Классный час «Песни военных лет», 7 класс

Конспект классного часа ко Дню Победы на тему «Рассказы о песнях военных лет»

Цели:

- познакомить учащихся с историей создания известных песен о войне;

- воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.

Оформление: на сцене плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», даты 1941-1945 гг., цветы в вазах.

Ход классного часа

Ведущая. Сегодня на нашу встречу мы пригласили ветеранов Великой Отечественной войны. (Представляет их.)

- Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника - праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Сегодня мы расскажем вам о некоторых военных песнях, об их судьбах. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Воевал весь наш народ, воевала и песня. В этих песнях люди черпали душевные силы. Кто сказал, что надо бросить Песню на войне?

После боя сердце просит Музыки вдвойне.

(«После боя», муз. А. Я. Ленина, сл. В. И. Лебедева-Кумача.)

- Ребята, кто из вас знает песни, которые были написаны на войне, или о войне? (Ответы учеников.)

- Откуда ты знаешь эту песню? (Ответы учеников.)

- Мы расскажем вам истории некоторых песен военных лет.

1-й ученик. Песня «Священная война».

Эти стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача на второй день после объявления войны прочитал по радио актер Малого театра. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель ансамбля песни и пляски Красной Армии композитор А. В. Александров.

Впервые песня «Священная война» исполнялась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Ее увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.

Включается грамзапись.

2-й ученик. Песня «Эх, дороги».

Песня написана в ноябре 1945 года к празднику 7 Ноября. Нужна была песня о том, что свершил наш народ за долгие, тяжелые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Ошанин и композитор Анатолий Григорьевич Новиков, сами не раз побывали на фронте и до этого написали уже немало песен на военную тему. Замысел этой песни родился, когда они, застигнутые бомбежкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх». Для авторов песня «Эх, дороги» была самой любимой. И слова, и музыка доходили до сердца каждого слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о пройденных дорогах войны.

Включается грамзапись.

3-й ученик. Песня «В землянке».

Однажды известный поэт А. Сурков написал стихотворение о землянке, которому суждено было стать первой лирической песней в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Л. Утесов, JI. Русланова - знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Все слушают песню «В землянке», а те, кто знает слова, подпевают.

Ведущая. Поэт Александр Трифонович Твардовский написал поэму «Василий Теркин», это произведение о войне. Отрывок из поэмы, в котором говорится о том, как нужны были песни на фронте, прочитает...

Чтец.

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых

Шел народ, как на огонь.

И кому какое дело,

Кто играет, чья гармонь.

Только двое тех танкистов,

Тот водитель и стрелок,

Все глядят на гармониста –

Словно что-то невдомек.

Что-то чудится ребятам,

В снежной крутится пыли.

Будто виделись когда-то,

Словно где-то подвезли...

И, сменивши пальцы быстро,

Он, как будто на заказ,

Здесь завел о трех танкистах,

Трех товарищах рассказ.

Не про них ли слово в слово,

Не о том ли песня вся?

И потупились сурово

В шлемах кожаных друзья.

А боец зовет куда-то,

Далеко, легко ведет.

- Ах, какой вы все, ребята,

Молодой еще народ.

4-й ученик. Песня «Растет в Волгограде березка».

Сегодня нельзя не вспомнить еще об одной песне, которая родилась в городе на Волге. Много написано песен о Волгограде (Сталинграде), о его необыкновенных людях, которые преградили путь немецко-фашистским захватчикам, но об этой песне хочется рассказать подробнее.

Родилась песня «Растет в Волгограде березка» после войны. Толчком к написанию стихотворения было выступление по телевидению инженера тракторного завода. Эта женщина была секретарем райкома комсомола в годы войны. Все двести дней Сталинградской битвы она провела в родном городе: ходила в разведку, выносила и под огнем врага переправляла за Волгу раненых солдат и детей. Выступив по телевидению, она предложила, чтобы каждый, у кого в годы войны погибли родные, близкие, посадил у Мамаева кургана по дереву. И в несколько дней на месте былых боев вырос парк. На каждом деревце была прикреплена табличка с надписью: кто посадил и в память о ком. Наша землячка Маргарита Агашина три дня ходила по этому парку, а люди все шли, приносили и сажали деревца. Особенно ей запомнилась березка, на которой была прикреплена табличка с надписью: «Памяти моих четырех братьев»; березку посадил рабочий завода «Красный Октябрь». Под впечатлением от увиденного Агашина написала стихи, которые показала композитору А. Пономаренко. Так родилась песня «Растет в Волгограде березка», которую исполнила Людмила Зыкина - одна из лучших певиц нашей страны.

Включается грамзапись.

5-й ученик. Песня «Катюша».

Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из самых популярных - песню «Катюша», авторов Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Эту песню знают и дедушки, и бабушки, и их внуки. Я уверен, что ее знаете и вы.

- Ребята, а как вы думаете, о чем эта песня? (Ответы учеников.)

Можно сделать вывод, что эта песня действительно о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность. В Польше она известна как «Катерина», в Италии - «Дует ветер». В 1985 году в Москве проходил XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В честь «Катюши» было решено создать сувенир. Гостей нашей столицы, прибывших на фестиваль, встречала приветливая девочка с ласковым, знакомым всем именем Катюша. Как и олимпийский медвежонок, она стала известна всему миру, и всюду звучала в честь нее замечательная песня. Я предлагаю исполнить песню «Катюша» всем вместе в сопровождении фортепиано.

Ведущая. Сейчас я хочу обратиться к нашим гостям и спросить их о том, есть ли такая песня, которая была бы связана с какими-то воспоминаниями или наиболее любима ими. (Рассказы ветеранов.) Предлагаю исполнить эту песню всем вместе.

6-й ученик. Песня «День Победы».

Много лет прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни - свидетели тех героических лет («Священная война», «Эх, дороги», «Враги сожгли родную хату», «Севастопольский вальс», «Где же вы, друзья-однополчане?», «Березы», «Хотят ли русские войны?», «Журавли», «Алеша», «Бери шинель, пошли домой», «Смуглянка»). В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков.

А сейчас я прошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны.

- Всем известно, что фронтовики - народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:

Этот День Победы порохом пропах,

Это праздник с сединою на висках,

Это радость со слезами на глазах... -

никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.

Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Как она называется?

- Да. Это песня, авторов Давида Тухманова и В. Харитонова «День Победы». Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы. Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей

фронтовой. Это самая высокая оценка работы авторов песни «День Победы».

Включается грамзапись.

Ведущая. Хотелось бы еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из них достойна особого внимания. О них мы поговорим в следующий раз. В память об этой встрече дарим ветеранам цветы.

В подготовке сценариев использованы произведения В. Смирнова «Будни волжской победы», «Книга памяти», А. Луковникова «Друзья- однополчане», А. Т. Твардовского «Василий Теркин», А. Пахмутовой «Песни о войне».

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий утренника на День Победы – 9 мая в 3-4 классах

Игровая программа ко Дню Сталинградской битвы для школьников

Концерт ко Дню Победы в школе. Сценарий

Викторины на 9 мая День Победы для школьников с ответами

Сценарий 9 мая в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!