого «История Российская» стал первым опытом научного освещения истории нашей страны. (Василий Никитич Татищев.)
500. Какая отрасль биологии получила развитие благодаря деятельности таких ученых как Николай Иванович Вавилов и Иван Владимирович Мичурин? (Генетика, селекция.)
ОТКРЫТИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
100. Ломоносов не только делал великие открытия, но и построил фабрику... Что выпускала его фабрика? (Цветные стекла для изготовления мозаичных картин.)
200. Открытие нейтрона советским физиком Дмитрием Дмитриевичем Иваненко позволило по-новому взглянуть на устройство ... чего? (Ядра атома.)
300. Ломоносов впервые создал модель этого изобретения, а Игорь Сикорский впервые изготовил это в натуральную величину, используя винт, ротор, пропеллер, и провел первые испытания. О каком изобретении идет речь? (Вертолет.)
400. Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, Алексей Алексеевич Ухтомский. Что изучали эти три великих русских физиолога? (Центральную нервную систему.)
500. Ученый, Нобелевский лауреат - Илья Ильич Мечников, сделав свое открытие, написал: «Обнаружив чужеродное тело, они ложноножками захватывают его, поглощают и уничтожают». Как он назвал их? (Лейкоциты - клетки крови с хорошо развитыми ядрами.)
УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
100. Назовите первое высшее учебное заведение Московской Руси, в котором свое образование получил М. В. Ломоносов. (Славяно-греко-латинская академия.)
200. В составе этого учебного заведения действовали обсерватория, физическая и химическая лаборатории, музей, библиотека, типография, ботанический сад. О каком учебном заведении идет речь? (Академия наук.)
300. Это учебное заведение было открыто специально для девушек дворянского происхождения. Назовите его. (Смольный институт благородных девиц.)
400. Московский университет изначально отличался от зарубежных. Он имел три факультета: юридический, медицинский и философский. В чем же отличие? (Не имел богословского факультета.)
500. В 1757 году появилось еще одно учебное заведение, которое стало Центром художественного обучения. Назовите его. (Академия художеств.)
V. Заключение.
Подведение итогов, награждение победителей.
Дополнительный материал
Михаил Васильевич Ломоносов
Детские годы. Великий учёный, ставший гордостью своей Родины, родился в семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры.
Упоминание о поморской семье Ломоносовых восходит к XVI веку, к временам Ивана Грозного. Отец будущего ученого - Василий Дорофеевич и мать - Елена Ивановна (урожденная Сивкова) имели средний достаток, располагая небольшим земельным наделом. Но главным источником благосостояния семьи являлся морской промысел. Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова, наложили свой отпечаток на интересы и стремления юноши.
В девятилетием возрасте Михаил лишился матери. Для мальчика новая жена отца оказалась «злой мачехой», которую особенно ожесточала страсть пасынка к книгам.
Уже с детства Михаил Ломоносов начал тяжёлую трудовую жизнь. Десятилетним мальчиком сопровождал он отца в его далёких и часто опасных путешествиях. На отцовском галиоте «Чайка» побывал маленький Ломоносов на Двине, в Белом море, в Северном Ледовитом океане. С большим интересом наблюдал жизнь и природу родного края, обычаи и нравы его обитателей. Большое впечатление произвели на него верфи Северной Двины, где строились военные и торговые корабли. С изумлением следил Ломоносов, как руками человека создаётся величественный корабль. На поморских солеварнях Белого моря он хорошо изучил производство соли. Ему были хорошо известны и другие промыслы Поморья: ловля жемчужных раковин, опасная охота на морского зверя - тюленя, моржа, морского зайца.
Всё виденное мальчиком вызывало необычную в ребёнке его лет жажду знания. Возвращаясь из плавания, Ломоносов брался за книги. Рано научившись читать, он вскоре знал наизусть те немногие книги, которые смог достать.
Большую роль в жизни Михаила сыграл местный дьяк Семен Никитич Сабельников. Именно он обучил мальчика читать и писать. Особенно большое влияние оказало на него чтение «Арифметики» Магницкого. Эта книга не была похожа на современные учебники арифметики. В ней излагались не только правила простейших математических вычислений, но сообщались также простейшие сведения по физике, геометрии, навигации, астрономии и т. д. Эта книга являлась в некотором роде энциклопедией тех времён.
Несчастливой была домашняя жизнь Михаила Ломоносова. Преследования мачехи, делавшие жизнь дома невыносимой, и непреодолимое стремление к знанию, которое нельзя было удовлетворить на родине, заставили Ломоносова решиться уйти из дома.
Путь в науку. Зимой 1730 года он ушёл с обозом в Москву. Здесь в январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Славяно-греко-латинскую академию - первое высшее учебное заведение Московской Руси. Первоначально свой выбор Ломоносов остановил на Математико-навигацкой школе, именно в ней он решил получить образование. Здесь обучали многим наукам - грамоте, арифметике, геометрии, тригонометрии, но в курс обучения этой школы не входил латинский язык, который в то время был международным научным языком. Изучить этот язык он мог только в Славяно-греко-латинской академии. Нелегки были годы учёбы. Вот как об этом он вспоминал впоследствии: «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше, как на денежку хлеба и на денежку квасу, остальное на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лег и наук не оставил». В этих трудных условиях, усугубляемых насмешками младших школьников, - «смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латыне учиться», - Ломоносов сумел проявить свои блестящие способности, пройдя первые три класса за один год.
В 1735 году Михайло Ломоносов и еще одиннадцать тщательно отобранных учеников были направлены в Петербургскую Академию - высшее научное учреждение страны. М. В. Ломоносов с первых дней пребывания в академии проявил огромный интерес к наукам. Он стал изучать математику и экспериментальную физику. Наряду с занятиями естественными науками будущий ученый совершенствовался в российском стихосложении. Серьезное отношение Ломоносова к наукам выделяло его из общей массы. Прошло всего два месяца, и Ломоносов узнал, что он и несколько его товарищей будут отправлены за границу для обучения химии и горному делу.
В 1736 г. в числе лучших двенадцати учеников был отправлен за границу, где обучался в течение почти 5 лет в Марбургском университете. Он изучал физику, химию, математику, геологию, иностранные языки и литературу. Ректор университета, господин Христиан Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделял его из других студентов. В одном из писем в Петербург он пишет: «У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание». Жизнь русских студентов постоянно осложнялась из-за нерегулярной пересылки денег на их содержание и обучение. В Марбурге Ломоносов начал комплектовать свою личную библиотеку. Обращает на себя внимание разнообразие его интересов. Это книги по физике, химии, медицине, почти все труды Вольфа, сочинения античных авторов, художественная литература, иностранные словари и т. д.
Начало творческого пути. После возвращения в Петербург М. В. Ломоносов столкнулся с неожиданной проблемой: всеми делами в Академии вершил И. Д. Шумахер - правитель Академической канцелярии, у которого не нашлось достойной должности для Ломоносова, он по-прежнему числился студентом, без жалованья. В конце концов он был назначен адъюнктом физического класса. Это позволяло ему вместе с другими профессорами заниматься научной деятельностью.
С каждым годом росла творческая активность Ломоносова. Он написал множество научных трудов в области химии, физики, астрономии. Ему было присвоено звание профессора химии. Именно Ломоносов добился, чтобы при Академии наук была построена химическая лаборатория.
Деятельность ученого, профессора, педагога. Звание профессора повысило авторитет Ломоносова и позволило ему шире развернуть многогранную научную, просветительскую и педагогическую деятельность. С большим увлечением Ломоносов работает над «Российской историей», «Российской грамматикой», пишет оды, трагедии, стихотворения. Рецензирует рукописи и книги, которые поступают в Академию наук.
Работая в химической лаборатории над вопросами технологии силикатов, Ломоносов достиг больших успехов в изготовлении прозрачных и непрозрачных стекол. Результаты своих исследований он стремился воплотить в жизнь. В начале 50-х гг. Ломоносов начал новое дело - построил фабрику цветных стёкол, создал художественную мастерскую по изготовлению мозаичных картин. Кроме того, он мечтал производить наиболее ценные виды изделий стекольной промышленности не только для нужд российских, но и развернуть экспорт этой продукции.
Учёный смело проводил опыты, подчас рискуя жизнью. Однажды он вместе с профессором Г'. В. Рихманом исследовал электрический разряд во время грозы. Ученые экспериментировали с помощью незаземленной электроизмерительной особой установки, так называемой громовой машины. Целью их исследований было изучение атмосферного электричества. Молния убила Рихмана и случайно миновала Ломоносова. Ученый тяжело переживал смерть друга и коллеги. Но это трагическое событие не поколебало решимости ученого продолжать научные изыскания. Основываясь на своих наблюдениях, Ломоносов сделал важное для того времени открытие - электрические заряды в атмосфере существуют и в отсутствии грозовых явлений.
С помощью атомно-молекулярной теории строения вещества Ломоносов убедительно раскрыл природу твердых тел, природу теплоты и холода, разработал теорию упругости газов. Изменение состояния вещества объяснялось Ломоносовым движением составляющих его частиц. Данные исследования легли в основу современной кинетической теории газов.
Ломоносов вместе с академиком И. А. Брауном, проведя серию опытов по замораживанию ртути с помощью охлаждающих смесей, получили очень низкие температуры до -56 °C. Ртуть превратилась в твердое тело, которое можно было ковать и рубить. Открытие замерзания ртути произвело сенсацию в ученом мире. Опыты русских ученых поставили перед наукой ряд важных вопросов, связанных с определением низких температур, с тщательной разработкой методики в проведении таких исследований и с созданием нового типа термометров.
Проводя исследования в области физики, Ломоносов создавал приборы экспериментальной техники, такие как универсальный барометр, предназначенный для проверки теории отливов и приливов; гравиметр - для определения силы тяжести, который в более совершенном виде появился лишь в начале XX века.
Ломоносов впервые в истории дал достаточно полное и верное определение химии как науки, хотя в то время химию было принято считать искусством. Он правильно понял задачи химии, рассматривая ее как науку «об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное». Провозглашая химию наукой, ученый ввел термин «физическая химия».
В 1761 году Ломоносов, как и многие ученые мира, наблюдал удивительное астрономическое явление: прохождение Венеры по диску Солнца. Однако из всех ученых мира, наблюдавших это явление, только Ломоносов заметил ободок («пупырь») вокруг диска Венеры и сделал правильный вывод о наличии атмосферы вокруг планеты. Это явление получило название «явление Ломоносова».
За свою жизнь учёный сделал много открытий, наблюдений и изобретений. Он открыл закон сохранения материи и движения. М. В. Ломоносов обосновывает свое учение о строении вещества. Писал о том, что весь мир состоит из атомов и корпускул (в XIX веке корпускулами называли молекулы), изобрёл «ночезрительную трубу», предшественницу современных приборов для ночных наблюдений. По своей схеме он изготовил телескоп-рефлектор с наклонным главным зеркалом (зеркальный телескоп). Эта схема телескопа носит название Ломоносова-Гершеля.
Сохранившиеся различные документы свидетельствуют о постоянном внимании ученого к усовершенствованию навигационных методов исследований. Бывший помор, совершивший многие опасные морские плавания, хорошо знал трудности отважных путешественников. Поэтому он стремился помочь мореплавателям в их нелегком деле, изобретая необходимые приборы и инструменты. Он решает проблему усовершенствования ориентировки на море посредством астрономических наблюдений; создает оригинальную конструкцию нового инструмента с искусственным горизонтом; применяет принцип использования карданного подвеса; предлагает заменить стеклянные зеркала металлическими и т. д.
Изучая развитие Земли, ученый показал, что история нашей планеты представляет собой постоянный процесс эволюции, где существуют качественно различные ступени. Он уделял огромное внимание таким процессам, как горообразование и гороразрушение, породообразование и породоразрушение и т. д. Изучал причины землетрясений, наблюдал, какие изменения на земной поверхности происходят благодаря сильным ветрам, дождям, пожарам, наводнениям, прибоям, вулканам и т. д.
Внимание Ломоносова привлекала кристаллография - наука о строении, физических свойствах и образовании кристаллов. Еще на Севере он наблюдал процесс кристаллизации поваренной соли при ее выварке. Он сформулировал закон постоянства углов кристаллов для различных кристаллических веществ.
Велика роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка. Он придавал огромное значение национальному языку в развитии культуры народа. Считал, что культура каждого народа должна развиваться на основе своего национального языка. В 1746 г. впервые прочитал публичную лекцию на русском языке по экспериментальной физике.
Более двадцати лет своей жизни он посвятил педагогической деятельности. Очень серьезно ученый относился к подготовке лекций, будь то физика, химия или русское стихосложение. Благодаря педагогическим стараниям Ломоносова все больше «природных россиян» появлялось в Академии наук. Из стен университета вышли выдающиеся ученые.
В 1751 году за свои заслуги Ломоносов был возведён в дворянское достоинство.
В последние десять лет своей жизни Ломоносов выступил как талантливый организатор науки, как убежденный просветитель. Много сил отдал Ломоносов созданию Московского университета; он сам составил проект университета. В апреле 1755 года Московский университет был открыт.
За свои научные достижения Ломоносов был избран почётным членом Шведской и Болонской академии.
В марте 1765 г. Ломоносов простудился и 4 апреля скончался.
Ломоносов разработал принципы новых наук - физической химии и экономической географии. Ввел в русский язык такие слова, как атмосфера, горный хребет, земная ось, удельный вес и др. Создал русское мозаичное искусство. Создание первой в России научной химической лаборатории, организация географических исследований, снаряжение астрономических экспедиций, подготовка плавания с целью освоения Северного морского пути, разработка многочисленных проектов переустройства Петербургской академии наук, основание Московского университета - вот далеко не полный перечень заслуг Ломоносова как организатора науки.
Дело учёного не погибло. Через века звучит его призыв:
«О вы, которых ожидает
Отечество из недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт из стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченье ваше показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать».
Екатерина Дашкова
Интересы и увлечения Екатерины. Недюжинный ум, образованность, неистощимая энергия и одаренность присущи Екатерине Романовне Дашковой.
Действительно, едва ли можно найти в истории России женщину, которая бы в 18 лет принимала участие в антиправительственном заговоре, а в 38 лег возглавляла два научных учреждения - Петербургскую Академию наук и Российскую Академию. Всем, что поставило Дашкову в ряд с крупнейшими деятелями периода «Просвещенного абсолютизма», она обязана, прежде всего, своему характеру, энергии и решительности.
Е. Р. Дашкова родилась 17 марта 1744 г. в семье известного елизаветинского вельможи Р. И. Воронцова. В раннем возрасте, оставшись без матери, она была взята в семью дяди, канцлера М. И. Воронцова. Для своего времени Екатерина Романовна получила хорошее образование. С детства она любила книги, много читала. Среди интересовавших ее изданий - не только сочинения немногочисленных русских авторов, но и произведения французских просветителей - Вольтера, Монтескье, Бейля и Буало. В своих воспоминаниях Дашкова писала: «Никогда драгоценное ожерелье не доставляло мне большее наслаждение, чем книга».
В книге она находит массу ответов на мучившие ее вопросы - почему несовершенны современные формы правления, испорчены нравы, господствуют предрассудки, и главное - о причинах жалкого положения отечественной науки. Библиотека пятнадцатилетней девушки насчитывала 900 томов.
Екатерина пользовалась также книгами из библиотек столичных вельмож и высших государственных чиновников. Уже с юных лет Дашкова общалась с видными деятелями России, иностранными дипломатами, которые посещали дом М. И. Воронцова. Она не упускала случая узнать мнение гостя о законах, состоянии внешней и внутренней политики России.
В конце 1769 г. Дашкова решила отправиться за границу, чтобы удовлетворить свою «безжалостную наблюдательность». В общей сложности ее путешествия длились восемь лет - с 1769 по 1771 гг. и с 1776 по 1782 гг. Дашкова побывала в Англии, Германии, Франции. Везде ее интересовали люди, политика, искусство и литература. Она встречается с государственными деятелями, учеными, философами - просветителями, знакомится с работой ткацких фабрик Лиона, слушает ораторов в парламенте Шотландии, изучает подготовку офицерских кадров в английских военных училищах и знакомится с условиями в Ливорнской инфекционной больнице. Дашкова много читает, пользуясь публичными и монастырскими библиотеками, приобретает коллекции минералов и других «натуралий», гербарии. Все это ею же систематизируется и описывается.
В беседах с Дидро и Вольтером Дашкова показывает самостоятельность суждений, она не всегда согласна с выводами великих просветителей. Интересны ее суждения по поводу положения крестьянства: «XVIII век являет собой мрачную картину чудовищного бесправия, нищеты, произвола, забитости, безудержной эксплуатации, когда особенно трудно живется помещичьим крестьянам». За границей Дашкова не только пытливый, внимательный собеседник, здесь в достаточной мере проявились все черты ее характера. Однажды, находясь проездом в Данциге, она остановилась в гостинице «Россия». В ее зале висели картины с эпизодами недавней Семилетней войны. То, что было изображено на полотнах, возмутило Дашкову - раненые русские солдаты молят о пощаде «победителей» - пруссаков. И это - после победоносного вступления фельдмаршала Румянцева в Берлин!
Екатерина Романовна подговорила сопровождающего ее секретаря русской миссии купить масляные краски и кисти. После ужина, когда все отправились спать, она перекрашивает на картине все мундиры. Теперь пруссаки молили о снисхождении русских. Это уже соответствовало истине! На следующее утро Дашкова покинула столицу.
Первая поездка за границу близилась к завершению. Путешественницу тянет в Россию. Вернувшись домой, она живет в столице, но недолго. До Екатерины II дошли слухи, что при дворе готовился новый заговор с целью сместить ее, императрицу, и посадить на престол ее сына - Павла. В центре заговора стоял воспитатель великого князя - Панин Н. И., автор проекта конституционной монархии, которую, однако, императрица не спешила принимать. В числе заговорщиков замелькала и фамилия Дашковой, которая вновь должна была покинуть двор и перебраться в Москву. Впрочем, Екатерина Дашкова и так была всецело поглощена хозяйством, воспитанием детей (у нее был сын и дочь), много писала и переводила. А также участвовала в основании научного общества при Московском университете — Вольного российского собрания: готовила публикации для его печатного органа - «Опыты трудов Вольного российского собрания». В статьях Дашкова поднимала вопросы современного образования в стране. Эта проблема была главной в ее жизни, она диктовалась потребностью образования своих детей. Ее брат — известный дипломат С. Р. Воронцов советует обратить внимание на Эдинбург. Что ж, выбор сделан. В 1775 г. Екатерина Дашкова вновь обращается в Петербург с просьбой разрешить ей уехать за границу для завершения образования сына.
Разрешение получено. Вновь дороги Европы. В Эдинбурге сын Дашковой обучается в знаменитом университете, а мать общается со знаменитыми людьми. Среди них - известные историки У. Робертсон и А. Фергюсон, экономист А. Смит, физик Дж. Блэк. В университетах царила чистая нравственная атмосфера, так непохожая на жизнь русского двора. Дашкова посещала научные собрания, библиотеки, участвовала в диспутах, даже писала музыку.
Весной 1779 г. Екатерина Дашкова, когда сын Павел завершил свой университетский курс, вместе с ним вернулась в Европу. На этот раз маршрут был такой: Голландия, Бельгия, Франция, Италия, Швейцария. Посещали музеи, университеты. Встречались с маститыми учеными, художниками, писателями. В Риме Екатерину Романовну принял сам глава католической церкви - они обсуждали создаваемый Ватиканский музей.
Обо всем увиденном в Европе Дашкова сообщала в письмах императрице. В начале января 1782 г. Екатерина Романовна получила из Петербурга долгожданный ответ. Екатерина II сообщала Екатерине Дашковой «о своем неизменном уважении» и приглашала вернуться в Россию. И путешественница устремилась домой. Первые месяцы на родине для нее - полоса удач. Сын получил выгодное назначение. Дашкова снова в фаворе. Почти каждый день она видит императрицу.
Директор Академии наук. В начале 1783 г. вышел указ о назначении Екатерины Романовны директором императорской Академии наук в Санкт-Петербурге.
Для самой Дашковой решение возглавить этот научный центр далось нелегко. Новому директору пришлось многое менять в оставленном ей совершенно расстроенном хозяйстве. Но делала это Дашкова так же ревностно, как приводила в порядок свои собственные дела. Одно из самых важных начинаний нового директора - учреждение общедоступных публичных лекций по основным направлениям знаний: «... Чтение лекций на российском языке (подчеркнуто Е. Р. Дашковой) не только для студентов и гимназистов, но и для всех посторонних слушателей...»
Немало сделала Дашкова и для увеличения фондов академической библиотеки, нередко принося в дар свои книги, среди которых были и раритеты. Ее коллекция минералов, а также образцы флоры и фауны, собранные в Старом и Новом свете, приобретенные или собранные ею во время путешествий, были также преподнесены академии. Академия издает первое издание сочинений Ломоносова, публикует знаменитое «Описание Земли Камчатки» профессора естественной истории С. П. Крашенинникова и другие исследовательские работы.
Новый директор предпринимает издание журнала «Собеседник любителей российского слова», с которым сотрудничали Державин, Фонвизин, Княжнин и др. Дашкова понимала, что творческий рост русских писателей немыслим без критических статей. Поэтому в первом номере журнала она поместила заметку с просьбой присылать в журнал критические статьи на публикуемые произведения. Чтобы придать большую значимость журналу, Екатерина Романовна привлекла к участию в нем Екатерину II. Императрица печатала свои «Были и небылицы» — шуточные заметки о нравах русского общества. В «Собеседнике» была широко представлена и русская поэзия. В журнале впервые увидели свет и некоторые сочинения Е. Р. Дашковой. Ее перу принадлежат статьи: «Сокращение катехизиса честного человека», «Об истинном благополучии», «Вечеринка», «Картина моей родни». Все они носили характер воспитательный, пытались пробудить любовь к родине и другие нравственные качества.
В 1786 г. при Академии наук стал выходить новый журнал, получивший название «Российский театр, или Полное собрание всех российских театральных сочинений», тоже возникший по инициативе Дашковой. Это был своего рода сборник драматических произведений, где наряду с известными драматургами Княжниным, Сумароковым публиковалась и Дашкова.
Годы управления Академией наук Е. Р. Дашковой - время расцвета деятельности этого научного центра. Если Петербургская академия наук была принята Екатериной Романовной «по наследству», то Российская Академия - это ее детище. Еще во Франции Дашкова познакомилась с членами Французской академии - историками, философами, писателями, а также увидела их главное достояние - Словарь Французской академии, то есть словарь французского языка. Стало ясно, что необходимо создать словарь русского языка, гак как в России «... не было ни установленных правил, ни словарей, вследствие чего приходилось употреблять иностранные термины и слова, между тем как соответствующие им русские слова были гораздо сильнее и ярче». Это и побудило Дашкову просить императрицу создать академию, подобно Французской.
24 октября 1783 г. газета «Санкт-Петербургские ведомости» известила читателей о важном событии в культурной жизни столицы - открытии Российской Академии. На учредительном заседании Дашкова изложила программу, которая предусматривала разработку словаря и грамматики русского языка. Уже на первом заседании был образован специальный отдел («отряд»), который и возглавил все работы. Екатерина Романовна принимала в этой работе активное участие, сама собрала более 700 слов на буквы «Ц», «Ш», «Щ», вносила толкование к словам, подбирала примеры из литературных произведений для иллюстрации значения слов.
Работы над словарем длились целых 11 лет. Словарь, начавший выходить в 1789 г., был завершен в 1794 г.
Последние годы управления Российской Академией были вновь отравлены для Дашковой столкновениями с Екатериной II и ее окружением. Положение статс-дамы обязывало княгиню присутствовать при дворе. Имея независимый характер, собственный взгляд на людей и происходящие события, Дашкова открыто высказывала свои суждения. Это не могло нравиться дворцовой камарилье. Нужно было наказать строптивую княгиню. И случай не заставил себя долго ждать.
В августовском номере сборника «Российский театр» за 1793 г. была помещена трагедия Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский». Факт появления в печати произведения, проникнутого освободительными идеями, характеризуют Дашкову как смелого человека. За такое свободолюбивое произведение автору грозила тюрьма, но автора к этому времени уже не было в живых, и весь гнев императрица обрушила на издательницу «Российского театра». К слову надо сказать, это было не первое «опасное» произведение, напечатанное в академической типографии. Несколько лет назад Екатерина Романовна напечатала произведение Радищева. После всего случившегося нужно было подавать в отставку. И Дашкова, сославшись на плохое здоровье, покидает столицу. С 1794 г. она живет в Москве и в подмосковном имении Троицкое. Формально Екатерина Романовна еще числилась руководителем Российской Академии до 1796 г.
Последние годы жизни. После смерти Екатерины II новый император Павел I увольняет Дашкову со всех занимаемых должностей.
Ранней весной 1801 г. из Петербурга пришли известия об убийстве Павла и воцарении Александра I. А уже в мае 1801 г. общее собрание Российской Академии постановляет просить Екатерину Романовну вновь возглавить свое «детище». Но Дашкова просьбу отклонила. Последние годы жизни она провела в своем подмосковном имении, продолжая заниматься литературной деятельностью, сотрудничая в журнале «Друг просвещения». Вдали от столицы она занималась хозяйственными делами, приводила в порядок свои воспоминания, письма. Одно из последних «просветительских» деяний княгини - дар Московскому университету «естественного кабинета» - различных коллекций по флоре, фауне, минералогии, гравюр.
Умерла Е. Р. Дашкова 4 января 1810 года.
- Кем же она была?
Писателем. Она писала пьесы, стихи, статьи, мемуары - «Записки», переводила. Герцен, почитатель и биограф Дашковой, называл ее «Записки» документом чрезвычайно важным для изучения XVIII столетия.
Знатоком искусств. Ее суждения об архитектурных памятниках и произведениях поражают точностью и глубиной.
Педагогом. Она знакома была со многими выдающимися достижениями педагогической науки, придерживалась прогрессивных взглядов в вопросах воспитания, исповедуемых философами- просветителями, и детально разрабатывала примерную систему образования передовой молодежи.
Филологом. По ее инициативе издан первый толковый словарь русского языка. Она участвовала в его составлении и брала на себя объяснение понятий, имеющих отношение к нравственности, политике и управлению государством.
Редактором. Под ее руководством выходил журнал «Собеседник любителей российского слова», к участию в котором она привлекла многих талантливых литераторов.
Натуралистом. Во время путешествий она составляла гербарий и коллекцию минералов. Она изучала садоводство и сажала сады.
Музыкантом. Она увлекалась народными песнями, сама прекрасно пела, пробовала - и успешно - свои силы в композиции.
Хирургом. С ланцетом в руках она спасла человека от гибели.
Дашкова в оценках современников. Вот как характеризовали эту умную и деятельную женщину ее зарубежные современники.
Дидро: «Княгиня любит искусство, знает потребности своего отечества. Она коротко знакома с настоящим его управлением, откровенно говорит о хороших качествах и недостатках чиновников и метко судит о выгодах или невыгодах новых учреждений. Она обладает проницательностью, хладнокровием, здравым умом».
Французский посланник граф Сегюр: «Дашкова по случайной прихотливой ошибке природы родилась женщиной».
Английский посланник Джордж Макартней: «Эта женщина обладает редкой силой ума, смелостью, превосходящей храбрость любого мужчины, энергией, способной предпринимать задачи самые невозможные».
Е. Вильмонт: «Мне кажется, что она была бы всего более на месте у кормила правления или главнокомандующим армией, или главным администратором империи. Она положительно рождена для дел в крупных размерах».
Кэтрин Уильмонт: «Я не только не видывала никогда такого существа, но и не слыхивала о таком. Она учит каменщиков класть стены, помогает делать дорожки, ходит кормить коров, сочиняет музыку, пишет статьи для печати, знает до конца церковный чин и поправляет священника, если он не так молится, знает до конца театр и поправляет своих домашних актеров, когда они сбиваются с роли; она доктор, аптекарь, фельдшер, кузнец, плотник, судья, законник...».
Рекомендуем посмотреть:
День студента. Татьянин день. История
Сценарий вечеринки для молодежи с конкурсами
Татьянин день. Поздравления для Татьяны
Нет комментариев. Ваш будет первым!