Семейные отношения. Виды семейного воспитания детей

Семейные отношения. Виды семейного воспитания детей

ТАКИЕ РАЗНЫЕ СЕМЬИ

В статье «Функции семьи в воспитании ребенка» мы рассуждали о важнейших функциях семьи. Воспроизводство и социализация! В каждой семье для этого созданы свои, индивидуальные семейные условия. Для их понимания полезно познакомиться с типами современных семей.

Первый тип — традиционная семья. Внутрисемейные роли в такой семье строго распределены и сводятся к лидирующему месту мужа и отца. Остальные члены семьи зависят от него. В основе — авторитарные отношения. Отношения диктата и подчинения. В такой семье дети не рассматриваются как полноправные члены, и их нужды и потребности удовлетворяются только тогда, когда семейный деспот считает это целесообразным. Дети, как правило, в таких семьях вырастают неуверенными в себе, в своих способностях, с низким уровнем самооценки и соответственно не удовлетворяют ожидания отца. Это формирует у них комплекс неполноценности. Ребенок все время слышит, что соседский Юра лучше учится, а Витя лучше ездит на велосипеде, а Таня лучше воспитана и т. д. С набором такого опыта ребенок приходит к мысли о своей никчемности. Его посещают мысли, что он уже никогда не сделает так, чтобы отец его похвалил.

Такое состояние ребенка приводит к падению его жизненной активности, безразличию к собственным успехам. Постоянное нравственное, а то и физическое насилие делает ребенка жестоким и агрессивным. Состояние тревожности, соотношение идеала, выстроенного отцом со своим «портретом», бросает ребенка в омут негативных поступков. Но, что еще хуже, это насилие над матерью. Нередко в таких семьях гнет отца распространяется и на мать. В подобной ситуации ребенок понимает, что его никто не может защитить и поддер­жать. Он остается один на один с отцом-тираном. В результате такого семейного воспитания выходит или безвольный человек, поддающийся любому влиянию того, кто сильней, или, наоборот, еще больший тиран. Он мстит миру за свои детские страхи и унижения.

Следующий тип семьи назовем детоцентрическим. В такой семье ребенок является центром вселенной, вокруг которой постоянно в движении планеты поменьше — родители, бабушки, дедушки, тетушки и дядюшки. Ребенку с детства прививается комплекс маленького принца или принцессы. Ему все можно, все желания ребенка исполняются мгновенно. И, конечно, родители, любя своих кумиров, очень удивляются, когда педагоги говорят им о том, что таким воспитанием они портят свое чадо. Они недоумевают — ведь все, что плохое происходит с ребенком, это не от их родительской любви. Конечно, виновато окружение ребенка, его менее талантливые сверстники, школа, которая не увидела неординарности Васи или Маши. Кто угодно виноват, но только не он, этот ангелочек, к ногам которого положены все богатства этого мира, кото­рые в состоянии дать семья своему ребенку. Дети вырастают эгоистичными, лживыми, капризными. Им трудно войти в коллектив сверстников, потому что там не будут исполняться все их капризы. А основной принцип такой семьи «Им все можно» не будет понят ни в школе, ни в кружке, ни «на улице». У детей, вышедших из подобных семей, возникают проблемы в общении, так как они любят отдавать приказы, повелевать. Их, как правило, ждет разочарование в жизни, поскольку не всякий будет принимать их капризность и уверенность в своем особом месте под солнцем.

Сотрудничество является наиболее продуктивным типом семьи. Всем уже ясно, что главные ценности такой семьи — это сопереживание, сочувствие ребенку. Понимание его детских радостей, тайн и горестей. Не нужно «отдаваться» ребенку полностью. Не забывайте, что ваша жизнь, напол­ненная богатым содержанием, также влияет и на жизнь ре­бенка. Известный педагог А.С. Макаренко считал, что облик ребенка определяется всем строем семейной жизни, «общени­ем, тоном семьи», воздействующим на ребенка и формирующим его. Чем богаче и содержательней жизнь родителей, чем больше нравственных ценностей проповедуется этой семьей, тем крепче и устойчивей в нравственном отношении будет ребенок. Такая семья, воспитывая прямой и искренний характер, даст ему нравственно-этическую «путевку в жизнь». Этому способствует авторитет родителей и родственников, входящих в семью.

Семья, отвергающая ребенка. В этих семьях нет эмоцио­нальных контактов между членами семьи. Каждый занят своим делом, живет своей жизнью. Общей является только крыша над головой. Как правило, в таких семьях ни у кого нет ответственности за общность семейных дел и отношений. В подобном вакууме ребенок ощущает безразличие к своим нуждам и интересам. В основе отношения к ребенку лежит неприятие его как личности. Это жесткая регламентация и контроль, чрезмерные требования либо полное отсутствие таковых, попустительство и безразличие. И те, и другие действия больно ранят ребенка и заставляют его искать сообщества, которые смогут понять его и принять. Как правило, такие сообщества обитают на улице

Семья, делегирующая ответственность. Этот тип семей характеризуется низким уровнем ответственности по отношению к ребенку. С детства ему внушается его образ большого и ответственного за все человека. Этот груз зачастую становится непосильным, и ребенок «ломается». Причем хочется отметить, что в таких семьях частенько манипулируют ответственностью ребенка. Когда выгодно членам семьи видеть в нем маленького, они обращаются к нему, как к несмышленышу, не умеющему практически в этой жизни ничего сде­лать толково. Но когда выгодно взвалить чувство вины или ответственности на его плечи, ребенок сразу становится великаном, который должен отвечать за поступки всего человечества и самостоятельно принимать важные решения. Кроме того, ответственность за воспитание ребенка делегируется и другим членам семьи. Ребенок отдается на откуп воспитания бабушек, дедушек, других родственников, независимо оттого, хотят ли они заниматься воспитанием родственника. У ребенка при этом формируется чувство ненужности своей семье или, наоборот, возникает патологическая любовь к бабушке, которая заменила ему родителей.

Семья контролирующая. Подобный тип семьи, как правило, проповедует авторитарное управление ребенком. Родители или другие родственники требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Они стараются навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зре­ния. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родители пристально следят за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. Такие родители демонстрируют гиперопеку различной степени. Этот тип установления отношений доходит до тирании. До такой степени родитель или родители хотят знать малейшие проявления поведения и ребенка и принимают в них участие, зачастую подавляя инициативу самого ребенка. Дети долго не могут выдержать гиперопеки их действий. Они стараются уйти от объяснений, а заодно и от ответственности. И, конечно, в попытке отстраниться от сурового внимания семейного клана они чаще всего и попадают в такие компании, которые способны утешить ребенка и объяснить ему мотивы поведения родителей.

Семья разрозненная. Этот тип семьи приводит к тому, что ребенок живет, как в пустыне. Его родители ведут себя незаинтересованно по отношению друг к другу. Они изолированы друг от друга и обособленны. Основные конфликты связаны с нарушением этого обособления. Каждый родитель высоко ценит собственную свободу и собственное индивидуальное эмоциональное пространство. Им, как правило, дела нет и до своего ребенка. Отношения могут быть ровные, индифферентные, а могут создавать неблагоприятную атмосферу, где царит культ грубости, равнодушия, неуважения друг к другу. Как правило, это семьи, пребывающие на грани развода и не разводящиеся по каким-либо соображениям. Или, возможно, члены семьи проповедуют культ свободных отношений. Но какой бы ни была причина индифферентного отношения к ребенку, разрозненность формирует у него все ту же ненуж­ность своей семье, а возможно, и миру в целом. В этом случае Дети задают себе вопрос: «Зачем я пришел в этот мир, если я никому не нужен?». На этот страшный вопрос ребенок не всегда находит правильный ответ, что в значительной степени разрушает его душу.

Семьи со слабой воспитательной позицией. К этому типу можно отнести семьи с низким материальным или интеллектуальным уровнем, неполные или разрушенные семьи. Зачастую такие родители просто беспомощные люди, которые в силу своей неуверенности и педагогической неграмотности не успевают за прогрессом общества в отношении воспитания детей. Или, наоборот, имеют незыблемую позицию, отвергающую применение к детям какого-либо педагогического или психологического знания. Это приводит к безнадзорности детей, дискомфорту. Особенно, когда родители, не умея сопоставить индивидуальные достижения своих детей и цели их деятельности, предъявляют требования к ребенку, завышающие его возможности.

Сомневающиеся семьи возникают на почве чрезмерной мнительности родителей в отношении жизни и здоровья своего ребенка. Они постоянно в тревоге за его будущее, за его социальные связи. Дергают и нервируют ребенка, формируя в нем тревожность и неуверенность, приводящую к возникно­вению протеста вначале против такого обращения, а потом уж и против всего света. Родители, как правило, только ребенок чихнет, сразу же вызывают врача и требуют от него разного рода справки. Главная справка для ребенка, посещающего школу, в таких семьях это справка, дающая освобождение от физкультуры. Сомневающиеся родители также пристально следят за тем, как учитель оценивает деятельность их ребенка. При этом они делают то, чего категорически делать нельзя, обсуждают учителя и его отношение к ребенку при нем. В таких семьях вырастают или неврастеники, которые от малейшего дуновения ветерка сразу ложатся в постель и «умирают», или склочные, сварливые люди, которые считают, что весь мир к ним несправедлив.

Бескомпромиссные семьи. В таких семьях родители не идут на компромиссы и не пытаются исправить отрицательные черты своего характера даже ради мира и спокойствия в семье. Такие партнеры, как правило, нетерпимы друг к другу. Родители в таких семьях не имеют общей позиции. Их действия, как правило, разрозненные, их стремление достичь своих целей идет в разрез с ценностями остальных членов семьи. Они стремятся подчинить своей воле детей, и супругов, и родственников, жестко пресекают попытки воспротивиться, активно используют чужой труд. В таких семьях дети часто занимают позицию того или иного родителя, что разрушительно действует на детскую психику. Ребенок становится членом своеобразного военного союза. Такие отношения учат детей лавированию между членами семьи с целью занять выгодную позицию.

Представленная типология дает обобщенные представления о том, какие могут быть семьи, какие ценности проповедуют члены семей. Важно выделить одну мысль, что какой бы тип мы ни взяли, в основе взаимодействия детей, родителей и других родственников лежит мера родительского авторитета. Слабые родители (к примеру, сомневающиеся семьи), как правило, не имеют авторитета у своих детей, равно как и те семьи, в основе которых лежит насилие или отвержение ребенка. Истинный авторитет «зарабатывается» родителями, когда ребенок, по образному народному высказыванию, лежит еще поперек лавки.

Рекомендуем посмотреть:

Как правильно воспитывать ребенка? Когда начинать воспитание?

Семейные отношения

Уроки воспитания детей. Полезные советы для родителей

Светлана # 25 апреля 2012 в 00:07 +2
Гармония семейной пары
Замечено, что если муж и жена «совпадают» в плане физических данных — внешности, роста, конституции, то они полностью «совпадут» и в интимных отношениях.
Если супруги смеются, плачут и восхищаются над одним и тем же, одинаково переживают успехи и потери (свои или своих близких), значит, они находятся на одном духовном уровне.
Пословица: «У дураков мысли сходятся» — неверна в корне. Разумные супруги не то что говорят — они даже думают одновременно! А их взгляды на окружающий мир и происходящие в нем события всегда совпадают.
Семью можно назвать гармоничной, если в ней один супруг помогает другому осуществить свое предназначение и становится для него опорой, Другом и единомышленником. Даже если для этого приходится чем-то поступиться.