Классный час «Песни военных лет», 10 класс
Классный час к 9 мая – День Победы для старшеклассников
Методическая разработка классного часа для старших классов ко Дню Победы. Тема «Песни о войне»
Форма проведения: музыкальная игра-соревнование.
Цели:
• воспитание у учащихся чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.;
• знакомство с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата.
Подготовка
• Подбор записей песен «Солнечный круг» и «Темная ночь» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова); несколько экземпляров текста песни «День Победы».
Содержание классного часа
Учитель: Ребята, сегодняшний наш классный час посвящается приближающемуся майскому празднику — Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
Четыре года боев, разрухи, голода и горя от потерь близких пережил наш великий народ, выстоял и победил в смертельной схватке с фашизмом.
Этот День Победы порохом пропах.
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах —
День Победы.
9 Мая фронтовики наденут ордена, и весь день в эфире будут звучать любимые песни военных лет, которые помогли нашему народу пережить все ужасы этой кровавой бойни и освободить мир от коричневой чумы.
Кто сказал, что надо бросить песню на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
Нынче у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что же твой голос не слышен,
Друг мой в походах, баян? —
пели ваши прадедушки в краткие часы затишья между боями. Песня помогала идти в бой и переживать разлуку с близкими, согревала сердца и вселяла веру в скорую победу.
Рожденные в окопах и землянках, прошедшие фронтовыми дорогами и опаленные огнем сражений, эти песни могут составить своеобразную летопись Великой Отечественной войны. Мелодичные и лирические, они покоряют сердца, учат стойкости, мужеству и верности.
Игра-соревнование «Песни о войне»
Учитель: Ребята, я предлагаю вам принять участие в песенной игре-соревновании. Разбейтесь на две команды, сядьте в круг и придумайте названия своим командам. Постарайтесь выбрать такие названия, которые бы ассоциировались у нас с периодом Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.
Класс делится на две команды, которые выбирают себе названия, например: «Катюша» и «Партизаны». Учитель записывает названия команд на доске и составляет табличку, в которую в дальнейшем будут заноситься результаты 4 музыкальных боев.
Названия музыкальных боев |
Катюша |
Партизаны |
1. Любимые мелодии 2. Эпитеты к песне 3. Песни В. Высоцкого о войне 4. Споемте, друзья |
|
|
Итоги игры-соревнования |
|
|
Ход игры-соревнования
Судить игру команд буду я и наш уважаемый аккомпаниатор — учитель музыки Юрий Николаевич.
Любимые мелодии
Итак, команды готовы к первому музыкальному бою, который называется «Любимые мелодии». Сейчас Юрий Николаевич наиграет вам 8 мелодий песен военных лет. Вам нужно узнать песню и начать напевать ее слова. Та команда, которая первой угадает песню, заработает 1 балл.
Звучат мелодии песен:
1. «Священная война». Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.
2. «Три танкиста». Музыка братьев Покрасс, стихи Б. Ласкина.
3. «Гренада». Музыка В. Берковского, стихи М. Светлова.
4. «Синий платочек». Музыка Е. Петербургского, стихи М. Максимова.
5. «Смуглянка». Музыка А. Новикова, стихи Я. Шведова.
6. «Землянка». Музыка К. Листова, стихи А. Суркова.
7. «Катюша». Музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского.
8. «Едут по Берлину казаки». Музыка братьев Покрасс, стихи Ц. Солодаря.
Жюри подводит итоги первого музыкального боя, и учитель записывает в табличку счет игры.
Эпитеты к песне
Учитель: Поздравляем победителей первого музыкального боя и переходим ко второму бою. Вы, наверное, обратили внимание на оптимистический и жизнеутверждающий характер большинства песен военных лет. А как вы думаете, песня «Землянка» оптимистическая или пессимистическая? Учащиеся обсуждают этот вопрос, вспоминают стихи Алексея Суркова и дают ответ, что песня оптимистическая.
Учитель: А вот строгая цензурная комиссия военных лет не сочла эту песню жизнеутверждающей и даже потребовала от автора стихов Алексея Суркова заменить слова «А до смерти четыре шага» на другие, менее пессимистичные. И напрасно. Ведь сила человеческого духа проявляется не в пренебрежении очевидной опасностью, а в способности оставаться человеком несмотря на эту опасность.
Вы сейчас прослушаете песню «Темная ночь» (музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова) и напишете на листочке все те эпитеты, которые придут вам в голову при прослушивании этой песни. За каждый подходящий эпитет жюри присудит команде по 1 баллу.
Звучит песня «Темная ночь». Команды сдают свои ответы жюри. Учитель объявляет счет второго музыкального боя и записывает его на доске.
Песни Владимира Высоцкого о войне
Учитель: Мы поздравляем победителей второго музыкального боя и продолжаем нашу игру.
Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года. Тридцать миллионов жизней положила Родина на алтарь победы над фашизмом. Бок о бок сражались с захватчиками все народы Советского Союза: и русские, и татары, и грузины, и казахи, и армяне, и украинцы, и белорусы, и узбеки, и азербайджанцы, и киргизы... Все народы Советского Союза внесли свой достойный вклад в Великую Победу.
И нам, потомкам этих героев, никогда не забыть их ратного подвига. «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен» — эти слова написаны на мемориале «Памятника неизвестному солдату» в Москве. Каждая советская семья потеряла родных и близких в этой страшной войне. Поэтому, наверное, так близки сердцам поэтов, композиторов и бардов послевоенных лет события 1941—1945 годов.
Сейчас вам предлагается вспомнить, какие песни о войне написал наш известный бард Владимир Семенович Высоцкий. Напишите названия или строки из этих песен на листочке и сдайте их жюри. За каждую верно названную песню жюри присудит вам 1 балл.
Команды вспоминают песни о войне В. Высоцкого, записывают их названия или строчки из песен и сдают листочки учителю. Жюри подводит итоги третьего музыкального боя, и учитель записывает его результаты на доске.
«Споемте, друзья...»
Учитель: Мы поздравляем победителей третьего музыкального боя и переходим к четвертому — заключительному, который называется «Споемте, друзья...». Сейчас обе команды получат листочки со стихами песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова, стихи В. Харитонова), наш уважаемый Юрий Николаевич сыграет мелодию этой прекрасной песни, а команды отрепетируют исполнение отдельных куплетов. Первый куплет будет исполнять команда «Катюша», второй — «Партизаны» и т.д. Через 3 минуты вам предстоит исполнить всю песню, а жюри по 5-балльной системе оценит музыкальность, задушевность и артистичность вашего исполнения.
Команды репетируют, а затем исполняют песню «День Победы». Жюри объявляет счет этого музыкального боя. Учитель записывает счет в таблицу и подводит итоги игры.
Подведение итогов игры
Учитель: Мы поздравляем победителей игры-соревнования «Песни о войне» и вручаем команде-победительнице диск Булата Окуджавы, на котором записаны его песни к кинофильму «Белорусский вокзал».
Родина и свобода — это священные для каждого человека слова, а защита Отечества — почетный долг каждого гражданина. Девиз русских воинов со времен Александра Невского один: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Наши деды и прадеды с честью выполнили свой долг перед Родиной и завещали нам хранить и оберегать ее.
Заключение
Учитель: Последнее и главное сражение, которое обязательно должно выиграть все прогрессивное человечество, — это сражение с самой войной. Люди должны научиться жить в мире и решать все конфликты только путем переговоров. Иначе наступит третья мировая война — ядерная. В этой войне не будет ни победителей, ни побежденных, так как громадное количество накопленного разными странами ядерного оружия не только уничтожит все живое на Земле, но и разрушит нашу прекрасную планету.
Именно поэтому мы должны бороться за мир во всем мире. Мы должны победить и не допустить уничтожения человеческой цивилизации.
Звучит песня «Солнечный круг».
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие на тему: День Победы, 5 класс
Игровая программа ко Дню Сталинградской битвы для школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!