Урок литературы «Жизнь и творчество Достоевского», 10 класс
Конспект урока литературы для 11 класса. Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество
Цель: учащиеся должны открыть для себя Достоевского, подготовиться к восприятию его творчества, уяснить причины раздвоенности личности писателя, противоречивости его мировоззрения.
Оборудование: портрет работы В. Перова, фотографии из дома-музея Ф. М. Достоевского в Петербурге.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
II. Основная часть урока.
1-й блок. Что в имени тебе моем?
1. Имя Ф. М. Достоевского - ярчайшая страница русской литературы.
Учитель. Имя Ф. М. Достоевского является ярчайшей страницей русской литературы и всегда интересно читателям и исследователям его творчества. Огромный интерес к его личности и творчеству существует и в наше время. Почему?
Один из исследователей его творчества заметил: «Его герои... ближе к людям нашего, а не своего века...»
Л. И. Толстой (о Ф. М. Достоевском): «Человек, который весь борьба».
Ч. Айтматов: «И сегодня тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к человечности, к гуманизму».
Учитель. Достоевский писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.
Его романы интеллектуальные, философские, идеологические.
Современный критик Б. И. Курсов так отозвался о творчестве писателя: «Достоевский освещает каждого своего героя прежде всего определенным идейным светом, характеризует его как носителя той или иной идеи».
Основу конфликта в его романах составляет борьба идей, которые проходят через душу человека, сливаясь с его чувствами. И конфликт не только в разных характерах, из которых каждый стремится утвердить свою идею, но и в мучительной внутренней борьбе теории с жизнью в душе одного человека.
2. Анализ портрета Достоевского работы В. Перова.
Вывешивается портрет, учащиеся рассматривают его и рассказывают о своем восприятии.
Учитель. Б. В. Асафьев, советский композитор 1930 1940 годов, назвал этот портрет «мучительно-прекрасным».
В портретах В. Перова «нет ничего портретного». То есть нет тех классических приемов построения образа, которые использовались в академической и салонной живописи.
Казалось бы, портрет этот протокольно точен: художник не выпускает из виду ни единой черты внешнего облика писателя. И в то же время образ Достоевского полон внутреннего напряжения и сконцентрированности.
Композиция: герой картины изображен не снизу, а с довольно высокой точки, поэтому поза напряженная. На общей серо-желтой цветовой гамме - световые вспышки (белые и красные пятна).
Краски здесь не важны - это отвлекало бы от главных черт: серьезные глаза, сцепленные кисти рук, высокий лоб, взгляд, обращенный в себя.
Этот обращенный в себя взгляд поразил художника. На портрете нет фона, и это не случайно. Внимание обращено на разыгрывающуюся перед нами духовную драму.
Портрет воспринимается как особого рода картина. Тема ее - внутренняя драма сложного и большого человека.
По глубине психологического анализа этот портрет превосходит все портреты Перова. В нем много общего с картиной И. Крамского «Христос в Пустыне» (1872 г.). (Портрет Достоевского гоже написан в 1872 году.)
Сравните: что в них общего? (В обоих случаях перед нами - люди сомневающиеся, страдающие, внутренне раздвоенные. Изображаются они в почти одинаковых позах и с одним и тем же жестом сомкнутых рук. Эти портреты — этапные в русской живописи. Вместе с картиной Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея» и Репина «Бурлаки на Волге» они знаменовали вступление русского реализма в пору высочайшей идейной и художественной зрелости.)
3. Мир Ф. М. Достоевского.
Учитель. Мы всматриваемся в портрет писателя и оказываемся в мире Ф. М. Достоевского.
Само сочетание «мир Достоевского» в высшей степени органично, так как предполагает стирание грани между творческим миром и реальной биографией, между вымыслом и реальностью.
К. Мочульский (исследователь творчества Достоевского): «Жизнь и творчество Достоевского неразделимы. Он жил в литературе, она была его жизненным делом и трагической судьбой».
- Мир Достоевского: что же это такое?
Отметим некоторые характерные признаки.
• Этот мир населен:
- собственными героями, «взятыми из сердца»;
- героями - «литературными двойниками», из разных стран и эпох.
• Вся культура (русская и европейская) вошла в концентрированном виде в плоть и кровь его творений, стала частью грандиозного целого.
• Доминанта его творчества - боль. Не только за человека, но и за человечество.
Боль есть у всех писателей, но у всех разная:
- у Некрасова - от социального зла;
- у Фета - от красоты;
- у Блока - от столкновения мечты и грязной действительности;
у Ахматовой - от недостижимости любви; у Рубцова - боль за Россию.
У Достоевского за вес. И от социального зла («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные»), и от несовершенства человека («Двойник», «Записки из подполья») и так далее.
• Почти каждая строка Достоевского заставляет читателя мучиться и страдать. Зачем это?
Раскольников в беседе с Порфирием Петровичем скажет: «Страдание и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть».
2-й блок. Жизнь и творчество.
Учащиеся работают с учебником и заполняют таблицу. Цель данной работы - разрешить проблему: почему так сложен и противоречив внутренний мир Достоевского? В чем истоки его раздвоенности?
Этапы жизни. Взгляды |
Отражение переживаний в творчестве |
Тематика и проблематика произведений |
|
|
|
Примечание. Содержание таблицы авторы-составители не приводят, так как считают, что каждый учитель прекрасно знает, что именно должно быть отражено в работе.
III. Заключительная часть. Подведение итогов урока.
Учитель. Достоевский не снимал трагических противоречий жизни и вместе е тем несокрушимо верил в способность человека познать завещанную ему истину, постигать красоту, творить добро и наделил этими качествами многих своих героев.
Творчество Достоевского резко выделяется на фоне литературы XIX века. Оно генетически связано с искусством Возрождения, с европейским романтизмом, с творчеством Пушкина и Гоголя, но основано на новой концепции человека.
Домашнее задание.
Учитель. Сегодня мы с вами попытались заглянуть в мир Ф. М. Достоевского. На следующем уроке нам предстоит пройтись по улицам его Петербурга. Чтобы прогулка получилась полезной, вам необходимо:
1) Перечитать и проанализировать главы романа «Преступление и наказание»:
Часть 1, главы 1,2 - Какими мы видим улицы Петербурга?
Часть 1, глава 3 - письмо матери. Как оно воздействует на Раскольникова?
Часть 2, глава 7 - сцена смерти Мармеладова.
Часть 4, глава 4 - описание комнаты Сони.
Часть 5, главы 2, 3 - поминки у Мармсладовых.
Часть 5, глава 5 - Катерина Ивановна е детьми на улицах Петербурга.
2) Проанализировать эпизоды:
«Сон Раскольникова» - часть 1, глава 5.
«Встреча с девочкой на бульваре» - часть 1, глава 4.
3) Индивидуальные задания.
Рассказать о семье Мармеладовых. Мать и сестра Родиона Раскольникова.
4) Исследование: «Роль пейзажа в романе». Часть 1, глава 1; часть 1. глава 5; часть 2, глава 6 и
часть 1, глава 6; часть 3, глава 6; часть 6, глава 6, сопоставить эти пейзажи.
Рекомендуем посмотреть:
Нет комментариев. Ваш будет первым!