Всё о венчании в православной церкви и подготовка к нему
Таинство венчания
Надо помнить, что брак есть таинство, в котором при свободном перед священником и церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности благословляется их супружеский союз.
Родители с обеих сторон по обычаю на венчании не присутствуют.
В старину, если свадьбы игрались весной или осенью, путь молодым от церкви до свадебного поезда устилали цветами, а на купеческих свадьбах для жениха и невесты обязательно стелили ковровую дорожку от поезда до церкви. Через паперть и всю церковь, до самого аналоя, расстилали атласную или бархатную дорожку, по которой жених вел невесту, на ней же они стояли и во время венчания.
В былые времена нельзя было взять да и жениться по своему усмотрению. Необходимо было получить согласие и благословение на брак не только родителей, но и испросить благословения у своего духовного отца. Теперь эти условия являются скорее не обязательными, а желательными.
Венчаться можно и не в день бракосочетания — и через неделю, и через год. Главное — к Богу надо прийти осознанно. Ведь, надев венцы, супруги будут принадлежать только друг другу.
Церковно-канонические препятствия к браку
Условия заключения брака, установленные гражданским законодательством и церковными канонами, имеют значительные различия, поэтому не всякий гражданский союз, зарегистрированный в ЗАГСе, может быть освящен в таинстве брака.
Церковью не допускаются четвертый и пятый браки; запрещается вступать в брак лицам, находящимся в близких степенях родства.
Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.
Нельзя венчаться некрещеным.
Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.
Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т. е. с троюродным братом или сестрой).
Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребенка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.
Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе также требуется разрешение архиерея.
Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.
Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства — архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.
В наши дни церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся.
Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего — духовника хотя бы одного из супругов.
При чрезвычайных обстоятельствах исключение из этих правил может быть сделано по благословению правящего архиерея.
Советы венчающимся
В первые века христианства венчание совершалось непосредственно за божественной литургией. Сейчас этого не бывает, но совместное причастие перед началом супружеской жизни исключительно важно. Поэтому молодоженам надо приходить в храм в день свадьбы к началу службы, ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи, и, если супружеская жизнь уже имеет место, воздержаться в последнюю ночь от брачных сношений. В храме жених и невеста исповедаются, молятся за литургией и причащаются Святых Тайн. После этого обычно около часа идут молебны, панихиды и отпевания. За это время можно переодеться в венчальные одежды (если в храме есть помещение для этого). Невесте советуем надеть удобную обувь, а не туфли на высоких каблуках, на которых трудно выстоять несколько часов подряд.
Присутствие друзей и родственников молодоженов во время литургии желательно, но в крайнем случае они могут прийти к началу венчания.
Делать фотографии и снимать бракосочетание видеокамерой разрешается, но в некоторых храмах устанавливают за это особую плату.
Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на престол. Возьмите с собой и кусок белого полотна или полотенце. На нем молодые будут стоять.
У невесты непременно должен быть головной убор; косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве. Обязательны нательные крестики для обоих.
По традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей (шаферов), организующих брачный пир. Пригодятся они и в храме — держать венцы над головами новобрачных. Лучше, если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые. Шаферы должны быть крещеными.
Церковный устав запрещает венчать несколько пар одновременно, но на практике это случается. Разумеется, каждой паре хотелось бы венчаться отдельно. Но в таком случае таинство может затянуться надолго (продолжительность одного венчания — 45 — 60 мин). Если молодожены готовы ждать, пока повенчают всех остальных, то им не откажут в отдельном таинстве. В будние дни (понедельник, среда, пятница) вероятность того, что придут несколько пар, значительно меньше, чем по воскресеньям.
Поэтому, чтобы венчание стало подлинным праздником, запомнившимся на всю жизнь, необходимо заранее позаботиться о его организации. В первую очередь согласовать место и время совершения таинства. В тех церквах, где такая запись отсутствует, молодожены в свечном ящике в день свадьбы оформляют квитанцию на совершение таинства. Однако здесь нельзя назвать время точно, так как венчания начнутся только после других треб. Зато можно договориться с конкретным священником, если к этому есть потребность.
Следует помнить и о том, что в любом случае в церкви понадобится свидетельство о браке, поэтому регистрация брака в ЗАГСе должна быть раньше венчания. И последнее. При возникновении у пары препятствий, перечисленных выше, им необходимо лично обратиться в канцелярию митрополита с прошением. Владыка рассмотрит все обстоятельства и при положительном решении поставит резолюцию, по которой венчание совершат в любом храме.
Чинопоследование таинства
Таинство брака состоит из двух частей — обручения и венчания. В прошлом они были отделены по времени друг от друга, обручение совершалось при помолвке и могло быть расторгнуто впоследствии.
Во время обручения священник вручает врачующимся зажженные свечи — символ радости, тепла и чистоты. Затем он надевает кольца, сначала жениху, а потом невесте, и трижды — в образ Святой Троицы — переменяет их. По уставу кольцо жениха должно быть золотым, а невесты — серебряным, причем после тройной перемены у жениха остается кольцо невесты, серебряное, а у нее — золотое, как залог верности. Но допустимы и другие материалы.
После обручения молодые проходят на середину храма. Священник вопрошает их о том, свободно ли их желание стать законными супругами, не обещали ли они кому-нибудь другому. После этого произносятся три молитвы, в которых испрашивается благословение Божие на сочетающихся браком, вспоминаются благочестивые супружеские союзы Ветхого и Нового Заветов.
Выносятся венцы — богато украшенные короны, подобные царским, и возлагаются на головы молодым. Венец — это образ венца Царства Небесного, но и символ мученического венца, ибо путь христианской семьи сродни мученичеству.
Священник, воздев к Богу руки, трижды произносит: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» — после чего читается отрывок из апостольского послания и Евангелия, рассказывающий о том, как Господь благословил брак в Кане Галилейской.
Приносится чаша с вином — символ жизненной чаши радостей и скорбей, которую супруги должны делить до конца своих дней. Священник в три приема преподносит вино молодым. Затем он соединяет их руки и трижды обводит вокруг аналоя под пение свадебных тропарей. Круг — символ того, что таинство совершено навечно, хождение за священником — образ служения церкви.
В завершение таинства супруги встают у Царских врат алтаря, где священник произносит им слово назидания. Затем родные и друзья поздравляют новую христианскую семью.
О расторжении церковного брака
Молодые люди, идущие под венец, обычно не задумываются о таких вещах, как расторжение брака. Им кажется, что их союз будет длиться вечно. Но это далеко не всегда получается. Печальная статистика: более половины заключенных браков распадаются. И если с гражданским браком в этом случае все понятно — пошел в соответствующий официальный орган, произвели необходимую запись, и вы уже более не муж и жена, то с церковным браком дело обстоит иначе.
Право признания церковного брака несуществующим и разрешения вступить в новый церковный брак принадлежит только архиерею. На основании представляемого свидетельства ЗАГСа о разводе епархиальный архиерей снимает прежнее благословение и дает разрешение на вступление в новый церковный брак, если, конечно, к этому нет канонических препятствий. Епархиальное управление не производит никакого дознания о мотивах развода.
Церковный обряд венчания
Название религиозного обряда бракосочетания происходит от «венца» — головного убора в виде короны, который свидетели держат над головами вступающих в брак. В незапамятные времена церковные служители активно выступали против языческих пережитков в русском свадебном обряде и ратовали за то, чтобы свадьба ограничивалась церемонией церковного венчания. В декабре 1917 года была произведена реформа по замене церковной формы регистрации брака на гражданскую. С тех пор в России венчание не имеет юридической силы. Брак, не зарегистрированный в ЗАГСе, считается недействительным, даже если имело место церковное венчание. Хотя в наши дни, когда венчание переживает второе рождение, священники отказывают в религиозном бракосочетании тем парам, которые не прошли гражданскую церемонию регистрации брака. Особенно строго Православная церковь относится к бракам русских женщин с иностранцами, в первую очередь с жителями тех стран, где узаконено многоженство. Священники должны быть уверены, что у иностранного жениха нет жен за границей.
Обряд венчания проводится с согласия обоих супругов, как новобрачных, так и проживших в браке долгие и долгие годы, но не имевших возможности (да, по правде говоря, и желания) освятить свой союз. Для венчания необходимо предъявить священнику свидетельство о браке или справку из ЗАГСа (до официальной регистрации). Согласие родителей новобрачных на венчание не обязательно.
Накануне обряда венчания священнослужитель выясняет, нет ли препятствий к заключению церковного брака. Таковыми могут стать:
— безбожие (атеизм) вступающих брак;
— близкое кровное родство новобрачных (церковь отказывает в венчании даже двоюродным и троюродным родственникам, в то время как ЗАГС регистрирует подобные браки);
— духовное родство (церковь не благословляет браки между крестными родителями и крестниками, а также между родителями воспринятого от купели и восприемником того же пола, что и воспринятый);
— если хотя бы один из новобрачных не прошел обряд крещения;
— если хотя бы один из новобрачных официально состоит в браке с другим лицом;
— если хотя бы один из новобрачных исповедует нехристианскую религию;
— если один из новобрачных ранее дал монашеский обет или принял рукоположение в священный сан;
— большая разница в возрасте;
— если последний брак является четвертым (и более) по счету.
Ряд перечисленных препятствий может быть преодолен, если разрешение на венчание получено от самого архиепископа. Это относится к бракам между крестными родителями и крестниками, к неравным по возрасту и эксцентричным бракам, а также к бракам православного с католиком или протестантом. В последнем случае священнику необходимо заручиться согласием супругов на то, что воспитание детей будет проходить в православном духе. Некрещеным супругам придется сначала пройти обряд крещения; только после этого они будут допущены к венчанию.
Брак, заключенный по неправославному (даже нехристианскому) обычаю до присоединения супругов к Православной церкви, может считаться действительным, даже если только один из супругов принял крещение. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых был заключен по нехристианскому обряду, венчание не обязательно: таинство крещения освящает благодатью и само супружество.
Если предыдущий брак был освящен Православной церковью, перед повторным венчанием необходимо получить разрешение на развод и на новый брак от самого архиепископа. При этом архиепископ не имеет права проводить дознание о мотивах развода.
Обряд венчания производится в церкви в присутствии родных и друзей новобрачных. Обряд проводит священник, не находящийся под каноническим запрещением и не принявший монашеские обеты. Молодожены вправе выбрать себе священника сами, предварительно ознакомившись со всеми священнослужителями данного храма. Венчание заказывают заранее, назначая конкретную дату и точное время. Обряды венчания не совершают в четные дни недели (вторник, четверг и субботу), а также во время постов, накануне многих церковных праздников и в сами праздники, то есть Православная церковь не венчает:
— в Рождественский пост (с 28 ноября по 7 января);
— в Святки (с 7 по 20 января);
— в канун Сретения Господня (14 февраля);
— в Сырную седмицу и Великий пост;
— в Пасхальную неделю;
— в канун Благовещения Пресвятой Богородицы (6 апреля);
— в канун Вознесения Господня;
— накануне и в сам Троицын день;
— в Петров пост;
— в Успенский пост (с 14 по 27 августа);
— в канун и день Усекновения главы Иоанна Предтечи (10 — 11 сентября);
— в канун Рождества Пресвятой Богородицы (20 сентября);
— в канун и день Воздвижения Креста Господня (26 — 27 сентября);
— в канун дня Покрова Пресвятой Богородицы (13 октября).
Каждую пару священник обязан венчать отдельно. В случае параллельного венчания нескольких пар вы имеете право подать на священника жалобу в епископат, за нарушение церковных правил. Хотя жизнь показывает, что отдельное венчание — явление крайне редкое. Это объясняется длительностью обряда, который занимает в среднем около 45 — 60 минут. Как правило, новобрачным не хватает времени и элементарного терпения дождаться своей очереди, поэтому они соглашаются на параллельное венчание с другими парами.
В известных храмах существует предварительная запись, в которой указывается день и время венчания. Это исключает вероятность того, что с вами будет венчаться еще какая-нибудь пара. С другой стороны, в данном случае вы лишаетесь возможности выбирать священника: венчать вас будет тот священнослужитель, на которого выпадет очередность треб. В небольшом храме можно пройти обряд венчания в день обращения в храм. При таких церквах существует особый свечной ящик, в котором новобрачные оформляют квитанцию на совершение обряда венчания. Плюс выбора в пользу небольшого храма заключается в том, что вы сами можете выбрать понравившегося священника. А минус, как уже было сказано выше, — в том, что вы рискуете оказаться в самом конце живой очереди. Если ваш выбор все- таки пал на небольшой храм, то рекомендуем планировать обряд венчания на будний день (понедельник, среду или пятницу), когда поток страждущих несколько спадает.
Отправляясь на венчание, помните, что у невесты должно быть достаточно целомудренное платье (без глубоких декольте и огромных вырезов), головной убор и минимум косметики на лице. Не рекомендуем надевать туфли на высоких каблуках, так как все 45 — 60 минут, что длится обряд венчания, новобрачным придется провести на ногах. Для обоих молодоженов обязательны нательные крестики и обручальные кольца. Кольца новобрачные снимают и отдают венчающему священнику до начала обряда. Священнослужитель освящает их святой водой и выкладывает на правой стороне святого престола, как бы пред лицом самого Господа Иисуса Христа. Возлежание на святом престоле дает обручальным кольцам силу освящения и ниспосылает новобрачным Божие благословение.
Венчающимся супругам следует взять с собой кусок белой или розовой материи, на котором они будут стоять пред аналоем. И наконец, молодоженам придется подумать о том, кто будет держать над ними венцы. Обычно это свидетель с каким-нибудь помощником с развитой мускулатурой, но никак не со свидетельницей, для которой церковный венец — непосильная тяжесть. Оба «венценосца» должны быть крещеными.
Обряд венчания требует от новобрачных не только материальной, но и духовной подготовки. В день венчания молодожены не должны есть, пить, курить и иметь сексуальных отношений в последнюю ночь накануне венчания. В церкви до начала обряда оба супруга исповедуются и причащаются. Затем следуют молебны, панихиды и отпевания, которые занимают около часа. За это время новобрачные могут переодеться в венчальные одеяния.
Следует предупредить, что в силу необязательного характера обряд венчания производится за деньги. Размер оплаты зависит от статуса храма и состояния прихода. Пользоваться фото- и видеоаппаратурой во время обряда венчания не запрещается, однако некоторые храмы за это берут особую плату.
Церемония церковного бракосочетания состоит из обручения, собственно венчания, разрешения венцов и благодарственного молебна. Повторное венчание (для тех новобрачных, у которых данный брак — не первый по счету) предполагает две дополнительные «покаянные» молитвы.
Обручение
Обручение совершается в ознаменование того, что брак заключается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому помыслу и усмотрению. Обряд обручения совершается по Божественной литургии. Присутствие венчающихся на литургии обязательно. Тем самым им внушается мысль об особой важности таинства брака. Особо верующие люди до венчания очищают себя постом и молитвою.
По окончании литургии жених и невеста встают лицом к алтарю. Священник в праздничном одеянии выходит через Царские врата церковного иконостаса и также подходит к алтарю. В руках он несет крест и Евангелие, которые затем кладет на аналой. Перед священником выносят и укрепляют свечу. Вслед за священником выходит дьякон, который несет поднос с освященными обручальными кольцами.
Священник приближается к новобрачным с двумя зажженными венчальными свечами, трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», и передает им свечи. На каждое благословение молодые осеняют себя крестным знамением. Венчальные свечи — символ чистоты и целомудрия, поэтому их не дают парам, для которых данный брак не является первым. Если невеста беременна, но для нее это первый брак, то венчальную свечу ей дадут. Кроме целомудрия, венчальная свеча символизирует ту любовь, которую новобрачные должны питать друг к другу. Чтобы свечи не успели догореть до конца обряда венчания, их делают массивными и очень длинными. До сих пор сохранилось поверье, что погасшая венчальная свеча, а также случайно упавшее обручальное кольцо предвещают трудную семейную жизнь или раннюю смерть одного из супругов.
Священник вводит новобрачных внутрь храма, где будет совершаться обряд обручения. Обручение начинается с того, что священник помахивает кадилом и курит фимиамом. Далее он читает молитву «Великая ектенья», содержащую ряд прошений для супругов, и две короткие молитвы, восхваляющие Бога и испрашивающие Его благословения на брачный союз. По прочтении последней молитвы священник повелевает молодоженам и всем присутствующим в церкви преклонить головы пред Господом в ожидании Его духовного благословения. В это время сам священник тайно читает еще одну молитву, обращенную к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви.
Далее священник берет со святого престола обручальное кольцо жениха и трижды произносит: «Обручается раб Божий _____ (имя жениха) рабе Божьей ______ (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Одновременно священник творит крестное знамение над головой жениха, после чего надевает ему кольцо на безымянный палец правой руки. Аналогичные манипуляции производятся с обручальным кольцом невесты. Жених и невеста трижды меняются кольцами в знак того, что отныне они принадлежат друг другу. Иногда кольца меняет сам священник.
Завершается обряд обручения последней ектеньей, в которой священник просит Господа о том, чтобы Он сам благословил и утвердил обручение.
Новобрачные с венчальными свечами в руках выходят на середину храма и становятся на белый или розовый кусок материи, расстеленный перед аналоем, — так называемую «подножку». Подножка символизирует единство и радость совместной жизни в супружестве. Впереди новобрачных идет священник с кадильницей. На аналой рядом с Крестом и Евангелием кладут венцы. Новобрачным по очереди предлагается еще раз подтвердить свое желание вступить в брак. Без взаимного согласия жениха и невесты брак не может быть освящен церковью.
Обряд венчания начинается с того, что священник читает краткую ектенью и три молитвы («Боже Пречистый, и всея твари Содетелю...», «Благословен еси, Господи Боже наш...» и «Боже Святый, создавый от персти человека...»). Затем священник берет венец, крестообразно осеняет им жениха и дает поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца жениха. При этом он произносит «Венчается раб Божий _____ (имя жениха) рабе Божией _____ (имя невесты) во имя Отца, Сына и Святаго Духа». Таким же образом священник благословляет невесту, которая целует образ Пресвятой Богородицы на своем венце. После этого священник трижды произносит: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их» и трижды благословляет новобрачных. Возложение венцов и слова священника запечатлевают таинство брака. Венцы, возлагаемые на жениха и невесту, символизируют славу союза Христа с Церковью. Одновременно венцы означают, что Создатель увенчал человека, как царя всех земных тварей, венцом величия и славы, чистоты и правды. Венцы передаются свидетелям, которые должны держать их над головами венчающихся.
Далее священник читает строки из послания святого апостола Павла к ефесянам, в которых апостол называет брак великой тайной, и поет молитву «Отче наш». Во время молитвы новобрачные в знак покорности преклоняют головы под венцами.
Дьякон выносит чашу с красным вином, над которой священник читает молитву. Осенив вино крестным знамением, священник подносит чашу сначала жениху, а потом невесте. Новобрачные делают по три маленьких глотка, после чего священник соединяет правую руку жениха с правой рукой невесты и покрывает их руки епитрахилью, а сверху кладет свою ладонь. Это означает, что через руку священнослужителя муж получает жену от самой церкви, соединяющей их во Христе навеки. Не отрывая своей руки, священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя. Во время первого обхода священник поет молитву «Исайе, ликуй», во время второго обхода — «Святии мученицы» и во время третьего — «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников радование, их же проповедь, Троица Единосущная». Свидетели с венцами следуют за новобрачными. По окончании троекратного обхода аналоя, символизирующего вечное шествие супругов рука об руку, с новобрачных снимают венцы. Священник снова дает жениху поцеловать образок Спасителя, а невесте — иконку Божией Матери. В завершение обряда венчания священник испрашивает для новобрачных Божие благословение на новую жизнь в мире и правде и затем читает молитву за новобрачных.
Разрешение венцов и благодарственный молебен
После обряда венчания священник произносит молитву на разрешение венцов, в которой он обращается к Господу с пожеланием благословить разрешение венцов и сохранить супружество нерасторжимым. Священник осеняет новобрачных крестом и забирает у них венчальные свечи. Молодых подводят к Царским вратам, где жених целует икону Христа Спасителя, а невеста — образ Божией Матери. После этого жених и невеста меняются местами и вновь прикладываются губами к образам. Далее молодые целуют крест, и священник вручает им две иконы (Спасителя — жениху и Пресвятой Богородицы — невесте), которые родственники новобрачных должны передать священнослужителю до начала обряда венчания.
В завершение обряда жениха и невесту объявляют мужем и женой. Все присутствующие в церкви поздравляют молодых. А сами новобрачные, по старой традиции, должны поцеловать иконы святых Космы и Дамиана, мучеников Гурия, Самона и Авива, которые считаются покровителями брака.
В самом конце церковного бракосочетания священник служит благодарственный молебен Господу Богу, по окончании которого совершает отпуст, называя имена святых, покровительствующих молодым. После отпуста новобрачным возглашается многолетие.
Рекомендуем посмотреть:
Нет комментариев. Ваш будет первым!