Игры на внимательность и логику для взрослых
Игры на запоминание, внимательность и сообразительность для вечеринок для весёлой взрослой компании
Однажды я увидел Змея
и сам себе задал вопрос:
где у него кончается шея
и начинается хвост?
Рулеткой я измерил Змея.
Ответ был абсолютно прост:
где у него кончается шея,
там начинается хвост.
Генрих Сапгир «Змей»
Даже в праздник полезно заставить свою голову поработать — но не над теми вещами, которыми она занята в обычные дни, а над особыми, праздничными. Например, дать ей поразмышлять в играх — они настолько разнообразны, почти как и вся наша жизнь, что голове не придется скучать. Казалось бы, размышления и раздумья не для вечеринки — но попробуйте уделить каким-то из этих игр часть праздника, и вы увидите, какое удовольствие они могут доставить вам. Почувствовать себя сообразительным, умным и проницательным — это приятно и в праздник.
Проверка памяти
Цепочка ассоциаций
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Первый игрок произносит слово (имя существительное, нарицательное, в единственном числе, в именительном падеже). Второй играющий повторяет слово и добавляет свое. Третьему достанется повторение двух первых слов, и он также произносит свое. Игра движется по кругу, игроки мысленно соединяют слова ассоциативными связями, чтобы запомнить цепочку. Например, запоминание ряда «труба — лестница — игра — документ — носорог...» может происходить таким образом: «К печной трубе вела лестница, на ней играли воробьи, вдруг из трубы вылетел сгоревший документ, на нем когда-то был нарисован носорог...»
Ошибившийся выбывает из игры. Игра продолжается до выяснения победителя. Интересно потом сравнить ассоциативные цепочки — кто что придумывал, чтобы запомнить.
Можно играть и немного по-другому. Первый игрок произносит слово, второй вслух придумывает, каким образом эти слова связаны друг с другом, и добавляет третье слово. Третий играющий связывает ассоциативной связью второе и третье слово и добавляет четвертое слово. И т.д. В любой момент ведущий останавливает игру и просит того игрока, на котором произошла остановка, воспроизвести всю цепочку слов. Если тот не справляется, он выбывает из игры, а игра продолжается дальше.
Игра художников
Число участников: 4—15 человек.
Что нужно для игры: бумага, ручки.
Приготовления: отсутствуют.
В этой игре умения рисовать совсем не требуется — рисунки будут нужны игрокам для запоминания слов.
Каждый участник игры расчерчивает свой лист бумаги на двадцать клеток, а в это время водящий записывает на своем листке двадцать слов. Водящий будет теперь зачитывать список, после каждого слова произнося: «Раз, два, три!», а все остальные станут рисовать в клетках картинки, которые могли бы помочь им запомнить названные слова. Когда водящий закончит чтение списка, играющие подписывают возле рисунков слова, что им удалось запомнить. Выигрывает тот, кому удастся восстановить большее количество слов.
По мере усвоения игры водящий предлагает игрокам все более трудные для воспроизведения слова, как, например: «молчание», «лесть», «синьор», «обещание»...
Рассказ о картине
Число участников: 5—8 человек, не считая водящего и зрителей.
Что нужно для игры: книжка с картинками.
Приготовления: отсутствуют.
Все игроки, кроме одного, выходят из комнаты, а оставшемуся водящий показывает картинку в книжке, а книжку затем убирает. Теперь приглашают из-за двери второго играющего, и первый рассказывает ему, что видел, стараясь припоминать малейшие подробности. Второй игрок затем описывает картину третьему, третий — четвертому и т.д. В конце концов последний всем рассказывает свой вариант.
Вот теперь водящий достает картину, и все сравнивают свои представления с реальностью.
Штирлиц
Число участников: 4—6 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Игроки застывают в каких-нибудь позах, а водящий старается запомнить, кто как стоит и кто во что одет. Когда водящий выходит за дверь, игроки делают пять изменений в своих позах или одежде (не каждый пять, а на всех должно быть пять изменений). Водящий заходит и угадывает, что изменилось. Если он найдет все пять изменений, игроки выполняют какое-нибудь его желание.
Не зевай!
Вопросы-ответы с мячом
Число участников: 10—20 человек.
Что нужно для игры: мяч.
Приготовления: отсутствуют.
Игроки стоят в довольно просторном кругу. Один из них бросает кому-нибудь мяч и задает при этом какой-нибудь вопрос. Тот, кто мяч ловит, отвечает на вопрос. Если ответа не было или игрок не поймал мяч, то он выходит из игры. Если же играющий ответил, он бросает мяч третьему игроку, также задавая какой-нибудь вопрос. Замешкавшиеся выходят из игры. В конце концов в кругу остаются самые быстрые и находчивые.
Пять крокодилов
Число участников: 10—20 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Все участники игры становятся или садятся в круг и рассчитываются по порядку, каждый запоминает свой номер. Ведущий произносит: «Из лесу вышли пять крокодилов...» Игрок с номером «пять» возмущается: «Почему это пять?» «А сколько?» — спрашивает ведущий. «Десять!» — говорит, к примеру, игрок номер пять. «А почему десять?» — с возмущением произносит десятый играющий. «А сколько?» «Три!» И т.д. Ошибившийся выбывает из круга.
Конфеты
Число участников: 8—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Все располагаются в кругу, и каждому присваивается номер. Ведущий начинает с вопроса: «Кто съел конфеты из банки с конфетами?», задавая его любому участнику. Тот называет какой-нибудь номер, говоря, например: «Четвертый!» Игрок с номером «четыре» отнекивается: «Кто?! Я?! Не я!!!» «Тогда кто взял конфеты из банки с конфетами?» Четвертый называет какой-нибудь номер, и игра продолжается, причем те, кто допустил ошибку, выбывают.
Дубинушка
Число участников: 8—15 человек.
Что нужно для игры: газета.
Приготовления: отсутствуют.
Все садятся в круг, водящий — посередине со свернутой газетой в руках. Каждый, в том числе и водящий, выбирает себе название какого-нибудь животного. Водящий называет какое-нибудь животное, к примеру: «Медведь!» Медведь должен быстро откликнуться, назвав себя и другого. Например: «Медведь-еж!» Теперь очередь ежа. «Еж-заяц!» — например, произносит он. Если кто-то замешкался, водящий легонько стукает его газетой по лбу и меняется с ним местами.
Для игры можно брать названия птиц, городов, фруктов и т.п.
Птичка
Число участников: 8—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Игроки сидят в кругу. Каждый выбирает себе название дерева. Ведущий произносит: «Прилетела птичка и села на дуб». Тот, кто назвался дубом, должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Теперь продолжает назвавшийся елкой и направляет птичку на другое дерево. Тот, кто ошибется, платит фант.
Один-один
Число участников: 5—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Участники игры стоят в кругу, каждому присваивается порядковый номер: «один», «два», «три» и т.д. Игрок с номером «один» начинает игру. Он трясет перед собой сжатыми кулаками и произносит: «Один-один». Затем хлопает два раза в ладоши, трясет кулаками еще раз и говорит, к примеру: «Один-три». Игрок с названным номером («три») должен откликнуться и проделать те же действия, т.е. потрясти кулаками, сказав при этом: «Три-три», хлопнуть два раза в ладоши, еще раз потрясти кулаками со словами, например: «Три-пять». Теперь откликается игрок с номером «пять» и т.д. Тот, кто ошибется или поздно среагирует, становится после игрока с последним номером, получает последний номер, а номера игроков, стоявших до этого после него, уменьшаются на единицу.
Важное замечание: номера игрокам присваиваются в самом начале игры и в продолжение игры больше не озвучиваются. Каждый должен сам следить за происходящими изменениями.
Стефан
Число участников: 5—10 человек.
Что нужно для игры: безвредная краска.
Приготовления: отсутствуют.
Все получают имя «Стефан» и садятся в круг. Первый игрок обращается ко второму: «Привет, Стефан». Тот должен ответить: «Да, Стефан». Первый игрок говорит теперь: «Поприветствуй Стефана от меня». Второй игрок обращается теперь к третьему: «Привет, Стефан». И диалог повторяется, приветствия движутся по кругу. Тому, кто ошибется в имени, в словах или в последовательности фраз, рисуют на лбу одну точку. Теперь, обращаясь к этому игроку, нужно говорить не «Стефан», а «Одно пятно» (ошибившийся три раза зовется «Три пятна», пять раз — «Пять пятен» и т.д.). Если другой игрок, называя его, ошибется, то этот игрок сам получает пятнышко. Таким образом, ток, кто ошибся, ошибившийся становится опасным соседом и провоцирует своих соседей на ошибки.
Бывает – не бывает
Число участников: 5—20 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Выбирают два слова, например, вертолет и морковка. Ведущий очень быстро соединяет эти слова разными предлогами, а все участники игры так же быстро должны говорить: «бывает» или «не бывает». Ошибившийся выбывает из игры или платит фант
Возможные фразы: вертолет в морковке, морковка в вертолете, вертолет на морковке, морковка на вертолете, вертолет под морковкой, морковка под вертолетом, вертолет у морковки, морковка у вертолета и т.п.
Барыня
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий произносит такие слова:
Барыня прислала сто рублей.
Что хотите, то берите,
«Да» и «нет» не говорите,
Черное и белое не покупайте.
Вы поедете на бал?
Игрок, к которому обратился водящий, отвечает: «Поеду».
А водящий в быстром темпе задает то одному, то другому игроку вопросы, стараясь вынудить у игроков слова «да», «нет», «черное» или «белое».
Например, водящий спрашивает: «Вы на рынок пойдете за покупками?» «На рынок», — отвечает участник игры. «Далеко туда добираться?» «Не очень». «Костюм себе купите?» «И костюм, и ботинки». «А шапку, наверное, не возьмете». «Нет, возьму», — отвечает игрок и платит фант (или выходит из игры).
За себя не отвечаю
Число участников: 10—20 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Участники игры садятся в круг, в центре — водящий. Обращаясь то к одному, то к другому участнику игры, водящий задает им несложные вопросы или дает небольшие задания. Суть игры в том, что отвечать на вопросы и выполнять заданные действия должен не спрошенный человек, а тот, кто сидит справа от него. Ошибившийся выходит из игры.
Невпопад
Число участников: 6—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Участники игры садятся в круг. В быстром темпе ведущий задает то одному, то другому игроку вопросы, на которые нужно быстро отвечать, при этом говорить нужно что угодно, но только не ответ на этот вопрос. Например, ведущий спрашивает: «Вы сегодня завтракали?», а игрок отвечает: «Тригонометрия меня не интересует». Ведущий задает вопрос: «Вам нравится смотреть на закат?», а игрок отвечает: «Направо, потом налево». После каждого вопроса ведущий считает до трех. Если участник игры не успеет ничего сказать за это время или, ошибившись, ответит на вопрос ведущего, он платит фант.
Ведущий старается запутать игроков, задает одному и тому же человеку сразу несколько вопросов (но не больше трех), чтобы он сбился. После фанты выкупают — игроки выполняют задания ведущего.
Трудный счет
Число участников: 20—30 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Участники игры образуют два круга — внутренний и внешний. Под музыку игроки в кругах движутся (в одном круге по часовой стрелке, в другом — против часовой). Ведущий в такт музыке спрашивает: «Пятью пять?» Все участники игры должны хором ответить: «Двадцать пять!» Ведущий спрашивает под музыку: «Пятью восемь?» По инерции кто-то может ошибиться и сказать: «Сорок восемь!» Этот игрок платит фант. Ведущий задает новые задачки: «Шестью шесть? Семью восемь?», запутывая игроков и вынуждая их сбиться.
Жжж
Число участников: 3—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Эта игра должна проводиться в быстром темпе. Игроки сидят в кругу и считают: «Один, два, три...», называя каждый по числу. Но, вместо того чтобы произнести «пять» или кратное ему число, игрок должен сказать: «Жжж». Если же число содержит цифру 5, но не кратно пяти, тогда только его часть заменяется на «жжж». К примеру, 52 произносится как «жжж два». Тот, кто ошибется или промедлит с ответом, выходит из игры. В конце концов остается один победитель.
Жжж-ззз
Число участников: 3—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Эта игра является усложненным вариантом предыдущей игры. К правилам игры «Жжж» добавляются такие: числа, кратные семи, заменяются на «ззз»; числа, не кратные семи, но имеющие в своем составе семь, заменяются частично на «ззз». То есть 37 произносится как «тридцать ззз», а 57 как «жжж ззз».
Словесные игры
На травке
у леса густого
паслась луговая корова.
А в море,
водою плеская,
ныряла корова морская.
И где-то
на дерево ловко
карабкалась божья коровка...
Везде успевают коровы: коровы —
они будь здоровы!
Тим Собакин «Две коровы и коровка»
У попа была собака
Число участников: 3—6 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
«У попа была собака...» По очереди играющие придумывают экстравагантные, яркие, но не бессмысленные эпитеты для этой собаки на все буквы алфавита. Из игры выбывает тот, кто в течение 5—10 с не может назвать следующее слово.
Слово в шляпе
Число участников: 2—6 человек.
Что нужно для игры: шляпа или большая коробка, много картонных квадратиков с написанными на них буквами.
Приготовления: сделать квадратики с буквами.
В шляпу кладут картонные квадратики, на каждом из которых написана буква. Квадратики перемешиваются. Каждый игрок получает одинаковое количество букв. В течение определенного времени все стараются составить из полученных букв слово или несколько слов так, чтобы было использовано как можно больше букв. За каждую букву начисляется очко. Определить победителя можно после проведения нескольких игр.
Окказиональные слова
Число участников: 3—6 человек.
Что нужно для игры: бумага, ручки.
Приготовления: отсутствуют.
Слово «окказиональный» означает «случайный, единичный». Так называют новые слова, придуманные особым, не общепринятым способом. От слова «чай» можно образовать слово «чаевничать», и это образование будет соответствовать традиции в русском языке. А если мы придумаем слово «начайухался», то это слово будет считаться окказиональным.
Суть игры заключается в том, что играющие берут самые простые слова и пытаются образовать из каждого из этих слов не менее десяти новых слов, составленных каким-то необычным способом (то есть игроки придумывают окказиональные слова).
Шмуцать
Число участников: 3—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий выходит за дверь, а играющие задумывают глагол. Водящий возвращается и пытается этот глагол отгадать, задавая игрокам вопросы, причем загаданное слово заменяет словом «шмуцать» (ударение на первый слог).
Игра может идти таким образом. Пусть, например, играющие загадали глагол «бормотать». Водящий: «Вы умеете шмуцать?» Игроки: «Да». «Часто ли вы шмуцаете?» «Нет». «Вы громко шмуцаете?» «Нет». «Мешаете ли вы этим окружающим?» «Иногда». «А кто не умеет шмуцать?» «Немые люди и грудные дети, животные». «Говорить?» «Нет». «Что- то похожее?» «Да». «Кричать? Шептать? Бормотать?» «Да!»
Угадай по сравнениям
Число участников: 5—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий выходит из комнаты, а оставшаяся компания загадывает какой-нибудь предмет в помещении. Каждый теперь пытается с чем-нибудь сравнить предмет, и эти сравнения сообщаются вошедшему водящему. Тот пытается определить, какой предмет был загадан. Сравнения нужно подбирать правдоподобные и точные, но чуть-чуть загадочные.
Например, по сравнениям «как мох», «похож на классную доску», «как рисунок в калейдоскопе», «как украшенный торт» водящий угадывает ковер.
В стиле этого слова
Число участников: 4—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий выходит из комнаты, а все остальные загадывают наречие, которое ушедшему затем предстоит отгадать.
Вернувшись в комнату, водящий обращается то к одному, то к другому участнику игры с просьбами выполнить что-нибудь (например, станцевать, вытереть пыль, прочитать книгу, съесть шоколадку и т.д.) «в стиле этого слова». Пусть загадано слово «шутливо». Тогда кто-то шутливо исполняет танец, кто-то шутливо вытирает пыль, третий игрок шутливо читает книгу и т.д. На отгадывание водящему дается неограниченное число попыток. Когда слово будет отгадано, он выбирает нового водящего — лучше всего того, чьи действия навели его на догадку.
Для отгадывания нужно стараться выбирать наречия, которые не слишком сложно изобразить, к примеру: рассерженно, боязливо, весело, печально, осторожно и т.д.
Текст в стиле заданного слова
Число участников: 4—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Участники игры предлагают водящему отгадать наречие. Для этого каждый из них произносит небольшую речь-импровизацию на тему, выбранную водящим, причем рассказывать нужно так, как указывает загаданное наречие. Водящий пытается наречие отгадать.
Играть можно и так. В одну чашу кладут карточки с наречиями, а в другую — карточки с темами речей. Каждый вытягивает две карточки и произносит речь в духе доставшегося наречия, а все остальные участники игры стараются это наречие отгадать.
Темы речей могут быть, например, такими:
❖ Из жизни соседских кошек.
❖ Почему я не боюсь тараканов.
❖ Мое любимое мороженое.
❖ Как поймать светлячка.
❖ Смеются ли зайцы? И т.д.
Чайник
Число участников: 3—6 человек.
Что нужно для игры: отсутствуют.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий выходит за дверь, а остальные игроки задумывают несколько слов, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения. Например, «ключ» — инструмент для открывания двери и «ключ» — родник. Когда водящий возвращается, игроки говорят ему несколько предложений, в которое входит задуманное слово в разных значениях, заменяя само это слово словом «чайник».
Пример: «Из чайника люди наливали воду в бидоны и канистры», «Чайник вывалился из дырявого кармана». Водящему нужно отгадать, какое слово было задумано.
Участники игры могут задумывать слова-омонимы (т.е. те, что пишутся одинаково, но имеют разные значения, как в примере) или слова-омофоны (те, что звучат одинаково, но имеют разное написание и разное значение, как «дог» и «док», «столб» и «столп»).
Примечание: в некоторых предложениях играющие, возможно, не избегнут таких слов, как «чайникал» и т.п.
Нехорошие слова
Число участников: 2 или более человек.
Что нужно для игры: лист бумаги и карандаш для подсчета очков.
Приготовления: отсутствуют.
Один игрок выходит из комнаты, а все остальные задумывают «нехорошее слово». Этим словом может быть любая часть речи, то есть загадать можно «дом», «ходить», «смеясь», «неуклюжий» и пр. Когда водящий заходит в комнату, играющие задают ему вопросы, вынуждая его употребить в ответе «нехорошее слово». На это дается ограниченное время (например, 3 мин). Вопросы должны задаваться так, чтобы водящий как можно дольше не догадывался, какое слово загадано. Кто-то из игроков подсчитывает, сколько раз водящий употребил в своей речи «нехорошее слово».
Если водящий догадывается, какое слово загадали участники игры, он, конечно, старается избегать в своих ответах это слово, и меньше получает штрафных очков. Если он называет это слово и называет его верно, его счет обнуляется. Если же он ошибается, счет его удваивается.
Когда все игроки побывают водящими, выбирается победитель — тот, кто набрал наименьшее число очков.
Секретные слова
Число участников: 2 или более человек.
Что нужно для игры: бумага, карандаши для всех участников игры.
Приготовления: отсутствуют.
Каждый из участников игры пишет на шести разных листках шесть разных слов и кладет их на стол словами вниз. Теперь каждый игрок по очереди задает кому-нибудь из играющих вопрос, вынуждая его произнести одно из слов, записанных на бумажках. Если слово произнесено, то игрок, задававший вопрос, переворачивает соответствующую бумажку перед собой. Вопрос задает следующий. Выигрывает тот, кто быстрее всех перевернет все
Шляпа
Число участников: 4—12 человек (четное число).
Что нужно для игры: бумага, ручки, шляпа.
Приготовления: отсутствуют.
Перед игрой все берут много маленьких листочков и на каждом пишут одно слово, листочки складываются в шляпу. Затем игроки делятся на пары.
Игрок вынимает из шляпы листочек со словом и пытается рассказать об этом слове своему партнеру так, чтобы тот слово угадал. Можно как пользоваться словами, так и изображать слово жестами. Само слово, конечно, называть нельзя. На объяснение дается 1 мин. Если партнер игрока не успел угадать слово, листочек возвращается в шляпу и шляпа переходит следующему игроку в кругу. Если игрок справился с объяснением раньше, чем истекла минута, он может взять второе слово (затем третье, четвертое и т.д. — сколько успеет за минуту). Побеждает пара, игроки которой угадали большее количество слов.
Шляпа идет по кругу, слов для отгадывания много, так что каждый игрок в паре сможет побывать как объясняющим, так и отгадчиком. Можно отгадывать не только слова, но и названия фильмов, пословицы и т.д.
Контакт
Число участников: 3—12 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий задумывает слово (имя существительное, нарицательное, в именительном падеже) и сообщает его первую букву, например, «м». Кто-то из игроков предполагает, действуя наугад, что это может быть молоко, и спрашивает у водящего: «Оно не белого цвета?» Если водящий догадывается, что имел в виду игрок («молоко»), или же подбирает другое подходящее слово (мороженое, белого цвета), он должен поспешно сказать: «Нет, это не молоко (не мороженое)». Если водящий ничего не может придумать, а кто-нибудь из играющих сообразил, то догадавшийся игрок произносит: «Контакт!», и оба игрока (спросивший про белый цвет и догадавшийся) вслух считают до десяти, а потом одновременно произносят свои слова. «Законтачить» могут и сразу несколько игроков, и все игроки. Если хотя бы у двух игроков после счета до десяти слова совпали, водящий сообщает следующую букву. Если водящий успеет что-нибудь придумать, пока идет счет, следующая буква не называется.
Если игрок уверен, что задумано было слово «молоко», а водящий на его вопрос («Оно не белого цвета?») ответил: «Нет, это не мел», то игрок придумывает для слова «молоко» другое определение («Его продают в пакетах?»). Отвергнутые водящим слова повторно называть нельзя.
Тот, кто называет задуманное слово, становится водящим.
Заветное словцо
Число участников: 6—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Участники игры сидят в кругу. Один из игроков — водящий. Тот, кто сидит справа от водящего, тихонько говорит ему на ухо какое-нибудь слово, стараясь выбрать особенно странное или резко звучащее.
Сосед слева задает теперь водящему вопрос, а водящий помещает в своем ответе услышанное слово. Сосед слева угадывает, какое слово было произнесено соседом справа.
Можно договориться о том, сколько вопросов имеет право задать игрок для угадывания слова.
Если игрок отгадывает слово, он становится водящим. В противном случае отгадывает новое слово.
Хор
Число участников: 6—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий выходит за дверь, а остальные игроки выбирают строчку или две любого стихотворения. Теперь каждый игрок берет себе по слову из этой строчки. Когда водящий зайдет, играющие должны одновременно произнести для него каждый свое слово, чтобы он отгадал стихотворную строчку. Можно предоставить водящему несколько попыток.
Пусть, например, загадана лермонтовская строка: «Ночевала тучка золотая // На груди утеса-великана...» Тогда первый игрок произносит слово «ночевала», второй — «тучка», третий — «золотая» и т.д., причем все слова должны быть произнесены одновременно. Водящий отгадывает строку.
Пословицы
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Несколько человек загадывают пословицу, а один игрок (водящий) должен ее отгадать. Для этого водящий по очереди задает игрокам вопросы, а те должны отвечать предложениями, в которых встречаются слова пословицы (и идут по порядку). Например, команда загадала пословицу «После драки кулаками не машут». Тогда первый спрошенный игрок должен употребить в своем ответе слово «после», второй спрошенный — слово «драки», третий — «кулаками» и т.д. Если пословица короткая и число игроков больше, чем число букв в пословице, то кто-то из играющих снова употребит в своем ответе первое слово, следующий за ним — второе и т.д.
Водящему дается определенное время на отгадывание пословицы, в течение которого он может задать любое количество вопросов.
Телепаты
Число участников: 3—15 человек.
Что нужно для игры: бумага, ручки для всех участников.
Приготовления: отсутствуют.
Ведущий предлагает игрокам слово. Каждый, в тайне от других, пишет на своем листке восемь слов, связанных каким-то образом с этим словом (только не однокоренные слова). Например, на слово «дерево», можно записать такие слова: «лист», «кора», «зеленое», «лес», «сажать» и т.д. Играющий старается догадаться, какие ассоциации придут в голову большинству игроков, и записывать именно такие слова (а вовсе не редкие или экзотические). Когда все справятся с этим заданием, первый игрок зачитывает свой список и ставит возле каждого своего слова очки по такой системе: слово получает столько очков, сколько человек записали это слово (считая и самого игрока). Одновременно столько же очков ставят себе и те, кто записал такое же слово. Теперь свой список зачитывает второй человек (за исключением слов, уже названных первым), потом третий и т.д. Таким образом, все игроки подсчитывают, сколько очков они заработали. За слово, названное только одним человеком, очки не начисляются. Выигрывает тот, кто набрал больше очков.
Пусть, например, играют шесть человек. Предложено слово «дерево». Все шестеро написали слово «лист», то есть все получают по шесть очков. Слово «зеленое» встретилось у четырех человек, эти игроки прибавляют себе по четыре очка. Один из игроков написал слово «кора», и это слово больше ни у кого не встретилось. За это слово он не получает очков.
Строим цепочку
Число участников: 6—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Первый играющий произносит любое слово. Его сосед говорит второе слово, как-то связанное с предыдущим. Третий игрок придумывает слово, имеющее связь со вторым. Слова и характер связи не должны повторяться. Например: окно — рама — краска — маляр — стена — кирпич — камень — аметист...
Игра продолжается по кругу. Тот, кто в течение определенного времени не сумел ничего придумать, выбывает из игры.
Путешествие по городам
Число участников: 3—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Все участники игры сидят в кругу. Первый произносит фразу, в которой есть город, начинающийся на А, например: «Я поеду в Ашхабад, Зачем?» Его сосед справа должен быстро ответить фразой, ключевое слово которой начинается тоже на А, к примеру: «Акации разводить». И произносит следующую фразу, в которой название города начинается на Б: «Я поеду в Брянск. Зачем?» Следующий отвечает: «Бегать по лесам» и говорит следующую фразу. Тот, кто ошибется или замешкается, платит фант.
Наборщик
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: бумага, ручки.
Приготовления: отсутствуют.
Берут слово подлиннее и пытаются составить из его букв как можно больше новых слов. Например: «станция» — «тина», «аист», «сатин» и т.д. При этом нужно учитывать повторяемость той или иной буквы — в получившемся слове любая буква должна встречаться не большее число раз, чем в исходном слове.
Играя, исключают трехбуквенные слова — при длинном исходном слове их получается слишком много. Через определенное время (например, через 15—20 мин) проверяют результат — тот, кто написал большее количество слов, зачитывает их. Если хотя бы у одного игрока окажется такое же слово, его вычеркивают. Побеждает тот, у кого в конце концов окажется больше слов.
В этой игре не стоит забывать про анаграммы — из одного и того же набора букв можно получить разные слова: колба — бокал, приказ — каприз, карта — карат — катар, клоун — колун — уклон — кулон, Коран — крона — нарок — норка, монета — немота — отмена.
Сходство и различие
Число участников: 5—10 человек.
Что нужно для игры: бумага, ручки.
Приготовления: отсутствуют.
Каждый играющий пишет на маленьком листке два произвольных слова (это должны быть существительные в единственном числе). По очереди все вытаскивают листки и отвечают на вопрос: в чем сходство и в чем различие между данными словами? Побеждает тот, кто даст самый интересный ответ.
Можно предложить игрокам писать ответы в стихах.
На что это похоже?
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: бумага, ручка.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий задумывает какое-нибудь слово и пишет его на листочке. Теперь все участники игры по очереди говорят, на что похоже задуманное (при этом они не знают, что записал у себя на листочке водящий). После того, как все закончили рассказывать, наступает вторая часть игры: водящий объявляет свое слово, и каждый пытается теперь защитить свою гипотезу. Если какому-то игроку это не удается, то он платит фант. Если все игроки дали убедительные объяснения, фант платит водящий.
Игры на угадывание
Образ песни
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий загадывает известную песню и пытается своими словами передать ее содержание. Отгадавший песню становится водящим. Рассказ должен быть правдивым, однако водящий старается запутать игроков и поэтому рассказывает так, чтобы отгадать песню было сложно.
К примеру, можно рассказывать так: «В песне говорится о том, как перевозят продукты по воздуху в ненастную погоду...» Была загадана песня «Пусть бегут неуклюже...», и водящий имел в виду волшебника, прилетевшего в голубом вертолете и привезшего в подарок эскимо.
Я знаменит
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Один из участников игры загадывает имя какого-нибудь известного человека и говорит остальным участникам: «Я знаменит. Угадайте, кто я?» Игроки могут задать водящему не больше двадцати вопросов, на которые можно получить ответ «да» или «нет» (вопросы, предполагающие другие ответы, задавать нельзя). Например, можно спросить: «Вы жили давно?» или «Вы были писателем?», но нельзя спрашивать: «В каком веке вы жили?» или «Что вы написали?»
Тот, кто назовет задуманное имя, становится новым водящим.
Мозговой штурм
Число участников: 5—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Все участники игры втайне от водящего загадывают какого-нибудь человека и без всякой очередности, когда кому придет в голову, сообщают об этом человеке какие-то факты, рассказывают связанные с этим человеком воспоминания, делятся своими ассоциациями. Водящий угадывают, кого же все имеют в виду.
Дрессировщик
Число участников: 3—10 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий выходит за дверь, а все остальные игроки задумывают какое-нибудь действие, например: «подойти к шкафу, открыть его, взять с полки вазочку».
Водящий входит (он теперь будет «зверем») и выбирает себе «дрессировщика» из других игроков. «Зверь» медленно делает разные движения, а «дрессировщик» верные отмечает словом «да», а при неверных действиях молчит. Так постепенно, разделяя все действие на шаги, «зверь» и «дрессировщик» движутся к цели и наконец «зверь» выполняет то задание, которое было загадано игроками.
Что возьмешь на Север
Число участников: 3—15 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Все игроки собираются в дорогу (на Север или в какое- то другое место). Водящий задумывает, какие вещи разрешается брать (например, только красные, или зимние, или те, в названии которых есть буква «а», и т.д.), но не сообщает об этом придуманном правиле игрокам. Затем он спрашивает играющих: «Что возьмете в дорогу?» Те по очереди называют разные предметы (а можно и животных, растения, своих товарищей и все остальное, что можно было бы увезти), а водящий комментирует выбор согласно придуманному правилу: «Это взять можно... Это нельзя...» Играющие пытаются отгадать, по какому принципу отбираются водящим предметы. Отгадавший будет теперь водить.
Психиатр
Число участников: 3—12 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Водящий («психиатр») выходит из комнаты, а играющие договариваются о правиле, по которому они потом будут отвечать «психиатру». Например, они не произносят букву «о»; или отвечают только неправду; или в каждом ответе используют название какого-нибудь животного.
«Психиатр» заходит в комнату, чтобы вылечить «пациентов». Для этого он задает им любые вопросы, пытаясь определить суть болезни. (Например: «Болит ли у вас голова?»; «Есть ли аппетит?» «Какие вы видите сны?» и т.д.). Водящему нужно догадаться, по какому принципу отвечают ему «больные». Если, отвечая «психиатру», игрок забудет о правиле и ответит как-то по-другому, все говорят про него: «Он вылечился». Когда «психиатр» догадается о принципе, все игроки считаются выздоровевшими.
«Детективные» игры
Колдуны
Число участников: 10—30 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Все становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий назначает двух-трех человек «колдунами», дотрагиваясь до плеча. Теперь все открывают глаза и хаотично двигаются по помещению, пожимая друг другу руки. «Колдуны» могут (но не обязаны!) «заколдовать» кого-нибудь, при рукопожатии незаметно почесав чью-либо руку. «Заколдованный» совершает еще два рукопожатия и выходит из игры.
Цель игроков — разоблачить «колдунов», «колдуны» же стараются «заколдовать» всех играющих.
Убийца
Число участников: 15—30 человек с хорошим зрением.
Что нужно для игры: бумага, ручка.
Приготовления: отсутствуют.
Играют, сидя в кругу в светлом помещении так, чтобы каждому были хорошо видны глаза других игроков. До начала игры всем раздаются карточки, на одной из которых стоит метка. Получивший такую карточку в ходе игры будет «убийцей». Пока же никто не знает, что выпало его соседям.
Играющие смотрят друг на друга. В какой-то момент «убийца» незаметно для других игроков подмигивает кому-нибудь из участников игры, и тот говорит: «Я убит» (и таким образом выходит из игры). Сидящие в кругу пытаются вычислить «убийцу». Тот, у кого появилось подозрение, поднимает руку и произносит: «Я подозреваю». Если найдется еще один подозревающий, он также поднимает руку и говорит ту же фразу. Оба игрока считают вслух до трех и называют имя подозреваемого. Если они оба указывают на одного и того же игрока, тот показывает всем свою карточку. Если он не «убийца», то игра продолжается, а игрок этот выходит из игры. Игра идет дальше и в том случае, если подозревающие назвали разные имена — тогда указанным игрокам свои карточки показывать не нужно. Играют до тех пор, пока «убийца» не будет вычислен, или пока «убийца» не выведет всех из игры.
Существует более простой вариант этой игры, когда все участники сидят за столом и каждый может, подмигнув два раза, «убить» другого. Тот, кого «убили», сообщает об этом, кладя левую руку на стол ладонью вниз.
Убийство через рукопожатие
Число участников: 10—20 человек.
Что нужно для игры: ничего.
Приготовления: отсутствуют.
Все стоят в кругу, руки скрещены за спиной, причем левая рука каждого соединена с правой рукой соседа справа, а правая рука — с левой рукой соседа слева. Ведущий ходит круг, незаметно назначая кого-то «убийцей» (дотрагивается до плеча).
«Убийца» тихонько жмет несколько раз руку одного из своих соседей. Тот, в свою очередь, посылает импульс дальше, но жмет руку своего соседа на один раз меньше. Третий участник еще на один раз уменьшает количество пожатий. Тот, кому достанется одно пожатие, выходит из игры, а группа пытается определить «убийцу». Если все верно на него указывают, игра заканчивается. Если единогласия нет или группа указала на мирного жителя, игра продолжается, и «убийца» посылает новый импульс.
Задача «убийцы» — вывести всех из игры, задача группы — разоблачить «убийцу».
Убийца в темноте
Число участников: 5—15 человек.
Что нужно для игры: бумага, ручка.
Приготовления: отсутствуют.
В шляпу складывают сложенные бумажки по числу участников игры. Она бумажка внутри помечена крестом, на другой стоит буква «Д», остальные пустые. Игроки по очереди вытягивают бумажки и втайне от других смотрят, написано ли что-то на них. Тот, кому достался листок с крестом — «убийца», листок с буквой «Д» — «детектив».
«Детектив» заявляет о себе и выходит из комнаты. В комнате выключают свет. Все кружатся по помещению, пока «убийца» не положит руки на чьи-нибудь плечи. «Жертва» падает на пол и кричит.
Теперь входит «детектив» и пытается выяснить, кто же из присутствующих — «убийца». Для этого он всем игрокам, кроме жертвы, задает вопросы. Все отвечают честно, только «убийца» может давать неправильные ответы. Если «детектив» решает, что вычислил «преступника», он говорит: «Я обвиняю вас (имя подозреваемого) в убийстве (имя «жертвы»)». «Преступник», если его назвали верно, должен сознаться. Если же «детектив» ошибся, он продолжает задавать вопросы.
Детектив
Число участников: 6—14 человек.
Что нужно для игры: коробка или пакет.
Приготовления: отсутствуют.
Игру хорошо проводить для шести-четырнадцати участников. В коробку или пакет каждый участник игры кладет какую-то свою личную вещь (ручку, зеркальце, карандаш, календарик, стерку, ключи), о которой не знают другие. Затем все по очереди вынимают эти предметы. Каждому должна достаться чужая вещь.
Один за другим все игроки пробуют себя в роли детектива. Кто-нибудь начинает и задает всем участникам игры по вопросу, по ответам пытаясь угадать владельца предмета. Игроки должны отвечать вопросом на вопрос. К примеру, если «детектив» спрашивает: «Миша, это твоя ручка?», тот может ответить: «А она пишет?» вне зависимости от того, его это ручка или нет. «Детектив» пытается узнать владельца по реакциям на вопросы, по случайным обмолвкам и т.д. Опросив всех, он высказывает свою догадку, но истинный владелец предмета не открывается до тех пор, пока все не побывают в роли детективов.
Только в конце игры становится понятно, кому какие вещи принадлежат. Интересно теперь повспоминать ход игры, поделиться впечатлениями и обменяться советами по отгадыванию.
Рекомендуем посмотреть:
Игры и конкурсы на День энергетика
Нет комментариев. Ваш будет первым!